Кадровая политика и организация управления кадровым потенциалом
Автор: Вышемирская Зинаида Шарабуттиновна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 Населённый пункт: Краснодарский край, Гулькевичский район Наименование материала: методический материал Тема: Кадровая политика и организация управления кадровым потенциалом Раздел: дошкольное образование
Кадровая политика и организация управления кадровым потенциалом
организации
Управление кадрами на практике заключается в формировании системы
управления кадрами; планировании кадровой работы и разработке оперативного
плана кадровой работы; проведении маркетинга кадров предприятия; определении
кадрового потенциала предприятия и потребности его в персонале.
Основные
положения
программы
управления
кадровым
потенциалом
сводятся к следующему:
Постановка целей и задач управления кадровым потенциалом. Основная
цель состоит в обеспечении успешной работы предприятия в условиях рыночной
экономики. В качестве задач, влияющих на масштабы кадрового потенциала, его
эффективное использование, можно поставить следующие:
-квалифицированное развитие персонала;
-создание оптимальных условий для эффективной работы кадров.
Определение содержания и участников управления кадровым потенциалом.
Необходимым
условием
решения
управленческих
задач
является
наличие
высококвалифицированного персонала, готового к овладению новыми знаниями.
В этой связи возрастает роль управления кадровым потенциалом как особого вида
деятельности, включающего: определение потребности в персонале; привлечение
персонала
его
отбор;
расстановку
персонала;
подготовку,
переподготовку,
повышение
квалификации;
мотивацию
развития
персонала;
оценку
эффективности управления.
Политика в области продвижения персонала
Обучение ИКТ необходимая
составная
часть
внедрения
современных
технологий.
Обязательное обучение охране
труда,
техники
безопасности,
другим
аналогичным направлениям, предписываемым действующим законодательством.
Профессиональное повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
Мероприятия по формированию кадрового потенциала в организации
Повышение квалификации
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости
от
кадров.
Отсутствие
существенных
мер
по
социальной
защите
кадрового
персонала
системы
дошкольного
образования
привело
к
оттоку
наиболее
квалифицированных
педагогов
из
дошкольных
учреждений
в
другие
сферы
деятельности.
И
в
тоже
время
приходят
кадры,
не
имеющие
специального
дошкольного
образования.
А
всё
это
ведёт
к
снижению
общего
профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности.
В детском саду необходимо ввести следующие формы методической работы:
-консультации (индивидуальные и групповые);
-обучающие семинары;
-педагогические советы;
-изучение лучшего опыта педагогов;
-работа в центрах в период развития;
-смотры-конкурсы;
-мастер - классы.
Оптимальным вариантом методической работы в детском саду являются:
Советы
педагогов ,
рассматривающие
различные
аспекты
деятельности
ДОУ.
обсуждаются
основные
вопросы
воспитания
и
обучения
дошкольников,
анализируются
недостатки,
принимаются
решения
для
их
устранения,
организуется обмен опытом работы;
Обучающие семинары - являются наиболее продуктивной формой повышения
квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их
теоретической
подготовке.
Педагогам
заранее
предлагаются
задания,
которые
позволяют
каждому
развивать
педагогические
способности,
педагогическое
мышление, коммуникабельность.
Консультации заранее
планируются
и
отражаются
в
годовом
плане
ДОУ.
Предварительная
подготовка
к
консультации
включает
анализ
литературы,
отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного
возраста,
выстраивание
структуры
консультации,
определение
её
содержания,
подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.
Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения
профессиональной
компетентности
педагогов
играют открытые
просмотры
занятий.
Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт,
осознать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенности учебно-
воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в
группе.
Изучение лучшего опыта педагогов позволяют решить ряд вопросов, таких как:
-целенаправленное накопление педагогических материалов;
-анализ
результатов
деятельности
по
определённому
направлению
образовательной работы;
-взаимодействие всех специалистов ДОУ.
Формы распространения педагогического опыта в ДОУ:
-открытые занятия и мероприятия;
-выступления «Из опыта работы» на Совете педагогов;
-семинары;
-участие в конкурсах:
-Городские
-Всероссийские («Открытый урок», «Педагогические инновации» и др.)
Педагогические
тренинги. Содержание
тренингов
включает
индивидуальную
работу по анализу педагогических проблем:
-работу с группой педагогов по решению поставленной поисковой задачи;
-проведение деловой игры;
-создание методических рекомендаций.
Темы тренингов:
Смотр-конкурс -
это
способ
проверки
профессиональных
знаний,
умений,
навыков,
педагогической
эрудиции,
возможность
оценивать
результаты
путём
сравнения своих способностей с другими. В детском саду традиционно можно
проводить конкурсы:
1.«Лучшая группа»
2.«Яркая клумба»
3.«Воспитатель детского сада»
Мастер
-
класс. С
целью
создания
условий
для
развития
педагогического
и
методического
материала
педагогов,
организации
консультирования
педагогических
работников
детского
сада
по
проблемам
совершенствования
профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий,
мероприятий
и
их
учебно-методического
и
материально
-
технического
обеспечения.
Организация
опытно-поисковой,
инновационной
и
проектно-
исследовательской деятельности образовательного учреждения, направленной на
основании новых педагогических технологий, разработку авторских программ.
В
результате
данных
мероприятий
предполагается
качественное
изменение
организации методической работы, т.е. приведение её в систему:
-повышение профессиональной компетентности педагогов;
-изменение форм и стилей общения с детьми;
-изменение предметно - развивающей среды групп и кабинетов;
-организация работы по приоритетному направлению ДОУ;
-качественная организация воспитательно-образовательного процесса;
-активизация работы с родителями;
-разработана и утверждена Программа развития и Образовательная программа
ДОУ;
-повышение имиджа ДОУ;
-создание партнерских отношений с учреждениями города.
Таким
образом,
работа
с
педагогами
по
повышению
профессиональной
компетентности
должна
обеспечить
стабильную
работу
педагогического
коллектива,
полноценное,
всестороннее
развитие
и
воспитание
детей,
качественное
усвоение
ими
программного
материала
в
соответствии
с
возрастными и индивидуальными особенностями.
Политика в области мотивации персонала
Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он может
изменяться в процессе работы, как в сторону увеличения, так и уменьшения и в
значительной
степени
связан
с
мотивацией.
Для
создания
в
образовательном
учреждении
условий,
мотивирующих
работников
на
более
качественное
выполнение своих должностных обязанностей и заинтересованность в результатах
своей
деятельности, руководителю
необходимо
учитывать
уровень
трудового
потенциала, как отдельных работников, так и групп.
Понятие
мотивации
у
работников
чаще
всего
связано
с
материальным
стимулированием. При этом, по мнению большинства работников, важно «не
столько сколько, сколько за что», т.е. критерии материального стимулирования
должны
быть
понятными,
а
порядок
стимулирования
прозрачным.
Не
менее
значимо, особенно для педагогических работников, моральное стимулирование,
включающее в себя такие социальные аспекты, как комфортные условия труда,
отражающие заботу администрации, возможность реализации своих творческих
интересов,
наличие
условий
для
самосовершенствования
и
признание
достижений.
Система стимулирования:
Премиальная система
Льготы и компенсации
Моральное поощрение
Права и обязанности педагогических работников:
Педагогические работники имеют право:
- участвовать в управлении образовательным учреждением;
- работать в педагогическом совете;
- обсуждать и принимать «Правила внутреннего трудового распорядка»;
- обсуждать и принимать решения на общем собрании трудового коллектива;
- защищать свою профессиональную честь и достоинство;
- осуществлять свободу выбора и использование методик воспитания и обучения,
учебных пособий и материалов, учебников;
- повышать квалификацию;
-
аттестоваться
на
добровольной
основе
на
первую
или
высшую
квалификационную категорию;
- работать по сокращенной (не более 36 часов) рабочей неделе, получать пенсию
по выслуге лет, (за исключением заведующего, зам. заведующего), длительный до
одного года отпуск через каждые 10 лет непрерывной работы;
- получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ,
а также дополнительные льготы, устанавливаемые Учредителем.
Педагогические работники обязаны:
- удовлетворять требования соответствующих квалификационных характеристик;
- выполнять Устав ДОУ и «Правила внутреннего трудового распорядка»;
-
поддерживать
дисциплину
в
ДОУ
на
основе
уважения
человеческого
достоинства детей. Применение методов физического и психического насилия по
отношению к детям не допускается;
- принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей
(законных представителей);
-
проходить
периодически
по
приказу
заведующего
ДОУ
бесплатные
медицинские обследования за счет средств бюджета Учредителя;
- выполнять условия родительского договора; сотрудничать с семьей ребенка по
вопросам воспитания и обучения;
-
своевременно
устранять
неполадки,
имеющиеся
в
группе
и
на
игровых
площадках с целью предотвращения детского травматизма;
- обеспечивать выполнение утвержденного режима дня;
- выполнять требования должностных инструкций.
Заведующий МБДОУ д/с № 1 г. Гулькевичи Краснодарского края
З.Ш. Вышемирская