Автор: Мизюлина Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Классификация нарушений развития у детей
Раздел: дошкольное образование
1.
Общая характеристика нарушений развития.
Количество детей с нарушениями в развитии достаточно велико и, к
сожалению,
сегодня
обнаруживается
тенденция
к
некоторому
его
увеличению.
У
детей
с
проблемами
в
развитии
имеются
физические
и
(или)
психические
недостатки
(дефекты),
которые
приводят
к
отклонениям
в
общем
развитии.
В
зависимости
от
характера
дефекта,
времени
его
наступления
одни
недостатки
могут
преодолеваться
полностью,
другие
-
лишь коррегироваться, а некоторые - компенсироваться. Раннее психолого-
педагогическое
вмешательство
позволяет
в
значительной
мере
нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.
Все
нарушения
в
зависимости
от
времени
возникновения
подразделяются на:
врожденные
(заболевания
матери
во
время
беременности,
наследственные генетические поражения);
приобретенные
(родовые
и
послеродовые
поражения
организма
ребенка).
По
характеру
расстройств
выделяют органические (поражение
материальной
структуры
мозга)
и функциональные (дезинтеграция
различных мозговых структур) нарушения.
По
степени
распространенности
патологического
проце сса
различают локальные (затрагивают только один участок) и диффузные (носят
разлитой характер) нарушения.
Причиной возникновения нарушения могут быть как биологические,
так и социальные факторы.
Психолого-педагогическая
коррекция
и
реабилитация
детей
с
проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер
нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной
психологии
и
коррекционной
педагогике
существуют
различные
классификации
нарушений
в
развитии
(В.В.Лебединский;
В.А.Лапшин
и
Б.П.Пузанов;
О.Н.Усанова).
Большой
интерес
представляют
исследования
В.В.Лебединского,
который
рассматривает
проблемы психического
дизонтогенеза.Термином
«дизонтогенез»
обозначают
различные
формы
нарушений онтогенеза (развития индивида).
Характер
дизонтогенеза
зависит
от
определенных
психологических
параметров:
1.
особенностей
функциональной
локализации
нарушения.
В
зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта: частный
(недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий
(нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);
2.
времени
поражения
(чем
раньше
произошло
поражение,
тем
больше вероятность психического недоразвития);
3.
взаимоотношения
между
первичным
и
вторичным
дефектом
(первичные
нарушения
вытекают
из
биологического
характера
дефекта
(нарушение
слуха,
зрения
и
при
поражении
анализаторов;
органическое
поражение
мозга
и
т.д.);
вторичные
нарушения
возникают
в
процессе
аномального
развития
(механизмы
изоляции,
патологической
фиксации,
временные и стойкие регрессии);
4.
нарушение межфункциональных взаимодействий.
Среди вариантов дизонтогенеза выделяют:
1.
Стойкое (психическое) недоразвитие: раннее время поражения,
когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем (олигофрения).
2.
Задержанное
развитие:
замедленный
темп
формирования
познавательной
деятельности
и
эмоциональной
сферы
с
их
временной
фиксацией
на
более
ранних
возрастных
этапах
(конституционный,
соматогенный).
3.
Поврежденное
развитие:
наследственные
за бол е ва н и я,
внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы
ЦНС, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах
(после 2-3 лет) – органическая деменция.
4.
Дефицитарное
развитие:
тяжелые
нарушения
отдельных
анализаторных систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный аппарат).
5.
Искаженное развитие: сложные сочетания общего недоразвития,
задержанного,
поврежденного
и
ускоренного
развития
отдельных
психических функций (детский аутизм).
6.
Дисгармоничное развитие: врожденная либо рано приобретенная
стойкая
диспропорциональность
психического
развития
в
эмоционально-
волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития- психопатия и
патологическое формирование личности.
Выделяется
также парциальная
несформированность
высших
психических функций, которая характеризуется неравномерностью развития
тех или иных сторон психической деятельности.
Современные
клиницисты
и
специальные
психологи
выделяют
две
основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и
(или) физического развития:
эндогенные (генетические);
экзогенные (факторы среды).
К эндогенным причинам относятся:
различные
наследственные
заболевания
(аплазия
-
недоразвитие
внутреннего
уха,
которое
приводит
к
глухоте;
микрофтальм
-
грубое
структурное
изменение
глаза,
характеризующееся
уменьшением
размеров
одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; миопатия
-
нарушение
обмена
веществ
в
мышечной
ткани,
характеризующееся
мышечной слабостью, и т.п.);
заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре
хромосом, - (полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз;
трисомия - увеличение хромосом в одной паре; моносамия - уменьшение
хромосом в паре на одну; нулесамия - отсутствие какой-либо пары хромосом
и др.).
Ярким примером изменения численности хромосом является трисомия
21-й
хромосомы,
которая
вызывает
синдром
Дауна.Для
синдрома
Дауна
характерны раскосые глаза, короткий нос с плоской широкой переносицей,
маленькие
деформированные
уши,
выступающая
вперед
челюсть,
увеличенный
язык,
короткие
пальцы,
«сандалевидная»
щель
на
стопах,
поперечная ладонная кожная складка, деформация черепа. У новорожденных
часто
отмечается
мышечная
гипотония,
переразгибание
конечностей
в
суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость,
нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожирение, расстройство
кожной трофики, врожденные пороки сердца, атрезии и стенозы пищевого
канала, диафрагмальные грыжи. У всех больных отмечается олигофрения.
Выявляются
нарушение
координации
и
в е гетативно-трофические
расстройства.
Прогноз
для
жизни
чаще
благоприятный
(описаны
случаи,
когда
больные доживали до 60-70 лет). Для выздоровления - неблагоприятный.
Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут
влиять в различные периоды онтогенеза:
в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания
родителей,
особенно
матери;
инфекционные
болезни,
интокси кация
(отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности,
особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт;
травмы; влияние лучевой энергии и т. п.);
в
натальный
(родовой)
период
(родовые
травмы;
инфицирование
плода; асфиксия - удушье плода);
в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть
остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний;
различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и
т.п.);
интоксикации
(алкогольные,
наркотические,
никотиновые
и
т.п.);
несоблюдение
санитарно-гигиенических
норм
(например,
несоблюдение
гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п.
Нарушение, возникающее в раннем детстве, приводит к своеобразным
изменениям всего психического развития ребенка, что приводит к другим
нарушениям в сфере психической жизни. Уже в раннем детстве, с самых
первых
дней
жизни
ребенка
с
повреждением
сенсорных
органов
или
центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических
закономерностей нарушенного развития.