Автор: Новожилова Ольга Кирилловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа №667
Населённый пункт: г Санкт- Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: «ФГОС: теория и методика обучения математике в технологии критического мышления.»
Раздел: среднее образование
Главной
целью
новых
ФГОС
стало
раскрытие
личности
ребенка,
его
талантов,
способности
к
самообучению
и
коллективной
работе,
формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной
среды, в том числе и в послеурочное время. Таким образом, планируемые
результаты – это не только предметные, но и метапредметные, и личностные.
Причем, они могут быть достигнуты только в процессе обучения, который
теперь отождествляется с процессом развития личности ребенка.
Потребность деятельности изначально заложена в природе ребенка.
Осознание потребности порождает мотивы деятельности. От
сформированности же мотивов у учащихся во многом зависит успех.
Реализация учебной деятельности выдвигает обучающегося на позиции
субъекта этой деятельности, то есть он сам, его одноклассники, учитель
представляют собой элементы системы, которые взаимодействуют друг с
другом в процессе учебной деятельности, выступая при этом как
равноправные партнеры. При этом ученик следует принципам: “я учусь”, “
способствую обучению других”, а не “меня учат”.
ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата
образования – развитие личности обучающегося на основе освоения им
универсальных учебных действий, познания и освоения мира, его активной
учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию.
Системно - деятельностный подход – методологическая основа
концепции государственного стандарта общего образования второго
поколения. Каким же образом согласно стандартам второго поколения будет
реализован системно - деятельностный подход в обучении? Во-первых,
системно - деятельностный подход реализуется в самом определении целей
образования, а, следовательно, и в требованиях к результатам. Цели
образования – не “знания, умения, навыки”, которым должен владеть
выпускник, а приобретенные им познавательные и личностные способности
учиться, сотрудничать в процессе обучения, преобразовывать окружающий
мир. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую
компетенцию учащегося – умение учиться. Во-вторых, задачей
современного образования является не только освоение учащимися
конкретных знаний и умений в рамках отдельной дисциплины, а и
совокупности «универсальных предметных действий», которые являются и
результатом учебных действий, и условием усвоения знаний. В таких
ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности,
прослеживается связь с повседневной жизнью, при этом развиваются
рефлексивные умения, навыки анализа и планирования.
В - третьих, системно - деятельностный подход реализуется в
требованиях к содержанию учебных программ . Они должны обеспечить
высокую мотивацию учеников, их интерес к предмету, формирование
универсальных учебных действий, а следовательно , и усвоение знаний, и
формирование компетентностей.
От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его
собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом.
Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. В условиях
реализации требований ФГОС основным приоритетным направлением в
обучении старшеклассников остается развитие критического мышления.
Критическое мышление – способность анализировать информацию с
позиций
логики,
умение
выносить
обоснованные
суждения,
решения
и
применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным
ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость
новым
идеям.
Формирование
критического
мышления
–
одна
из
актуальнейших задач современного обучения .
Методические
приемы
для
развития
критического
мышления,
включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала,
ролевые
игры,
дискуссии,
индивидуальные
и
групповые
проекты,
способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение
содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные
и индивидуальные навыки.
Чтобы
понять
какой
прием
или
технику
использовать
на
уроке,
необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с
четко
определенными
целями
и
задачами,
а
также
планируемыми
результатами.
Такой
подход
дает
возможность
отслеживать
результаты
деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а
также
позволяет
соблюдать
принцип
непрерывности
обучения
в
рамках
одного занятия.
Стадии
процесса
критического
мышления
должны
быть
систематизированы,
чтобы
учащиеся
смогли
понять
и
последовательно,
применять данную процедуру, должны, быть очевидными, чтобы, ученик мог
определить, на каком этапе своей мыслительной деятельности он находится.
Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при
самостоятельном обучении.
Важно,
чтобы
перед
тем,
как
приступить
к
изучению
нового
материала, ученик испытывал бы потребность в этом, мог сказать себе: "Я
хочу!", и достичь этого - первая задача учителя. Только добившись этого,
учитель
может
направить
свои
усилия
на
обеспечение
самостоятельной
деятельности
учащихся,
т.е.
добиться
того,
чтобы
они
осознали
способ
собственной деятельности.
В результате ученик переходит из состояния "Хочу, но не знаю" в
состояние "Хочу и знаю, что и как надо делать, чтобы удовлетворять свою
потребность". Для того, чтобы обучение не потеряло своей психологической
завершенности и педагогического смысла, необходим третий этап обучения.
Суть его заключается в том, чтобы перевести ученика в состояние "Хочу,
знаю, могу!". В результате реализации этого чувства, у каждого ученика
складывается
личный
опыт
знаний
и
самоудовлетворения
мотивов
деятельности. Только тогда, когда ученик пройдет через три этапа обучения
(деятельности) – желания, овладения и применения - можно говорить о его
завершенности
Интерес
всегда
выступал
как
побудитель
активности
личности,
психические процессы протекают особенно интенсивно, если человек в чем-
то заинтересован,
деятельность его тогда
становится увлекательной и
продуктивной.
Важной областью
проявления интереса является познавательный
интерес. Он представляет собой избирательную направленность личности,
обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу
овладения знаниями. Человек при этом стремится
углубиться, вникнуть в
суть предмета.
Очень
часто
процесс
обучения
ассоциируется
у
учеников
со
скучным, принудительным занятием, а познавательный интерес способствует
активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Поэтому проблема
развития познавательного интереса школьников не теряет своей актуальности
и в современном учебном процессе.