Автор: Петрова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №108
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ОБЖ в жизни детей
Раздел: дошкольное образование
«ОБЖ в жизни детей»
(Консультация для педагогов)
Воспитатель ГБДОУ № 108 Выборгского р-на
г. Санкт-Петербурга: Петрова Елена Викторовна
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при
необходимости действовать.
Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - все избежать,
А где надо - на помощь позвать.
Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только
оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями,
формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения
мер предосторожности.
Необходимо сформировать у детей представление о том, как себя вести с чужими людьми,
если остался один дома – познакомить со службой «01» («101», «112»). Очень важно
предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной
безопасности, учить осторожному обращению с огнем - познакомить детей со службой
«02»(«102»). Необходимо научить детей в случае серьезного заболевания или несчастного
случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или
взрослого – познакомить детей со службой «03» («103»).
Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети
должны получить знания о правилах поведения во время грозы. Эти правила следует
разъяснять подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый
образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в
различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и
дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и
ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни,
на практике.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные
люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной
близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и
окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки
уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от
социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от
роста преступности, ни от экономической нестабильности. Поэтому наша задача: научить
детей беречь и защищать себя, свое здоровье, свою жизнь.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания
окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом
взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они
повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-
либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный
результат.
В нынешнее время дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут
принимать самостоятельно решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют
принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по
технике безопасности.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку
основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в
различных ситуациях.
Безопасность дошкольников обусловлена объективной необходимостью информирования
детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в
быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Одним из направлений развития является «Социально-личностное развитие», и в это
направление входит такая образовательная область как «Безопасность».
Содержание одного из разделов Социально-коммуникативной образовательной области,
"Безопасность", направлено на достижение целей формирования основ безопасности
собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического
сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
1.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них;
2.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы
поведения;
3.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства;
4.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным
для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации
работы:
• Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если
какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от
представленных в нем определенных источников опасности.
• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком
распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду,
что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие
ситуации и возникающие вопросы.
• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и
сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у
каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется
условиями проживания и семейным воспитанием.
• Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание
обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.
• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника
необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и
органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения
и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться
единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности
Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального
благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к
стрессам.
Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для
ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, книги, макеты, игры)
Воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-
печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Например, такие игры, как:
Дидактические игры:
«Узнай, как»
«Четвёртый лишний»
«Узнай по описанию» (дорожные знаки)
Настольные игры:
«Опасно-безопасно»
Домино: «дорога»
«Кто быстрей потушит»
«Здоровый малыш»(питание, сон, кожа)
Подвижные игры:
«Воробышки и автомобили»;
«Внимание! Светофор!»
«Самолёты»
Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную
активность дошкольника.
Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка
отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество,
какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в
тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события
окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя
активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило и неудивительно,
что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт (дорожное
происшествие, драка…) и задача взрослых - постараться расставить правильные приоритеты,
если такой опыт все же был получен.
Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И, если ребенок
наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит
подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение
зажженной свечи), то он включается и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем,
как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально
принятые формы выражения чувств.
В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта:
ребенок может видеть и понимать, какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая
правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций.
Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет
правила обращения с опасными предметами.
Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая
заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы
сенсорных чувств.
В игровой деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением
проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях.
При формировании основ безопасности необходима интеграция с разными
образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуального
потенциала, формирует такие жизненно важные качества, как находчивость,
самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому
усилию, уверенность в своих действиях.
Средства ознакомления детей с основами безопасности
Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама
социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого,
находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный
мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.
Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка,
созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям.
Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении
и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть
предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними
(ножи, ножницы, иголки, стёкла и т.д.) И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним,
создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для
каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. Важно добиваться от каждого
ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для
окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем
ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.
Согласно теме нашего Педсовета на 2013-2014 учебный год, хочу особенно отметить ещё
одно средство ознакомления с основами безопасности - художественная литература.
Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия
с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы,
стихи, пословицы, загадки.
Можно использовать художественную литературу, как закрепление беседы:
«Огонь друг – огонь враг»
Е. Хоринский «Спичка-невеличка»,
Б. Житков «Пожар в море»,
Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»;
С. Маршак «Кошкин дом»,
К.Чуковский «Путаница»
«Правила поведения на дорогах»:
Н.Носов «Автомобиль»
О.Тарутин «Для чего нам светофор»
С.Михалков «Бездельник «Светофор»
Е.Боровой «Красный, жёлтый, зелёный»
Правила поведения в транспорте:
Н.Носов «Метро»
С.Маршак «Вот какой рассеянный»
Е.Боровой «Красный, жёлтый, зелёный»
Знакомя детей с телефонами служб помощи «01»(101,112), «02» (102), «03» (103),как
правильно объяснить, что произошло, с кем и где?
К.Чуковский «Телефон»
Н.Носов «Телефон»
Издательство «Калан» - «У кого на кухне газ»
«Береги своё здоровье»
К.Чуковский «Мойдодыр»
С.Михалков «Умываются зверята»
Программа «Здоровый малыш» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков –
«Азбука здоровья»
«Лекарство – польза, лекарство – вред»
Р/н сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Не убегать далеко от родителей (взрослых)
Мультсказка «Пропал Петя-петушок»
К.Чуковский «Бармалей»
«Не разговаривай с незнакомыми»
Р/н сказка «Колобок»
«Петушок – золотой гребешок»
«Жихарка»
«Сказка о мёртвой царевне»
Альберт Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья дом охраняли»
«Колющие и режущие предметы»
Ш.Перро «Спящая красавица»
Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»
В.Маяковский «Кем быть?»
Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Можно, исходя из лексической темы, подвести к правилам ОБЖ:
Тема «Насекомые»: В.Бианки «Приключения муравьишки» - беседа о том, как избежать
укусов пчёл, ос, клещей и что делать если уже укусили;
Тема «Водный транспорт» - правила поведения на воде;
Тема «Транспорт» (в летний период) - правила катания на велосипеде, самокате, роликах и
т.д.;
Тема «Транспорт» (в зимний период) – дорожное движение;
Тема «Зимние забавы» - правила поведения на горке, на льду, осторожность при метании
снежков.
Тема « Зима», «Дикие животные»: В. Бианки «Снежная книга» - «Осторожно, тонкий лёд!»
Тема «Стихийные бедствия» - как действовать во время грозы, землетрясения, наводнения,
урагана.
Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам
безопасности.
В уголке по ОБЖ должны быть запрещающие знаки, разные модели
( телефоны главных спец. служб, «Опасные предметы», «Осторожно, сосульки!»,
«Осторожно, тонкий лёд!» и т.д.)
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных
средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само
по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический
процесс.
В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители
этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и
детском саду должен соблюдаться принцип единства требований.
Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка
выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая
родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше
опасных ситуаций.
Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме
безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать
активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы,
консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках
рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных
мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.
Вывод:
Для формирования навыков безопасности жизнедеятельности детей предметно-
развивающая среда должна включать: уголок безопасности, дидактические и настольно-
печатные игры, театрализованные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке,
информационно-деловое оснащение для родителей.
Примерный список педагогической литературы:
О.В.Чермашенцева - «Основы безопасного поведения дошкольников» (занятия,
планирование, рекомендации)
И.М.Новикова – «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
Т.Ф.Саулина – «Три сигнала светофора» (ознакомление дошкольников с правилами
дорожного движения)
И.А.Лыкова, В.А.Шипунова – «Опасные предметы, существа и явления»
И.А.Лыкова, В.А.Шипунова - «Огонь – друг, огонь – враг» .
Издание развивающего обучения – редактор Н.Л.Шестернина – «Внимание! Опасно!
Правила безопасного поведения ребёнка»