Напоминание

Активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка


Автор: Гаврилова Нина Фёдоровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Центр образования г. Певек
Населённый пункт: г. Певек Чукотский АО
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования г. Певек»

Активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка

(Из опыта работы)

Гаврилова Нина Фёдоровна,

учитель английского языка

2019г.

1

Бегут, сменяя, наши лета,

Меняя всё, меняя нас…

Как развить и поддержать интерес школьников к изучению иностранного

языка? Как построить урок так, чтобы «разбудить» в них желание говорить,

общаться на английском языке?

… Обучение на современном этапе – это не процесс передачи и накопления

знаний, а процесс развития учащихся, это развитие способности думать и

говорить.

Формирование

умений

говорения

является

одной

из

ведущих

целей. Решить эти непростые задачи на уроках английского языка позволяет

системно-деятельностный метод обучения, который прогнозирует развитие

логического мышления, развитие творчества, сотрудничества на уроке.

Прекрасно

сказал

Амоношвили:

«Формирование

отношений

сотрудничества на уроке, простор для творчества, другими словами каждый

педагог,

исходя

из

собственного

опыта

и

творческого

потенциала,

обеспечивает условие для достижения активности учащихся». Как каждый

опытный режиссёр замечает фальшь в игре актёров, так и учитель сразу

отмечает, интересно ли было учащимся на уроке. Как показывает практика,

ещё нет рецептов, чтобы учащимся было интересно учиться. И учителю

приходится «вариться в своё соку», нарабатывая свои методы, свой почерк

ведения урока, учитывая контингент учащихся в классе, группе, возраст

школьников.

Опыт

работы

в

школе

показал,

что

в

развитии

интереса

к

предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала.

Если учащиеся не вовлечены в активную коммуникативную деятельность, то

любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к

предмету, который не будет познавательным. Для того, чтобы разбудить в

школьниках активную деятельность, им нужно предложить интересные и

значимые формы работы.

Таким образом, стремясь активизировать мыслительную и речевую

деятельность учащихся, воспитывать думающую и творчески действующую

личность активно использую такие приёмы и формы: урок-конференция,

урок-диспут,

урок

защита

профессий,

урок-путешествие,

урок-экскурсия,

урок-смотр знаний, КВН, проектные формы работы и др. Актуальность моего

опыта использования системно-деятельностного метода обусловлен тем, что

он гармонично включает в себя как классические методические приёмы, так

и инновационные методы развития устной речи. Более того мною накоплен

достаточно богатый опыт сформированности коммуникативной компетенции

учащихся.

Речевая деятельность, как и другие навыки, не формируются сами собой.

Для их становления необходимо

использовать специальные упражнения и

задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на

развитие устной речи.

А для создания необходимой коммуникативной базы необходимо развитие

аудирования.

Аудирование

должно

присутствовать

на

каждом

уроке,

в

разном предъявлении (учитель, звукозапись, видеофильм, сообщения самих

учащихся, песня и т.д.), что способствует формированию понимания речи на

слух, а, следовательно, формирует коммуникативную компетенцию. Этот вид

речевой практики провожу вначале урока, ведь важно вовлечь всех учащихся

2

в речевую практику, с этой целью часто провожу игру «100:1»: например: Как

увидеть того кого давно не видел? Что бы подарить на День рождения?

Ребёнок плохо ест, что делать? Почему путешествие пешком полезнее? Или

«Угадай, что я делала вчера вечером? Утром? куда ходила в воскресенье? и

т.д.

Чтобы учащиеся определили тему урока, практикую песни, аудирование

текста. Например, песня «A friend» ясно подсказывает тему «Друзья», песня

«This is a cat» -т «Животные».

Речевая деятельность, как и другие навыки, не формируются сами собой.

Для их становления необходимо

использовать специальные упражнения и

задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на

развитие устной речи.

Для этого необходимо шире использовать коллективные формы работы

(парные, групповые, проектные), создавать игровые ситуации. Интерес к

парным

формам

работы

может

быть

повышен

благодаря

включению

в

раздаточный материал опорных конспектов, планов с ключевыми словами, а

также картинки, музыка, стихи.

Пути обучения монологу:

Первый путь предполагает развитие монологического говорения на основе

прочитанного текста:

1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного

текста.

2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.

3. Выбрать глаголы, прилагательные, идиомы, с помощью которых автор

описывает, выражает своё отношение к героям текста, событиям, природе..

4 . Кратко изложить основную идею текста,

составить аннотацию к тексту,

используя речевые фразы-клише: I think that, I suppose, In my opinion, To my

mind, Frankly speaking, It can’t be denied, It goes without saying…The plot of the

text is interesting/boring; the main characters are well/bad described; the language

of the text is vivid/exciting; there are many/few new words…

5. Рассказать текст от лица журналиста.

6. Придумать другой финал.

7. Описать главных героев, если таковы имеются.

Например, при прохождении темы «Знакомство», чтобы знакомство было

ярким

и

запоминающимся,

предлагается

игра-«творчество».

Учитель

начинает рассказ: Представьте, что я в далёком-далёком лесу жила-была

цветочная поляна и цветы решили познакомиться. Далее задаю вопросы: «А

каким цветком представляете вы себя?». (Монологическое говорение).

На примере истории Маугли учащиеся осознают, что внешние обличия не

мешают взаимопониманию и дружбе. Учитель называет друзей Маугли, а

ребята должны найти их на лесной поляне:

Mowgli has got many friends. His name is Baloo. He is a bear. Mowgli has got

another friends. Her name is Bagheera. She is panther. His another friend is Kaa.

He is a snake. Mowgli has got one more friend. Hу is a wolf. His name is Akela.

Дети выбирают игрушки и каждый представляет своего героя. Далее ребятам

предлагаются опоры, например: fat,

slim,

kind,

brave,

big,

little,

mad и др., с

помощью

которых

необходимо

описать

рисунки.

Учитель

по

очереди

3

вызывает друзей Маугли и просит показать, что они умеют и научить этому

Маугли. Например:

Teacher: Panther, come here, please.

Pupils: The panther can jump and run.

Teacher: Mowgli, run and jump. и т. д.

Стимулом для иноязычного общения является естественные различия в

жизненном опыте и точках зрения. Каждый ученик (т.« My working day, day

off», 5 класс) получает карточку со списком незавершённых предложений

(так

называемые sentence-stem

sheet)

и

дополняют

их

той

информацией,

которая соответствует его жизненному опыту, например:

1. The first thing I do when I come home after classes is…

2. Just before I do sleep I…

3. As soon as I realize my friend is angry with me I…

4. The moment I hear the bell ring I…

Однако следует соблюдать определённую иерархию в постановке заданий,

т.е. от лёгкого к трудному. Ведь речь учащихся индивидуальна, продуктивный

словарь

каждого

ученика

неоднороден,

для

решения

одной

и

той

же

коммуникативной задачи учащиеся могут использовать разные лексические

задачи, к тому же кому-то для высказывания понадобиться 5-6 слов, а кто-то

будет более многословен.

Так, например, приступая к теме «В библиотеке. Книги» (5 кл.) необходимо

сообщить

учащимся,

что

итогом

их

работы

на

уроке

будет

экскурсия

в

школьную библиотеку: побеседовать с библиотекарем и обратить внимание

на такие детали, как виды книг, наличие книг о Чукотке, расположение

стеллажей, мебели. После этого группа делится на «гостей из Англии» и

«экскурсоводов». В библиотеке идёт вопросно-ответная работа о режиме

работы

библиотеки,

о

книгах

и

др.

В

заключении

«хозяева»

и

«гости»

рассказывают

о

своих

любимых

английских

писателях

и

поэтах

(подготовленная речь).

Формированию речевых умений и навыков способствует такая форма

урока, как устный журнал. Например, при изучении темы «Моя семья» (5 кл.)

практикую устный журнал «Пока все дома». Ребята делают «древо семьи»,

мини

проекты

о

своей

семье

с

фото

своих

родителей,

братьев,

сестёр,

дедушек, бабушек и др. Таким образом, получается семейный калейдоскоп.

Такая форма работы позволяет широко использовать тексты собственного

сочинения, художественное оформление. Далее учащиеся представляют своё

«древо семьи» в виде монологического говорения или проекта.

Оживляет урок и побуждает каждого к активной речемыслительной

деятельности игра «My view of you». Учащиеся должны из незавершённых

предложений выразить своё отношение к своему товарищу:

He/she never

He/she seldom

He/she usually

He/she hardly ever

Затем ученики объединяются в пары с теми, о ком они писали и партнёр

подтверждает

или

отрицает

сказанное,

если

оно

не

соответствует

действительности.

4

Мой

опыт

позволяет

делать

вывод

о

больших

потенциальных

возможностях

и

целесообразности

использования

ролевого

общения

в

обучении

устной

речи.

Учащиеся

в

зависимости

от

особенностей

своей

личности,

от

степени

владения

языком,

от

конкретной

ситуации

могут

«самовыражаться»

или

«прятаться

за

свою

роль».

В

развитии

навыков

монологической речи особое внимание уделяю опорам.

Например, для ролевой игры «Путешествие в Лондон») можно предложить

такие опоры:

Place of

destination

Price of the

tickets

Departure time

Availability of

restaurant

Availability of

the lower berth

Moscow

1000 roubles

6 p.m.

-

+

London

2100 roubles

10 a.m.

+

-

Ученик в роли пассажира получает задание заказать билет на поезд Москва

или Лондон, выясняет цену, время отправления и т.д. А далее рассказывает о

своём путешествии.

С целью активизации изученного материала в речевой практике предлагаю

рассказы по картинкам. В игре «Мы дизайнеры» учащимся даётся задание

представить, что они- дизайнеры, которых попросили спроектировать дом,

обставить квартиру мебелью. Затем проекты защищаются.

Интересно и живо проходит игра по развитию устной речи «My working

day»» (5 кл). Даётся задание – представить, что вы директор школы, а коллеги

решают проблему отбора учебных предметов для изучения в школе будущего.

Эта игра имеет ряд этапов:

1. Описание школы;

2. Обсуждение расписания;

3. Создание рекламного ролика об интерьере школы будущего;

4. Рассказать о предполагаемой школьной форме в школе будущего.

Для развития речевых умений применяю творческие задания типа «The

history of my life» (5 класс). (Перед выполнением данного задания ребятам

необходимо поговорить со своей семьёй, уточнить факты биографии):

The day you were born?

What was the day?

Whom do you look like?

Your first tooth? (How old were you?)

Your first steps? (How old were you?)

В

плане

совершенствования

монологического

говорения

практикую

составление

рекламы

одного

из

элементов

одежды,

прочитанной

книги,

фильма и т.д. Часто провожу «детективные игры».

Например,

№1.

«Wanted»

(Разыскивается).

Командам

предлагается

дать

описание внешности одного из участников конкурса. Соперники должны

угадать о ком идёт речь.

№2.

«Describing

events»

(Описание

событий).

По

предметам

на

столе

(блокнот,

ручка,

кружка,

конфеты…)

необходимо

рассказать

о

том,

что

произошло в доме.

№3. «A telegram» (Телеграмма). Вы попали в беду, надо телеграфировать

Шерлоку Холмсу и просить о помощи.

5

Такого рода игры демонстрируют грамотность и логичность монологического

говорения.

Часто

использую

интерактивную

игру

с

целью

формирования

неподготовленной монологической речи.

Учитель: Ребята, представьте, что мы решили устроить пикник. Давайте

составим список того, что нам понадобиться в лесу. Обоснуйте свой список.

Пока искали поляну для пикника, начался дождь. Что это? Такой большой

дом. Смотрите на двери какая-то надпись:

Добро пожаловать!

Будьте как дома. В холодильнике вкусная еда.

Теннисные ракетки лежат в гостиной.

Если Вы сможете перевести это послание, то двери этого дома открыты для

Вас.

После правильного перевода учитель «условно» открывает дверь дома.

Учитель: А теперь давайте подумаем, что можно, а что нельзя делать в доме:

WE shouldn’t… (Sit on the sofa, use tennis court, look in the mirror, and use the

telephone, watch TV, open the fridge…)

We may… (Water the flowers, cook supper, and call friends…)

Простор

для

воображения

и

монологического

говорения

дают

так

называемые творческие задания. Часто предлагаю ассоциограммы, где ядром

служит обобщающее слово.

( т. «Travelling»)-5

кл. Например:

Arrival,

departure.

New

friends

Hotels

Kinds of

transport

С помощью этой ассоциограммы учащиеся составляют мини топик.

Непосредственно живое общение, начинать его нужно как можно раньше, по

мере накопления достаточно хорошо освоенного багажа языковых средств.

На

уроках

практикую

роли

«дикторов»

при

зачёте

монологического

говорения

т.

е.

говорящий

должен

говорить

красиво,

интонационно,

остальные слушают, потом задают вопросы по теме, или иногда провожу

синхронный

перевод.

Один

рассказывает

топик,

а

другой

синхронно

переводит, что он говорит.

При обучении иноязычному говорению идея использования картинок

является

очень

актуальной

сейчас

и

позволяет

реализовать

принципы

коммуникативного

подхода,

лежащие

в

основе

системно-деятельностного

подхода. В качестве подобных материалов могут быть использованы рисунки,

фотографии, картины, рекламы, обложки книг. Для развития темы учителем

задаётся канва, схема, модель высказывания. Ученик добавляет известную

историю из своей жизни, из жизни своих друзей, связанную с данной темой.

И что важно, при описании картинок элементы словесного творчества как бы

«вплетаются» в контекст иноязычной деятельности школьников.

6

Например, даётся задание к картинке, на которой нарисованы дети

разных национальностей и слово «Friendship»:

Teacher: Look at the picture. It has been made by Roy, the artist of the «Morning

Star». He has made it for you to color. First, answer the questions and make up

your monologue:

1. Do you know what the word «Friendship» means?

2. Have you got a lot of friends? What kind of people are they? Are they kind,

encouraging,

understanding,

sympathetic,

sociable,

enthusiastic

or

unkind,

discouraging, unsympathetic?

3. If you are going to color the picture, which of the colors will show the meaning

of the word «Friendship» best? Warm colors? Dark colors? Bright colors?

4. Explain what the word «Friendship» means for you? Have you got any friends

abroad? и др.

5. What can you say about Club of the International Friendship in your school?

Таким

образом,

использование

таких

заданий,

способствует

развитию

творческого

воображения

учащихся,

развивает

навыки

устной

речи,

способствует мотивации на уроке.

Совершенствованию языковых умений, повышению мотивации учащихся,

развитию

самооценки

у

учащихся

способствуют

описательные,

композиционные

коммуникативные

упражнения,

например,

задания

на

составление рассказов по предложенным пословицам, прилагательным и их

сочетаемости, идиомам.

Особый интерес вызывают идиомы, т.е. устойчивые выражения, которые,

с одной стороны, отражают менталитет носителей иностранного языка, а с

другой стороны, владение этими лексическими единицами позволяет более

ярко, образно и ёмко выразить свою мысль.

Например, при использовании идиом можно использовать такие упражнения,

которые

являются

подготовительным

звеном

при

подготовке

к

монологическому говорению

1). Match an idiom and its translation. (Соотнести идиомы с их переводом)

1. As busy as a beaver

2. A free hand

3. Get the green light

4. Play a trick on somebody

5. Forty winks

6. Eat one’s words

7. In someone’s shoes

8. A bull in a China shop

9. Lesser of two evils

10. Carrot and stick

a. свобода действий

b. как белка в колесе

c. взять свои слова обратно

d.на чьём-то месте

e.подшутить над кем-то

f. слон в посудной лавке т.е.

неуклюжий

g.кнут и пряник

h.меньшее из двух зол

i.недолгий сон

j. получить разрешение

Keys: 1-b 2-a 3- j 4- e 5-i 6- с 7-d 8-а 9-h 10-g

2).Match an idiom and it’s definition: (Соотнести идиомы с их

определением)

7

1. As cool as a cucumber

2. As busy as a beaver

3. Be in two minds

4. In someone’s shoes

5. Black and white

6. Play a truck on somebody

7. Live from hand to mouth

8. Dive right into something

a. feel uncertain, not sure

b. in another place or position

с. begin doing something without

hesitating

d. live on very little money

e. do something in unfair or cowardly

way

f. joke, behave in a deceptive way

toward somebody

g. very busy

h. calm, not nervous

Keys: 1- h 2- g 3-a 4-b 5- h 6-f 7-d 8-e

3). Agree or disagree. (Рассуждение P1 P2 P3…)- (Согласись/не согласись).

1. White lies is harmless.

2. A mobile telephone should always be at your fingertips.

3. The most difficult thing in any business is to get the ball rolling.

4. If you are wrong you should admit it and eat your words.

5. Students should never cut classes.

4). Make the situations with the following idioms. (Составь ситуацию,

используя определённую идиому).

… A bull in a china shop; the black sheep of the family; arm in arm; couch potato;

teach somebody a lesson и др.

Однако

чтобы

организовать

речевое

взаимодействие

учащихся,

недостаточно предъявить им речевую зарядку, образцы речевых действий и

скомандовать:

«Общайтесь!»

Нужны

такие

развивающие

методические

приёмы, которые обеспечивали бы речевое взаимодействие (диалог).

Одной из активных форм развития диалогической речи является «интервью».

Интервью проводится не только для того, чтобы получить ответы учеников,

но и для того, чтобы лучше узнать друг друга, но и для интенсивной речевой

тренировки. «Дискуссионная игра» может быть организована с помощью

ролевых карточек. Например, при обсуждении проблемы: «Каким должен

быть школьник? Учащимся раздаются карточки:

1. Ты считаешь, что школьник должен заниматься спортом?

Согласись с тем, что ученик должен увлекаться популярной музыкой?

Возрази тому, кто считает, что младший школьник должен регулярно

посещать дискотеку. Поинтересуйся, какое хобби у твоего друга на Аляске.

2. Ты считаешь, молодой человек должен много читать?

Согласись, что молодой человек должен много путешествовать.

Поинтересуйся, что делают твои друзья в свободное время?

В соответствии с ролевой карточкой каждый ученик имеет возможность

открыть «дискуссию» - т.е. высказать своё первое мнение «Ты считаешь..?»

вступить в открываемую ими дискуссию. …

Неотъемлемой частью моей работы является работа над стихотворением,

которая является элементом системно-деятельностного подхода к обучению.

Начатая

и

апробированная

мною

в

течение

многих

лет..

Важнейшим

фактором в этой работе является подбор стихотворений, соответствующих

8

возрастным

интересам

школьников.

Часто

такая

работа

завершается

конкурсом чтецов, вечером поэзии.

В обучении грамматическому аспекту речи я использую технологию

«Укрупнение

дидактических

единиц»,

которая

тесно

связана

с

теорией

поэтапного

формирования

умственных

действий

П.Гальперина

и

Н.

Талызиной, в основе которой лежит алгоритмизация учебных действий. Так,

например, при разработке темы по коммуникативной грамматике «Present

Perfect» я использую четырехурочный цикл для каждой из подтем: урок-

объяснение,

обеспечивающий

ориентировочную

основу

действия,

урок

выполнения тренировочных заданий строго по алгоритму с проговариванием

всех

шагов,

самостоятельная

работа,

урок

промежуточного

контроля

сформированности конкретных навыков.

Другими словами, я даю детям

ориентировочную

основу

для

функционального

использования

в

речи

языковых формул. Это позволяет не только развивать языковые навыки, но и

помогает формировать функциональность речемыслительной деятельности

ребенка.

При

выполнении

тренировочных

упражнений

дети

пошагово

выполняют

задания,

используют

стратегию

самопроверки,

доводят

до

автоматизма

некоторые

мыслительные

операции

и

достигают

успешного

результата. При усвоении данной темы и начинают успешно ее применять в

речевой практике – пересказе текстов, передаче содержания услышанного, в

котором

присутствует Present

Perfect/

Результатом

является

то,

что

большинство учащиеся хорошо справляются с контрольными заданиями, а

это

показывает

эффективность

использования

теории

поэтапного

формирования

умственных

действий

в

обучении

устной

речи

через

укрупнение дидактических единиц.

Практикую на уроках различные виды проектов: Игровые – ролевые

проекты, например, драматизация пьесы, диалога (практика устной речи,

грамматики,

фонетики). Информативно-исследовательские

проекты,

например,

«Моё

семейное

дерево»,

«Мой

друг». Сценарные проекты -

сценарий

внеклассного

мероприятия. Творческие

работы

свободное

литературное

сочинение,

литературный

перевод

произведения

на

родной

язык

(программы

практики

устной

речи,

детской

литературы

страны

изучаемого языка).

В заключении я хочу отметить, чтобы не потеряться в современном

информационном методическом пространстве, на мой взгляд, учитель прежде

всего, должен знать особенности когнитивного стиля учащихся своего класса,

группы и уметь подобрать для них наиболее оптимальные технологии и

приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников

постоянно повышался..

Я считаю, что выше перечисленные приёмы и формы активизации

мыслительной

и

речевой

деятельности

учащихся

на

уроках

английского

языка,

с

одной

стороны,

помогают

видеть

учителю

реальную

картину

развития

учащихся,

а

с

другой,

помогают

учащимся

осознать

себя

как

личность, развивают коммуникативные способности и уверенность в себе.

9

10



В раздел образования