Автор: Крамаренко Елена Анатольевна
Должность: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений
Тема: "Волшебные палочки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей №16 «Ласточка»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
детский сад № 16 «Ласточка»
_____________ТН.Ю.Малахова
Программа дополнительного образования
по развитию сенсорных эталонов и элементарных математических
представлений
«Волшебные палочки»
Составила:
Крамаренко Е.А., заместитель
заведующего по УВР
Принята педагогическим советом
МБДОУ детский сад № 16 «Ласточка»
Протокол № 1 от 30.08.2019
Для детей дошкольного возраста 5 -7 лет
Срок реализации программы – 2 года
г. Ессентуки 2019
Пояснительная записка
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает
внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает
настойчивость и упорство в достижении цели»
А. Маркушевич
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
законом
“Об
образовании
в
Российской
Федерации”
№273
от
29.12.12
г.,
Федеральным
государственным
стандартом
дошкольного
образования
и
представляет
собой
локальный
акт
образовательного
учреждения
МБДОУ
детский
сад
общеразвивающего
вида с
приоритетным
осуществлением
деятельности по физическому развитию детей №16 «Ласточка» г.Ессентуки
Ставропольского края.
Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и
удивлением открывающий для себя мир. Его «почему? как? где?» ставят в тупик
неискушенных взрослых.
Существует
много
способов
предоставить
детям
возможно сть
самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять
принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с
предложенной ситуацией.
Удовлетворять
естественные
потребности
ребят
в
познании
и
изучении
окружающего
мира,
их
неуемную
любознательность
помогут
игры-
исследования. Какие это мыслительные игры? С помощью каких дидактических
средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным
проце ссом?
Как обе спечить
по степенное
продвижение
ка ж д о го
ребенка вперед?
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и
каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие
количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия
разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической
информации. Если
с
самого
начала
предоставить
ребёнку
возможность
познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную
игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в
школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения
предметом, интерес к нему. Математика по праву занимает большое место в
системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку,
для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определенную
умственную
задачу,
которая
чаще
всего
замаскирована
занимательным
сюжетом. Знакомство
с
математикой,
ее
понятиями
осуществляется
с
помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной
жизни
детей.
Занимательность
маскирует
ту
математику,
которую
многие
считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте
и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине,
размере,
о
соотношениях.
Математическое
мышление
–
это,
прежде
всего,
умение
сравнивать,
систематизировать,
классифицировать,
обобщать,
делать
выводы, умозаключения.
Формирование
элементарных
математических
представлений
является
средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Сегодня
на
смену
жесткой
учебно-дисциплинарной модели
воспитания
пришла
личностно-ориентированная модель,
основанная
на
бережном
и
чутком
отношении к ребенку и его развитию.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все
большее
значение.
Это
объясняется,
прежде
всего,
бурным
развитием
математической
науки
и
проникновения
ее
в
различные
области
знаний.
Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у
детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.
Цели и задачи программы
Цель:
Создание
условий
для
развития
элементарных
математических
представлений и сенсорных эталонов с помощью палочек Кюизенера.
Задачи:
Формирование познавательной мотивации обучения;
Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия);
Развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие
умозаключения;
Развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого
воображения;
Развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
Среди
задач
по
формированию
элементарных
математических
знаний
и
последующего математического развития детей следует выделить главные, а
именно:
Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве
и времени как основах математического развития;
Формирование
широкой
начальной
ориентации
в
количественных,
про ст ранственных
и
временных
отношениях
о к ружа ющ е й
действительности;
Формирование
навыков
и
умений
в
счете,
вычислениях,
измерении,
моделировании, общеучебных умений;
Овладение математической терминологией.
Принципы, лежащие в основе программы:
Принцип развивающего образования
Принцип необходимости и достаточности (поставленные цели и задачи
решаются только на необходимом и достаточном материале)
Принцип
интеграции
образовательных
областей
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников
и
спецификой образовательных областей
Техническое оснащение занятий
Наборы палочек Кюизенера
Дидактические игры
«Блоки-игры»
Комплект иллюстративного материала
Игрушки
Таблицы с картинками
Методика работы с палочками Кюизенера
Работу
с
палочками
Кюизенера
можно
начать
с
того,
что
просто
посмотреть
с
ребенком
палочки,
попробовать
вначале
разделить
их
все
по
цветам. А потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, посчитать.
Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных
абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как
результат его самостоятельной практической деятельности.
Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей
представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число
появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической
деятельности, в результате разнообразных упражнений, подойти вплотную к
сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Упражняться с
палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими
подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель
предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения,
позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками
рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения
чередовать с коллективными.
Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных
вариантов решения задачи: составление " поездов" одинаковой длинны из двух,
трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой - меркой
разных палочек. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможности
детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и
практических задач.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не
только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как
методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль
ребенка при выполнении упражнения.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в
индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии.
Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
Эффективное применение палочек X. Кюизенера даёт возможность
сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать
следующие задачи:
-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по
цвету)
-Познакомить
с
понятием
величины,
длины,
высоты,
ширины;
осваивать
отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);
-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
-Осваивать прямой и обратный счет;
-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);
-Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на …,
столько же), пользоваться знаками >,<;
-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;
-Развивать
творческие
способности,
воображение,
фантазию,
способности
к
моделированию и конструированию;
-Научить делить целое на части и измерить объекты;
-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее,
вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не
голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)
-Развивать логическое мышление, память, внимание;
-Воспитывать самостоятельность,
инициативу,
настойчивость
в
достижении
целей и задач.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методы, используемые на занятиях
Объяснительно-иллюстративный
Поисковый
Репродуктивный
Исследовательский
Работа может проводиться как в подгруппах, так и индивидуально.
Ожидаемые результаты
К окончанию 2-х летнего курса программы «Волшебные палочки» дети
должны освоить следующие понятия и приобрести знания и навыки:
эталоны цвета;
отношения по длине, высоте, массе, объёму;
навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
свободно ориентироваться по числовому ряду;
называть
предыдущее
и
последующее
число,
сравнивать
числа,
познакомятся с составом числа первого десятка;
складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи,
познают действия умножения, деления;
совершенствовать представления о геометрических фигурах;
моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
интерес к новым дидактическим играм, к математике.
Литература:
1. Е.А.Носов, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб,
«Детство-Пресс», 2004г.
2. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовойт «Математика до школы», СПб, «Детство-
Пресс», 2003г.
3. В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера»,
Москва Мозаика-Синтез, 2010г.
4. Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.
5.
Е.Н.Панова
«Дидактические
игры-занятия
в
ДОУ»,
Воронеж,
ТЦ,
«Учитель»,2007г.
6.
Б.Б.Финкельштейн,
Э.
Хвостова
«На
золотом
крыльце»,
«Кростики»,
«Волшебные дорожки», СПб, «Корвет».
7. А.А.Смоленцева, О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для
маленьких детей», СПб, 2003г.
8. Л.М.Кларина, З.А. Михайлова «Разноцветные полоски».
Учебно-тематический план
I год
№
Название
игровых заданий
Основные дидактические
задачи
Игровые задачи
Сентябрь
1.
«Найди и покажи»
Найди
и
покажи
палочку
такую
же
по
цвету
и
по
длине.
- О т б е р и
в с е
к р а с н ы е
(синие,
желтые
и
т.
д.),
палочки такой же длины.
-Отбери по одной палочке
разного цвета.
-Перечисли все цвета всех
палочек на столе.
-Раскрась шарик так, чтобы
цвет его и палочки
был одинаковым (разным).
-Сопо ст авить
п а л оч к и
одновременно
по
цвету
и
длине.
«Синяя
палочка
короче
оранжевой,
н о
длиннее всех остальных» и
т.д.
Сравнить палочки и цвет.
Найти
и
показать
самою
короткую
и
длинную
палочку
и
назвать
его
цвет.
Выбрать
две
палочки
и
найти среди них длинную
(короткую).
2.
«Строим
дорожки»
У ч и т ь
р а з л и ч а т ь
и
группировать
палочки
по
цвету,
осваивать
эталоны
цвета и их названия,
использовать в речи слова:
такая
же,
од ина ко в ы е ,
одинаковые
по
цвету
и
длине
и т.д.развивать зрительный
глазомер,
учить
понимать
п о с т а вл е н н у ю
з а д а ч у,
ф о р м и р о в а т ь
н а в ы к
с а м о к о н т р о л я
и
самооценки.
Ребёнку
предлагает ся
выбрать
цвет
и
строить
дорожку (белую, голубую)
и т.д.
3.
«Поезд»
Развивать представления о
длине, сравнивать полоски
по длине.
Каждый ребёнок строит
поезд: присоединяет к
паровозу, начиная с
самого длинного (или
наоборот: с короткого).
4.
4.«Цвет и число»
Учить детей отбирать
полоски нужного цвета и
числового обозначения по
словесному указанию
взрослого; подвести к
выводу, что у палочки
каждого цвета есть свое
Педагог предлагает
построить необычный
поезд из цветных палочек,
посадить в вагончики
пассажиров, детям
предлагается
узнать, сколько мест в
число.
каждом в вагончике, дети
находят ответ
практическим путем:
берут белые палочки и
накладывают на
вагончики каждого цвета.
Октябрь
1.
«Море волнуется»
Учить следовать заданному
алгоритму, точно выполнять
словесную инструкцию.
Дети
изображают
волны
по словесной инструкции.
2.
«Подбираем
ленточки к
фартучкам»
Задачи повторяются.
Д е т я м
р а з д а ю т с я
фартучки
всей
цветовой
г а м м ы
п а л о ч е к
Кюизенера.
3.
«Заборы низкие и
высокие»
Развивать представления о
высоте, о длине, сравнивать
предметы по высоте и
длине.
4.
«Моделируем
квадрат»
«Моделируем
прямоугольник»
Развивать
представления
о
квадрате, о прямоугольнике.
Дети
составляют
разные
к в а д р а т ы
и
прямоугольники.
Ноябрь
1.
« П од б и р а е м
к
домику крышу»
Закрепить эталоны цвета и
их названия.
П р е д л а г а е т с я
д е т я м
выложить
д о м и к и
в
порядке
увеличения
их
размеров
и
подбирать
к
каждому
домику
крышу-
палочку.
2.
«Лесенка высокая
и низкая»
Развивать представления о
высоте, о длине, сравнивать
предметы по высоте и
длине.
Педагог обращает
внимание детей на то, что
на крышах домов
написаны цифры. Детям
нужно подобрать палочки
в соответствии с цветом
крыши и написанной на
ней цифрой и построить
из них заборы.
3.
«Дом
и
мебель
для матрёшки»
У ч и т ь
у с т а н а в л и в а т ь
соответствие между цветом
и числом.
Предлагается
построить
дом,
отбирая
для
стен
-
красные палочки, желтые
-
для
крыши,
розовую
-
для трубы.
4.
«Состав числа»
Учить детей составлять
число из единиц;
учить понимать
поставленную задачу и
решать её самостоятельно,
формировать навык
самоконтроля.
Педагог говорит детям,
что в городе чисел есть
дома с 2,3,4,5,6 этажами.
Дети расселяют единицы
в домики и выстраивают
из домиков улицу, число
жильцов - единиц
соответствует № дома.
Домики числа вырастают
каждый раз на один этаж.
Декабрь
«Собачка»
Учить
отбирать
палочки
К а ж д ы й
р е б ё н о к
1.
нужного цвета и числового
значения
по
словесному
указанию взрослого.
самостоятельно
отбирает
н у ж н ы е
п а л о ч к и ,
н а з ы в а е т
и х
ц в е т
и
количество,
составляет
собачку.
2.
«Мосты через
реку»
Развивать представления о
ширине и длине.
Каждый ребёнок
намечает, в каком именно
месте реки он будет
строить мост, и подбирает
для него палочки
соответствующей длины,
чтобы их длина
перекрывала ширину
реки.
3.
«Число и цвет»
Учить детей отбирать
палочки нужного цвета и
числового значения по
словесному указанию
взрослого; подвести к
выводу, что у каждого числа
есть свой цвет.
Педагог строит вагончик
из 4 белых палочек и
предлагает отгадать,
палочкой какого цвета
можно заменить этот
вагончик. Затем дети
определяют, какое число
соответствует той или
иной палочке. После этого
дети строят вагончики из
белых палочек
(одноместный,
двухместный,
трехместный).
4.
«Путешествие на
поезде»
Закреплять понятие:
«который по счёту».
Составить из палочек-
вагонов поезд от самой
короткой до самой
длинной. Предлагает
ответить, каким по
порядку стоит голубой
вагон?
Вагон какого цвета стоит
четвертым?
Какого цвета вагон левее
желтого?
Январь
1.
9 . « Б е л о ч к а
и
Ё ж и к
и д у т
н а
день рождения»
Учить
выбирать
палочки
указанного цвета,
у ч и т ь
с о с т а в л я т ь
изображения
предметов
простой формы.
Ребенок
выбирает
для
понравившейся
игрушки
« п о д а р о к »
-
«коврик», «торт»,
«платочек».
Д л я
то го
ч то б ы
э т и
подарки стали красивыми
и х
н а д о
з а п о л н и т ь
цветными палочками.
2.
5.«Конструирован
ие плотов на реке"
Развивать представления о
ширине («широкий»,
«узкий») и т.д., сравнивать
предметы по ширине,
подбирать плоты по
Педагог предлагает
построить плоты, на
которых можно проплыть
под мостом. Дети
приходят к выводу, о том
размеру.
что проемы у моста
разные («узкий»,
«пошире», «широкий»).
3.
4. «Как
разговаривают
числа?»
У ч и т ь
о п е р и р о в а т ь
числовыми
значениями
ц в е т н ы х
п а л о ч е к ,
п о з н а ко м и т
д е т е й
с о
знаками «>», «<».
Учить записывать и читать
записи:
3< 4. 4 > 3
Педагог говорит, что
числа умеют
разговаривать не словами,
а знаками.
Предлагает взять в
левую руку палочку
красного цвета, а в
правую – голубую.
-Какие числа у вас в
руках?
-Что нужно делать, чтобы
сравнивать эти числа?
Подводит детей к выводу
о том, что для того, чтобы
сравнивать эти числа,
нужно приложить палочки
друг к другу или
наложить друг на друга.
Февраль
1.
« К о в р и к
д л я
кошки»
Учить
различать
палочки
по
длине
и
по
ц в е т у,
со ставлять
квадрат
и з
палочек.
П р е д л а г а е т с я
д е т я м
сделать коврик для кошки
(например,
квадратный
ковер красного цвета).
2.
«Книги на полке"
Сравнивать предметы по
толщине, сопровождая
результат сравнения по
толщине: «толще - тоньше».
Педагог говорит: «В
библиотеку привезли
пачки книг,
журналов, газет, их
нужно положить на полку.
Давайте сделаем из 2
черных палочек полку.
Пачки голубого цвета-
книги, красного цвета -
журналы, желтого цвета -
газеты. Дети сравнивают
пачки книг, журналов,
газет по толщине.
3.
«Весы»
Закреплять понимание
отношений между числами
натурального ряда «больше,
меньше, больше на
…, меньше на…», умение
увеличивать и уменьшать
каждое из чисел на 1.
Упражнять в решении
простых арифметических
действий.
Дети на одну чашу весов
помещают
палочку большего размера
(например-5 , на другую-
4). Аналогично
сравнивают другие числа.
4.
«Твой любимый
цветок»
Учить находить в
изображаемой конструкции
сходство с
выбранным цветком (в
строении, пропорции
П е д а г о г
п р е д л а г а е т
каждому ребёнку сделать
из
палочек
любимый
цветок. Рассказать о своем
цветке.
Какой
он?
Кому
частей); сравнивать
предметы по длине.
Упражнять в счете, в
умении отсчитывать
меньшее количество из
большего.
бы
хотел
подарить
свой
цветок?
Март
1.
«Улица
разноцветных
палочек»
Принцип окраски палочек.
Дети
строят
дома
по
цвету:
белый
домик
для
б е л ы х
« е д и н и ч е к » ,
ч е р н ы й
д о м
д л я
«семерок» и т.д.
Затем
дети
сравнивают,
чем они похожи.
2.
«Слонёнок»
Развивать умение создавать
образ слоненка, сравнивать
п р е д м е т ы
п о
д л и н е ,
о б о з н а ч а т ь
с л о в а м и
результат сравнения.
Д е т и
с т р о я т
о б р а з
с л о н ё н к а ,
и д у щ е г о
направо и налево.
3.
«Выставка собак»
Сравнивать предметы по
величине, находить
сходства и различия между
предметами.
Предлагается выложить
отгадку загадки из
палочек и представить её,
придумать кличку, назвать
породу, рассказать какая
эта собака и что умеет
делать.
4.
«Ковер самолет»
Продолжать рассказывать
сказки по ролям, закрепить
представление о
геометрических фигурах,
закрепить порядковый счет;
выкладывание цифрового
ряда с помощью палочек
Кюизенера.
Инсценировка
сказки «Колобок», дети
по порядку считают
героев и выкладывают
числовой ряд по порядку
от 1 до 10 и называют от
10 до 1
Апрель
1.
«Стулья для
семьи»
Учить сравнивать предметы
по величине, обозначать
результат сравнения (выше
– ниже, шире - уже, больше
- меньше).
Педагог предлагает
сделать из 4 желтых
палочек стул, рядом
сделать большой стол.
Предлагает сделать
стульчик для маленького
ребёнка, сравнивать
стулья.
2.
«К сказочным
героям»
Продолжать формировать
творческое воображение,
логику мышления и
действий закрепить навыки
прямого счета до 10 .
Дети называют цвет
соответственно по счету
дней недели и полоски
радуги: понедельник-
красный, вторник -
оранжевый, среда
-желтый, четверг-
зелёный, пятница
-голубой, суббота- синий,
воскресенье -фиолетовый.
3.
«Игра с Винни-
Упражнять в счете в
Дети строят дом для
Пухом»
пределах 10, познакомить с
образованием числа 6.
Аналогично знакомятся с
образованием чисел
7,8,9,10.
пятачка. Подбирают
палочки в соответствии с
цветом крыши и
написанной на ней
цифрой. Обсуждают
длину фиолетовой
палочки: длина палочки
больше желтой на 1. «К 5
прибавить 1 получится
число 6».
4.
«Как ещё растут
дома из чисел»
Учить составлять число из
2 меньших чисел.
Детям предлагается
выбрать подходящие
карточки с числами и
заселить каждый этаж
пустого домика с цифрой
5 на крыше двумя
цифрами. Какие это
должны быть цифры?
Май
1.
«Мы с Тамарой
ходим парой»
Упражнять детей в счёте
двойками. Осмысленно
использовать
математическое понятие
«пара».
Истрия: «Однажды дети
пошли на прогулку, все
встали в пары, а
Тамаре не хватило пары.
Её друзья посоветовали
взять в пары игрушечного
мишку», дети
расставляют палочки
согласно тексту –
парами (в парах могут
быть палочки разного или
одного цветов).
-Сколько пар получилось?
2.
«Как узнать №
домов на новой
улице?»
Учить составлять число из
2 меньших чисел, развивать
зрительный глазомер, учить
понимать поставленную
задачу и решать её
самостоятельно.
Педагог говорит о том,
что строители построили
дома на новой улице, но
забыли проставить на них
нумерацию. Как помочь
новосёлам узнать
нумерацию своих домов.
Дети выкладывают
палочками разной длины
каждый этаж дома и
выясняют, какая цифра
должна находиться на
крыше.
3.
«Полосатая
салфетка»
Закреплять умение детей
составлять узор согласно
словесной инструкции,
закреплять названия
геометрических фигур,
умение составлять число 6
из 2 меньших чисел.
Предлагается сделать из
палочек фиолетового
цвета квадрат-салфетку.
Каждый ряд каймы
вышить 2 «разными
нитками»- палочками
(белой и желтой, розовой
и красной и т. д.).
4.
«Узнай длину
Учить понимать
Педагог предлагает
ленты»
количественные
отношения, учить находить
связь между длиной
предмета, размером мерки и
результатом измерения,
учить устанавливать
логические связи и
закономерности.
измерять длину ленты с
помощью мерки -
розовой палочки. Дети
приходят к выводу: в
длинной ленте мерка
уложилась 7 раз, а в
короткой- 5 раз. Лента, в
которой мерка уложилась
7 раз, длиннее, потому что
7 >5.Лента, в которой
мерка уложилась 5 раз,
короче, потому что 5< 7.
Ленты разные по длине.
Учебно-тематический план
II год
№
Название
игровых
заданий
Основные
дидактические задачи
Игровые задачи
Сентябрь
1.
«Чёт-Нечет»
Продолжать увеличивать и
уменьшать числа в пределах
10 на единицу; учить называть
«соседей данного числа»;
познакомить с четными и
нечетными числами,
устанавливать логические
связи.
На одних столах лежат
«четные палочки», на
других - «нечётные».
Предлагается построить
из палочек лесенки
равной высоты так, чтобы
разница между
ступеньками была
одинаковой. Появляются 2
разные лесенки; с
помощью розовой
палочки определяется
разница между смежными
ступеньками. Обе лесенки
читаются в числах.
2.
«И ни этак и не
так»
Закреплять
названия
цветов,
р а з в и в а т ь
л о г и ч е с к о е
мышление
Показать не синюю и не
оранжевую палочку и т.д.
3.
«Составь
коврик» для
чисел 7,8,9,10.
Составлять коврики для чисел
7,8,9,10, учить составлять
числа из 2 меньших чисел,
выработать представления о
действиях сложения и
вычитания
Сплести ковер заданного
размера, (для чисел
7,8,9,10), ковер считается
законченным, если
учтены все варианты
состава чисел 7,8,9,10.
4.
7. «Покажи, как
растут числа»
Продолжать учить детей
увеличивать, уменьшать числа
в пределах 10 на 1, учить
называть соседей числа, учить
сравнивать смежные числа,
Учить устанавливать
логические связи и
Возможно проведение
дополнительных
упражнений:
-Перед каждой своей
числовой карточкой ребё
нок должен положить
палочку, выражающую
закономерности, развивать
зрительный глазомер, учить
понимать поставленную
задачу, решать её
самостоятельно, формировать
навык самоконтроля.
число.
-Выкладывать карточки с
цифрами в возрастающем
порядке и назвать их.
Затем предлагается взять
карточки с числами и
построить их
от меньщего числа к
большему. (Такое же
задание выполняется с
палочками Кюизенера.)
- Дети строят числовую
лесенку из палочек по
принципу «чем выше
ступенька, чем больше
число».
-Дети могут записать
числа в порядке
возрастания(1,2.3,4,5…),и
ли
убывания(7,6,5,4,3…),выд
елить отношения между
числами 1< 2 <3< 4 < 5
<6, 7 > 6 >5 >4 >3 >2
Октябрь
1.
«Посчитай-ка»
Учить устанавливать
логические связи и
закономерности, развивать
зрительный глазомер, учить
понимать поставленную
задачу, решать её
самостоятельно, формировать
навык самоконтроля.
-Какие палочки ты будешь
использовать, чтобы
ответить на вопросы:
Сколько тебе лет? Сколько
пальцев на 2 руках, ногах?
Сколько ног у курицы?
Сколько ног у 2 куриц,
кошек? Сколько дней в
неделю? Сколько вершин
у квадрата, треугольника?
Сколько карандашей
разного цвета нужно
брать, чтобы нарисовать
радугу?
2.
«Назови
задуманное
число»
Продолжать учить детей
увеличивать, уменьшать числа
в пределах 10 на 1, учить
называть соседей числа, учить
сравнивать смежные числа
-Назвать числа не больше
8,но не меньше 4,
-Назвать число, которое
стоит рядом с числом 3,
но не 2,
-Назвать число, которое
стоит между 5 и 8, но не
6.
-Назвать числа, которые
стоят до числа 10, но
после 5.
-Назвать числа до 9,
которые стоят после 5.
3.
«Полосатый
коврик»
Закреплять умение детей
составлять узор согласно
Предлагается сделать из
палочек фиолетового
словесной инструкции,
закреплять названия
геометрических фигур, умение
составлять число 6 из 2
меньших чисел.
цвета квадрат-коврик.
Каждый ряд каймы
вышить 2 «разными
нитками»- палочками
(белой и желтой, розовой
и красной и т. д.).
4.
«Тик-так»
Развивать умение детей
моделировать часы, подробно
разобрать структуру
циферблата
Дети моделируют из
палочек часы. На карточке
по кругу возле каждой
точки кладут белый
кубик, возле каждого
кубика по кругу кладут
цифры, Длинная стрелка –
голубая палочка
показывает минуты, а
короткая –розовая
показывает часы.
Ноябрь
1.
«Угадай-ка»
Завивать умение пользоваться
методом исключения
Выставить палочки в ряд.
Ребенок загадывает
палочку. Задаются
вопросы: эта палочка
короче красной? Она
длиннее желтой? И т.д.,
пока палочка не будет
угадана.
2.
«Геометрическ
ие фигуры»
Закреплять названия
геометрических фигур
Дети выкладывают из
палочек геометрические
фигуры, воспитатель
диктует
последовательность
фигур. Взаимопроверка.
3.
«Кто в домике
живёт?»
Учить составлять число из 2
меньших
чисел.
«В
город
чисел
приехал
к л о у н ,
о н
х о ч е т
п р и гл а с и т ь
ж и т е л е й
города на представление.
Но
некоторые
из
них
у ш л и
и з
д о м и к о в » .
Педагог
просит
помочь
к л о у н у
н а й т и этих
жителей
и
рассадить по
этажам.
4.
«Узнай длину
ленты»
Учить понимать
количественные отношения,
учить находить связь между
длиной предмета, размером
мерки и результатом
измерения, учить
устанавливать логические
связи и закономерности.
Педагог предлагает
измерять длину ленты с
помощью мерки -
розовой палочки. Дети
приходят к выводу: в
длинной ленте мерка
уложилась 7 раз, а в
короткой- 5 раз. Лента, в
которой мерка уложилась
7 раз, длиннее, потому что
7 >5.Лента, в которой
мерка уложилась 5 раз,
короче, потому что 5< 7.
Ленты разные по длине.
Декабрь
1.
«Как белочка и
Ёжик играли
числами»
Продолжать учить
увеличивать и уменьшать
числа в пределах 10 на 1,
учить называть соседей числа,
устанавливать логические
связи.
Дети моделируют из
палочек часы. На карточке
по кругу возле каждой
точки кладут белый
кубик, возле каждого
кубика по кругу кладут
цифры. Показать на часах
любое время.
2.
«Сломанная
лесенка»
Продолжать учить
увеличивать и уменьшать
числа в пределах 10 на 1,
учить называть соседей числа.
Под каждую ступеньку
«сломанной лесенки»
дети выкладывают
соответствующую
карточку с цифрой и
находят пропущенную
палочку. «Потерянная»
ступенька возвращается
на место.
3.
«Время»
Развивать умение детей
моделировать часы,
определять время по часам.
Дети моделируют из
палочек часы. На карточке
по кругу возле каждой
точки кладут белый
кубик, возле каждого
кубика по кругу кладут
цифры. Длинная стрелка
–голубая палочка
показывает минуты, а
короткая –розовая
показывает часы.
Показать на часах любое
время.
4.
1.
«Палочк
и
м о ж н о
складывать»
Закрепить название цветов и
числовое обозначение, умение
соотносить цвет и число,
пользоваться
арифметическими знаками ,
учить находить палочки в
сумме равные двум данным.
Педагог предлагает детям
положить мальчику,
который стоит лицом к
детям, в левую руку
жёлтую палочку, а в
правую- красную. Что
получится, если эти числа
сложить? Найдите
палочку равную сумме
красной и жёлтой.
Запишите свое действие с
помощью цифр и знаков:
4+5=9.
Январь
1.
«Палочки
можно
вычитать»
Учить ориентироваться в
пространстве (понятия
«налево», «направо»),
развивать количественные
представления, учить находить
разность чисел.
Педагог просит дать
мальчику в правую руку
голубую палочку, а в
левую – желтую. Что
получится, если из
большего числа вычесть
меньшее? Дети приходят
к выводу, что если из
большего числа вычитают,
то получается меньшее
число. 5-3=2.
2.
«Палочки
можно делить»
Развивать количественные
представления детей. Учить
делить числа.
1 вариант. Педагог
говорит, что мальчик и
девочка взяли палочку
бордового цвета и решили
её поделить поровну. «А
как можно разделить
число 8 так, чтобы у
каждого из детей
получилось по 4.
Дети приходят к выводу,
что палочка 4 умещается в
палочке 8 в 2 раза. Значит
цифрами можем написать
так : 8:4=2.
3.
1.
«Измерь
дорожки
шагами»
Учить устанавливать
логические связи и
закономерности, развивать у
детей зрительный глазомер,
учить понимать поставленную
задачу и самостоятельно
её решать, формировать у
детей навык самоконтроля.
« Ежиха и ежонок решили
узнать длину дорожки и
стали измерять её шагами.
Ежиха сообщила ежонку,
что длина дорожки-5
шагов, ежонок удивился,
ведь у него длина доржки-
10 шагов» Дети приходят
к выводу, что чем больше
мерка, тем меньше число,
и наоборот, чем меньше
мерка, тем больше число.
-Дети измеряют длину и
ширину комнаты, ковра и
т.д.
Февраль
1.
«Измеряем
разными
мерками»
Учить измерять с помощью
двух условных мерок длину
предмета, учить находить
зависимость между
измеряемой величиной,
меркой и результатом,
устанавливать логические
связи.
У детей разные ленты,
разные мерки, измеряют
ленты разными мерками.
Дети приходят к выводу:
ленты разные по длине, и
поэтому числа
получились разные. Чем
больше мерка, тем
меньше число, чем
меньше мерка, тем
больше число.
-Дети измеряют длину и
ширину комнаты, крышки
стола, сиденья
стула, подоконника один
аковыми и разными
мерками.
2.
«Палочки
можно
умножать»
Учить детей умножать числа.
Педагог предлагает взять
палочку белую один раз.
Какое число получилось?
Показывается, как
правильно выполнить эту
запись:1x1=1.Затем
предлагается взять не 1
раз, а два раза, то
получится число 2. Какой
палочкой проверить?
(розовой).
Аналогично
отрабатывется
с
розовой
палочкой : 2x2=4, 2 x 3=6.
3.
Г. Остер « 38
попугаев и
четверть
слоненка»
сказка
Чтение сказки и разыгрывание
сказочной ситуации, используя
палочки Кюизенера
4.
«Телевизор»
Закрепить умение измерять с
помощью условной
мерки, моделировать
предметы в ограниченном
пространстве.
Педагог предлагает
сделать экран телевизора,
одна сторона экрана
состоит из одной
палочки,а другая из
нескольких. Докажите,
что палочки одинаковой
длины. Затем дети
выкладывают из палочек
любую картину «2
футболиста с мячом»,
«водное поло»,
«соревнование пловцов» и
рассказывают, что
происходит на канале.
Март
1.
«Кораблик»
Закрепить умение измерять с
помощью условной
мерки, моделирование по
замыслу.
Предлагается детям
сделать сначала один
кораблик на карточке, а
потом сделать другой
кораблик так, чтобы он
отличился от первого.
Найти различия между
кораблями, что можно
сказать о длине мачты на
ваших кораблях?
Различаются ли мачты?
2.
«Строим
мост
через реку»
Учить детей моделировать по
условию, измерять с помощью
условной мерки, находить
соответствие цвета и числа.
Предлагается построить
из палочек реку: узкую в
начале - у истока,
широкую - в середине,
сужающуюся - в конце.
Через реку проложить
мосты, равные по длине
голубой, жёлтой,
бордовой палочкам.
Сравнивают мосты по
длине и по ширине,
добавляют палочки,
равные ширине любого
моста
3.
«На цветовую
последовательн
ость»
Учить решать логические
задачи на основе зрительно
воспринимаемой информации,
учить понимать
предложенную задачу.
1.Расставить палочки так,
чтобы белая была между
желтой и голубой, а рядом
с голубой была красная.
2.Расставь палочки так,
чтобы белая
была между красной и
розовой, а розовая была
рядом с фиолетовой.
Детям предлагаются
другие аналогичные
задания. Затем дети сами
придумывают задачи и
задают их друг другу.
4.
«Детская
железная
дорога»
Учить решать логические
задачи на основе зрительно
воспринимаемой информации,
понимать условие
предложенной задачи и
выполнять её самостоятельно.
1.Наш поезд состоит из 3
вагонов: голубого,
желтого, розового, при
этом: желтый в середине,
а розовый не является
первым, в какой
последовательности стоят
вагоны? В 1 вагоне едет 3
пассажира, во 2 вагоне-5
пассажиров, в 3 – 2
пассажира. Подложив под
вагоны палочку
оранжевого цвета, дети
приходят к выводу: в
поезде едет 10
пассажиров.
Апрель
1.
«Делаем забор»
Учить строить в соответствии
с
заданным
а л го р и т м ом ,
п е р е н о с и т ь
м о д е л и
и з
горизонтальной
плоскости
в
вертикальную. Упражнять
в
счете.
На доске изображение
заборчика: по вертикали
желтая палочка, справа -
розовая по горизонтали,
следующая - голубая по
вертикали и розовая - по
горизонтали. Все палочки
стоят без интервалов.
Предлагается выложить
заборчик из таких же
палочек по заданному
образцу и повторить два
раза. Сделайте так, чтобы
все дощечки были
одинаковой высоты
2.
«Детская
железная
дорога»
Учить решать логические
задачи на основе зрительно
воспринимаемой информации,
понимать условие
предложенной задачи и
выполнять её самостоятельно.
2. Наш поезд состоит из 3
вагонов:
голубого, фиолетового,
желтого. При этом:
фиолетовый- в середине,
а желтый не является
последним. В какой
последовательности стоят
вагоны? Вагоны стоят так:
жёлтый, фиолетовый,
голубой. В 1 вагоне
поезда едет 5 пассажиров,
во 2 -6, в 3-3 пассажира.
Подложив под вагоны
палочку оранжевого
цвета, дети приходят к
выводу, что нужно
доложить ещё палочку
красного цвета. Значит: в
поезде едет 10 и 4
пассажира, то есть 14
3.
«Палочки
можно
вычитать»
Учить ориентироваться в
пространстве (понятия
«налево», «направо»),
развивать количественные
представления, учить находить
разность чисел.
Педагог просит дать
мальчику в правую руку
голубую палочку, а в
левую – желтую. Что
получится, если из
большего числа вычесть
меньшее? Дети приходят
к выводу, что если из
большего числа вычитают,
то получается меньшее
число. 5-3=2.
4.
«Палочки
можно делить»
Развивать количественные
представления детей. Учить
делить числа.
2 вариант. Педагог
говорит, что 2 мальчика и
девочка взяли палочку
синего цвета и решили
поделить поровну. «А как
можно делить число 9 так,
чтобы у каждого ребёнка
получилось по 3?Дети
приходят к выводу, что
голубая палочка
умещается в палочке
синей 9 три раза. Значит,
цифрами можно записать
так: 9:3=3.
Май
1.
«Палочки
можно
умножать»
Учить детей умножать числа.
Педагог предлагает взять
палочку белую один раз.
Какое число получилось?
Показывается, как
правильно выполнить эту
запись:1x1=1.Затем
предлагается взять не 1
раз, а два раза, то
получится число 2. Какой
палочкой проверить?
(розовой).
Аналогично
отрабатывется
с
розовой
палочкой : 2x2=4, 2 x 3=6.
2.
«Делаем забор»
Учить строить в соответствии
с
заданным
а л го р и т м ом ,
п е р е н о с и т ь
м о д е л и
и з
горизонтальной
плоскости
в
вертикальную. Упражнять
в
счете.
На доске изображение
заборчика: по вертикали
желтая палочка, справа -
розовая по горизонтали,
следующая - голубая по
вертикали и розовая - по
горизонтали. Все палочки
стоят без интервалов.
Предлагается выложить
заборчик из таких же
палочек по заданному
образцу и повторить два
раза. Сделайте так, чтобы
все дощечки были
одинаковой высоты
3.
2.«Детская
железная
дорога»
Учить решать логические
задачи на основе зрительно
воспринимаемой информации,
понимать условие
предложенной задачи и
выполнять её самостоятельно.
Более сложная задача.
Наш поезд состоит из 3
вагонов: голубого,
фиолетового, желтого.
При этом: фиолетовый в
середине, а желтый не
является последним. В
середине пути из
последнего вагона вышли
все пассажиры. В какой
последовательности стоят
вагоны? Сколько
пассажиров доехало до
конечной остановки? В 1
вагоне поезда едет 5
пассажиров, во 2 -6, в 3-3
пассажира. Подложив под
вагоны палочку
оранжевого цвета, дети
приходят к выводу, что
нужно доложить ещё
палочку красного цвета.
Значит: в поезде едет 10 и
4 пассажира, то есть
14.Дети убирают голубой
вагон, подложив палочку
оранжевого цвета,
дети убеждаются, что
необходима ещё палочка
белого цвета. -5+6=11
4.
«Цветовой
диктант»
Учить решать логические
задачи на основе зрительно
воспринимаемой информации,
учить понимать
предложенную задачу.
1.Расставить палочки так,
чтобы белая была между
желтой и голубой, а рядом
с голубой была красная.
2.Расставь палочки так,
чтобы белая
была между красной и
розовой, а розовая была
рядом с фиолетовой.
Детям предлагаются
другие аналогичные
задания. Затем дети сами
придумывают задачи и
задают их друг другу.
Работа с родителями
Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания,
осуществляемого детским садом, является не только ребенок, но и семья. Какую
бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда
решающую роль в его эффективности играет семья.
План работы с родителями на 2019-2020 учебный год
№ Форма работы
Мероприятия
Срок
1.
Анкетирование
Анкетирование
родителей. Определение позиции
родителей о необходимости внедрения
инновационной технологии.
Сентябрь
2.
Групповое
родительское
собрание
Групповое родительское собрание по
ознакомлению с направлениями работы
по интеллектуальному развитию
дошкольников.
Октябрь -
3.
Консультация
Консультация для родителей «Как
реализовать современную
образовательную технологию -
палочки Кюизенера в дошкольных
учреждениях с участием родителей».
Октябрь
4.
Консультация
Консультация
для
родителей
«Как
работать с палочками Кюизенера?»
Ноябрь
5.
Консультация
Консультация
для
родителей
«Какие
альбомы
приобрести
для
работы
с
палочками Кюизенера?»
Декабрь.
6.
Наглядно-
информационная
«Развивающие
игры
и
занятия
с
палочками Кюизенера».
Январь
7.
День открытых
дверей
Открытое занятие по математике «Мы
играем и считаем».
Февраль
8.
Семейный досуг
«На улице разноцветных палочек».
Март
9.
Видеофильм
Просмотр
видеофильма
«В
стране
умных
игр»,
ООО
«Корвет»,
Санкт-
Петербург.
Апрель
10.
Творческая
лаборатория
родителей
Совместный
семейный
альбом
с
зарисовками придуманных из палочек
изображений или сюжетов, сказок.
«Научи меня, мама!»
«Папа может всё!»
Май
11.
Лучший семейный
опыт
Изучение, обобщение,
распространение лучшего семейного
опыта по работе с палочками
Кюизенера.
Январь
12.
Еженедельная
информация для
родителей
Оформление
еженедельной и н ф о р м а ц и и
д л я
родителей
«Наши
успехи
и
наши
открытия в области математики».
Сентябрь-май
13.
Презентация
«На улице разноцветных палочек»
Презентация проекта.
Май
14.
Совместное занятие
с детьми и
родителями
Совместное занятие с детьми и
родителями «Мир творчества»,
«Играем вместе», «Наши открытия».
Март
15.
Подведение итогов
работы.
Подведение итогов работы. Заполнение
анкет обратной связи родителями и
педагогами. Анализ степени
достижения поставленной цели.
Май