Автор: Иванова Жанна Насыровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ «СОШ 6»
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ город Когалым
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Что такое счастье для Мцыри"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка открытого урока по литературе в 8 классе по теме «Что
такое счастье для Мцыри?».
Цель урока: проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, ответить на вопрос:
«Что такое счастье для Мцыри?».
Задачи:
Обучающая – актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера.
Развивающая – развивать навыки аналитической работы с текстом.
Воспитательная – воспитывать самостоятельность мышления, потребность образно выражать свои
мысли.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: иллюстрации к поэме, раздаточный материал, диаграмма «Фишбоун».
ХОД УРОКА
Этапы ур
ока
Цель эт
апа
Деятельность учителя
Деятельность
учащегося
Приёмы, УУД
1.
Организа
ционный
момент
Активац
ия
учащихс
я.
Приветствие. Психологический
настрой на урок. Тренинг
«Добрые пожелания»
Приветствуют
учителя,
контролируют
готовность к уроку,
выполняют задание.
Личностные: мобилизация
внимания, уважение к
окружающим.
Регулятивные: целеполагание.Ком
муникативные: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
2.
Постанов
ка цели и
задач
урока.
Мотиваци
я учебной
деятельно
сти
учащихся.
Создать
условия
для
возникн
овения
внутрен
ней
потребн
ости
включен
ия в
учебную
деятель
ность.
М.Ю. Лермонтов – великий
поэт, офицер, романтик и
патриот. Он открыл читателям
красоты Кавказа, всматриваясь в
него зорким взглядом
гениального поэта и
замечательного художника.
Кавказ был колыбелью его
поэзии, также как и колыбелью
А.С. Пушкина. И после
Пушкина никто не отблагодарил
Кавказ, как Лермонтов.
Однако с этим краем связаны и
грустные воспоминания поэта.
Так случилось, что на Кавказе
он побывал несколько раз:
лечился, а потом был отправлен
Отвечают на вопросы
учителя, обсуждают
их. Формулируют
цели урока,
определив границы
знания и незнания.
Регулятивные: целеполагание;
планирование.
Познавательные: общеучебные –
логические – решение проблемы,
построение логической цепи
рассуждений, доказательство,
выдвижение гипотез и их
обоснование; Коммуникативные:и
нициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.
в ссылку. Вспомните
стихотворение «Тучи» - тяжело
расставаться с Родиной,
близкими. Романтическая поэма
«Мцыри» тоже наполнена
тоской по родине, жаждой
жизни и свободы.
Оглашение темы урока «Что
такое счастье для Мцыри?» по
поэме М.Ю. Лермонтова
«Мцыри».
Каковы цели нашего урока?
3.Актуали
зация
знаний.
Выявить
уровень
знаний
и
система
тизиров
ать их.
Проверка домашнего задания.
Проблемный вопрос: почему
М.Ю. Лермонтов изменил
первоначальное название
произведения «Бери» (с
грузинского – монах) на
«Мцыри» (послушник,
неслужащий монах, пришелец,
чужеземец)?
Сообщение
учащегося
(опережающее
задание): история
создания поэмы.
Участвуют в
обсуждении
проблемных
вопросов,
формулируют
собственное мнение и
аргументируют его.
Личностные: осознание своих
возможностей.
Регулятивные: умение
регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Познавательные: логические –
анализ объектов с целью
выделения признаков.
4.Первичн
ое
усвоение
новых
знаний.
Организ
овать
осмысле
нное
восприя
тие
новой
информ
ации
1.
Определение поэмы как
романтической.
Сегодня мы поведем
разговор о сложном типе
человеского характера
,который появился в 19 веке,
- романтическом характере.
Романтический герой –
личность сильная, сложная,
страстная, внутренний мир
ее необычайно глубок,
бесконечен; это целая
вселенная полная
противоречий.
Проблемный вопрос: можно
ли назвать Мцыри
романтическим героем?
Участвуют в беседе;
формулируют
выводы, делают
записи в тетради.
Познавательные:извлекать
необходимую информацию из
прослушанного, структурировать
знания.
Коммуникативные: вступать в
диалог, с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения
новым понятиям темы.
5.
Первична
я
проверка
понимани
я.
Вызвать
эмоцион
альный
настрой
и
познават
ельный
интерес
к теме.
Исследование жизни Мцыри.
Мцыри в монастыре и Мцыри
на свободе.
Как сложился жизненный путь
героя? Можно ли говорить, что
он распался на две части?
Почему? Давайте исследуем
жизненный путь нашего героя.
Для чего?
Исследование будет проходить
Составляют синквейн Регулятивные: устанавливать
последовательность действий по
выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и
слышать собеседника.
Познавательные: применять
полученные знания о способах
складывания салфеток.
в группах по темам: «Мцыри в
монастыре» и «Мцыри на
свободе».
Составьте синквейн к образу
героя в период жизни 1 группа –
в монастыре, 2 группа – на
свободе.
6.
Первично
е
закреплен
ие.
Обеспеч
ить
осмысле
нное
усвоени
е и
закрепле
ние
знаний.
Что такое счастье для Мцыри?
Чтобы ответить на ответить на
вопрос, заполним с вами
диаграмму «Фишбоун». Работа в
группах
Осуществляют
учебные действия по
намеченному плану
Обсуждают в
группах, обосновываю
т выбор своего
решения или
несогласие с мнением
других.
Объясняют,
анализируют,
формулируют.
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция.
Познавательные: общеучебные –
умение структурировать знания,
выбор наиболее эффективных
способов решения задач, умение
осознанно и произвольно строить
речевое высказывание.
Коммуникативные: организовыват
ь учебное взаимодействие в группе.
7.Контрол
ь
усвоения,
обсужден
ие
ошибок и
их
коррекция
.
Определ
ить
типичны
е
ошибки
и
пробелы
в
знаниях
и
умениях
, путем
их
устране
ния и
соверше
нствова
ния.
Обсуждение, проверка,
выставление оценок.
Предъявляют
результаты
самостоятельной
работы в группах,
осуществляют
контроль
(применяются формы
самоконтроля,
взаимоконтроля),
формулируют
затруднения и
осуществляют
коррекцию,
самостоятельно
адекватно
воспринимают
предложения учителя
и товарищей по
исправлению
допущенных ошибок.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и осознание
того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление
поведением партнера – контроль,
коррекция, оценка действий
партнера.
8.
Информа
ция о
домашнем
задании,
инструкта
ж по его
выполнен
ию
Организ
овать
обсужде
ние и
запись
домашн
его
задания
Написать эссе на тему «Что
такое счастье для Мцыри»
Выбирают задание из
предложенных
учителем с учётом
индивидуальных
возможностей,
записывают
домашнее задание
Регулятивные: умение выбрать
задание по силам.
Коммуникативные: планирование
сотрудничества с учителем.
9.Рефлекс
ия
деятельно
сти
1)
Организ
овать
самооце
Рефлексия «Дерево
настроения»
Какое настроение у вас после
урока? У вас в руках 3 яблока-
стикера разного цвета. Наклейте
Анализируют свою
деятельность на
уроке. Осуществляют
самооценку
Регулятивные: умение соотнести
результат своей деятельности с
целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в
нку
ученика
ми
собстве
нной
учебной
деятель
ности.
2)
Подвест
и итог
продела
нной
работы
на
уроке.
на «Дерево настроения»
Розовый стикер – отличное
Желтый – хорошее
Зеленый - плохое
собственной учебной
деятельности,
соотносят цель и
результаты, степень
их соответствия.
диалог, с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать
успешность своей деятельности.