Напоминание

"Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП


Автор: Одуева Ирина Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад комбинированного вида №218
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Формирование элементарных математических представлений дошкольников, с использованием дидактических и развивающих игр.
Тема: "Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование элементарных математических представлений

дошкольников, с использованием дидактических и развивающих игр.

Одуева Ирина Дмитриевна

МДОУ Детский сад № 218, г.Саратов

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений,

понятий.

Игра

это

искра,

зажигающая

огонек

пытливости

и

любознательности». В.А. Сухомлинский.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет

математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка

зрения,

выражаемая

словами:

Не

каждый

будет

математиком,

безнадежно

устарела.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует

развитию

памяти,

речи,

воображения,

эмоций;

формирует

настойчивость,

терпение,

творческий потенциал личности.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования

дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому

ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра

требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра

естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно

детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре

ребенок

радостно

и

легко,

как

цветок

под

солнцем,

раскрывает

свои

творческие

способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность,

фантазию,

память,

учится

размышлять,

анализировать,

преодолевать

трудности,

одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым

необходимо

уделять

большое

внимание.

Основное

назначение

дидактической

игры

обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов,

чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность

формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Основополагающими

принципами

являются:

развитие

элементарных

математических представлений у дошкольников будет успешным, если: -учитываются

особенности психики ребенка; -учитываются общие особенности детей; - воспитатель

ориентируется

на

развитие

личности

дошкольника;

-

используются

специальные

методические материалы по математике для работы с детьми. Сроки работы: 1 этап -

подготовительный

(июль

-

август);

2

этап

-

основной

(сентябрь

-

май);

3

этап

-

аналитический

(май).

Содержание

каждого

этапа:

На

подготовительном

этапе

разрабатывается

системный

комплекс

образовательной

деятельности,

связанный

с

формированием элементарных математических представлений у детей с использованием

дидактических

игр.

Основной

этап

предполагает

проведение

образовательной

деятельности

по

формированию

элементарных

математических

представлений

с

использованием дидактических игр в течение учебного года. На заключительном этапе

анализируются результаты проведенной работы и планируется ее усовершенствование

Предполагаемый

конечный

результат:

использование

дидактических

игр

способствует

формированию элементарных математических представлений дошкольников.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой

требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре,

как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без

активной деятельности - всегда плохая игра". - Дидактизм в игре должен сочетаться с

занимательностью,

шуткой,

юмором.

Увлечение

игрой

мобилизует

умственную

деятельность, облегчает выполнение задачи.

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он

вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Дидактическая

игра

является

практической

деятельностью,

в

которой

дети

используют

знания,

полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том,

что

она

создает

жизненные

условия

для

разнообразного

применения

знаний,

для

активизации умственной деятельности. Под дидактической игрой подразумевают такую

деятельность,

смысл

и

цель,

которой

дать

детям

определенные

знания

и

навыки.

Дидактические

игры,

следовательно,

это

игры,

предназначенные

для

обучения.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель

дидактических игр учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и

прививать им положительные черты характера. Поскольку в дидактических играх задачи

умственного

воспитания

сочетаются

с

деятельностью,

наиболее

естественной

и

подходящей для детей, они являются эффективным средством обучения и воспитания

детей дошкольного возраста. Дидактическую игру можно использовать в дошкольном

обучении довольно широко. Поскольку дидактическая игра помогает в усвоении новых

знаний и в закреплении пройденного материала, она становится очень целесообразным

дополнением, а также специальным видом знаний детей в детском саду. Дидактическую

игру можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Дидактическая игра это

практическая деятельность, с помощью которой можно проверить, усвоили ли дети знания

обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять, когда это нужно.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает

как

самостоятельный

метод

обучения.

С

её

помощью

формируются,

уточняются

и

закрепляются

представления

детей

о

числах,

об

отношениях

между

ними,

о

геометрических

фигурах,

временные

и

пространственные

отношения.

Дидактические

игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, мышления, речи. Они могут

видоизменяться

по

мере

усложнения

программного

содержания,

а

использование

различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее

привлекательной для детей. Дидактическая игра должна сохранять свойственный играм

занимательный

и

эмоциональный

характер,

благодаря

чему

повышает ся

работоспособность детей во время образовательной деятельности. Успешность усвоения и

закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного

руководства.

Благодаря

обучающей

задаче,

облеченной

в

игровую

форму

(игровой

замысел),

игровым

действиям

и

правилам

ребенок

непреднамеренно

усваивает

определенное

познавательное

содержание.

Все

виды

дидактических

игр

являются

эффективным

средством

и

методом

формирования

элементарных

математических

представлений.

Список используемой литературы

1.Арапов-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений,

М. Мозайка-синтез, 2006 г.

2.

З.А.

Михайлова,

Э.Н.

Иоффе.

Математика

от

трех

до

семи:

учебно-методическое

пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009 г.



В раздел образования