Напоминание

Психолог-лидер народа и подростков


Автор: Назиле Хан-Ахмедовна Омарова
Должность: Педагог психолог
Учебное заведение: Педагог психолог
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Ярагский -пример подрастающему поколению
Тема: Психолог-лидер народа и подростков
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ

СОШ

№58

Тема

проекта

:

«

Мухаммад

Ярагский

-

духовный

лидер

и

наставник

».

Симпозиум

4.

Социально

-

гуманитарные

и

экономические

науки

.

Секция

: «

Человек

в

истории

»

Подготовила

:

Омарова Н.Х-А.

Содержание

1.

Аннотация

2.

Ведение

3.

Формирование мыслителя

4.

«Новое учение» Ярагского

5.

Вхождение в газават

6.

Освободительная борьбы

7.

Учёба в селении Апши

8.

Исход жизни

9.

Заключение

10. Список использованной литературы

Аннотации

Цель

работы

1.

Изучение жизни и творчества Мухаммада Ярагского

2.

Рассмотрение учений шейха Ярагского

3.

Сохранение культурного наследия и истории великих деятелей

4.

Исследование истории развития ислама

5.

Изучение событий Кавказской войны

6.

Рассмотрение исторических фактов

Методы

и

приёмы

1.

Поиск источников и архив

2.

Опрос и беседа

3.

Аналогия

4.

Сравнение и сравнительно-исторический метод

5.

Фотографии и съёмка

6.

Анализ и синтеза

Выводы

Досточтимый шейх Мухаммад Ярагский внёс огромный вклад в историю и духовную

культуру родного края. Ему было суждено стать связующим звеном между жителями

Кавказа в их справедливой борьбе за религиозное самоопределение, социальное

освобождение, национальную независимость, общее самоуправление.

Освободительное движение горцев, духовным предводителем которого явился шейх

Мухаммад Ярагский, безусловно, принесло свои позитивные плоды. С уверенностью

можно заявить, что если бы не деятельность шейха Ярагского и его преемников, то от

истинной религии Всевышнего и национальной свободы у нас осталось бы лишь

название, а не суть и содержание.

Новизна

работы

Новизна данной исследовательской работы заключается в том, что никогда ранее

ни в печати, ни на телевидении, ни в интернете о подробном учении Мухаммада

Ярагского не говорилось.

Введение

"Человек должен верить во что-то одно, единственное, то, что он признаёт лучшим на

свете и это единственное, наше высшее благо, есть вера наших отцов,"- Мухаммад Ярагский.

Этот великий религиозный и духовный деятель считал, что вера есть знание смысла

человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живёт. Вера есть

сила жизни. Если человек живёт, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для

чего-нибудь надо жить, то он бы не жил.

Эта научная работа, созданная мной, актуальна по причине того, что современная

общественность Дагестана и окружающих его государств Кавказа и Средней Азии мало что

знает о Мухаммаде Ярагском. Да, все знают, что он был учителем и наставником великих

дагестанских имамов Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля, духовным предводителем

национально-освободительной борьбы горцев Дагестана и Чечни в 20-50 годах XIX века. Но

подробное описание его учения и жизни до сей поры не было раскрыто. В своей научной

работе я бы хотела представить полное содержание его жизни и стремление распространить

ислам среди разных народов Дагестана.

Молчит историческая наука, молчит и философия с филологией, хотя Ярагский внёс такой

вклад в историю родного края и в целом Дагестана, в нашу духовную культуру и горскую

демократию, который делает честь и ему самому, и дагестанскому народу. По стечению

исторических условий ему суждено было стать выразителем тенденции к объединению

жителей Дагестана в их справедливой борьбе за социальное освобождение, национальную

независимость, общее самоуправление и религиозное самоопределение в Российской

империи.

Между тем дело и учение Ярагского преданы забвению, а наиболее невежественные

«ценители» национально-духовного наследия отводят ему роль «реакционера» и

мусульманского «фанатика». Но он, к счастью, вошёл в отечественную историю, в историю

интеллектуального процесса как великий глашатай свободы человека, независимо от

вероисповедания, национальности и подданства. Он первый в мусульманской религиозно–

философской мысли провозгласил лозунг «свободного человека». Его учение о свободе

мусульманина, суть которого выражена в лозунге «Кто мусульманин, тот должен быть

свободный человек, и между всеми мусульманами должно быть равенство», дало

идеологическую санкцию на массовые мусульманско-освободительные движения в

обширном исламском мире, изнывавшем под социальным, национальным и духовным гнётом

европейских и североамериканских наций.

Освободительное движение горцев Дагестана и Чечни, духовным предводителем которого

явился Мухаммад Ярагский, хотя и было подавлено военными методами крупнейшей в мире

империей, продолжалось и во все последующие годы.

Изучение историй таких великих духовных деятелей, как Мухаммада Ярагского,

необходимо потому, что в сердце того, кто изучает эти истории, поселяется терпение, и от

этого ему легче придерживаться пути веры, сколько бы бед и невзгод ни постигло его в

земной жизни. Потому что примером для него будут служить те, кто не проявлял нерадение в

религии, несмотря на, что их постигали несравнимо большие беды и невзгоды, которые им

приходилось переносить. Изучая историю праведников, мы узнаём свою истинную цену,

осознаём насколько, мы слабы и нерадивы в вере. Познание своей истинной сущности

помогает нам изгнать из сердца гордыню, самодовольство и подобные духовные пороки,

которые приводят нас к несчатью в мире вечном.

Формирование

мыслителя

О житейской биографии Мухаммада Ярагского написано очень мало. За

исключением трёх-пяти событий из его почти семидесятилетнего жизненного пути

мало что известно. Лишь родной сын Ярагского опубликовал материалы его биографии.

Между тем, чтобы непредвзято судить о предназначении дела и учения Мухаммада

Ярагского, надо знать тот жизненный путь, по которому он пришёл к сознанию

концепции свободного человека, особенно мусульманина. Ведь учение- это ничто иное,

как результат его многолетней напряжённой духовно-исторической деятельности, плод

тяжелейшего умственного труда.

Тот факт, что Мухаммад родился и большую часть своей жизни провёл на своей

родине, в лезгинском селении Вини-Яраг, а селение это расположено на территории

Кюры, уже содержит массу исторической информации.

Гасан Алкадри в своей книге «Асари Дагестан» сообщает, что отцом будущей

аульской знаменитости был лезгин по имени Исмаил, а добавление к его имени титула

«мулла» указывает на род его занятий. Подробности его проповеднической

деятельности неизвестны. Можно лишь предположить, что, во-первых, муллой мог

быть только верный исламу священнослужитель и, во-вторых, судя по рассказам

старожилов о том, что будущий сын его, прозванный Магомедом, прошёл

первоначальный курс учёбы в отцовской религиозной школе (мактабе) , он был

образованным человеком.

Что же касается времени рождения и смерти Мухаммада, сына Исмаила-эфенди,

то пока нет единой точки зрения о времени рождения его. Наиболее распространённой

является версия, согласно которой Мухаммад Ярагский родился в 1771 году и умер в

1838.

Известно, что шейх Магомед-эфенди закончил полностью курс наук и знаний в

Кюренском округе и остальном Дагестане. Однако не указаны названия учебных

заведений. Мухаммад Ярагский начал своё образования с чтения арабской грамоты. По

завершении Мухаммадом первого полного чтения текста Корана родители

организовали семейный праздник, куда были приглашены влиятельные люди аула. Сын

получил подарки, самым дорогим среди которых был родовой Коран.

После окончания отцовской школы Мухаммад в пределах Кюры мог отправиться

на продолжение учёбы разве только в Ага-Стальское медресе. К этому же времени, по

традициям, будучи довольно в раннем возрасте, женился на ахтынке, дочери известного

педагога и учёного. Учёба у него могла быть достойным и полезным и достойным для

молодого зятя занятием.

Дальнейшее образование Мухаммад Ярагский получил в Согратлинской

мусульманской школе. Выбор Согратля объяснялся разными причинами. Во-первых, в

Дагестане талантливые люди получали образование в разных исламских центрах, что

давало возможность освоить различные формы и методы учёбы, пройти школу разных

по педагогическому опыту алимов, заодно и приобщиться к этническим, историческим

и культурным ценностям разных народов Дагестана. Во-вторых, в Согратле собралась

группа весьма одарённых учителей по наиболее престижным научным дисциплинам.

В процессе написания своей исследовательской работы, я обнаружила, что

учителями Мухаммада Ярагского были сравнительно известные в те времена учителя.

Среди них Абдулла-эфенди, который преподавал ему математику и астрономию. Отец

Магди-Магомеда-эфенди – Магди-Магомед (старший) преподавал ему естествознание и

философию. Вопросам богословия и шариата обучал его Ибрагим-Дибир. Также его

учителями были Хасан ал-Кудали и Сайд ал-Аракани.

Магомед из Ярага жил, учился, а затем и занимался науками в условиях

возрождения арабской культуры в Дагестане. это культурное движение происходило в

XVIII-XIX веках, вовлекая в свою орбиту всё более широкие массы населения. Но в

исламских учебных заведениях горцы получали наряду с религиозным и солидное

светское образование. Во время учёбы у Мухаммада Ярагского одновременно

формировались философская, естественнонаучная и религиозная картины бытия. Они

то противоречили друг другу, то, напротив, дополняли, придавая душе гармонию.

Только, пройдя первоначальный курс учёбы, сын муллы Исмаила-эфенди получил

большую или меньшую известность среди учителей и учеников. Он уже понимает

смысл прочитанного, сам сочиняет по-арабски письма, рассказы, но что-либо

переводить из Корана ещё не смеет.

Мухаммад Ярагский получил ещё литературоведческое и поэтическое образование.

Очередным этапом учения ярагца стало юридическое образование..

Мухаммаду Ярагскому было далеко за двадцать пять лет, когда он, завершив курс

науки и знаний в Кюринском округе и в остальном Дагестане, возвратился на родину, в

Вини-Яраг. Сельчане встретили его весьма радушно, а спустя некоторое время он

приобрёл неподдельный авторитет в народе. В селении началась усиленная

проповедническая деятельность Мухаммада Ярагского. Началась кипучая деятельность

реформы ярагской школы и её преобразованию в авторитетный исламский

образовательный центр. Наиболее известными питомцами ярагской школы стали

Гаджи-Абдулла, Абдул-Халим,Мухаммад Гуйминский, Ташав Эндиреевский, Гаджи-

Амирали, Казикумух Джемалутдин, Хас-Магомед, а также будущие имамы Дагестана

Кази-Магомед и Шамиль.

Дальнейший жизненный путь и образ мыслей Мухаммада Ярагского определились

крутым поворотом исторических событий, охвативших Лезгистан, Дагестан, Ширван,

страны Передней Азии и Восточной Восточной Европы.

Ещё с давних лет лезгины предприняли попытку образовать своё

общенациональное владение. Постановка такой цели обуславливалась, с одной

стороны, политической раздробленность Лезгистана, а с другой стороны,

превращением его в своего рода «яблоко раздора» между крупными соседними

державами. В годы жизни Мухаммада Ярагского этими державами были предприняты

массовые попытки по захвату Восточного Кавказа.

В этой экстраординарной политической обстановке Ярагский поначалу испытывал

глубокое духовное беспокойство. Характер у Мухамада сформирорвался такой, что он

не мог равнодушно взирать на торжествующую несправедливость, но и не был столь

неразумен, чтобы выйти на сельскую площадь и звать население к неповиновению

военно-полицейским властям. Мухаммад Ярагский выбрал третий путь, путь, который

в исламе с давних времён получил название «тарикат». Естественно, ярагский

проповедник не сразу пришёл к нему. Он вступил на путь тариката в 1237 (1821)

году в возрасте 51 года. В истории Лезгистана он совпадает со временем полного его

покорения российской армией и заключение повторного соглашения с Аслан-ханом на

управление Кюрой.

Тарикат в переводе с арабского означает «путь». По утверждению арабских

историков, тарикат является главным течением ислама, поскольку его основателем

принято считать самого пророка Мухаммада Накшабандийского, изложившего

тарикатовские идеи в своём «Коране». От других сект накшбандийский тарикат

отличается самозабвенным стремлением верующего растворить в идее Бога.

Тарикатист полностью отдаёт свою жизнь, помыслы, мечты, желания, страсти,

интересы, любовь Аллаху.

Ярагский стал основателем тридцать второй тарикатской секты, известной истории.

Вступлению Мухаммада Ярагского на путь тариката предшествовала его встреча с

Гаджи-Исмаилом из Ширванского ханства, селения Кюрдамир. И именно он стал

наставником и учителем Мухаммада Ярагского. Получив титул «старшего мюршида

Дагестана» , Ярагский всерьёз устремился наставлять народ на путь истины. Учение

его складывалось из идей, заложенных в Коране, взглядов столпов традиционного

накшбандийского тариката, ряда мыслей суфизма, в части философии аль-Газали, и

собственных убеждений, выражающих индивидуальное миропонимание и специфику

духовных запросов населения в конкретных исторических условиях.

«

Новое

учение

»

Мухаммада

Ярагского

Страстное увлечение мюршида и Кюры исправительным тарикатом

продолжалось недолго. Уже к лету 1823 года в Лезгистане, а именно в Кюре,

развернулись события, которые взбудоражили все слои населения. Перейдя с юга

бродом реку Самур, значительные армейские части, направленные генералом А. П.

Ермоловым, вторглись в кюринские владения. Поход совершался для наказания

кюринских жителей, вызвавших гнев властей неповиновением. В условиях растущего

обострения противоречия между привыкшим к свободе населением и требующим

полного повиновения властям тарикат резко терял авторитет и влияние в массах.

По свитедельству одних историков и информаторов к 1823, а других- к 1824 году

относится одно из первых обращений имама Мухаммада к народу, где отразилась

эволюция его политических и религиозных взглядов. Это был уже совершенно иной

идеолог, он не отказывался от тариката, но не ограничивался им. Он пришёл к той мысли,

что тарикат не существует без шариата.

Публичное выступление Ярагского мыслителя было столь неожиданным и актуальным

по своему идейному содержанию, что народные массы Лезгистана, Дагестана и Ширвана

восприняли его очень восторженно. Оно положило начало «новому учению» Мухаммада

Ярагского, которое в историческое сознание и науку вошло под названием «кавказский

мюридизм». Автор сам знает, что создаёт нечто совершенно оригинальное и

парадоксальное, не имеющее близкой аналогии в истории мусульманской религии,

философии и социально-политической мысли. По своему значению это учение даже

надысламская, сформулирована в светско-философских рассуждениях. Его

центрообразующей идеей выступает суждение : «Кто мусульманин, тот должен быть

свободный человек, и между всеми мусульманами должно быть равенство».суждение

явно светское, ибо не содержит даже намёка на «божьего раба».

Верховный мюршид Лезгистана и Дагестана ставит вопрос о свободе мусульманина

шире, чем в религиозном аспекте. Его заботит освобождение мусульманина из-под

угнетения своих же мусульманских владык. Следовательно, Ярагский призывает ради

избавления не только от всё более ужесточающейся российской деспотической власти,

но и от власти местных, лезгинских, татарских, табасаранских, лакских и иных

«мусульманских» владык и угнетателей.

В «новом учении» мюршида Ярагкого большая логическая сила приходится на

«газават». Этот термин в переводе с арабского означает «война». Включая «газават» в

учение о «свободном мусульманине» или о том, как мусульманину стать «свободным

человеком», его основатель имел ввиду, что угнетённым, находящимся под пятой

сильных государств-монополий мусульманскими массами мира не удастся реализовать

идеалы их свободного и равноправного существования одними только тарикатскими

проповедями. Мухаммад Ярагский в качестве основной силы ,способной воплотить

идеалы свободы мусульман, выдвигает не мюрида-воспитаннника, мюрида-ученика, а

гази-воина.

В сложившейся в середине 20-х годов политической обстановке на Восточном

Кавказе газават стал не призывом к захвату чужих территорий или порабощению других

народов, и даже не к насильственному обращению в ислам кого-либо из неверных, а

защитой остатков свободы, которой горцы-мусульмане пользовались до покорения

Восточного Кавказа Российской империей. Газават преследует чисто защитные,

оборонительные цели. Отсюда- и его законность, и оправданность. Одновременно- и

обязанность каждого из жителей, кому дороги жизнь, самоопределение и свобода. Исходя

из таких представлений и рассуждений, Мухамад Ярагский и призывал к газавату, считая

его более важным, чем даже шариат и тарикат.

Вхождение

в

газават

Первые проявления газавата источники относят к 1823 году. Идеи газавата нашли

отклик в соседних селениях и постоянно охватывали всё более широкие слои

населения. Находившийся в это время на севере Дагестана генерал А. П. Ермолов по

получении донесения о газавате в Кюринских владениях пришёл в ярость и отправил

срочное распоряжение Аслан-хану подавить восстания. Тогда вспыльчивый и

властолюбивый Аслан-хан ополчился против ярагского священнослужителя. Мюршид

принял вызов, и на виду у всех собравшихся лиц между ним и ханом разразилась

жёсткая интеллектуальная полемика, результатом которой стало заключение

взаимовыгодного договора. Согласно этому договору шейху запрещалось

«распространять новое учение в остальных владениях», а Аслан-хан донёс наместнику,

что «им восстановлен в Кюре полный порядок».

К этому времени известность Мухаммада Ярагского перешагнула границы Кюры,

Кубы, Дербентского и Казикумухского ханств. В один из дней 1824 года к нему пришли

гости из далёкого аварского аула Гимры : Гази-Мухаммад и Шамиль. Они

представились мулле Мухаммаду, вручив ему поручительское письмо от Джемалутдина

Казикумухского. В письме содержались лестные характеристики гимринцев, которые,

понаслышке узнав о «новом учении» муллы из Ярага, решили пройти курс у его

основателя. Получив образование, гимринцы покинули Кюру, и тогда Ярагский

перешёл к более активным действиям в пропаганде газавата.

Наступил новый этап в разработке «нового учения» Ярагского. Ещё в 1823

Ярагский и Гаджи-Исмаил «остановились на мысли соединить разрозенные народы

Дагестана в одно общее целое, прекратив между ними взаимные междоусобия, ссоры и

обычай кровной мести». В 1825 году Мухаммад Ярагский разослал письма в главные

религиозные центры Кубы, Кюры, Табасарана, Дербента, Кайтага, Кумуха, Акуша,

Аварии, Тарки и Чечни с целью сбора их для совместных действий против «власти

неверных». В Яраге состоялся первый в истории Дагестана съезд высших духовных

лиц, в глубокой секретности. На этом выступлении Ярагский установил, что целью

веры является свобода человека, а средством её достижения – «война против

неверных».

Между тем Ермолов потребовал от Аслан-хана арестовать муллу Мухаммада и

доставить его в Тифлис. Аслан-хан же поручил это дело Гарун-беку, правителю

Кюринских владений. И тогда Мухаммад Ярагский без всякого сопротивления был

задержан и приведён в Курах, однако тот час же бежал оттуда или, как полагают

некоторые, был отпущен.

Начавшаяся ирано-русская война, равно как и переплетённое с ней

освободительное движение на Кавказе, особенно в Лезгистане, придавали на время все

учения тарикатистов и всевозможные религиозные вопросы. За исключением

Мухаммада Ярагского и ещё нескольких мулл и шейхов, мало какой

священнослужитель возглавил газават. Напротив, в Лезгистане дело газавата брали в

свои руки светские люди- беки и свободные крестьяне. «Обширное восстание» народов

Дагестана составило целый этап в истории национально-освободительного движения

мусульманских народов Восточного Кавказа. Безраздельным, реальным и признанным

вдохновителем и руководителем восстания был Мухаммад Ярагский. Он стал первым

имамов в Дагестане.

Тем временем Гази-Мухаммад, получив от Мухаммада Ярагского, титул имама,

стремительно распространял шариатско-газаватские позиции. Он стал во главе

освободительного движения, представлявшими собой вооружённые дерзкие

выступления. Новый наместник царя на Кавказе И. Паскевич принял деятельные меры

к усмирению горских народов, также он категорически приказал Аслан-хану арестовать

Мухаммада Ярагского и доставить его в Тифлис. Однако Аслан-хан тайно сообщил

Ярагскому, что ему нужно срочно исчезнуть из Кюры. Но Мухаммад Ярагский

действительно арестовывался и с конвоем отправлялся в Тифлис, по дороге его

похитили. Далее он переехал в Табасаран, где провёл достаточно долгое время.

Освободительная

борьба

Дорога в Аварию пролегала через горный Кайтаг, Казикумух, оттуда она свернула

на Дарго и через него привела Мухаммада Ярагского, его семью и группу

родственников, в кумыкское селение Эрпели. С ними а пути находился и Гази-

Мухаммад, теперь уже зять Мухаммада из Яраги. Из Эрпели Гази-Мухаммад с женой

Хафсат и группой своих мюридов отправился в Гимры, а Мухаммад Ярагский по

соглосованию с ними двинулся в Чиркей, где и поселился.

Вскоре с большим ополчением с гор спустился имама Гази-Мухаммад и ,

сговорившись с ярагским мюршидом, двинулся на крепость Внезапную, где находился

крупная воинская часть противника. Ополчение обложило его, отрезало воду, что

поставило армию в тяжелейшее положение, заодно гимринцы отняли у них орудие

вместе с ядрами. Это был жёсткий удар по российской армии. Реакция последовала

незамедлительно. Российское командование двинуло войска одновременно на

Казанище, Эрпели, Каранай и Чиркей. Заняв первые три из названных селений, они

напали с двух сторона Чиркей по стечению обстоятельств боевыми действиями горцев

руководил мюршид Ярагский. Неприятельские силы, многократно превосходящие их по

численности и вооружению, устроили против моста батарею, с которой и открыли по

залпам сильный огонь, между тем как остальные 20 орудий громили самый Чиркей.

Сознавая кризис своих воззрений перед лицом жестокой действительности, Мухаммад

Ярагский был вынужден спасти оставшихся в живых чиркеевцев, да и остатки аула, над

которым клубился едкий дым пожарищ. Вместе с вожаками чиркеевцев он против

своего характера решил запросить мир у неприятеля. Однако заключение этого мира

представлялось ему изменой делу освобождения мусульман от российского

владычества. Поэтому Ярагский, позвав к себе Гази-Мухаммада, посвятил его в имамы.

Отныне между ними сложились новые формы взаимоотношений. Духовный наставник

сопровождал Гази-Мухаммада в его походах и боевых операциях, выполняя роль

советника.

Тем временем российские власти усилили своё присутствие в Дагестане и Чечне,

куда перебрасывались всё более крупные армейские силы. Поскольку символом

повстанческого движения стал аул Гимры, роди Гази-Мухаммада и его ближайшего

сподвижника Шамиля, командующий царской армией в Дагестане генерал Розен

предписал войскам вторгнуться в Ирангай-ущелье, продвинувшись в глубь Дагестана,

овладеть Гимрами. Имама Гази-Мухаммад собрал силы для отражения неминуемых

атак с двух сторон. Накануне боевых действий, которые ждали с часа на час, обоим

гимринским вожакам- Гази-Мухамммаду и Шамилю- приснились сны, которые и тот и

другой рассказали мюршиду. Оба сна произвели на Мухаммада Ярагского жуткое

впечатление, предчувствие неотвратимой беды. Так и произошло. Сойдя с двух сторон

с высоких гор, армейские части массивным штурмом завладели аулом Гимры и

окружили башню, в которой заседали Гази-Мухамммад и Шамиль с четырнадцатью

верными мюридами. Противник проворно залез на крышу и , как Шамилю присни лось

несколько дней назад, начал разрушать её. Духота и жара заполнили башню. Имам

предложил мюридам совершить вылазку, но храбрецов не нашлось. Тогда Кази-

Мухаммада охватило отчаяние, он помолился перед всеми, сильным ударом о стену

сломал ружьё, пистолет, кинжалы и ножны шашки, разорвал на мелкие кусочки

черкеску, бешмет и чалму. Потом, схватив шашку и потрясая ею над головой, ринулся

из башни в самую гущу неверных. Произошло смятение, но вскоре богоугодник был

поднят на штыки и на штыках погасла его святая жизнь под торжествующий вой

осаждающих и душу раздирающие рыдания осаждённых. Имам пр инял добровольную

смерть на штыках противника, чтобы не быть покорённым и униженным ими, если бы

он попал в плен. Окровавленное тело имама ещё держалось на штыках над головами

людей, когда с башни прыгнул ближайший друг и сподвижник Гази-Мухаммада –

Шамиль. Он ударил шашкой по голове первого попавшегося солдата, тот упал, второй

тоже. Замкнутое кольцо солдат разоралось. Шамиль пустился бежать.

С громадным трудом семейству Ярагского удалось выбраться из Гимров и ,

пробираясь по горным теснинам, добраться до Ирганая, который ещё был свободен от

войск противника. Как и прежде, ярагский мюршид намеревался бороться за правое

дело. Спустя некоторое время ему довелось встретиться с Шамилём. Они стали решать

вопрос дальнейшего продолжения освободительного движения и его руководителя.

Кондидатуры было две : Шамиль и Гамзат-Бек. Однако последователем Гази-

Мухаммада и новым имамом был избран Гамзат-Бек, который был необычайно храбр,

последователен в утверждении шариата и признании газавата как единственного

приемлемого пути реализации свободолюбивых идеалов горских мусульман и, наконец,

который не приемлит ханско-бекскую, а не только российскую власть. Мухаммад

Ярагский, хотя ему уже перевалило за шестьдесят лет, как и при Гази-Мухаммаде,

принимал участие в боевых походах Гамзат-Бека. Он словом и делом, с оружием в

руках и проповедью в мечети или на людях, особенно перед началом боёв, поднимал

боевой дух горцев. Он проповедовал добрые дела, ратовал за веру отцов, отстаивал

идеи свободы, равенства и справедливости. Однако после опхода Гамзат-Бека в Хунзух

для усмирения ханов, он был убит родственниками и сторонниками хана в результате

заговора 7 сентября 1834 года. И хотя ГамзатБек был имамом всего лишь около двух

лет, он также вснёс заметный вклад в освободительную борьбу

Преемником Гамзат-Бека стал Али, прозванный Шамилём, сын гимринского

жителя Денгау-Мухаммада, 1799 года рождения. Лет шесть он находился в тени, но

умом, хваткостью, административным, проповедническим и военным даром отличался

от соратников освободительной борьбы. Шамиль долгое время не соглашался принять

предложенную ему честь – имамство. Но просьбы и мольбы заставили его, наконец,

склониться в пользу всеобщего желания. Как и при первых двух имамах, ярагский шейх

находился в ближайшем окружении Шамиля. Они вместе ходили в первые походы,

делились планами на будущее, радостью и горем, сокровенными мыслями и

сомнениями.

Ярагского шейха радовали успехи Шамиля в утверждении ислама в горах. Хотя

горцы и принимали шариат, имаму приходилось менять формы и методы его

распространения среди населения, столетиями жившего по локальным адатским

нормам. Лозунг о равенстве мусульман между собой и с немусульманами,

христианами и другими иноверцами, к которому стремились ярагский шейх и имама

Шамиль, выходил далеко за границы религиозного лозунга. Он выдвигался и

отстаивался не во имя утверждения религии, а в целях достижения реальной

социальной справедливости. В 1834-1836 годах Шамиль добился успехов в Гимрах,

Унцукуле, Гоцатле, затем в Хунзахе. Одним из самых крупных сражений Шамиля была

телетлинская битва, которая состоялась в последних числах июля, а 31 июля генерал-

адъютант Розен послал донесение своему начальству о прекращении осады Телетля.

Эти события совпали с началом массовых восстаний против растущих российских

жестокостей. Вспыхнул бои, подобных которым ещё не было, продолжавшиеся с обеда

и до сумерек. Развивая наступление против «неверных» аулов и подавляя

сопротивление царских войск, окрыленный успехами имам Шамиль рассылал

обращения, письма и воззвания к населению.

Учёба

в

селении

Апши

В ходе своей исследовательской работы я с удивлением обнаружила, что шейх

Мухаммад Ярагский в течение определённого времени учился в моём селении Апши

нынешнего Буйнакского района республики Дагестан. Жители села со ссылкой на

известного дагестанского учёного-арабиста, потомка учёного-богослова Саида

Араканского – Нурмагомедова Мухаммада рассказывают, что Мухаммад аль-Яраги в

течение нескольких лет (предположительно в 80-х годах XVIII века) обучался в

апшинском медресе у учёного-богослова Даци-кади, а затем около трёх лет- в селении

Аракани. В Апши сохранился и дом, в котором, по словам жителей селения, проживал

шейх Ярагский. В одну из стен дома вделан камень с надписью на арабском языке о

том, что Мухаммад, сын Усмана отреставрировал дом в 1333 году хиджры, то есть

приблизительно в 1914-1915 годы по григорианскому календарю. Примечателен тот

факт, что один из потомков хозяина дома, в котором аль-Яраги нашёл приют, нарёк в

честь шейха одного из своих внуков, ныне здравствующего, именем Мухаммад Яраги.

Именно благодаря беседе с этим человеком, в мою исследовательскую работу было

внесено множество разъяснений и поправок.

Также в результате данной научной работы я узнала, что учеником и духовным

последователем Мухаммада Ярагского был шейх Сулейман ХIажи, который является

моим предком. Сулейман XIажи был шейхом в Чечне и Дагестане, он распространял

учение Ярагского мюршида. Его зиярат по сей день находится в Апши.

Около десяти лет тому назад во дворе одной из мечетей моего селения была открыта

мемориальная доска, посвящённая благословенному шейху Мухаммаду Ярагскому. Года

2-3 назад там же была открыта спортивная школа имени Мухаммада Ярагского.

Этот великий учёный и исламский деятель навсегда останется в сердцах жителей

селения Апши.

Исход

жизни

К Мухамммаду Ярагскому приходило предощущение близкой кончины, борода и

голова покрывались серебром, ослабевал слух и тяжелее становились ноги. Как

сильный духом и совестливый человек, он воспринимал близкое расставание с земной

жизнью как естественную неотвратимость, без страха и сожаления.

Однако он тревожился по поводу того, что он, как и другие находится под гнётом

неверных властей. В Лезгистане победы начали оборачиваться поражениями. На севере

Дагестана царские войска перешли к наступательным операциям. Они ворвались в аулы

Чирката, Ашильта, разграбили Аргуани и вплотную приблизились к крепости Ахульго,

которая была укреплением повстанцев. На подступах к ней, а затем на завалах и других

местах на протяжении трёх месяцев кипели упорные бои. Неравенство сил было

огромно, осада привела к голоду. Шамиль во имя спасения женщин и детей, раненых и

осаждённых был вынужден пойти на примирение. Он отдал генералу Пулло, который

командовал армией, своего сына в качестве заложника, в ответ российские войска

обязались прекратить бой и возвратиться на свою территорию. Однако они нарушили

договор, и война возобновилась. Большая часть защитников Ахульго пала в боях. Тогда

Шамиль и Мухаммад Ярагский решили обратиться к мусульманам Дагестана с

прокламацией, чтобы просветить их в области предстоящих задач укрепления веры и

организации проповеднической деятельности против отступничества против

освободительной войны.

Хладнокровно готовясь к кончине, имам тариката ещё в 1836 году составил

завещание. Завещался Коран, который он ещё в юношеские годы получил от отца

Исмаила Ярагского. В 1834 или 1835 году Ярагский переселился в Согратль и, как и в

юные годы, поселился в доме Ризаевых. Завещание гласит: «Сын Абдулкадира Риза и

его наследники являются ответственными за сохранение Корана. Каждый, кто достиг

совершеннолетия, имеет право пользоваться моим Кораном. Завещание составлено при

свидетелях: Али, сыне Гаджи, Омаре, сыне Ибрагима, Ризе, сыне Абдулкадира и моём

ученике Аюдулле. 1252 год. Месяц шабан».

Досточтимый шейх Мухаммад аль-Яраги занемог 30 августа 1838 года. Через

несколько дней, 3 сентября шейх покинул этот бренный мир в селении Согратль во

время совершения ритуального омовения. На следующий день он был захоронен там

же. Над его могилой возведён большой купол в форме палатки. Эту святыню посещают

множество людей с целью получения божественной благодати.

Кончина шейха Мухаммада Ярагского была невосполнимой потерей для народа

Дагестана. На его похороны собралась вся округа. Шейх Мухаммад Ярагский прожил

66 лет, из которых последние 8- мухаджиром, переселенцем на пути Всевышнего ради

сохранения и распространения истинной религии Творца.

К сожалению, в XX веке в послевоенные годы гибли многие вещественнные

источники истории ислама и газавата в Дагестане. Эта участь постигла и родину

Мухаммада Ярагского- аул Верхний Яраг. Жители переселились в конце 50-х годов в

пойму реки Самур, где образовали новое поселение: Яраг-Казмаляр, а весь аул, все его

строения, в том числе здание медресе самого шейха Ярагского, разрушены, кладбище

опустело, каменные стелы-надгробия разломаны.

Однако несколько лет тому назад неравнодушные мусульмане построили в

селении Верхний Яраг небольшую молитвенную комнату. В 2018 году по инициативе

Муфтията РД там же состоялся форум, посвящённый памяти Мухаммада Ярагского. В

последующем потомки шейха вместе с единомышленниками намерены восстановить в

селении древнюю мечеть. Намечены и другие важные мероприятия по восстановлению

памяти и наследия шейха Ярагского. Именем шейха Мухаммада Ярагского названа одна

из главных улиц столицы Дагестана – Махачкалы. А в городе Дагестанские Огни

открыто медресе, носящее имя благородного шейха аль-Яраги.

Заключение

Итак, моё исследование подошло к логическому завершению. Оно имело целью

создать целостный портрет человека, которому суждено было стать духовным

предводителем освободительной борьбы горцев Лезгистана, Ширвана и Дагестана в

XIX веке. Как известно, в предшествующей литератур только и отмечалось, что

Мухаммад Ярагский был «духовным предводителем», но доказательств не

приводилось, учёные ограничивались воспроизведением отдельных его мыслей или же

аргументировали его роль в движении с ссылками на тарикат, шариат и газават, которых

он придерживался. Эта исследовательская работа даёт общественности убедиться в

объёме и содержании духовно-предводительской деятельности имама Мухаммада

Ярагского. Он по истине является крупной исторической личностью.он не только

пробуждал горцев к национально-освободительному движению в 20-50-х годах XIX

века, но и вплоть до свой смерти участвовал в руководстве этим движением в

специфических для него формах.

Мухаммад Ярагский, с именем которого связан начальный этап освободительной

борьбы горцев дагестанских национальностей, по непонятным причинам оказался в

тени имамов Гази-Мухаммада, Гамзат-Бека, Шамиля. Обычно о нём вспоминают только

в связи с ними. Такие связи и взаимодействия действительно существовали. Однако на

протяжении всех лет участия в освободительной борьбе Мухаммад Ярагский был

достаточно самостоятелен в своих поступках, суждениях и воззрениях. Его идейно-

теоритические взгляды и представления о тарикате, газавате, свободе и гнёте

отличались оригинальностью и не всегда совпадали со взглядами Гази-Мухаммада,

Гамзат-Бека, Шамиля. Не совпадали они и с рядом положений Корана.

Хотя в 20-30-е годы Мухаммад Ярагский защищал и отстаивал мусульманскую

религию, проповедовал и преподавал её массам, он, тем не менее, в значительной

степени реформировал её, вносил в неё своё понимание, во многом отличающееся от

сур Корана и шариата. Между тем никто из последующих учёных не обратил внимания

на его новшества, его самостоятельный и оригинальный подход к религии.

Дагестанские историки и религиоведы излишне тарикатизируют его.

«Новое учение» Ярагского явилось первой и единственной столь длительной в

истории Дагестана социальной теорией, возникшей на местной основе и разработанной

местным мыслителем, теорией, которая оказала могучее воздействие на весь ход

исторического процесса в Дагестане.

Имам Мухаммад Ярагский из глубин истории приходит к современным

поколениям как великий учитель жизни, как первый сознательный горский демократ,

реформатор и гуманист, как мужественный поборник веры, свободы и нравственности,

основатель начал дагестанской государственности, духовный предводитель крупнейшей

в истории человечества вооружённой борьбы горцев Кавказа за социальное

освобождение, равноправие и политическое самоопределение.

Итак Мухаммад Ярагский является примером для современной молодежи.

Список

использованной

литературы

1.

Шейх Мухаммад аль-Яраги. «Асар аш-шайх аль-Яраги». Темир-Хан-Шура, 1910.

2.

Муфтият РД. « Шейх Мухаммад Ярагский». Махачкала, 2019.

3.

Саид-афанди аль-Чиркави. «История пророков». Махачкала,2010.

4.

Саид-афанди аль-Чиркави. «Сокровищница благодатных знания». Махачкала,2010

5.

Гасан-эфенди Алкадари. «Асари Дагестан». Махачкала, 1994.

6.

Омаров М. А. «Горская мудрость». Махачкала,2009.

7.

Боденштедт Ф. «Народы Кавказа и их освободительные войны против русских».

(Электронный ресурс) .

8.

Опрос и беседа

9.

Архив сельской администрации с.Апши.

10. Потто В. «Кавказская война». Тифлис, 1889. (Электронный ресурс).

11. Агаев А. Г. «Магомед Ярагский». Махачкала, 1996.



В раздел образования