Авторы: Рогова Зоя Михайловна, Долгова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна
Наименование материала: Мастер класс для педагогов
Тема: «Педагогическая песочница в речевом развитии детей дошкольного возраста» (метод сэндплей)
Раздел: дошкольное образование
Мастер класс для педагогов
«Педагогическая песочница в речевом развитии
детей дошкольного возраста»
(метод сэндплей)
Песочная терапия (Sandplay) – один из самых интересных методов,
возникший в рамках аналитической психологии в 20 веке. Сегодня он
находит самое широкое распространение в нашей стране, используется в
работе с детьми и взрослыми.
В своей работе я применяю такую технологию, как «педагогическая
песочница».
По
утверждению
психологов
детские
игры
с
песком
являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли
психотерапевтического
релаксанта.
Помимо
этого,
для
детей
любого
возраста
песок
является
отличным
тренажером
для
пальчиков.
Также
игры с песком позволяют проявлять выдумку, творчество и фантазию.
Перенося традиционную образовательную деятельность в песочницу
даёт
большой
воспитательный
и
образовательный
эффект,
нежели
стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то
новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых,
в
пе сочнице
хорошо
развивается
т а к т и л ь н а я
чувствительность, т.е. моторика пальцев рук, что способствует речевому
развитию.
В-третьих,
в
играх
с
песком
более
гармонично
и
интенсивно
развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память,
мышление).
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что
в
дальнейшем
способствует
развитию
сюжетно-ролевой
игры
и
коммуникативных навыков ребёнка.
В-пятых,
песок,
как
и
вода,
способен
«заземлять»
отрицательную
энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми
любого возраста (как раннего, так и дошкольного).
Технологию
«Педагогическая
песочница»
я
использую
во
всех
образовательных областях.
Основные цели и задачи «педагогической песочницы» в развитии
детей дошкольного возраста:
- Саморазвитие ребёнка посредством творческих игр на песке.
-
Развитие
тактильно-кинестетической
чувствительности
и
мелкой
моторики рук.
- Развитие познавательного интереса и любознательности.
- Творческое развитие личности.
1. Рисование на песке и песком.
Эта
техника
рисования
развивает
творчество
и
воображение
дошкольников.
2. Подуем на песок.
Эта
техника
развивает
дыхательные
органы,
а
так
же творческие
способности и знания о свойствах песка.
3. Геометрические фигуры.
Целью
которой
является
развитие
математических
способностей,
закрепление
пространственных
представлений,
развитие
слуховой
и
зрительной памяти.
4. День рождения котенка.
Задачи: -Развивать воображение и фантазию.
-Активизировать словарный запас.
-Расширять познавательную активность детей.
Воспитатель: Ребята сегодня день рождения у котенка, к нему спешат
гости, а что бы узнать какие гости нужно отгадать загадки.
Сторож хвостиком виляет,
В дом чужих не пропускает,
Лает громче, чем звонок.
А зовут его … (щенок)
Все, что слышит он от нас,
Повторяет сотни раз.
Кто же это, отгадай.
Говорящий … (попугай)
Есть у этого зверька
Две щечки, как два мешка.
Он обжора, толстячок…
Кто же это?... (хомячок)
Кто, скорей ответьте мне,
Носит домик на спине?
Кто в нем прячется от страха?
Ну конечно,… (черепаха)
Дети находят животных и ставят их в песочницу.
Воспитатель: Посмотрите, сколько гостей пришло к котенку на день
рождения. Он очень им рад и хочет угостить их, вот только не знает, кто
что любит. Давайте поможем кошке найти для них угощения при помощи
кисточки.
Дети находят угощения и расставляют картинки рядом со зверятами.
Воспитатель: А чем же мы угостим котенка?
Дети: Молоком
Воспитатель: Кис, кис, киска.
Вот твоя миска.
Пей, киска. Молоко из миски.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, всем зверятам
дали их
любимые угощения.
А подарок котенку не подарили!!!!!!
Давайте сделаем на песке цветы и украсим их красивыми камушками.
5. Аппликация песком
Цель: развитие художественно-творческой деятельности детей младшего
посредством песочной аппликации.
Задачи: Разнообразить
изобразительную
деятельность
детей,
внести
новый и необычный для детей способ выполнения работы по аппликации.
/ Песочная аппликация/.
Посмотрите, перед вами на столе лежат картинки, но они не яркие и не
привлекательные. А мы их сделаем красочными.
Для этого нам понадобится цветной песок, клей.
Наши картинки смазываем клеем и на клеевую основу насыпаем цветной
песок.
Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились!
6. Предложить предмет что бы разместить их на песке по собственному
замыслу
и
составить
самостоятельный
рассказ.
(таким
же
способом
можно отразить проблемную ситуацию, так как у ребенка маленький
словарный запас и не может выразить словами свои мысли)
Итог: Взаимодействуя с песком в процессе игр или образовательной
деятельности,
ребенок
получает
свой
первый
опыт
рефлексии
(самоанализа),
он
учится
распознавать
и
идентифицировать
свои
ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается
проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления,
поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.