Авторы: Татаренцева Евгения Владимировна, Бездетко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 12
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование
ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот
уровень,
тем
больше
оснований
для
семьи
быть
сплоченной,
развивать
способности
и
интересы,
удовлетворять
культурные
потребности
своих
членов,
успешно
воспитывать
детей,
жить
богатой
нравственной
и
эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует,
прежде всего, отнести ее традиции, устои, коллективистские отношения,
психологический климат, общение внутри и с окружающим миром, контакты
со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику
быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.
По мнению ученых, понятие «духовность» - это категория этики, которая
определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это
живой источник добродетелей человека, его нравственная состоятельность и
высшая ценность.
Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и
целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром.
Духовность не зависит от религии, философии, от расы, национальности,
социальной
системы,
класса,
сословия.
Она
более
всеобъемлющая
и
включает в первую очередь в себя отношения родителей и детей. Духовность
это не только умение любить, но и умение общаться между собой, чтобы дети
систематически получали знания и представления.
Содержание
понятия
«отношения
родителей
и
детей»
в
психолого-
педагогической
литературе
однозначно
не
определено.
Во
–
первых,
представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя
взаимосвязанные,
но
неравнозначные
отношения:
родителей
к
ребенку
–
родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к
родителям.
Во
–
вторых,
эти
отношения
понимают
как
взаимоотношения,
взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко
проявляются
социально-психологические
закономерности
межличностных
отношений.
Отношения родителей и детей характеризуются сильной эмоциональной
значимостью, как для ребенка, так и для родителя, в их отношениях имеет
место амбивалентность. Эта двойственность выражается, например, в том
что, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой –
научить его заботиться о себе самом. Взрослеющий ребенок стремится к
отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле
себя, при этом желая его развития и взросления.
Отношение родителей и детей можно определить как избирательную в
эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым
из
родителей,
выражающуюся
в
переживаниях,
действиях,
реакциях,
связанную
с
возрастно-психологическими
особенностями
детей,
культурными
моделями
поведения
и
собственной
жизненной
историей,
определяющую
особенности
восприятия
ребенком
родителей
и
способ
общения с ним.
Ребенок для родителя и родитель для ребенка, с одной стороны, выступают
средством
удовлетворения
своих
потребностей
–
в
этом
смысле
можно
говорить о материальной стороне отношений. С другой стороны существует
духовный пласт детско-родительских отношений, где присутствует открытое
личностное общение между родителем и ребенком, цель которого – полное
раскрытие и развитие индивидуальных особенностей друг друга.
Сутью процесса понимания отношений родителей и детей является некий
уровень реальности, который определяется общечеловеческими ценностями,
придающими
смысл
жизни
и
поведению
человека
в
его
отношениях
с
другими людьми, собой и окружающим миром.
В психолого-педагогической литературе понятие « стиль родительского
отношения», « тип семейного воспитания», «родительская позиция», часто
рассматриваются
как
синонимы.
Под
стилем
семейного
воспитания
понимают
многомерное
образование,
включающее
когнитивный,
эмоциональный и поведенческий компоненты. Определены три типа уклада
семейной
жизни
с
точки
зрения
его
педагогической
целесообразности:
благоприятный
для
воспитания,
педагогически
противоречивый
и
неблагоприятный для воспитания.
Благоприятный для воспитания уклад семейной жизни характеризуется
положительной
направленностью
духовной
жизни
семьи,
благоприятной
нравственной и трудовой атмосферой, положительным примером родителей
в труде, доверительными отношениями между взрослыми и детьми.
Педагогически противоречивый уклад семейной жизни характеризуется
тем,
что
при
наличии
социально-ценностных
ориентаций
и
хорошей
духовной направленности жизни семьи, нравственная и трудовая атмосфера
ее
является
противоречивой,
отношения
между
взрослыми
и
детьми
складываются стихийно, могут иметь место семейные конфликты, увлечения
членов семьи не всегда способствуют правильному воспитанию детей.
Неблагоприятному укладу семейной жизни присущи неурегулированные
отношения
между
членами
семьи,
нарушение
правил
поведения
в
быту,
антигуманестические проявления в личных отношениях.
Родительские установки или позиция – один ин наиболее изученных
аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками
понимается
система,
или
совокупность
родительского
эмоционального
отношения к ребенку, воспитание ребенка родителем и способов поведения с
ним.
Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия
воспитания,
а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и
успешность ребёнка при готовности родителей всегда прийти на помощь,
стремление к снижению субъективности в видении ребёнка.
Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким
уровнем вербального общения между детьми и родителями; включённостью
детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения; готовностью
родителей перейти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в
успех
самостоятельной
деятельности
ребёнка;
ограничением
собственной
субъективности в видении ребёнка.
Гармоничные отношения родителей и детей способствуют развитию
ребёнка и обеспечивают достижение целей его воспитания. Гармонизация
отношений
–
формирование
положительных
и
уважительных
отношений
между родителями и детьми.