Автор: Маслова Ираида Владимировна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 31"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развиваем связную речь у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Развиваем связную речь у дошкольников
Одной из важнейших задач логопедической работы с
детьми является
развитие у них связной речи
.
Особенно много внимания нужно уделять
обучению
составлять
описательный
рассказ,
так
как
этот
вид
монолога
наиболее
сложен.
Дети
затрудняются
в
названии
характерных
признаков
предмета, не знают как начать и закончить описание.
При
обучении
детей
монологам-описаниям
нужно
соблюдать
ряд
правил:
1.
Необходимо
помнить,
что
описательный
рассказ
строится
по
определенному плану, состоящему из 4-х основных частей:
зачин – основная мысль рассказа («Это яблоко». «Лошадь – самое
красивое животное»);
часть, где дается общая характеристика предмета;
часть, где говорится об отдельных признаках, подчеркивающих общую
характеристику предмета;
вывод об описываемом, отношение к предмету («Я люблю яблоки,
потому что они вкусные»).
2.
Облегчает
процесс
становления
связной
речи
использование
наглядности: картинки или натуральные предметы, план-схема, схематичное
зарисовывание отдельных частей или признаков предмета (о – круглый, * -
холодный, ``` - колючий и др.)
3. Работу по обучению составлению рассказа о предмете нужно строить
по следующему алгоритму:
Начинать описание следует с беседы о предмете. Беседуя с ребенком о
предмете, постарайтесь обратить его внимание на все признаки и свойства,
на действия предмета. Важно, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными
предложениями.
Взрослый
дает
образец
описания,
либо
использует
прием
параллельного описания, когда взрослый и ребенок описывают одновременно
2
разных
предмета,
причем
ребенок
повторяет
за
взрослым
каждое
предложение,
рассказывая
о
своем
предмете
(взрослый:
«Это
огурец»
Ребенок: «Это помидор». Взрослый: «он овальный и зеленый». Ребенок: «Он
круглый и красный»).
Затем
ребенок
рассказывает
о
предмете
самостоятельно.
Взрослый
помогает
ему
начать
и
закончить
рассказ,
при
необходимости
задает
наводящие вопросы.
Повышает
интерес
к
описанию
интересная
речевая
ситуация.
Предложите ребенку поиграть в игры: «Магазин», «Узнай по описанию» и
другое.