Автор: Чернявская Татьяна Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Применение ТРИЗ-технологии с целью развития логического мышления дошкольников 4-5 лет
Раздел: дошкольное образование
Применение ТРИЗ-технологии с целью развития логического мышления
дошкольников 4-5 лет
Чернявская Татьяна Фёдоровна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире
игры, сказки, фантазии, творчества. Без этого он запущенный цветок».
В. А.Сухомлинский.
Чему и как учить дошкольника? Традиционное обучение дает ребенку
знания. Но сейчас нужны не только знания, сколько умение оперировать ими.
На первый план выдвигается задача формирование способности к активной
умственной деятельности. Все в мире меняется, и появление новых проблем
обязательно
потребует
иные
способы
действия.
Сегодня
одной
из
приоритетных
задач
педагога
является
задача
развития
творческого
мышления. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач
ведет к выявлению талантов, развитию способностей детей, их уверенность в
собственных силах. Дошкольник – это искатель. Его внимание направлено на
то,
что
интересно.
Интерес
сопровождается
положительными
эмоциями.
Важно не упустить период творческого потенциала каждого ребенка. ТРИЗ –
технология
позволяет
воспитывать
и
развивать
ребенка
под
девизом:
«
творчество всем». Ее целью является развитие таких качеств мышления как
гибкость, подвижность, системность, а также развитие речи, творческого
воображения,
поисковой
активности,
стремление
к
новизне.
ТРИЗ
дает
возможность
проявить
свою
индивидуальность,
учит
нестандартному
мышлению.
Наблюдая за своими воспитанниками, я сделала вывод, что дети моей
группы очень любознательны, активны в желании узнать новое, задают много
вопросов. Идя навстречу детским потребностям, я решила внедрить в свою
деятельность больше игр в технологии ТРИЗ. С этой целью я подобрала и
проанализировала
литературу
по
развитию
способностей
ребенка
с
применением технологии ТРИЗ.
Поставила для себя цель: овладение и использование адаптированных
методов теории решения изобретательских задач в развитии логического
мышления.
Решение следующих задач:
-
изучить
теоретическую
и
методическую
литературу
по
развитию
логического мышления в технологии ТРИЗ;
-
раскрыть
особенности
логического
мышления
и
воображения
детей
дошкольного возраста;
1
- разработать систему методов целенаправленного воздействия на развитие
мышления, воображения с использованием методов и приемов технологии
ТРИЗ;
- определить эффективность работы с применением технологии ТРИЗ.
Для реализации цели я составила план своей работы с воспитанниками.
Наметила этапы решения проблемы и используемые приемы:
- постановка проблемной ситуации
- приход сказочного героя
- обнаружение загадочного предмета, посылки, открытки и т. д.
- вопрос воспитателя
- опрос детей
- моделирование ситуации
- обсуждение
- обращение к опыту детей
- внесение предложений
- совместное обсуждение
- совет
- опора на опыт детей
- рефлексия.
Я создала условия для того, чтобы дети захотели играть со мной.
Система коллективных игр, где я не даю готовые знания, не раскрываю
перед ними истину, а учу детей находить ее. Спрашиваю, что они думают,
приглашаю к рассуждению. Наводящими вопросами подвожу к тому, чтобы
они сами нашли ответ. Это игра «Перевертыши». Водящий бросает мяч, а
ребенок называет слово с противоположным значением. Или игра «Раз, два,
три ко мне беги» - все, у кого есть крылья, ко мне беги или кто живет в лесу и
т. д.
Игры на поиск истины. Ставлю перед детьми проблему. Все ищут
различные варианты решения проблемы. Например «Узнай, что я загадала?»,
«Да-нет-ка»: Я загадала слово, а вам нужно догадаться, что я загадала. Вы
мне задаете вопросы, а я отвечаю «да» или «нет».
Игры «Тайна двойного». Выявление противоречий в объекте, явлении,
решение проблемы. Игра «Хорошо – плохо». В одном и том же предмете или
явлении
дети
ищут
плохие
и
хорошие
стороны.
Такая
игра
постепенно
подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
«Мозговой штурм». Правила «мозгового штурма» - это исключение
всякой
критики,
поощрение
невероятных
идей,
большое
количество
разнообразных предложений, ответов. Суть – дать свободный выход мыслям
из-под
сознания,
создать
условия,
расковывающие
ребенка.
Темами
«мозгового штурма» могут быть:
- как не промокнуть под дождем
- как потушить пожар, если в доме нет воды
- как выгнать лису из зайкиного домика и т. д.
2
«Системный подход». Это «перевирание» сказок. Например, я говорю: «Жила
– была девочка, и звали ее Синяя шапочка».
Дети: Не Синяя, а Красная.
Я: Ах, да Красная. Так звал ее папа.
Дети: Не папа, а мама.
Изменяя сказку в самом начале, я веду ее за детьми.
«Синектика»
-
это
объединение
разнородных
предметов.
Делится
на
аналогии.
Личностная
аналогия.
Представить
самого
себя
в
качестве
какого-
нибудь
предмета.
Мы
представляли
себя
будильником,
который
забыли
выключить, изображали человека, которому жмут ботинки и т. д.
Прямая аналоги – поиск сходных процессов: вертолет – стрекоза, рыба -
лодка и др.
Фантастическая
аналогия.
Лопата,
которая
сама
копает,
карандаш,
который сам рисует и пр.
Результатом
моей
деятельности
стало
проявление
у
детей
большей
активности, дети стали выражать свои мысли не боясь, что их ответ может
быть «неправильным», выражают свою точку зрения, выстраивают свою
деятельность самостоятельно.
Список литературы:
1.
Альтшуллер Г. С. «Краски для фантазии», составитель Солоцкий А. Б.
Петрозаводск, 1993г.
2.
Альтшуллер
Г.
С.
«Прелюдия
к
теории
развития
творческого
воображения, составитель Солоцкий А. Б. Петрозаводск, 1993г.
3.
Ардашева Н. И. «Истории про …» Ульяновск, 1993г. Выготский Л. С.
«Воображение и творчество в детском возрасте», М. «Просвещение», 1991г.
4.
Гин А. А. «Да и нет говорите…», сборник статей, выпуск 2. Гомель,
ИПП «Сож», 1997г.
5.
Дьяченко О. М. «Воображение дошкольника», М. «Знание», 1986г.
3