Напоминание

«Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры».


Автор: Данилина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №111
Населённый пункт: нижний новгород
Наименование материала: Статья
Тема: «Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема моей работы «Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего

дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры».

Я определила следующие основные задачи по формированию сенсорной культуры:

1)Формировать представления детей о системе сенсорных эталонов.

Здесь самое главное - обеспечить создание условий для реализации детьми представлений о

сенсорных эталонах в практически ориентированной деятельности, то есть, дети уже имеют

достаточно представлений о форме, цвете, величине. Необходимо, чтобы они

дифференцировали эти представления и могли проводить разные операции: сравнения,

вычленения, классификации в практической ориентированной деятельности.

2)Поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских

действий.

Дети старшего дошкольного возраста научились обследовать предметы по чувственно

-воспринимаемым признакам (слышат, видят, ощущают).Моя задача, как воспитателя-

поддерживать интерес детей к самостоятельной исследовательской деятельности.

3)Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа

предметов.

На основе сформированной потребности развивается самостоятельность детей в умении

анализировать окружающие предметы, предварительно обдумывать цель проводимого анализа,

подбирать наиболее необходимые способы обследования и получая результат.

4)Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов.

Сенсорная культура прочно связана с речевой культурой , поэтому ребенок должен уметь

определять свои действия, точно формулировать результат и владеть речью-доказательством.

5)Совершенствовать аналитическое восприятие.

Задача направлена на то, чтобы развивать мыслительные операции ребенка при анализе

различных свойств материалов.

Поскольку комплексное тематическое планирование – это новое направление планирования,

для меня самое главное - определить ключевые темы, которые будут интересны детям, и будут

способствовать развитию их сенсорной культуры. При выборе тем я руководствовалась:

1)

Задачами основной общеобразовательной программы.

2)

Учитывала проблемы, которые возникли в процессе овладения сенсорной культурой.

3)

Интересами детей.

Были выбраны следующие темы:

1)

«Предметы, которые нас окружают»

Цель: Развивать аналитическое восприятие для сравнения нескольких предметов по

нескольким свойствам.

Эта тема интересна детям, способствует развитию их познавательной активности, стимулирует

к совместной деятельности. В календарное тематическое планирование я включала работу по

изучению не только тех предметов, которые сейчас окружают детей, но и ознакомление с

предметами прошлого и будущего, например, мы рассматривали, какие изменения произошли с

мебелью( от деревянных столов и стульев до современной мебели, сделанной из металла,

стекла, пластика и т.д).

2)

«Занимательная геометрия»

Цель: Учить детей выделять сходства на основе общей структуры геометрических фигур.

Данная тема была выбрана детьми, так как им интересны все действия с геометрическими

фигурами: сравнение, классификация, систематизация и т.д. Для развития тех детей, которые

имеют проблемы в классификации геометрических фигур был подобран занимательный

геометрический материал и спланированы разнообразные проблемно-игровые ситуации,

стимулирующие взаимодействие детей с геометрическими фигурами.

3)

«Волшебное царство звуков»

Цель: Развивать умение детей осуществлять анализ звукового состава слова, различать

музыкальные и не музыкальные звуки, определять их влияние на человека.

Данная тема была взята для того, чтобы у детей развить интерес к звучащему слову,

потребность не только различать звуки, но и определять, как с изменением позиции звука

изменяется звучание слова.

4)

«Цветное волшебство»

Цель: Развитие цветовосприятия, осознание взаимовлияния цветов при их сочетании.

Данная тема тесно связана с эмоциональным развитием ребенка, его личным

восприятием цветовой гаммы. Работая по данной теме я запланировала ситуации

цветовосприятия не только окружающих предметов, но и происходящих событий и

поступков детей в группе. Например, листопад у детей ассоциируется как с теплыми, так

и с холодными цветами. Теплые потому, что каждый желтый листок – это маленькое

солнышко, а холодные цвета – это грусть.

Я представляю вашему вниманию вариант комплексно-тематического планирования по теме:

«Предметы, которые нас окружают»

Структура данного плана: даются все виды деятельности (слева), вверху указывается день

недели,

включается

содержание

деятельности

по

воспитанию

сенсорной

культуры

с

учетом образовательных областей

Физическая культура

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Здоровье

Ситуация

о б щ е н и я « П р ед м е т ы ,

которые заботятся о моем здоровье»

Безопасность

Беседа«Опасные предметы в группе»

Познание

Дидактиче ская

игра

«Из

ч е го

сделаны наши игрушки»

Социализация

Занятие «Мои личные вещи»

Коммуникация

Ситуация

общения

«Узнай

предмет

по описанию»

Труд

Коллективный

труд

по

подготовке

атрибутов к праздникам

Художественное творчество

Конструирование

«Мебель

для

кукол»

Чтение художественной литературы

К.И.Чуковский «Федорино горе»

М.Матвеева «Синяя чашка»

музыка

П.И.Чайковский«Болезнь

куклы»,

«Новая кукла»

Что мне дает комплексное тематическое планирование?

1)Включение всех образовательных областей, углубленную работу по изучению темы.

Запланированная деятельность ориентирована.

2)Углубленная проработка выбранной темы позволяет увидеть уровень освоения данной

темы детьми и помогает включить в календарное тематическое планирование задания,

направленные на освоение детьми сенсорной культуры, имеющими как низкий уровень

усвоения, так и высокий( ориентация на зону ближайшего развития).

3)Выбранная тема прорабатывается в течение одной-двух недель( в зависимости

от

степени ее освоения) и может быть взята повторно через один-два месяца.

4)Данное

планирование

помогает

мне

определить

объем

пополнения

предметной

развивающей среды группы.



В раздел образования