Напоминание

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ


Авторы: Татаренцева Евгения Владимировна, Бездетко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 12
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот

уровень,

тем

больше

оснований

для

семьи

быть

сплоченной,

развивать

способности

и

интересы,

удовлетворять

культурные

потребности

своих

членов,

успешно

воспитывать

детей,

жить

богатой

нравственной

и

эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует,

прежде всего, отнести ее традиции, устои, коллективистские отношения,

психологический климат, общение внутри и с окружающим миром, контакты

со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику

быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.

По мнению ученых, понятие «духовность» - это категория этики, которая

определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это

живой источник добродетелей человека, его нравственная состоятельность и

высшая ценность.

Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и

целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром.

Духовность не зависит от религии, философии, от расы, национальности,

социальной

системы,

класса,

сословия.

Она

более

всеобъемлющая

и

включает в первую очередь в себя отношения родителей и детей. Духовность

это не только умение любить, но и умение общаться между собой, чтобы дети

систематически получали знания и представления.

Содержание

понятия

«отношения

родителей

и

детей»

в

психолого-

педагогической

литературе

однозначно

не

определено.

Во

первых,

представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя

взаимосвязанные,

но

неравнозначные

отношения:

родителей

к

ребенку

родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к

родителям.

Во

вторых,

эти

отношения

понимают

как

взаимоотношения,

взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко

проявляются

социально-психологические

закономерности

межличностных

отношений.

Отношения родителей и детей характеризуются сильной эмоциональной

значимостью, как для ребенка, так и для родителя, в их отношениях имеет

место амбивалентность. Эта двойственность выражается, например, в том

что, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой –

научить его заботиться о себе самом. Взрослеющий ребенок стремится к

отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле

себя, при этом желая его развития и взросления.

Отношение родителей и детей можно определить как избирательную в

эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым

из

родителей,

выражающуюся

в

переживаниях,

действиях,

реакциях,

связанную

с

возрастно-психологическими

особенностями

детей,

культурными

моделями

поведения

и

собственной

жизненной

историей,

определяющую

особенности

восприятия

ребенком

родителей

и

способ

общения с ним.

Ребенок для родителя и родитель для ребенка, с одной стороны, выступают

средством

удовлетворения

своих

потребностей

в

этом

смысле

можно

говорить о материальной стороне отношений. С другой стороны существует

духовный пласт детско-родительских отношений, где присутствует открытое

личностное общение между родителем и ребенком, цель которого – полное

раскрытие и развитие индивидуальных особенностей друг друга.

Сутью процесса понимания отношений родителей и детей является некий

уровень реальности, который определяется общечеловеческими ценностями,

придающими

смысл

жизни

и

поведению

человека

в

его

отношениях

с

другими людьми, собой и окружающим миром.

В психолого-педагогической литературе понятие « стиль родительского

отношения», « тип семейного воспитания», «родительская позиция», часто

рассматриваются

как

синонимы.

Под

стилем

семейного

воспитания

понимают

многомерное

образование,

включающее

когнитивный,

эмоциональный и поведенческий компоненты. Определены три типа уклада

семейной

жизни

с

точки

зрения

его

педагогической

целесообразности:

благоприятный

для

воспитания,

педагогически

противоречивый

и

неблагоприятный для воспитания.

Благоприятный для воспитания уклад семейной жизни характеризуется

положительной

направленностью

духовной

жизни

семьи,

благоприятной

нравственной и трудовой атмосферой, положительным примером родителей

в труде, доверительными отношениями между взрослыми и детьми.

Педагогически противоречивый уклад семейной жизни характеризуется

тем,

что

при

наличии

социально-ценностных

ориентаций

и

хорошей

духовной направленности жизни семьи, нравственная и трудовая атмосфера

ее

является

противоречивой,

отношения

между

взрослыми

и

детьми

складываются стихийно, могут иметь место семейные конфликты, увлечения

членов семьи не всегда способствуют правильному воспитанию детей.

Неблагоприятному укладу семейной жизни присущи неурегулированные

отношения

между

членами

семьи,

нарушение

правил

поведения

в

быту,

антигуманестические проявления в личных отношениях.

Родительские установки или позиция – один ин наиболее изученных

аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками

понимается

система,

или

совокупность

родительского

эмоционального

отношения к ребенку, воспитание ребенка родителем и способов поведения с

ним.

Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия

воспитания,

а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и

успешность ребёнка при готовности родителей всегда прийти на помощь,

стремление к снижению субъективности в видении ребёнка.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким

уровнем вербального общения между детьми и родителями; включённостью

детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения; готовностью

родителей перейти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в

успех

самостоятельной

деятельности

ребёнка;

ограничением

собственной

субъективности в видении ребёнка.

Гармоничные отношения родителей и детей способствуют развитию

ребёнка и обеспечивают достижение целей его воспитания. Гармонизация

отношений

формирование

положительных

и

уважительных

отношений

между родителями и детьми.



В раздел образования