Напоминание

ОБЖ в жизни детей


Автор: Петрова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №108
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ОБЖ в жизни детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ОБЖ в жизни детей»

(Консультация для педагогов)

Воспитатель ГБДОУ № 108 Выборгского р-на

г. Санкт-Петербурга: Петрова Елена Викторовна

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при

необходимости действовать.

Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - все избежать,

А где надо - на помощь позвать.

Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только

оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями,

формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения

мер предосторожности.

Необходимо сформировать у детей представление о том, как себя вести с чужими людьми,

если остался один дома – познакомить со службой «01» («101», «112»). Очень важно

предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной

безопасности, учить осторожному обращению с огнем - познакомить детей со службой

«02»(«102»). Необходимо научить детей в случае серьезного заболевания или несчастного

случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или

взрослого – познакомить детей со службой «03» («103»).

Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети

должны получить знания о правилах поведения во время грозы. Эти правила следует

разъяснять подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый

образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в

различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и

дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и

ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни,

на практике.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные

люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной

близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и

окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки

уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от

социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от

роста преступности, ни от экономической нестабильности. Поэтому наша задача: научить

детей беречь и защищать себя, свое здоровье, свою жизнь.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания

окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом

взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они

повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-

либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный

результат.

В нынешнее время дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут

принимать самостоятельно решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют

принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по

технике безопасности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку

основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в

различных ситуациях.

Безопасность дошкольников обусловлена объективной необходимостью информирования

детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в

быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Одним из направлений развития является «Социально-личностное развитие», и в это

направление входит такая образовательная область как «Безопасность».

Содержание одного из разделов Социально-коммуникативной образовательной области,

"Безопасность", направлено на достижение целей формирования основ безопасности

собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического

сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

1.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы

ситуациях и способах поведения в них;

2.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы

поведения;

3.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве

пешехода и пассажира транспортного средства;

4.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным

для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации

работы:

• Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если

какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от

представленных в нем определенных источников опасности.

• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком

распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду,

что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие

ситуации и возникающие вопросы.

• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и

сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у

каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется

условиями проживания и семейным воспитанием.

• Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание

обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника

необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и

органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения

и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться

единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального

благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к

стрессам.

Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для

ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, книги, макеты, игры)

Воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-

печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Например, такие игры, как:

Дидактические игры:

«Узнай, как»

«Четвёртый лишний»

«Узнай по описанию» (дорожные знаки)

Настольные игры:

«Опасно-безопасно»

Домино: «дорога»

«Кто быстрей потушит»

«Здоровый малыш»(питание, сон, кожа)

Подвижные игры:

«Воробышки и автомобили»;

«Внимание! Светофор!»

«Самолёты»

Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную

активность дошкольника.

Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка

отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество,

какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в

тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события

окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя

активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило и неудивительно,

что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт (дорожное

происшествие, драка…) и задача взрослых - постараться расставить правильные приоритеты,

если такой опыт все же был получен.

Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И, если ребенок

наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит

подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение

зажженной свечи), то он включается и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем,

как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально

принятые формы выражения чувств.

В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта:

ребенок может видеть и понимать, какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая

правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций.

Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет

правила обращения с опасными предметами.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая

заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы

сенсорных чувств.

В игровой деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением

проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях.

При формировании основ безопасности необходима интеграция с разными

образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуального

потенциала, формирует такие жизненно важные качества, как находчивость,

самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому

усилию, уверенность в своих действиях.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама

социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого,

находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный

мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка,

созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям.

Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении

и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть

предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними

(ножи, ножницы, иголки, стёкла и т.д.) И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним,

создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для

каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. Важно добиваться от каждого

ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для

окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем

ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Согласно теме нашего Педсовета на 2013-2014 учебный год, хочу особенно отметить ещё

одно средство ознакомления с основами безопасности - художественная литература.

Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия

с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы,

стихи, пословицы, загадки.

Можно использовать художественную литературу, как закрепление беседы:

«Огонь друг – огонь враг»

Е. Хоринский «Спичка-невеличка»,

Б. Житков «Пожар в море»,

Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»;

С. Маршак «Кошкин дом»,

К.Чуковский «Путаница»

«Правила поведения на дорогах»:

Н.Носов «Автомобиль»

О.Тарутин «Для чего нам светофор»

С.Михалков «Бездельник «Светофор»

Е.Боровой «Красный, жёлтый, зелёный»

Правила поведения в транспорте:

Н.Носов «Метро»

С.Маршак «Вот какой рассеянный»

Е.Боровой «Красный, жёлтый, зелёный»

Знакомя детей с телефонами служб помощи «01»(101,112), «02» (102), «03» (103),как

правильно объяснить, что произошло, с кем и где?

К.Чуковский «Телефон»

Н.Носов «Телефон»

Издательство «Калан» - «У кого на кухне газ»

«Береги своё здоровье»

К.Чуковский «Мойдодыр»

С.Михалков «Умываются зверята»

Программа «Здоровый малыш» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков –

«Азбука здоровья»

«Лекарство – польза, лекарство – вред»

Р/н сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Не убегать далеко от родителей (взрослых)

Мультсказка «Пропал Петя-петушок»

К.Чуковский «Бармалей»

«Не разговаривай с незнакомыми»

Р/н сказка «Колобок»

«Петушок – золотой гребешок»

«Жихарка»

«Сказка о мёртвой царевне»

Альберт Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья дом охраняли»

«Колющие и режущие предметы»

Ш.Перро «Спящая красавица»

Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»

В.Маяковский «Кем быть?»

Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Можно, исходя из лексической темы, подвести к правилам ОБЖ:

Тема «Насекомые»: В.Бианки «Приключения муравьишки» - беседа о том, как избежать

укусов пчёл, ос, клещей и что делать если уже укусили;

Тема «Водный транспорт» - правила поведения на воде;

Тема «Транспорт» (в летний период) - правила катания на велосипеде, самокате, роликах и

т.д.;

Тема «Транспорт» (в зимний период) – дорожное движение;

Тема «Зимние забавы» - правила поведения на горке, на льду, осторожность при метании

снежков.

Тема « Зима», «Дикие животные»: В. Бианки «Снежная книга» - «Осторожно, тонкий лёд!»

Тема «Стихийные бедствия» - как действовать во время грозы, землетрясения, наводнения,

урагана.

Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам

безопасности.

В уголке по ОБЖ должны быть запрещающие знаки, разные модели

( телефоны главных спец. служб, «Опасные предметы», «Осторожно, сосульки!»,

«Осторожно, тонкий лёд!» и т.д.)

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных

средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само

по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический

процесс.

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители

этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и

детском саду должен соблюдаться принцип единства требований.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка

выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая

родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше

опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме

безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать

активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы,

консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках

рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных

мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Вывод:

Для формирования навыков безопасности жизнедеятельности детей предметно-

развивающая среда должна включать: уголок безопасности, дидактические и настольно-

печатные игры, театрализованные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,

иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке,

информационно-деловое оснащение для родителей.

Примерный список педагогической литературы:

О.В.Чермашенцева - «Основы безопасного поведения дошкольников» (занятия,

планирование, рекомендации)

И.М.Новикова – «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Т.Ф.Саулина – «Три сигнала светофора» (ознакомление дошкольников с правилами

дорожного движения)

И.А.Лыкова, В.А.Шипунова – «Опасные предметы, существа и явления»

И.А.Лыкова, В.А.Шипунова - «Огонь – друг, огонь – враг» .

Издание развивающего обучения – редактор Н.Л.Шестернина – «Внимание! Опасно!

Правила безопасного поведения ребёнка»



В раздел образования