Автор: Мингалимова Илюза Фидаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: пгт Аксубаево
Наименование материала: статья
Тема: "Ребёнок и ПДД"
Раздел: дошкольное образование
Ребёнок и ПДД
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и
правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками
дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют
вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в
транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это
особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же
меркой, как и взрослым, ведь у них дословная трактовка Правил дорожного
движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и
пассажиров в недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников
абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Вот почему мы с самого раннего возраста учим детей безопасному
поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Родители - первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы,
беря пример с вас. Уберечь ребенка от беды на дороге – долг всех взрослых.
Поэтому предлагаю и дальше сотрудничать по формированию у наших детей
дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил дорожного
движения.
Обучаем детей правилам дорожного движения.
Не вызывает сомнения то, что ПДД необходимо знать и выполнять
гражданам всех возрастов. Учебно-методическая база в дошкольных учреждениях
для обучения детей правилам дорожного движения с каждым годом улучшается.
Но одно знание правил не гарантирует их выполнение. Необходимо закреплять
знание Правил дорожного движения на уровне поведения. Для проведения
занятий, игр, способствующих закреплению у дошкольников знаний правил
движения и приобретению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у
нас созданы все условия. Разнообразен выбор методического и дидактического
материала для проведения занятий по ПДД от подвижных игр, велоигр на
прогулке, до индивидуальной работы с использованием пиктограмм, кроссвордов,
чайнвордов. С целью развития механической памяти используют карточки:
«Дорожные знаки», «Угадай знак», «Разложи по порядку» и др. На занятиях
рисования, аппликации дети копируют машины, знаки, закрепляя знания.
Например: «Дорисуй машину скорой помощи», «Какой знак?» помогают ребенку
обогащению мышления. Пиктограммы «Пункт питания», «Назови номер
автомобиля», и др., где дети определяют и находят знакомые дорожные знаки,
способствуют развитию речи, внимания. Проводя работу по закреплению знаний
детей используем логические задачи, схемы психологические игры и упражнения:
«Как переходить улицу?», «Где играть?», «Найди и поставь знак правильно!»,
«Повтори с нами!». Содержание обучения детей ПДД не ограничивается только
с вопросами знакомства с дорожными знаками, правилами поведения на проезжей
части , на транспорте, главная необходимость ознакомить детей с основами
безопасной жизнедеятельности. В изучении ПДД наиболее эффективным
представляются интегрированный подход, где взаимосвязь музыки ИЗО, ручного
труда, физической культуры является частью общего воспитания здорового
ребенка.
В целенаправленной работе с педагогическими кадрами используются
традиционные и нетрадиционные формы и методы с привлечениями сотрудников
ОГИБДД. Педагогический совет на тему «Неделя безопасности» прошел при
активном участии начальника ОГИБДД. Он ознакомил педагогов со статистикой
дорожно-транспортного происшествия по Республике Татарстан, по району,
положительно оценил работу педагогов «Солнышко», дал конкретные советы и
предложения.
Всегда желанными являются встречи детей с инспектором ОГИБДД.
Беседы «Дорожные знаки - мои друзья», «Зимние игры», обыгрывание дорожно-
транспортных ситуации на макетах улицы формируют познавательный интерес к
изучаемым темам .Памятные подарки из рук самого инспектора поощряют детей
обогащать знания.
Наш детский сад живет в тесном контакте с кинотеатром, где нашим
детям помогают закреплять знания по ПДД кинофильмы, мультфильмы и даже
беседы, организованные сотрудниками кинотеатра: «А ты знаешь?», «На улице»,
«Как переходить улицу?» и др.
Музыкальный руководитель вместе с воспитателями проводит
развлечения, праздники по обучению детей ПДД, где дети с удовольствием
показывают свои знания, навыки. Например: «Для чего нам светофор?»,
«Водители», «Веселая зебра»
Опыт работы нашего ДОУ часто распространяется на педагогических
совещаниях, семинарах, конференциях. Деловая игра «Дорога и дети», «Зеленый
огонек », развлечение «Перекресток» также семинар- практикум для воспитателей
района «Организация и планирование занятий по ПДД» получили высокую
оценку педагогов и руководителей.
Важное значение в процессе подготовки детей имеет проблема оценки
необходимого и достаточного объема усваиваемого содержания и уровня
сформированности знаний и умений. В этих целях опытные педагоги разработали
контрольные карточки для определения уровня усвоения стандарта правил
безопасного поведения на дорогах. Обучение ПДД начинаем с первой младшей
группы, увязывая со всеми разделами программы и учетом психолого-
физиологических особенностей на основе наблюдений отмечают ошибки,
затруднения, выделяя тех, кто справляется с заданиями. Диагностическую работу
с детьми проводим два раза в год. В старших, подготовительных группах
проводим комплексную диагностику с использованием макета улиц. В группах 85
% детей показывают хорошие результаты. Отсутствие случаев дорожно-
транспортного происшествия подтверждают наш кропотливый труд.