Напоминание

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР через игры с мячом


Автор: Каранова Наталия Владимировна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР через игры с мячом
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62»

г. Бийск, Алтайский край

Развитие лексико-грамматического строя речи

у дошкольников с ОНР через игры с мячом

(обобщение опыта работы)

Учитель – логопед: Каранова Н.В.

Оглавление:

1.

Оглавление

2.

Теоретическое обоснование опыта

3.

Ресурсное обеспечение опыта

4.

Технология опыта

5.

Оценка результативности опыта

6.

Адресная направленность и трудоемкость опыта

7.

Приложение

1.

Актуальность и перспективность опыта

Проблема,

над

которой

работал

автор,

считается

актуальной

для

дошкольников

с ОНР: развитие лексико – грамматического строя речи.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,

при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой

системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном

слухе и интеллекте.

Словарь пятилетнего ребёнка в норме составляет 3-4 тыс.

слов,

в

нём

представлены

все

части

речи;

ребёнок

активно

использует

словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него

«чувства

языка».

По

мнению

К.

Д.

Ушинского,

именно

чувство

языка

позволяет

дошкольнику

найти

самое

точное

слово,

слышать

ошибки

окружающих,

а

также

исправлять

собственные.

Формирование

грамматического

строя

речи

(словоизменения,

синтаксической

структуры

предложения)

осуществляется

лишь

на

основе

определённого

уровня

когнитивного развития ребёнка. Так, при формировании словоизменения,

ребёнок,

прежде

всего,

должен

уметь

дифференцировать

грамматические

значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать

использовать языковую форму, ребёнок должен понять, что она означает. При

формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную

систему

грамматических

закономерностей

на

основе

анализа

речи

окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне,

обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. Развитие

морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходят в

тесном

взаимодействии.

Появление

новых

форм

слова

способствует

усложнению

структуры

предложения,

и

наоборот,

использование

определённой

структуры

предложения

в

устной

речи

одновременно

закрепляет и грамматические формы слов. У ребёнка с нормальным речевым

развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические

категории

родного

языка;

он

говорит

развёрнутыми

фразами,

используя

сложносочинённые

и

сложноподчинённые

конструкции,

правильно

согласовывает

слова

с

помощью

любых

предлогов,

падежных,

родовых

окончаний

и

пр.

Следует

отметить,

что

в

последнее

время

взрослого

количество

детей

с

ОНР,

при

котором

нарушается

формирование

всех

компонентов

речевой

системы:

лексики,

грамматического

строя

речи,

фонетики.

Для

коррекции

данного

нарушения

можно

использовать

игры

с

мячом.

Новизна

опыта

заключается

в

том,

что

автор

изучил,

систематизировал

многообразный материал по развитию лексико-грамматического строя речи у

дошкольников с ОНР, и в соответствии с их возрастом адаптировал его для

работы

в

условиях

своей

группы.

Опыт

формировался

на

базе

МБДОУ

«Детский сад № 62» в группе компенсирующей направленности для детей с

ТНР (ОНР)

2.

Теоретическое обоснование опыта

Понятийный словарь:

Лексика

-

словарный

состав

языка.

В

свою

очередь,

раздел

науки,

изучающий

лексику,

называется

лексикологией.

Основой

лексики,

является слово.

Грамматический строй языка -

совокупность закономерностей какого-

либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых

о т р е з к о в

( с л о в ,

в ы с к а з ы в а н и й ,

т е к с т о в ) .

Одной

из

выраженных

особенностей

речи

детей

с

ОНР

является

более

значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного

словаря. Дошкольники с ОНР понимают значения многих слов, объём их

пассивного

словаря

близок

к

норме.

Однако

употребление

слов

в

экспрессивной речи актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным

речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря

(глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в

названиях

многих

прилагательных,

употребляющихся

в

речи

нормально

развивающихся сверстников. В глагольном словаре дошкольников с ОНР

преобладают

слова,

обозначающие

действия,

которые

ребёнок

ежедневно

выполняет или наблюдает.

Значительно

труднее

усваиваются

слова

обобщённого,

отвлечённого

значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании

многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении

актуализации пассивного словаря.

Характерной

особенностью

словаря

детей

с

ОНР

является

неточность

употребления

слов,

которая

выражается

в

вербальных

парафазиях.

Проявление неточности или неправильного употребления слов в речи детей с

ОНР многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в

других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети

с ОНР используют слово лишь в определённой ситуации, слово не вводится в

контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и

использование слова носит ещё и ситуативный характер.

Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно

сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-

синтетической

деятельности.

При

многих

формах

ОНР

расстраивается

усвоение

знаковой

формы

языка,

нарушается

комбинирование

знаков

на

основе правил русского языка, оперирование знаками в процессе порождения

речи. При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с

большими трудностями, чем овладение активными и пассивным словарём.

Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда абстрактны, чем

лексические,

а

грамматическая

система

языка

организована

на

основе

большого количества языковых правил.

Грамматические

формы

словоизменения,

словообразования,

типы

предложений

появляются

у

детей

с

ОНР,

как

правило,

в

той

же

последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие

овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более

медленном

темпе

усвоения,

в

дисгармонии

развития

морфологической

и

синтаксической

систем

языка,

семантических

и

формально-языковых

компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как

морфологическими,

так

и

синтаксическими

единицами.

У

этих

детей

выявляются

затруднения

как

в

выборе

грамматических

средств

для

выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения грамматического

строя

речи

при

ОНР

обусловлены

недоразвитием

у

этих

детей

морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех

языковых

операций,

в

процессе

которых

происходит

грамматическое

конструирование,

выбор

определённых

языковых

единиц

и

элементов

из

закреплённой

в

сознании

ребёнка

парадигмы

и

их

объединение

в

определённые синтагматические структуры.

Говоря о детях с ОНР, следует отметить, что у них необходимо развивать

лексико – грамматический строй речи. Для этого требуется систематическое

обучение.

Автор

реализует

в

коррекционно-развивающем

процессе «Комплексную

образовательную

программу

дошкольного

образования

для

детей

с

ТНР

(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В.

3.

Ресурсное обеспечение опыта

Кадровое

обеспечение

учитель-логопед,

должен

иметь

высшее

специальное

образование,

а

также

обладать

необходимыми

знаниями

по

детской психологии и дошкольной педагогике.

Санитарно-гигиенические

условия

деятельность

с

детьми

должна

проводиться

в

кабинете,

соответствующему

требованиям

ТБ,

пожарной

безопасности,

санитарным

нормам.

Кабинет

должен

хорошо

освещаться,

периодически проветриваться.

Материально-техническое обеспечение в кабинете должно соответствовать

возрасту детей и требованиям реализуемой программы. В кабинете должны

быть разные по размеру мячи, картотека игр с мячом для развития лексико-

грамматического строя речи.

Нормативно-правовое обеспечение

Конвенция о правах ребёнка

Закон РФ «Об образовании»

СанПин

2.4.1249-03

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных учреждений.

Научно-методическое обеспечение

Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств

языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2007 - №6.

Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с

ОНР. // Логопед в детском саду - 2006 - №3.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. -- М.: Лабиринт, 1999. -- 352

с.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. - 198с.

Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед, 2004 -

№ 1. - с. 41-47

Елисеева М.Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста // Логопед в

детском саду. М., 2006. - № 1. - 10с.

Ефименкова

Л.И.

Формирование

речи

у

дошкольников:

(Дети

с

ОНР).

Пособие для логопедов. М.: 1981.

Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.:

1973.

Лалаева

Р.И.,

Серебрякова

Н.В.

Коррекция

общего

недоразвития

речи

у

дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -- СПб.:

СОЮЗ, 1999. -- 160 с.

4.

Технология опыта

Постановка цели и задач педагогической деятельности

Целью педагогического опыта является создание условий для развития

лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР посредством

игр с мячом.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих

задач:

Рассмотреть

теоретические

основы

развития

лексико-

грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.

Изучить уровень развития лексико-грамматического стоя речи у

детей 5-7 лет с ОНР.

Подобрать игры с мячом для развития лексико-грамматического

строя речи у детей 5-7 лет с ОНР.

Оценить

эффективность

игр

с

мячом

в

развитии

лексико-

грамматического строя речи у детей 5-7 лет с ОНР.

Принципы работы с детьми:

Дидактический принцип

Принцип учёта возрастных особенностей

Принцип усложнений заданий

Принцип партнёрства – общение в работе с детьми, признаётся их

мнение, интересы.

Этапы реализации:

Этапы

Содержание деятельности

Информационно -

аналитический

Изучение

состояния

выбранной

проблемы

с

позиции

теории

и

педагогической

практики

(анализ

логопедической

литературы,

изучение

опыта

работы

через

интернет

технологии

и

др.);

Формирование информационного банка данных

по проблеме (составление списка литературы)

Мониторинг

субъектов

образовательного

процесса (диагностика детей)

Планово-

прогностический

Определение и создание условий для развития

лексико-грамматического строя речи у детей 5-7

лет посредством игр с мячом.

Организационно-

исполнительский

Реализация

планируемой

образовательной

деятельности.

Контрольно-

диагностический

О с у щ е с т в л е н и е

к о н т р о л я

и

о ц е н к и

эффективности работы (повторная диагностика,

сравнение результатов)

5.

Оценка результативности опыта

В старшей группе диагностика проводилась два раз в год (сентябрь, май).

Использовалась диагностика Нищевой Н. В., детям предлагался достаточный

объём

заданий

для

выявления

уровня

развития

лексико-грамматического

строя речи. Оценивались ответы от 1 до 3. Низкий уровень – 1, средний

уровень

2,

высокий

уровень

3.

Затруднения

дети

испытывали

в

следующих заданиях: назвать части предмета, назвать действия предмета,

употребление

существительных

в

именительном

падеже,

родительном

падеже

множественного

числа,

предлогов,

числительных

два,

пять

с

существительными,

образование

названий

детёнышей,

относительных,

притяжательных

прилагательных.

Все

эти

выявленные

нарушения,

подтверждают

мнение,

что

у

детей

с

ОНР

идёт

развитие

словаря,

грамматической стороны речи с большой задержкой. Дети с трудом, а порой,

даже

совсем

не

могли

подобрать

подходящее

слово.

По

результатам

диагностики на начало учебного года (сентябрь 2017) было выявлено, что у

100% детей низкий уровень развития лексико-грамматического строя речи.

После года обучения с использованием игр с мячом на индивидуальных

занятиях, была проведена повторная диагностика (май 2018). В результате,

10%

детей

имеют

высокий

уровень

развития

лексико-грамматической

стороны речи, 46% детей имеют средний уровень, 44% детей имеют низкий

уровень.

В

подготовительной

группе

диагностика

проводилась

два

раза

в

год

(сентябрь,

май).

Использовалась

диагностика

Нищевой

Н.

В.,

детям

предлагался достаточный объём заданий для выявления уровня развития

лексико-грамматического строя речи. Оценивались ответы от 1 до 3. Низкий

уровень – 1, средний уровень – 2, высокий уровень – 3. Затруднения дети

испытывали в следующих заданиях: назвать части предмета, употребление

числительных два, пять с существительными, образование относительных,

притяжательных

прилагательных.

По

результатам

диагностики

на

начало

учебного года (сентябрь 2018) было выявлено, что 10% детей имеют высокий

уровень развития лексико-грамматической стороны речи, 46% детей имеют

средний уровень, 44% детей имеют низкий уровень. После года обучения с

использованием игр с мячом на индивидуальных занятиях, была проведена

повторная диагностика (май 2019). В результате, 20% детей имеют высокий

уровень развития лексико-грамматической стороны речи, 56% детей имеют

средний уровень, 24% детей имеют низкий уровень. Игры с мячом дали

толчок

дальнейшему

развитию

лексико-грамматической

стороны

речи:

у

детей

обогатился

словарь,

сформировались

навыки

словообразования,

словоизменения, что способствовало развитию связной речи.

Уровень развития лексико-грамматического строя речи

у детей с ОНР

5-6 лет

2017-2018 учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

сентябрь

0 %

0 %

100 %

май

10 %

46 %

44 %

Уровень развития лексико-грамматического строя речи

у детей с ОНР

6-7 лет

2018-2019 учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

сентябрь

10 %

46 %

44 %

май

20 %

56 %

24 %

6.

Адресная направленность

Данный опыт по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с

ОНР, могут использовать как учителя-логопеды, так и воспитатели групп для

детей с ОНР. Предложенные игры рассчитаны для детей 5-7 лет.

Трудоемкость

Опыт формировался в течение двух лет. В этот период были подобраны игры

с мячом в соответствии с речевыми нарушениями, возрастом детей. Два раз в

год проводилась диагностика. Результаты диагностики занесены в таблицы.

7.

Приложение

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного

запаса, развитие грамматического строя речи.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры.

Игры

по

расширению

словарного

запаса

разнообразны

и

проводятся

с

использованием большого количества наглядного материала. В обогащении

речи

ребенка

существительными,

глаголами,

прилагательными,

обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии

ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение

могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые педагогами и родителями.

Возможные варианты игр с мячом:

- перебрасывание мяча друг другу;

- прокатывание мяча, сидя на ковре;

- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

- отбивание мяча правой и левой рукой;

- прокатывание шарика по панно с дорожками.

Игра «Животные и их детеныши»

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

у тигра – тигренок у льва – львенок

у слона – слоненок у оленя – олененок

у лося – лосенок у лисы – лисенок

у медведя – медвежонок у верблюда – верблюжонок

у волка – зайчонок у зайца – зайчонок

у кролика – крольчонок у белки – бельчонок

у коровы – теленок у лошади – жеребенок

у свиньи – поросенок у овцы – ягненок

у курицы – цыпленок у собаки – щенок

Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей! '

белка живет – в дупле лиса живет – в норе

медведь живет – в берлоге собака живет – в конуре

пчелы живут – в улье волк живет – в логове

птицы живут – в гнезде рыбы живут – в воде

Игра «Кто как разговаривает, или подает голос»

Отвечай, да поскорей

Назови язык зверей.

корова – мычит тигр – рычит змея – шипит

мышка – пищит собака – лает волк – воет

утка – крякает гусь – гогочет свинья – хрюкает

Игра «Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

Летают - (птицы, бабочки, мухи, стрекозы, жуки, комары, мошки)

Плавают – (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы)

Ползают – (змеи, гусеницы, черви)

Прыгают – (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы)

Игра «Горячий – холодный»

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

широкий – (узкий) большой – (маленький)

старый – (молодой) горячий – (холодный)

хороший – (плохой) умный – (глупый)

веселый – (грустный) острый – (тупой)

легкий – (тяжелый) добрый – (злой)

радостный – (печальный) ясный – (пасмурный).

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его

шкаф из дерева – (деревянный) бутылка из стекла – (стеклянная)

рукавички из меха – (меховые) тазик из меди – (медный)

медвежонок из плюша – (плюшевый) ваза из хрусталя – (хрустальная)

сок из клюквы – (клюквенный) сумка из кожи – (кожаная)

Игра «Чья голова?»

Чья у зверя голова?

Подскажи скорей слова.

у вороны – (воронья) у рыси – (рысья)

у рыбы – (рыбья) у кошки – (кошачья)

у зайца – (заячья) у лошади – (лошадиная)

у лебедя – (лебединая) у оленя – (оленья)

у лисы – (лисья) у собаки – (собачья)

Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного:

Был один, а станет много.

стол – столы двор – дворы нос – носы

гора – горы мост – мосты дом – дома

день – дни лоб – лбы ухо – уши

стул – стулья перо – перья носок – носки

дружок – дружки утенок – утята слоненок – слонята

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол – пять столов один слон – пять слонов

один гусь – пять гусей один лебедь – пять лебедей

одна майка – пять маек одна шишка – пять шишек

один утенок – пять утят один заяц – пять зайчат

одно платье – пять платьев одна пуговица – пять пуговиц

одна книга – пять книг одна конфета – пять конфет.

Игра «Кто, чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

строитель – (строит) повар – (варит)

носильщик – (носит) уборщица – (убирает)

художник – (рисует) фотограф – (фотографирует)

продавец – (продает) парикмахер – (стрижет)

врач – (лечит) учитель – (учит)



В раздел образования