Напоминание

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 6-8 КЛАССОВ СЕВЕРСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ.


Автор: Бозриков Денис Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СФМЛ
Населённый пункт: г. Северск Томской области
Наименование материала: статья
Тема: ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 6-8 КЛАССОВ СЕВЕРСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ.
Раздел: среднее образование





Назад




Б

о

з

риков

Д.М.

У

ч

ит

е

ль,

С

е

в

е

р

ск

ий

физи

к

о-м

а

т

е

м

а

ти

ческ

ий

лиц

е

й

.

ФИ

З

ИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

ШКОЛЬНИКОВ

6-8

КЛАССОВ

СЕВЕРСКОГО

ФИ

З

ИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ЛИЦЕЯ

Многол

е

тни

е

з

а

н

я

ти

я

физи

ческ

ой

к

ультурой

пр

едс

т

а

вл

яе

т

с

о

б

ой

проц

есс

,

к

оторый

прот

екае

т

в

с

оотв

е

т

с

твии

с

з

ак

оном

е

рно

с

т

я

ми

р

а

звити

я

физи

ческ

их

возможно

с

т

е

й

з

а

ним

а

ющих

ся

,

овл

аде

ни

я

т

е

хни

к

ой

да

нного

ви

да

с

порт

а

,

с

портивной

мотори

к

и,

инт

е

лл

ек

ту

а

льных

и

п

с

ихи

ческ

их

с

по

с

о

б

но

с

т

е

й

и

качес

тв.

Н

а

у

ч

но

е

о

б

о

с

нов

а

ни

е

этих

з

ак

оном

е

рно

с

т

е

й

о

бес

п

еч

ит

возможно

с

ть

эфф

ек

тивно

прово

д

ить

уро

к

и

по

физи

ческ

ой

к

ультур

е

в

проц

ессе

многол

е

тних

з

а

н

я

тий.

О

д

ним

из

в

а

жных

к

омпон

е

нтов,

с

о

с

т

а

вл

я

ющих

эфф

ек

тивно

е

упр

а

вл

е

ни

е

у

чеб

ным

проц

есс

ом

в

с

и

с

т

е

м

е

многол

е

тних

з

а

н

я

тий

п

еда

гоги

ческ

ий

к

онтроль

з

а

в

ед

ущими

ф

ак

тор

а

ми,

к

оторы

е

в

н

а

и

б

ольш

е

й

с

т

е

п

е

ни

вли

я

ют

н

а

д

о

с

тиж

е

ни

е

з

а

пл

а

ниров

а

нного

р

е

зульт

а

т

а

.

О

с

о

б

о

в

а

жно

это

в

оц

е

н

ке

физи

ческ

их

качес

тв

ш

к

ольни

к

ов,

при

н

аб

лю

де

нии

д

ин

а

ми

к

и

их

уровн

я

в

т

ече

ни

е

го

да

,

а

т

ак

ж

е

в

многол

е

тн

е

м

п

е

рио

де

.

Поэтому,

н

а

н

а

ш

взгл

яд

,

д

л

я

п

еда

гог

а

по

физи

ческ

ой

к

ультур

е

пр

едс

т

а

вл

яе

т

ся

в

а

жным

опр

еде

лить

д

ин

а

ми

к

у

физи

ческ

их

качес

тв

у

де

т

е

й

ш

к

ольного

возр

ас

т

а

,

ч

то

и

я

вл

я

ло

с

ь

ц

е

л

ь

ю

и

сс

л

ед

ов

а

ни

я

.

В

и

сс

л

ед

ов

а

нии

приним

а

ли

у

час

ти

е

ш

к

ольни

к

и

а

ль

ч

и

к

и)

6-8

к

л

асс

ов

С

е

в

е

р

ск

ого

физи

к

о-

м

а

т

е

м

а

ти

ческ

ого

лиц

ея

(6-й

к

л

асс

22

че

лов

ека;

7-й

к

л

асс

20

че

лов

ек;

8-й

к

л

асс

23

че

лов

ека

).

И

сс

л

ед

ов

а

ни

е

прово

д

ило

с

ь

в

о

к

т

яб

р

е

2012

г.

Дл

я

изу

че

ни

я

д

ин

а

ми

к

и

по

ка

з

а

т

е

л

е

й

физи

ческ

их

качес

тв

у

ш

к

ольни

к

ов

прим

е

н

я

ли

с

ь

м

е

то

д

ы

м

а

т

е

м

а

ти

ческ

ой

с

т

а

ти

с

ти

к

и.

И

сс

л

ед

ов

а

ли

с

ь

ск

оро

с

тно-

с

иловы

е

качес

тв

а

,

ги

бк

о

с

ть,

с

ил

а

,

с

илов

ая

выно

с

ливо

с

ть,

выно

с

ливо

с

ть.

Оц

е

н

ка

р

е

зульт

а

тов

у

час

тни

к

ов

по

т

ес

т

а

м

о

с

новыв

а

л

ас

ь

н

а

т

аб

лиц

а

х

В

се

ро

сс

ий

ск

их

с

портивных

с

ор

е

внов

а

ний

ш

к

ольни

к

ов

«Пр

е

зи

де

нт

ск

и

е

с

о

с

т

я

з

а

ни

я

»,

г

де

опр

еде

л

е

нному

р

е

зульт

а

ту

с

оотв

е

т

с

твов

а

ло

опр

еде

л

е

нно

е

к

оли

чес

тво

о

чк

ов.

Р

е

зульт

а

ты

и

сс

л

ед

ов

а

ни

я

пр

едс

т

а

вл

е

ны

в

т

аб

лиц

е

.

Ан

а

лиз

р

е

зульт

а

тов

т

ес

тиров

а

ни

я

,

прив

еде

нных

в

т

аб

лиц

е

,

по

ка

зыв

ае

т,

ч

то

лу

ч

ший

с

р

ед

ний

р

е

зульт

а

т

по

с

умм

е

в

се

х

т

ес

тов

отм

ечае

т

ся

у

ш

к

ольни

к

ов

7-х

к

л

асс

ов

139

о

чк

ов,

з

а

т

е

м

с

л

ед

у

е

т

р

е

зульт

а

т

у

ш

к

ольни

к

ов

8-х

к

л

асс

ов

132

о

чка

,

и

з

а

т

е

м

у

ш

к

ольни

к

ов

6-х

к

л

асс

ов

108

о

чк

ов.

Т

аб

лиц

а

1

-

Р

е

зульт

а

ты

ш

к

ольни

к

ов

6-8

к

л

асс

ов

лиц

ея

№1

г.

С

е

в

е

р

ска

по

т

ес

т

а

м

«Пр

е

зи

де

нт

ск

и

е

с

о

с

т

я

з

а

ни

я

»

Т

ес

т

Кл

асс

О

чк

и

Х

m

t

6,7

t

6,8

t

7,8

p

6,7

p

6,8

p

7,8

С

к

оро

с

тно-

с

иловы

е

качес

тв

а

Прыжо

к

в

д

лину

с

м

ес

т

а

(

с

м)

6

12

175,3

25,48

5,43

-0,05

-3,05

-1,91

0,960

0

,004

*

0,062

7

16

175,8

46,85

10,48

8

21

196,8

21,59

4,50

Б

е

г

30

м

е

тров

(

сек

)

6

20

5,75

0,45

0,10

-

-

-0,70

-

-

0,517

Б

е

г

60

м

е

тров

(

сек

)

7

41

9,18

0,49

0,11

Б

е

г

60

м

е

тров

(

сек

)

8

32

9,30

0,64

0,13

Ч

е

лно

ч

ный

бе

г

(

сек

)

6

11

9,11

0,77

0,17

0,86

0,61

-0,43

0,394

0,541

0,665

7

11

8,92

0,71

0,16

8

3

9,00

0,49

0,10

Ги

бк

о

с

ть

Н

ак

лон

вп

е

р

ед

с

и

дя

н

а

полу

(

с

м)

6

5

-2,3

8,81

1,88

-1,19

-1,58

-0,40

0,238

0,120

0,685

7

11

0,7

7,03

1,57

8

13

1,6

7,58

1,58

Сил

а

По

д

т

я

гив

а

ни

е

в

ви

се

н

а

п

е

р

ек

л

ад

ин

е

(

к

ол-во

р

а

з)

6

9

2,8

3,18

0,68

-1,00

0,69

1,27

0,320

0,493

0,209

7

18

4,3

6,28

1,41

8

15

4,7

3,53

0,74

Силов

ая

выно

с

ливо

с

т

ь

По

д

ним

а

ни

е

туловищ

а

из

полож

е

ни

я

л

е

ж

а

н

а

с

пин

е

(

к

ол-во

р

а

з)

6

41

28,9

5,22

1,11

0,57

-1,08

-1,62

0,567

0,282

0,112

7

33

27,9

5,61

1,25

8

34

30,5

4,99

1,04

Выно

с

ливо

с

ть

Б

е

г

1000

м

е

тров

(

сек

)

6

10

304,2

41,41

8,83

-1,18

1,61

2,64

0,242

0,114

0

,012

*

7

9

318,4

35,27

7,89

8

14

280,9

54,26

11,31

О

чк

и

6

108

-

-

-

-

-

-

-

-

-

7

139

-

-

-

8

132

-

-

-

Антропом

е

три

ческ

и

е

по

ка

з

а

т

е

ли

Длин

а

т

е

л

а

(

с

м)

6

-

159,2

10,59

2,26

-1,79

-3,67

-1,59

0,080

0

,001

*

0,119

7

-

164,9

9,20

2,17

8

-

168,8

6,64

1,38

В

ес

6

-

50,31

9,31

1,99

-1,34

-2,56

-1,17

0,187

0

,014

*

0,248

7

-

54,44

10,10

2,38

8

-

58,60

12,10

2,52

Прим

еча

ни

е:

жирным

шрифтом

с

о

зв

е

з

д

о

чк

ой

отм

ече

ны

р

асче

тны

е

зн

аче

ни

я

при

д

о

с

тов

е

рных

изм

е

н

е

ни

я

х

р

е

зульт

а

тов.

Интересным является тот факт, что достоверных сдвигов по показанным результатам в

тестировании между школьниками 6-х

и 7-х

классов

и

между

школьниками

7-х

и

8-х

классов

не

обнаружено,

за

исключением

результатов в беге на 1000 м между школьниками 7-х и 8-х классов (см. таблицу).

Также

достоверный

прирост

результата

отмечается

между

показанными

результатами

школьников по такому тесту, как прыжок в длину, но уже при сравнении школьников 6-х и 8-х

классов.

В то же время результаты изменения таких антропометрических показателей как длина и вес

тела

имеют

достоверные

изменения

при

сравнении

учащихся

6-х

и

8-х

классов.

Между

учащимися 6-х и 7-х, 7-х и 8-х классов достоверных изменений по исследуемым показателям не

выявлено.

Весьма важным, на наш взгляд, при анализе результатов таблицы, является ориентация не на

реальный результат показанный в тесте, а на его результат, переведенный в очки, по которому

можно отметить самые отстающие физические качества школьников исследуемой параллели

классов. На основе этого можно скорректировать содержание учебных заданий.

Степень прироста показателей от одних испытаний до других у каждого ученика можно

определить, применяя различные методики. Нами в практической деятельности применяется

простой по расчетам метод определения темпов прироста показателей по формуле Broudy

(1927), показанный в работе В.А. Фатеева [1]:

W

(

v

2

v

1

) 100%

,

( v

v ) 0, 5

2

1

где

W– темпы прироста показателей от одних измерений до других;

V

2

– конечный результат измерений;

V

1

– исходный результат измерений;

0,5 – специальный коэффициент.

Например, исходный результат в подтягивании на перекладине в начале года составил у А.

Сид-ва – 8 раз, а у В. Пет-ва – 5 раз.

В конце учебного года результаты стали: у А. Сид-ва – 10 раз, а у В. Пет-ва – 9 раз. Для А. Сид-

ва темпы прироста составили:

W

(10

8) 100%

22, 2%

(10

8) 0,5

Для В. Пет-ва темпы прироста составили:

W

(9

5) 100%

57,1%

(9

5) 0,5

.

Следовательно,

несмотря

на

улучшение

показателей

к

концу

учебного

года

у

обоих

учащихся, у В. Пет-ва показатель подготовленности за год оказался выше на 34,9%.

Таким образом, используя этот простой метод расчета, учитель может удостовериться в

изменениях, происшедших в физической подготовленности ученика в течение учебного года.

Только постоянно учитывая индивидуальные различия в подготовленности учеников, можно

рассчитывать на эффективность процесса обучения на уроках физической культуры.

Выявление тенденции изменения физических качеств школьников (как в группе, так и

индивидуально)

в

зависимости

от

возраста

позволит

на

научной

основе

целенаправленно

подбирать

средства

и

методы

педагогических

воздействий

в

каждом

возрастном

периоде,

правильно определять соотношение объемов для различных видов двигательной, технической и

других видов подготовки.

Литература:

1.

Фатеев

В.А.

Особенности

проведения

урока

по

гимнастике

в

общеобразовательных

школах (Методические рекомендации для учителей физической культуры) / В.А. Фатеев //

Барнаул, БГПИ, 1987. – 62 с.



В раздел образования