Автор: Бозриков Денис Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СФМЛ
Населённый пункт: г. Северск Томской области
Наименование материала: статья
Тема: ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 6-8 КЛАССОВ СЕВЕРСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ.
Раздел: среднее образование
Б
о
з
риков
Д.М.
У
ч
ит
е
ль,
С
е
в
е
р
ск
ий
физи
к
о-м
а
т
е
м
а
ти
ческ
ий
лиц
е
й
.
ФИ
З
ИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
ШКОЛЬНИКОВ
6-8
КЛАССОВ
СЕВЕРСКОГО
ФИ
З
ИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ЛИЦЕЯ
Многол
е
тни
е
з
а
н
я
ти
я
физи
ческ
ой
к
ультурой
пр
едс
т
а
вл
яе
т
с
о
б
ой
проц
есс
,
к
оторый
прот
екае
т
в
с
оотв
е
т
с
твии
с
з
ак
оном
е
рно
с
т
я
ми
р
а
звити
я
физи
ческ
их
возможно
с
т
е
й
з
а
ним
а
ющих
ся
,
овл
аде
ни
я
т
е
хни
к
ой
да
нного
ви
да
с
порт
а
,
с
портивной
мотори
к
и,
инт
е
лл
ек
ту
а
льных
и
п
с
ихи
ческ
их
с
по
с
о
б
но
с
т
е
й
и
качес
тв.
Н
а
у
ч
но
е
о
б
о
с
нов
а
ни
е
этих
з
ак
оном
е
рно
с
т
е
й
о
бес
п
еч
ит
возможно
с
ть
эфф
ек
тивно
прово
д
ить
уро
к
и
по
физи
ческ
ой
к
ультур
е
в
проц
ессе
многол
е
тних
з
а
н
я
тий.
О
д
ним
из
в
а
жных
к
омпон
е
нтов,
с
о
с
т
а
вл
я
ющих
эфф
ек
тивно
е
упр
а
вл
е
ни
е
у
чеб
ным
проц
есс
ом
в
с
и
с
т
е
м
е
многол
е
тних
з
а
н
я
тий
–
п
еда
гоги
ческ
ий
к
онтроль
з
а
в
ед
ущими
ф
ак
тор
а
ми,
к
оторы
е
в
н
а
и
б
ольш
е
й
с
т
е
п
е
ни
вли
я
ют
н
а
д
о
с
тиж
е
ни
е
з
а
пл
а
ниров
а
нного
р
е
зульт
а
т
а
.
О
с
о
б
о
в
а
жно
это
в
оц
е
н
ке
физи
ческ
их
качес
тв
ш
к
ольни
к
ов,
при
н
аб
лю
де
нии
д
ин
а
ми
к
и
их
уровн
я
в
т
ече
ни
е
го
да
,
а
т
ак
ж
е
в
многол
е
тн
е
м
п
е
рио
де
.
Поэтому,
н
а
н
а
ш
взгл
яд
,
д
л
я
п
еда
гог
а
по
физи
ческ
ой
к
ультур
е
пр
едс
т
а
вл
яе
т
ся
в
а
жным
опр
еде
лить
д
ин
а
ми
к
у
физи
ческ
их
качес
тв
у
де
т
е
й
ш
к
ольного
возр
ас
т
а
,
ч
то
и
я
вл
я
ло
с
ь
ц
е
л
ь
ю
и
сс
л
ед
ов
а
ни
я
.
В
и
сс
л
ед
ов
а
нии
приним
а
ли
у
час
ти
е
ш
к
ольни
к
и
(м
а
ль
ч
и
к
и)
6-8
к
л
асс
ов
С
е
в
е
р
ск
ого
физи
к
о-
м
а
т
е
м
а
ти
ческ
ого
лиц
ея
(6-й
к
л
асс
–
22
че
лов
ека;
7-й
к
л
асс
–
20
че
лов
ек;
8-й
к
л
асс
–
23
че
лов
ека
).
И
сс
л
ед
ов
а
ни
е
прово
д
ило
с
ь
в
о
к
т
яб
р
е
2012
г.
Дл
я
изу
че
ни
я
д
ин
а
ми
к
и
по
ка
з
а
т
е
л
е
й
физи
ческ
их
качес
тв
у
ш
к
ольни
к
ов
прим
е
н
я
ли
с
ь
м
е
то
д
ы
м
а
т
е
м
а
ти
ческ
ой
с
т
а
ти
с
ти
к
и.
И
сс
л
ед
ов
а
ли
с
ь
ск
оро
с
тно-
с
иловы
е
качес
тв
а
,
ги
бк
о
с
ть,
с
ил
а
,
с
илов
ая
выно
с
ливо
с
ть,
выно
с
ливо
с
ть.
Оц
е
н
ка
р
е
зульт
а
тов
у
час
тни
к
ов
по
т
ес
т
а
м
о
с
новыв
а
л
ас
ь
н
а
т
аб
лиц
а
х
В
се
ро
сс
ий
ск
их
с
портивных
с
ор
е
внов
а
ний
ш
к
ольни
к
ов
«Пр
е
зи
де
нт
ск
и
е
с
о
с
т
я
з
а
ни
я
»,
г
де
опр
еде
л
е
нному
р
е
зульт
а
ту
с
оотв
е
т
с
твов
а
ло
опр
еде
л
е
нно
е
к
оли
чес
тво
о
чк
ов.
Р
е
зульт
а
ты
и
сс
л
ед
ов
а
ни
я
пр
едс
т
а
вл
е
ны
в
т
аб
лиц
е
.
Ан
а
лиз
р
е
зульт
а
тов
т
ес
тиров
а
ни
я
,
прив
еде
нных
в
т
аб
лиц
е
,
по
ка
зыв
ае
т,
ч
то
лу
ч
ший
с
р
ед
ний
р
е
зульт
а
т
по
с
умм
е
в
се
х
т
ес
тов
отм
ечае
т
ся
у
ш
к
ольни
к
ов
7-х
к
л
асс
ов
–
139
о
чк
ов,
з
а
т
е
м
с
л
ед
у
е
т
р
е
зульт
а
т
у
ш
к
ольни
к
ов
8-х
к
л
асс
ов
–
132
о
чка
,
и
з
а
т
е
м
у
ш
к
ольни
к
ов
6-х
к
л
асс
ов
–
108
о
чк
ов.
Т
аб
лиц
а
1
-
Р
е
зульт
а
ты
ш
к
ольни
к
ов
6-8
к
л
асс
ов
лиц
ея
№1
г.
С
е
в
е
р
ска
по
т
ес
т
а
м
«Пр
е
зи
де
нт
ск
и
е
с
о
с
т
я
з
а
ни
я
»
Т
ес
т
Кл
асс
О
чк
и
Х
m
t
6,7
t
6,8
t
7,8
p
6,7
p
6,8
p
7,8
С
к
оро
с
тно-
с
иловы
е
качес
тв
а
Прыжо
к
в
д
лину
с
м
ес
т
а
(
с
м)
6
12
175,3
25,48
5,43
-0,05
-3,05
-1,91
0,960
0
,004
*
0,062
7
16
175,8
46,85
10,48
8
21
196,8
21,59
4,50
Б
е
г
30
м
е
тров
(
сек
)
6
20
5,75
0,45
0,10
-
-
-0,70
-
-
0,517
Б
е
г
60
м
е
тров
(
сек
)
7
41
9,18
0,49
0,11
Б
е
г
60
м
е
тров
(
сек
)
8
32
9,30
0,64
0,13
Ч
е
лно
ч
ный
бе
г
(
сек
)
6
11
9,11
0,77
0,17
0,86
0,61
-0,43
0,394
0,541
0,665
7
11
8,92
0,71
0,16
8
3
9,00
0,49
0,10
Ги
бк
о
с
ть
Н
ак
лон
вп
е
р
ед
с
и
дя
н
а
полу
(
с
м)
6
5
-2,3
8,81
1,88
-1,19
-1,58
-0,40
0,238
0,120
0,685
7
11
0,7
7,03
1,57
8
13
1,6
7,58
1,58
Сил
а
По
д
т
я
гив
а
ни
е
в
ви
се
н
а
п
е
р
ек
л
ад
ин
е
(
к
ол-во
р
а
з)
6
9
2,8
3,18
0,68
-1,00
0,69
1,27
0,320
0,493
0,209
7
18
4,3
6,28
1,41
8
15
4,7
3,53
0,74
Силов
ая
выно
с
ливо
с
т
ь
По
д
ним
а
ни
е
туловищ
а
из
полож
е
ни
я
л
е
ж
а
н
а
с
пин
е
(
к
ол-во
р
а
з)
6
41
28,9
5,22
1,11
0,57
-1,08
-1,62
0,567
0,282
0,112
7
33
27,9
5,61
1,25
8
34
30,5
4,99
1,04
Выно
с
ливо
с
ть
Б
е
г
1000
м
е
тров
(
сек
)
6
10
304,2
41,41
8,83
-1,18
1,61
2,64
0,242
0,114
0
,012
*
7
9
318,4
35,27
7,89
8
14
280,9
54,26
11,31
О
чк
и
6
108
-
-
-
-
-
-
-
-
-
7
139
-
-
-
8
132
-
-
-
Антропом
е
три
ческ
и
е
по
ка
з
а
т
е
ли
Длин
а
т
е
л
а
(
с
м)
6
-
159,2
10,59
2,26
-1,79
-3,67
-1,59
0,080
0
,001
*
0,119
7
-
164,9
9,20
2,17
8
-
168,8
6,64
1,38
В
ес
6
-
50,31
9,31
1,99
-1,34
-2,56
-1,17
0,187
0
,014
*
0,248
7
-
54,44
10,10
2,38
8
-
58,60
12,10
2,52
Прим
еча
ни
е:
жирным
шрифтом
с
о
зв
е
з
д
о
чк
ой
отм
ече
ны
р
асче
тны
е
зн
аче
ни
я
при
д
о
с
тов
е
рных
изм
е
н
е
ни
я
х
р
е
зульт
а
тов.
Интересным является тот факт, что достоверных сдвигов по показанным результатам в
тестировании между школьниками 6-х
и 7-х
классов
и
между
школьниками
7-х
и
8-х
классов
не
обнаружено,
за
исключением
результатов в беге на 1000 м между школьниками 7-х и 8-х классов (см. таблицу).
Также
достоверный
прирост
результата
отмечается
между
показанными
результатами
школьников по такому тесту, как прыжок в длину, но уже при сравнении школьников 6-х и 8-х
классов.
В то же время результаты изменения таких антропометрических показателей как длина и вес
тела
имеют
достоверные
изменения
при
сравнении
учащихся
6-х
и
8-х
классов.
Между
учащимися 6-х и 7-х, 7-х и 8-х классов достоверных изменений по исследуемым показателям не
выявлено.
Весьма важным, на наш взгляд, при анализе результатов таблицы, является ориентация не на
реальный результат показанный в тесте, а на его результат, переведенный в очки, по которому
можно отметить самые отстающие физические качества школьников исследуемой параллели
классов. На основе этого можно скорректировать содержание учебных заданий.
Степень прироста показателей от одних испытаний до других у каждого ученика можно
определить, применяя различные методики. Нами в практической деятельности применяется
простой по расчетам метод определения темпов прироста показателей по формуле Broudy
(1927), показанный в работе В.А. Фатеева [1]:
W
(
v
2
v
1
) 100%
,
( v
v ) 0, 5
2
1
где
W– темпы прироста показателей от одних измерений до других;
V
2
– конечный результат измерений;
V
1
– исходный результат измерений;
0,5 – специальный коэффициент.
Например, исходный результат в подтягивании на перекладине в начале года составил у А.
Сид-ва – 8 раз, а у В. Пет-ва – 5 раз.
В конце учебного года результаты стали: у А. Сид-ва – 10 раз, а у В. Пет-ва – 9 раз. Для А. Сид-
ва темпы прироста составили:
W
(10
8) 100%
22, 2%
(10
8) 0,5
Для В. Пет-ва темпы прироста составили:
W
(9
5) 100%
57,1%
(9
5) 0,5
.
Следовательно,
несмотря
на
улучшение
показателей
к
концу
учебного
года
у
обоих
учащихся, у В. Пет-ва показатель подготовленности за год оказался выше на 34,9%.
Таким образом, используя этот простой метод расчета, учитель может удостовериться в
изменениях, происшедших в физической подготовленности ученика в течение учебного года.
Только постоянно учитывая индивидуальные различия в подготовленности учеников, можно
рассчитывать на эффективность процесса обучения на уроках физической культуры.
Выявление тенденции изменения физических качеств школьников (как в группе, так и
индивидуально)
в
зависимости
от
возраста
позволит
на
научной
основе
целенаправленно
подбирать
средства
и
методы
педагогических
воздействий
в
каждом
возрастном
периоде,
правильно определять соотношение объемов для различных видов двигательной, технической и
других видов подготовки.
Литература:
1.
Фатеев
В.А.
Особенности
проведения
урока
по
гимнастике
в
общеобразовательных
школах (Методические рекомендации для учителей физической культуры) / В.А. Фатеев //
Барнаул, БГПИ, 1987. – 62 с.