Напоминание

«ФГОС: теория и методика обучения математике в технологии критического мышления.»


Автор: Новожилова Ольга Кирилловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа №667
Населённый пункт: г Санкт- Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: «ФГОС: теория и методика обучения математике в технологии критического мышления.»
Раздел: среднее образование





Назад




Главной

целью

новых

ФГОС

стало

раскрытие

личности

ребенка,

его

талантов,

способности

к

самообучению

и

коллективной

работе,

формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной

среды, в том числе и в послеурочное время. Таким образом, планируемые

результаты – это не только предметные, но и метапредметные, и личностные.

Причем, они могут быть достигнуты только в процессе обучения, который

теперь отождествляется с процессом развития личности ребенка.

Потребность деятельности изначально заложена в природе ребенка.

Осознание потребности порождает мотивы деятельности. От

сформированности же мотивов у учащихся во многом зависит успех.

Реализация учебной деятельности выдвигает обучающегося на позиции

субъекта этой деятельности, то есть он сам, его одноклассники, учитель

представляют собой элементы системы, которые взаимодействуют друг с

другом в процессе учебной деятельности, выступая при этом как

равноправные партнеры. При этом ученик следует принципам: “я учусь”, “

способствую обучению других”, а не “меня учат”.

ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата

образования – развитие личности обучающегося на основе освоения им

универсальных учебных действий, познания и освоения мира, его активной

учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к

саморазвитию и непрерывному образованию.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа

концепции государственного стандарта общего образования второго

поколения. Каким же образом согласно стандартам второго поколения будет

реализован системно - деятельностный подход в обучении? Во-первых,

системно - деятельностный подход реализуется в самом определении целей

образования, а, следовательно, и в требованиях к результатам. Цели

образования – не “знания, умения, навыки”, которым должен владеть

выпускник, а приобретенные им познавательные и личностные способности

учиться, сотрудничать в процессе обучения, преобразовывать окружающий

мир. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую

компетенцию учащегося – умение учиться. Во-вторых, задачей

современного образования является не только освоение учащимися

конкретных знаний и умений в рамках отдельной дисциплины, а и

совокупности «универсальных предметных действий», которые являются и

результатом учебных действий, и условием усвоения знаний. В таких

ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности,

прослеживается связь с повседневной жизнью, при этом развиваются

рефлексивные умения, навыки анализа и планирования.

В - третьих, системно - деятельностный подход реализуется в

требованиях к содержанию учебных программ . Они должны обеспечить

высокую мотивацию учеников, их интерес к предмету, формирование

универсальных учебных действий, а следовательно , и усвоение знаний, и

формирование компетентностей.

От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его

собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом.

Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. В условиях

реализации требований ФГОС основным приоритетным направлением в

обучении старшеклассников остается развитие критического мышления.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с

позиций

логики,

умение

выносить

обоснованные

суждения,

решения

и

применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным

ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость

новым

идеям.

Формирование

критического

мышления

одна

из

актуальнейших задач современного обучения .

Методические

приемы

для

развития

критического

мышления,

включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала,

ролевые

игры,

дискуссии,

индивидуальные

и

групповые

проекты,

способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение

содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные

и индивидуальные навыки.

Чтобы

понять

какой

прием

или

технику

использовать

на

уроке,

необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с

четко

определенными

целями

и

задачами,

а

также

планируемыми

результатами.

Такой

подход

дает

возможность

отслеживать

результаты

деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а

также

позволяет

соблюдать

принцип

непрерывности

обучения

в

рамках

одного занятия.

Стадии

процесса

критического

мышления

должны

быть

систематизированы,

чтобы

учащиеся

смогли

понять

и

последовательно,

применять данную процедуру, должны, быть очевидными, чтобы, ученик мог

определить, на каком этапе своей мыслительной деятельности он находится.

Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при

самостоятельном обучении.

Важно,

чтобы

перед

тем,

как

приступить

к

изучению

нового

материала, ученик испытывал бы потребность в этом, мог сказать себе: "Я

хочу!", и достичь этого - первая задача учителя. Только добившись этого,

учитель

может

направить

свои

усилия

на

обеспечение

самостоятельной

деятельности

учащихся,

т.е.

добиться

того,

чтобы

они

осознали

способ

собственной деятельности.

В результате ученик переходит из состояния "Хочу, но не знаю" в

состояние "Хочу и знаю, что и как надо делать, чтобы удовлетворять свою

потребность". Для того, чтобы обучение не потеряло своей психологической

завершенности и педагогического смысла, необходим третий этап обучения.

Суть его заключается в том, чтобы перевести ученика в состояние "Хочу,

знаю, могу!". В результате реализации этого чувства, у каждого ученика

складывается

личный

опыт

знаний

и

самоудовлетворения

мотивов

деятельности. Только тогда, когда ученик пройдет через три этапа обучения

(деятельности) – желания, овладения и применения - можно говорить о его

завершенности

Интерес

всегда

выступал

как

побудитель

активности

личности,

психические процессы протекают особенно интенсивно, если человек в чем-

то заинтересован,

деятельность его тогда

становится увлекательной и

продуктивной.

Важной областью

проявления интереса является познавательный

интерес. Он представляет собой избирательную направленность личности,

обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу

овладения знаниями. Человек при этом стремится

углубиться, вникнуть в

суть предмета.

Очень

часто

процесс

обучения

ассоциируется

у

учеников

со

скучным, принудительным занятием, а познавательный интерес способствует

активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Поэтому проблема

развития познавательного интереса школьников не теряет своей актуальности

и в современном учебном процессе.



В раздел образования