Напоминание

Применение ТРИЗ-технологии с целью развития логического мышления дошкольников 4-5 лет


Автор: Чернявская Татьяна Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Применение ТРИЗ-технологии с целью развития логического мышления дошкольников 4-5 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение ТРИЗ-технологии с целью развития логического мышления

дошкольников 4-5 лет

Чернявская Татьяна Фёдоровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире

игры, сказки, фантазии, творчества. Без этого он запущенный цветок».

В. А.Сухомлинский.

Чему и как учить дошкольника? Традиционное обучение дает ребенку

знания. Но сейчас нужны не только знания, сколько умение оперировать ими.

На первый план выдвигается задача формирование способности к активной

умственной деятельности. Все в мире меняется, и появление новых проблем

обязательно

потребует

иные

способы

действия.

Сегодня

одной

из

приоритетных

задач

педагога

является

задача

развития

творческого

мышления. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач

ведет к выявлению талантов, развитию способностей детей, их уверенность в

собственных силах. Дошкольник – это искатель. Его внимание направлено на

то,

что

интересно.

Интерес

сопровождается

положительными

эмоциями.

Важно не упустить период творческого потенциала каждого ребенка. ТРИЗ –

технология

позволяет

воспитывать

и

развивать

ребенка

под

девизом:

«

творчество всем». Ее целью является развитие таких качеств мышления как

гибкость, подвижность, системность, а также развитие речи, творческого

воображения,

поисковой

активности,

стремление

к

новизне.

ТРИЗ

дает

возможность

проявить

свою

индивидуальность,

учит

нестандартному

мышлению.

Наблюдая за своими воспитанниками, я сделала вывод, что дети моей

группы очень любознательны, активны в желании узнать новое, задают много

вопросов. Идя навстречу детским потребностям, я решила внедрить в свою

деятельность больше игр в технологии ТРИЗ. С этой целью я подобрала и

проанализировала

литературу

по

развитию

способностей

ребенка

с

применением технологии ТРИЗ.

Поставила для себя цель: овладение и использование адаптированных

методов теории решения изобретательских задач в развитии логического

мышления.

Решение следующих задач:

-

изучить

теоретическую

и

методическую

литературу

по

развитию

логического мышления в технологии ТРИЗ;

-

раскрыть

особенности

логического

мышления

и

воображения

детей

дошкольного возраста;

1

- разработать систему методов целенаправленного воздействия на развитие

мышления, воображения с использованием методов и приемов технологии

ТРИЗ;

- определить эффективность работы с применением технологии ТРИЗ.

Для реализации цели я составила план своей работы с воспитанниками.

Наметила этапы решения проблемы и используемые приемы:

- постановка проблемной ситуации

- приход сказочного героя

- обнаружение загадочного предмета, посылки, открытки и т. д.

- вопрос воспитателя

- опрос детей

- моделирование ситуации

- обсуждение

- обращение к опыту детей

- внесение предложений

- совместное обсуждение

- совет

- опора на опыт детей

- рефлексия.

Я создала условия для того, чтобы дети захотели играть со мной.

Система коллективных игр, где я не даю готовые знания, не раскрываю

перед ними истину, а учу детей находить ее. Спрашиваю, что они думают,

приглашаю к рассуждению. Наводящими вопросами подвожу к тому, чтобы

они сами нашли ответ. Это игра «Перевертыши». Водящий бросает мяч, а

ребенок называет слово с противоположным значением. Или игра «Раз, два,

три ко мне беги» - все, у кого есть крылья, ко мне беги или кто живет в лесу и

т. д.

Игры на поиск истины. Ставлю перед детьми проблему. Все ищут

различные варианты решения проблемы. Например «Узнай, что я загадала?»,

«Да-нет-ка»: Я загадала слово, а вам нужно догадаться, что я загадала. Вы

мне задаете вопросы, а я отвечаю «да» или «нет».

Игры «Тайна двойного». Выявление противоречий в объекте, явлении,

решение проблемы. Игра «Хорошо – плохо». В одном и том же предмете или

явлении

дети

ищут

плохие

и

хорошие

стороны.

Такая

игра

постепенно

подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

«Мозговой штурм». Правила «мозгового штурма» - это исключение

всякой

критики,

поощрение

невероятных

идей,

большое

количество

разнообразных предложений, ответов. Суть – дать свободный выход мыслям

из-под

сознания,

создать

условия,

расковывающие

ребенка.

Темами

«мозгового штурма» могут быть:

- как не промокнуть под дождем

- как потушить пожар, если в доме нет воды

- как выгнать лису из зайкиного домика и т. д.

2

«Системный подход». Это «перевирание» сказок. Например, я говорю: «Жила

– была девочка, и звали ее Синяя шапочка».

Дети: Не Синяя, а Красная.

Я: Ах, да Красная. Так звал ее папа.

Дети: Не папа, а мама.

Изменяя сказку в самом начале, я веду ее за детьми.

«Синектика»

-

это

объединение

разнородных

предметов.

Делится

на

аналогии.

Личностная

аналогия.

Представить

самого

себя

в

качестве

какого-

нибудь

предмета.

Мы

представляли

себя

будильником,

который

забыли

выключить, изображали человека, которому жмут ботинки и т. д.

Прямая аналоги – поиск сходных процессов: вертолет – стрекоза, рыба -

лодка и др.

Фантастическая

аналогия.

Лопата,

которая

сама

копает,

карандаш,

который сам рисует и пр.

Результатом

моей

деятельности

стало

проявление

у

детей

большей

активности, дети стали выражать свои мысли не боясь, что их ответ может

быть «неправильным», выражают свою точку зрения, выстраивают свою

деятельность самостоятельно.

Список литературы:

1.

Альтшуллер Г. С. «Краски для фантазии», составитель Солоцкий А. Б.

Петрозаводск, 1993г.

2.

Альтшуллер

Г.

С.

«Прелюдия

к

теории

развития

творческого

воображения, составитель Солоцкий А. Б. Петрозаводск, 1993г.

3.

Ардашева Н. И. «Истории про …» Ульяновск, 1993г. Выготский Л. С.

«Воображение и творчество в детском возрасте», М. «Просвещение», 1991г.

4.

Гин А. А. «Да и нет говорите…», сборник статей, выпуск 2. Гомель,

ИПП «Сож», 1997г.

5.

Дьяченко О. М. «Воображение дошкольника», М. «Знание», 1986г.

3



В раздел образования