Автор: Одуева Ирина Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад комбинированного вида №218
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Формирование элементарных математических представлений дошкольников, с использованием дидактических и развивающих игр.
Тема: "Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП
Раздел: дошкольное образование
Формирование элементарных математических представлений
дошкольников, с использованием дидактических и развивающих игр.
Одуева Ирина Дмитриевна
МДОУ Детский сад № 218, г.Саратов
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений,
понятий.
Игра
это
искра,
зажигающая
огонек
пытливости
и
любознательности». В.А. Сухомлинский.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет
математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка
зрения,
выражаемая
словами:
Не
каждый
будет
математиком,
безнадежно
устарела.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует
развитию
памяти,
речи,
воображения,
эмоций;
формирует
настойчивость,
терпение,
творческий потенциал личности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому
ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра
требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра
естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно
детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре
ребенок
радостно
и
легко,
как
цветок
под
солнцем,
раскрывает
свои
творческие
способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность,
фантазию,
память,
учится
размышлять,
анализировать,
преодолевать
трудности,
одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым
необходимо
уделять
большое
внимание.
Основное
назначение
дидактической
игры
обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов,
чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность
формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Основополагающими
принципами
являются:
развитие
элементарных
математических представлений у дошкольников будет успешным, если: -учитываются
особенности психики ребенка; -учитываются общие особенности детей; - воспитатель
ориентируется
на
развитие
личности
дошкольника;
-
используются
специальные
методические материалы по математике для работы с детьми. Сроки работы: 1 этап -
подготовительный
(июль
-
август);
2
этап
-
основной
(сентябрь
-
май);
3
этап
-
аналитический
(май).
Содержание
каждого
этапа:
На
подготовительном
этапе
разрабатывается
системный
комплекс
образовательной
деятельности,
связанный
с
формированием элементарных математических представлений у детей с использованием
дидактических
игр.
Основной
этап
предполагает
проведение
образовательной
деятельности
по
формированию
элементарных
математических
представлений
с
использованием дидактических игр в течение учебного года. На заключительном этапе
анализируются результаты проведенной работы и планируется ее усовершенствование
Предполагаемый
конечный
результат:
использование
дидактических
игр
способствует
формированию элементарных математических представлений дошкольников.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой
требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре,
как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без
активной деятельности - всегда плохая игра". - Дидактизм в игре должен сочетаться с
занимательностью,
шуткой,
юмором.
Увлечение
игрой
мобилизует
умственную
деятельность, облегчает выполнение задачи.
Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он
вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Дидактическая
игра
является
практической
деятельностью,
в
которой
дети
используют
знания,
полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том,
что
она
создает
жизненные
условия
для
разнообразного
применения
знаний,
для
активизации умственной деятельности. Под дидактической игрой подразумевают такую
деятельность,
смысл
и
цель,
которой
дать
детям
определенные
знания
и
навыки.
Дидактические
игры,
следовательно,
это
игры,
предназначенные
для
обучения.
Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель
дидактических игр учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и
прививать им положительные черты характера. Поскольку в дидактических играх задачи
умственного
воспитания
сочетаются
с
деятельностью,
наиболее
естественной
и
подходящей для детей, они являются эффективным средством обучения и воспитания
детей дошкольного возраста. Дидактическую игру можно использовать в дошкольном
обучении довольно широко. Поскольку дидактическая игра помогает в усвоении новых
знаний и в закреплении пройденного материала, она становится очень целесообразным
дополнением, а также специальным видом знаний детей в детском саду. Дидактическую
игру можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Дидактическая игра это
практическая деятельность, с помощью которой можно проверить, усвоили ли дети знания
обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять, когда это нужно.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает
как
самостоятельный
метод
обучения.
С
её
помощью
формируются,
уточняются
и
закрепляются
представления
детей
о
числах,
об
отношениях
между
ними,
о
геометрических
фигурах,
временные
и
пространственные
отношения.
Дидактические
игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, мышления, речи. Они могут
видоизменяться
по
мере
усложнения
программного
содержания,
а
использование
различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее
привлекательной для детей. Дидактическая игра должна сохранять свойственный играм
занимательный
и
эмоциональный
характер,
благодаря
чему
повышает ся
работоспособность детей во время образовательной деятельности. Успешность усвоения и
закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного
руководства.
Благодаря
обучающей
задаче,
облеченной
в
игровую
форму
(игровой
замысел),
игровым
действиям
и
правилам
ребенок
непреднамеренно
усваивает
определенное
познавательное
содержание.
Все
виды
дидактических
игр
являются
эффективным
средством
и
методом
формирования
элементарных
математических
представлений.
Список используемой литературы
1.Арапов-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений,
М. Мозайка-синтез, 2006 г.
2.
З.А.
Михайлова,
Э.Н.
Иоффе.
Математика
от
трех
до
семи:
учебно-методическое
пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009 г.