Напоминание

Классификация нарушений развития у детей


Автор: Мизюлина Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Классификация нарушений развития у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




1.

Общая характеристика нарушений развития.

Количество детей с нарушениями в развитии достаточно велико и, к

сожалению,

сегодня

обнаруживается

тенденция

к

некоторому

его

увеличению.

У

детей

с

проблемами

в

развитии

имеются

физические

и

(или)

психические

недостатки

(дефекты),

которые

приводят

к

отклонениям

в

общем

развитии.

В

зависимости

от

характера

дефекта,

времени

его

наступления

одни

недостатки

могут

преодолеваться

полностью,

другие

-

лишь коррегироваться, а некоторые - компенсироваться. Раннее психолого-

педагогическое

вмешательство

позволяет

в

значительной

мере

нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Все

нарушения

в

зависимости

от

времени

возникновения

подразделяются на:

врожденные

(заболевания

матери

во

время

беременности,

наследственные генетические поражения);

приобретенные

(родовые

и

послеродовые

поражения

организма

ребенка).

По

характеру

расстройств

выделяют органические (поражение

материальной

структуры

мозга)

и функциональные (дезинтеграция

различных мозговых структур) нарушения.

По

степени

распространенности

патологического

проце сса

различают локальные (затрагивают только один участок) и диффузные (носят

разлитой характер) нарушения.

Причиной возникновения нарушения могут быть как биологические,

так и социальные факторы.

Психолого-педагогическая

коррекция

и

реабилитация

детей

с

проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер

нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной

психологии

и

коррекционной

педагогике

существуют

различные

классификации

нарушений

в

развитии

(В.В.Лебединский;

В.А.Лапшин

и

Б.П.Пузанов;

О.Н.Усанова).

Большой

интерес

представляют

исследования

В.В.Лебединского,

который

рассматривает

проблемы психического

дизонтогенеза.Термином

«дизонтогенез»

обозначают

различные

формы

нарушений онтогенеза (развития индивида).

Характер

дизонтогенеза

зависит

от

определенных

психологических

параметров:

1.

особенностей

функциональной

локализации

нарушения.

В

зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта: частный

(недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий

(нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

2.

времени

поражения

(чем

раньше

произошло

поражение,

тем

больше вероятность психического недоразвития);

3.

взаимоотношения

между

первичным

и

вторичным

дефектом

(первичные

нарушения

вытекают

из

биологического

характера

дефекта

(нарушение

слуха,

зрения

и

при

поражении

анализаторов;

органическое

поражение

мозга

и

т.д.);

вторичные

нарушения

возникают

в

процессе

аномального

развития

(механизмы

изоляции,

патологической

фиксации,

временные и стойкие регрессии);

4.

нарушение межфункциональных взаимодействий.

Среди вариантов дизонтогенеза выделяют:

1.

Стойкое (психическое) недоразвитие: раннее время поражения,

когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем (олигофрения).

2.

Задержанное

развитие:

замедленный

темп

формирования

познавательной

деятельности

и

эмоциональной

сферы

с

их

временной

фиксацией

на

более

ранних

возрастных

этапах

(конституционный,

соматогенный).

3.

Поврежденное

развитие:

наследственные

за бол е ва н и я,

внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы

ЦНС, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах

(после 2-3 лет) – органическая деменция.

4.

Дефицитарное

развитие:

тяжелые

нарушения

отдельных

анализаторных систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный аппарат).

5.

Искаженное развитие: сложные сочетания общего недоразвития,

задержанного,

поврежденного

и

ускоренного

развития

отдельных

психических функций (детский аутизм).

6.

Дисгармоничное развитие: врожденная либо рано приобретенная

стойкая

диспропорциональность

психического

развития

в

эмоционально-

волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития- психопатия и

патологическое формирование личности.

Выделяется

также парциальная

несформированность

высших

психических функций, которая характеризуется неравномерностью развития

тех или иных сторон психической деятельности.

Современные

клиницисты

и

специальные

психологи

выделяют

две

основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и

(или) физического развития:

эндогенные (генетические);

экзогенные (факторы среды).

К эндогенным причинам относятся:

различные

наследственные

заболевания

(аплазия

-

недоразвитие

внутреннего

уха,

которое

приводит

к

глухоте;

микрофтальм

-

грубое

структурное

изменение

глаза,

характеризующееся

уменьшением

размеров

одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; миопатия

-

нарушение

обмена

веществ

в

мышечной

ткани,

характеризующееся

мышечной слабостью, и т.п.);

заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре

хромосом, - (полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз;

трисомия - увеличение хромосом в одной паре; моносамия - уменьшение

хромосом в паре на одну; нулесамия - отсутствие какой-либо пары хромосом

и др.).

Ярким примером изменения численности хромосом является трисомия

21-й

хромосомы,

которая

вызывает

синдром

Дауна.Для

синдрома

Дауна

характерны раскосые глаза, короткий нос с плоской широкой переносицей,

маленькие

деформированные

уши,

выступающая

вперед

челюсть,

увеличенный

язык,

короткие

пальцы,

«сандалевидная»

щель

на

стопах,

поперечная ладонная кожная складка, деформация черепа. У новорожденных

часто

отмечается

мышечная

гипотония,

переразгибание

конечностей

в

суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость,

нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожирение, расстройство

кожной трофики, врожденные пороки сердца, атрезии и стенозы пищевого

канала, диафрагмальные грыжи. У всех больных отмечается олигофрения.

Выявляются

нарушение

координации

и

в е гетативно-трофические

расстройства.

Прогноз

для

жизни

чаще

благоприятный

(описаны

случаи,

когда

больные доживали до 60-70 лет). Для выздоровления - неблагоприятный.

Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут

влиять в различные периоды онтогенеза:

в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания

родителей,

особенно

матери;

инфекционные

болезни,

интокси кация

(отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности,

особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт;

травмы; влияние лучевой энергии и т. п.);

в

натальный

(родовой)

период

(родовые

травмы;

инфицирование

плода; асфиксия - удушье плода);

в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть

остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний;

различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и

т.п.);

интоксикации

(алкогольные,

наркотические,

никотиновые

и

т.п.);

несоблюдение

санитарно-гигиенических

норм

(например,

несоблюдение

гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п.

Нарушение, возникающее в раннем детстве, приводит к своеобразным

изменениям всего психического развития ребенка, что приводит к другим

нарушениям в сфере психической жизни. Уже в раннем детстве, с самых

первых

дней

жизни

ребенка

с

повреждением

сенсорных

органов

или

центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических

закономерностей нарушенного развития.



В раздел образования