Напоминание

Проект "Югра - мой край родной"


Авторы: Адамова Юлия Викторовна, Хохлова Светлана Леонидовна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ д/с
Населённый пункт: г. Советский, ХМАО - Югра, Тюменская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Югра - мой край родной"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад « Малышок» г. Советский

Проект

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

на тему «Югра – мой край родной»

Разработали воспитатели

подготовительной к школе

группы «Улыбка»:

Адамова Ю.В.,

Хохлова С.Л.

г. Советский

2019 год

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………3-10 стр.

Цель, задачи

Предполагаемый результат

Участники проекта

Новизна

Планирование

2. Литература……………………………………………………………..11 стр.

3. Приложение……………………………………………………………

Пояснительная записка

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые,

сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский.

Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как

родная мать.

М. А. Шолохов.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в

жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим

поколением

становится

нравственно

-

патриотическое

воспитание.

Нравственный

и

интеллектуальный

потенциал

нашего

общества

в

первую

очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Это задача

актуальна в условиях современной России, так как необходимо воспитывать

поколение с чувством гордости и любви к своей малой Родине, начиная с

дошкольного возраста.

Сегодня формирование патриотизма и ценностного отношения к своим

истокам является одним из условий дальнейшего общественного прогресса,

что отражено во многих современных документах, посвященных проблемам

образования:

«Стратегия

развития

воспитания

в

Российской

Федерации

на

период

до

2025

года»,

Федеральный

закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ

В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина

России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к

большой

и

малой

родине,

межнациональная

и

этническая

идентичность,

уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом».

Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные

основы, которые, научат их правилам общения и умению жить среди людей –

вот

главные

идеи

воспитания

нравственно

патриотических

чувств

у

дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том,

чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к истории и культуре

своей

родины,

родной

природе,

к

родному

дому

и

семье.

В

дошкольном

возрасте

закладываются

основы

патриотического

воспитания.

Главный

источник

детских

впечатлений

это

самое

близкое

его

окружение.

Свою

любовь к родным местам дети впитывают с самого раннего детства. Но чувство

гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на пустом месте. Это

результат длинного пути под названием – воспитание патриота и гражданина

своей Родины.

Формирование

ценностного

отношения

к

малой

родине

-

важная

составляющая этого процесса, которая обеспечивает устойчивую, активную

жизненную позицию детей по отношению к своей стране.

Для воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте очень важно,

чтобы

взрослые

заняли

активную

позицию

в

этом

вопросе,

прежде

всего,

смогли передать детям свою любовь к родным местам, свои знания об их

значимости и неповторимости.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной

связи

с

Родиной,

не

зная,

как

любили

и

берегли

её

наши

предки.

Югорская земля богата не только природными ресурсами, главное ее достояние

и

богатство

-

люди. На Югорской земле

живут

коренные народы севера,

которые своими достижениями прославляют Югру в разные времена и хорошо

известны в истории. Это - писатели, деятели искусств, общественные деятели.

На сегодняшний день у детей старшего дошкольного возраста недостаточно

полно сформированы знания и представления о коренных народах севера, их

быте, традициях, культуре.

Поэтому возникла необходимость наполнения новым содержанием

образовательный процесс по ознакомлению детей с историей родного края,

людьми, прославившими Югру в разные годы. Работа в данном направлении

поможет

сформировать

черты

характера,

которые

помогут

детям

стать

патриотами и гражданами своей малой родины. Именно яркие впечатления об

истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на

всю жизнь и являются отличным примером для подражания.

Одним из решений данной проблемы является создание и реализация

познавательного

интегрированного

проекта «Югра – мой край родной»

в

подготовительной к школе группе «Улыбка» с сентября 2019 года по май 2020 г.

В сотрудничестве с МБУК «Музей истории и ремесел Советского района» был

организован детско – родительский клуб «Юрт».

Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.

Цель: формирование

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

интереса

к

традициям, культуре и жизни народов севера.

Задачи проекта:

1.

Познакомить

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

жизнью,

традициями и культурой народов севера.

2.

Развивать у детей коммуникативные навыки с взрослыми и сверстниками.

3.

Воспитывать уважение и гордость за людей, населяющих родной город.

4.

Развивать

творческие

способности

родителей

и

детей

в

процессе

совместной деятельности.

Принципы построения проекта

Педагогический процесс построен с соблюдением следующих принципов:

Принцип историзма - реализуется путём сохранения хронологического

порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим

понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);

принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию

ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции,

видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на

высшие общечеловеческие понятия: любовь и уважительное отношение к

родному краю, Отечеству;

принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий

для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном

крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей

эмоциональной и познавательной сферы и др.;

принцип интегративности - реализуется в сотрудничестве с детьми,

семьёй, педагогами детского сада, социальными партнерами.

Вид проекта: интегрированный

Творческий: создание продуктов детской творческой деятельности.

Информационно

-

исследовательский: совместная

исследовательская

деятельность

детей,

родителей

педагогов

и

социальных

партнеров

в

ходе

знакомства с жизнью, культурой, традициями народов севера.

Игровой: использование

творческих

игр,

инновационных

технологий

(«клубный час», «музейная педагогика», мастер - класс).

Новизна:

применение

в

работе

с

детьми

инновационных

технологий

-

информационно-коммуникационные,

«музейная

педагогика»,

мастер

класс,

детско – родительский клуб «Юрт».

Срок реализации проекта: сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.

Участники проекта:

дети подготовительной к школе группы «Улыбка» (6-7 лет);

педагоги МАДОУ д/с «Малышок»;

родители воспитанников;

социальные

партнёры: МБУК

«Музей

истории

и

ремесел

Советского

района».

Предполагаемый результат:

у детей расширятся представления о жизни, традициях, культуре народов

севера;

у детей разовьются навыки творчески применять полученные знания,

умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;

дети овладеют исследовательскими умениями: наблюдать, сравнивать,

анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Обогатится словарный запас;

у детей сформируются самосознание и мировоззрение, нравственно –

патриотические позиции, которые проявятся на уровне нравственных

идеалов – любви к малой родине;

у детей разовьется

социальный и эмоциональный интеллект, навыки

доброжелательного

общения

и

взаимодействия

с

взрослыми

и

сверстниками.

Родители:

повысится интерес родителей к данной теме;

полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях, беседах с

детьми дома;

активно примут участие в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.

Педагоги:

между педагогами и родителями наладится успешное взаимодействие, которое

позволит

оказывать

друг

другу

необходимую

поддержку

в

развитии

и

воспитании

ребёнка,

установится

эмоциональный

контакт

с

детьми

и

продуктивное сотрудничество с родителями;

в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями

воспитанников,

с

их

семейными

традициями,

особенностями

семейного

воспитания.

Работа по реализации данного проекта носила развивающий характер

обучения,

воспитания

и

поддержки

индивидуальности

в

образовании

с

применением инновационных технологий: «музейная педагогика», «клубный

час», информационно - коммуникационные,

мастер - класс.

Реализация этапов проекта:

1.Подготовительный:

выбор темы, постановка цели и задач;

подбор литературы по теме «Традиции и быт народов севера»;

создание картотеки народных игр, сказок, легенд по теме «Народы севера»;

знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение

их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе;

пополнение РППС играми, иллюстрированным материалом, атрибутами для

игровой деятельности, макетом чума ханты и манси;

опрос детей «Что я знаю о народах севера».

2.Основной:

систематическое проведение запланированной работы с детьми: проведение

бесед на тему: «А знаете ли вы, что означает название «ханты»?

(означает

«народ»,

«человек»),

«Что

такое

чум?»,

«Какими

промыслами

занимаются

коренные

народы

Югры?»,

знакомство

с

народными

играми,

сказками,

рисование

хантыйских

узоров,

изготовление

открыток

к

празднику

-

День

ХМАО, коллажа «Я живу в Югре» на занятиях и в свободной деятельности;

внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и

приемов по расширению знаний дошкольников о жизни и традициях народов

севера;

совместное изготовление родителей с детьми поделок: оберега, игольницы,

украшения на ёлку, народной куклы – акань, подвески;

посещение родителями клуба «Юрт» раз в месяц по субботам, мастер – класса

«Народная кукла – акань»;

разработка и накопление методических материалов, конспектов занятий, бесед;

проведение музыкального праздника «Край, в котором мы живём – мы Югорией

зовём» к Дню округа;

проведение спортивных развлечений «Северное сияние» и «Народные игры

народов севера».

3.Заключительный.

подведение итогов работы по проекту;

проведение

совместно

с

руководителем

клуба

«Юрт»

праздника

«Вороний

день».

Продукт проекта:

картотека народных игр ханты и манси, сказок и легенд Югры «Волшебные

сказки Югры»;

перспективный план работы клуба «Юрт»;

методический материал, конспекты занятий, бесед;

дидактические пособия, и макет изготовленные родителями воспитанников

и педагогов;

мини-музей с коллекцией поделок мастер – класса и клуба «Юрт».

Результативность данного проекта:

у

детей

расширились

представления

о

жизни,

традициях

и

культуре

народов севера;

данный проект позволил

сформировать у них черты характера, как

активность, инициативность, стремление и желание к получению новых

знаний,

которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей

малой родины;

дети

научились

проявлять

творческую

активность

в

познании

окружающего мира и реализовать свои творческие способности;

повысилась

активность

участия

родителей

в

воспитательно-

образовательном процессе с 82% до 94%;

в

средствах

массовой

информации

(сайты

МАДОУ

д/с

«Малышок»,

МБУК «Музей истории и ремесел Советского района», Маам. ру) были

размещены различные публикации по опыту работы по патриотическому

воспитанию;

принимали участие в конкурсах различного уровня.

Формирование ценностного отношения к малой родине – процесс

долговременный, предполагающий внутреннее изменение, который найдет

отражение не здесь и сейчас, а гораздо позже, в будущем. Отсроченный

результат: успешность воспитанника ДОО в начальной школе – уровень

адаптации

к

школе,

результаты

усвоения

основной

образовательной

программы.

В

конечном

итоге

следует

учесть,

что

духовно-нравственная

сфера

личности

ребенка

требует

самых

осторожных,

тактичных

и

компетентных

действий

со

стороны

педагога,

поскольку

от

этого

зависит

нравственное

здоровье детей и будущее общества.

Вывод: проект

стал

стимулом

к

развитию

творческой

инициативы

детей,

педагогов, родителей и социальных партнёров.

Данный

проект

может

быть

реализован

педагогами

любой

образовательной организации при создании системы работы с социальными

партнерами.

Литература:

1.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. –

М., 1994 г.

2.

Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк.

образоват. учреждения и родителей/ - М.: Просвещение, 2005 г.

3.

Коротаева Е.В. Программа «Грани Урала»: формирование у дошкольников

ценностного отношения к малой родине, 2014 г.

4.

Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным

дошкольным

образовательным

учреждением

в

условиях

социального

партнерства. - СПб.: Детство-пресс, 2001 г..

5.

Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.

Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002 г.

6.

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей:

Пособие для работников ДОУ. - М.: Аркти, 2004 г.

7.

Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории

родного края / Управление ДОУ , №1, 2005 г.

8.

Любчич Н. А., Овчаренко И. А. Моя малая Родина / Молодой ученый. -

№34.1. — С. 55-58, 2017 г.

9.

Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ:

практическое пособие [Текст]: учеб. пособие / О.Н. Банникова - М.: АРКТИ,

2007. - 547 с.



В раздел образования