Авторы: Адамова Юлия Викторовна, Хохлова Светлана Леонидовна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ д/с
Населённый пункт: г. Советский, ХМАО - Югра, Тюменская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Югра - мой край родной"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Малышок» г. Советский
Проект
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
на тему «Югра – мой край родной»
Разработали воспитатели
подготовительной к школе
группы «Улыбка»:
Адамова Ю.В.,
Хохлова С.Л.
г. Советский
2019 год
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………3-10 стр.
Цель, задачи
Предполагаемый результат
Участники проекта
Новизна
Планирование
2. Литература……………………………………………………………..11 стр.
3. Приложение……………………………………………………………
Пояснительная записка
Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые,
сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский.
Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как
родная мать.
М. А. Шолохов.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим
поколением
становится
нравственно
-
патриотическое
воспитание.
Нравственный
и
интеллектуальный
потенциал
нашего
общества
в
первую
очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Это задача
актуальна в условиях современной России, так как необходимо воспитывать
поколение с чувством гордости и любви к своей малой Родине, начиная с
дошкольного возраста.
Сегодня формирование патриотизма и ценностного отношения к своим
истокам является одним из условий дальнейшего общественного прогресса,
что отражено во многих современных документах, посвященных проблемам
образования:
«Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации
на
период
до
2025
года»,
Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ
В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина
России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к
большой
и
малой
родине,
межнациональная
и
этническая
идентичность,
уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом».
Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные
основы, которые, научат их правилам общения и умению жить среди людей –
вот
главные
идеи
воспитания
нравственно
–
патриотических
чувств
у
дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том,
чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к истории и культуре
своей
родины,
родной
природе,
к
родному
дому
и
семье.
В
дошкольном
возрасте
закладываются
основы
патриотического
воспитания.
Главный
источник
детских
впечатлений
–
это
самое
близкое
его
окружение.
Свою
любовь к родным местам дети впитывают с самого раннего детства. Но чувство
гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на пустом месте. Это
результат длинного пути под названием – воспитание патриота и гражданина
своей Родины.
Формирование
ценностного
отношения
к
малой
родине
-
важная
составляющая этого процесса, которая обеспечивает устойчивую, активную
жизненную позицию детей по отношению к своей стране.
Для воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте очень важно,
чтобы
взрослые
заняли
активную
позицию
в
этом
вопросе,
прежде
всего,
смогли передать детям свою любовь к родным местам, свои знания об их
значимости и неповторимости.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной
связи
с
Родиной,
не
зная,
как
любили
и
берегли
её
наши
предки.
Югорская земля богата не только природными ресурсами, главное ее достояние
и
богатство
-
люди. На Югорской земле
живут
коренные народы севера,
которые своими достижениями прославляют Югру в разные времена и хорошо
известны в истории. Это - писатели, деятели искусств, общественные деятели.
На сегодняшний день у детей старшего дошкольного возраста недостаточно
полно сформированы знания и представления о коренных народах севера, их
быте, традициях, культуре.
Поэтому возникла необходимость наполнения новым содержанием
образовательный процесс по ознакомлению детей с историей родного края,
людьми, прославившими Югру в разные годы. Работа в данном направлении
поможет
сформировать
черты
характера,
которые
помогут
детям
стать
патриотами и гражданами своей малой родины. Именно яркие впечатления об
истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на
всю жизнь и являются отличным примером для подражания.
Одним из решений данной проблемы является создание и реализация
познавательного
интегрированного
проекта «Югра – мой край родной»
в
подготовительной к школе группе «Улыбка» с сентября 2019 года по май 2020 г.
В сотрудничестве с МБУК «Музей истории и ремесел Советского района» был
организован детско – родительский клуб «Юрт».
Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: формирование
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
интереса
к
традициям, культуре и жизни народов севера.
Задачи проекта:
1.
Познакомить
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
жизнью,
традициями и культурой народов севера.
2.
Развивать у детей коммуникативные навыки с взрослыми и сверстниками.
3.
Воспитывать уважение и гордость за людей, населяющих родной город.
4.
Развивать
творческие
способности
родителей
и
детей
в
процессе
совместной деятельности.
Принципы построения проекта
Педагогический процесс построен с соблюдением следующих принципов:
Принцип историзма - реализуется путём сохранения хронологического
порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим
понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию
ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции,
видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на
высшие общечеловеческие понятия: любовь и уважительное отношение к
родному краю, Отечеству;
принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий
для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном
крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей
эмоциональной и познавательной сферы и др.;
принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с детьми,
семьёй, педагогами детского сада, социальными партнерами.
Вид проекта: интегрированный
Творческий: создание продуктов детской творческой деятельности.
Информационно
-
исследовательский: совместная
исследовательская
деятельность
детей,
родителей
педагогов
и
социальных
партнеров
в
ходе
знакомства с жизнью, культурой, традициями народов севера.
Игровой: использование
творческих
игр,
инновационных
технологий
(«клубный час», «музейная педагогика», мастер - класс).
Новизна:
применение
в
работе
с
детьми
инновационных
технологий
-
информационно-коммуникационные,
«музейная
педагогика»,
мастер
класс,
детско – родительский клуб «Юрт».
Срок реализации проекта: сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.
Участники проекта:
дети подготовительной к школе группы «Улыбка» (6-7 лет);
педагоги МАДОУ д/с «Малышок»;
родители воспитанников;
социальные
партнёры: МБУК
«Музей
истории
и
ремесел
Советского
района».
Предполагаемый результат:
у детей расширятся представления о жизни, традициях, культуре народов
севера;
у детей разовьются навыки творчески применять полученные знания,
умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;
дети овладеют исследовательскими умениями: наблюдать, сравнивать,
анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Обогатится словарный запас;
у детей сформируются самосознание и мировоззрение, нравственно –
патриотические позиции, которые проявятся на уровне нравственных
идеалов – любви к малой родине;
у детей разовьется
социальный и эмоциональный интеллект, навыки
доброжелательного
общения
и
взаимодействия
с
взрослыми
и
сверстниками.
Родители:
повысится интерес родителей к данной теме;
полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях, беседах с
детьми дома;
активно примут участие в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.
Педагоги:
между педагогами и родителями наладится успешное взаимодействие, которое
позволит
оказывать
друг
другу
необходимую
поддержку
в
развитии
и
воспитании
ребёнка,
установится
эмоциональный
контакт
с
детьми
и
продуктивное сотрудничество с родителями;
в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями
воспитанников,
с
их
семейными
традициями,
особенностями
семейного
воспитания.
Работа по реализации данного проекта носила развивающий характер
обучения,
воспитания
и
поддержки
индивидуальности
в
образовании
с
применением инновационных технологий: «музейная педагогика», «клубный
час», информационно - коммуникационные,
мастер - класс.
Реализация этапов проекта:
1.Подготовительный:
выбор темы, постановка цели и задач;
подбор литературы по теме «Традиции и быт народов севера»;
создание картотеки народных игр, сказок, легенд по теме «Народы севера»;
знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение
их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе;
пополнение РППС играми, иллюстрированным материалом, атрибутами для
игровой деятельности, макетом чума ханты и манси;
опрос детей «Что я знаю о народах севера».
2.Основной:
систематическое проведение запланированной работы с детьми: проведение
бесед на тему: «А знаете ли вы, что означает название «ханты»?
(означает
«народ»,
«человек»),
«Что
такое
чум?»,
«Какими
промыслами
занимаются
коренные
народы
Югры?»,
знакомство
с
народными
играми,
сказками,
рисование
хантыйских
узоров,
изготовление
открыток
к
празднику
-
День
ХМАО, коллажа «Я живу в Югре» на занятиях и в свободной деятельности;
внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и
приемов по расширению знаний дошкольников о жизни и традициях народов
севера;
совместное изготовление родителей с детьми поделок: оберега, игольницы,
украшения на ёлку, народной куклы – акань, подвески;
посещение родителями клуба «Юрт» раз в месяц по субботам, мастер – класса
«Народная кукла – акань»;
разработка и накопление методических материалов, конспектов занятий, бесед;
проведение музыкального праздника «Край, в котором мы живём – мы Югорией
зовём» к Дню округа;
проведение спортивных развлечений «Северное сияние» и «Народные игры
народов севера».
3.Заключительный.
подведение итогов работы по проекту;
проведение
совместно
с
руководителем
клуба
«Юрт»
праздника
«Вороний
день».
Продукт проекта:
картотека народных игр ханты и манси, сказок и легенд Югры «Волшебные
сказки Югры»;
перспективный план работы клуба «Юрт»;
методический материал, конспекты занятий, бесед;
дидактические пособия, и макет изготовленные родителями воспитанников
и педагогов;
мини-музей с коллекцией поделок мастер – класса и клуба «Юрт».
Результативность данного проекта:
у
детей
расширились
представления
о
жизни,
традициях
и
культуре
народов севера;
данный проект позволил
сформировать у них черты характера, как
активность, инициативность, стремление и желание к получению новых
знаний,
которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей
малой родины;
дети
научились
проявлять
творческую
активность
в
познании
окружающего мира и реализовать свои творческие способности;
повысилась
активность
участия
родителей
в
воспитательно-
образовательном процессе с 82% до 94%;
в
средствах
массовой
информации
(сайты
МАДОУ
д/с
«Малышок»,
МБУК «Музей истории и ремесел Советского района», Маам. ру) были
размещены различные публикации по опыту работы по патриотическому
воспитанию;
принимали участие в конкурсах различного уровня.
Формирование ценностного отношения к малой родине – процесс
долговременный, предполагающий внутреннее изменение, который найдет
отражение не здесь и сейчас, а гораздо позже, в будущем. Отсроченный
результат: успешность воспитанника ДОО в начальной школе – уровень
адаптации
к
школе,
результаты
усвоения
основной
образовательной
программы.
В
конечном
итоге
следует
учесть,
что
духовно-нравственная
сфера
личности
ребенка
требует
самых
осторожных,
тактичных
и
компетентных
действий
со
стороны
педагога,
поскольку
от
этого
зависит
нравственное
здоровье детей и будущее общества.
Вывод: проект
стал
стимулом
к
развитию
творческой
инициативы
детей,
педагогов, родителей и социальных партнёров.
Данный
проект
может
быть
реализован
педагогами
любой
образовательной организации при создании системы работы с социальными
партнерами.
Литература:
1.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. –
М., 1994 г.
2.
Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк.
образоват. учреждения и родителей/ - М.: Просвещение, 2005 г.
3.
Коротаева Е.В. Программа «Грани Урала»: формирование у дошкольников
ценностного отношения к малой родине, 2014 г.
4.
Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным
дошкольным
образовательным
учреждением
в
условиях
социального
партнерства. - СПб.: Детство-пресс, 2001 г..
5.
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.
Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002 г.
6.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей:
Пособие для работников ДОУ. - М.: Аркти, 2004 г.
7.
Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории
родного края / Управление ДОУ , №1, 2005 г.
8.
Любчич Н. А., Овчаренко И. А. Моя малая Родина / Молодой ученый. -
№34.1. — С. 55-58, 2017 г.
9.
Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ:
практическое пособие [Текст]: учеб. пособие / О.Н. Банникова - М.: АРКТИ,
2007. - 547 с.