Автор: Колесникова Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Аленушка"
Населённый пункт: Р. п. Дергачи Саратовская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнушка» р. п. Дергачи
Доклад на тему:
«
Реализация преемственности при обучении и
воспитании детей в ДОУ и начальной школе
»
Воспитатель: Колесникова М. В.
13. 04. 2017 г.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л.С.Выготский.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст
– это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Он считал,
что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в
едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема
преемственности в образовании не нова.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее
сложным и уязвивым. И не случайно в настоящее время необходимость
сохранения целостности образовательной среды относится к числу
важнейших приоритетов развития образования в России.
Что же такое преемственность?
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной
ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном
изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение
программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных
знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и
младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего
школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной
деятельности, сформированы ли её предпосылки, а тем, умеет ли ребёнок
читать, считать и т. д..
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают,
что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения,
гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и
применять.
В этом заключается деятельный подход, который лежит в основе
государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение
мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и
находить пути, средства её достижения; помогать ребёнку сформировать у
себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в
образовательном процессе.
Мы не даём детям информацию в готовом виде, так как ребёнок не
пассивный слушатель, а именно признаём активность ребёнка,
сотрудничество воспитателя и ребёнка, что способствует развитию
коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента
учебной деятельности. Ведущая цель подготовки к школе формирует у
дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью –
любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,
творческого самовыражения ребёнка.
При этом обеспечиваем сохранение самоценности дошкольного возраста,
когда закладываются важнейшие черты будущей личности. В своей работе
формируем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые
для благополучной адаптации к школе. Стремимся к организации единого
развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, даём им возможность
быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя знакомятся с формами,
методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая
разница между шестилетним и семилетним ребёнком не столь велика. А
ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной
жизнью школьников расширяет соответствующие представления
воспитанников детского сада, развивает у них интерес к школе, желание
учиться.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного
образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов
друг о друге. И ещё важную роль, в организации преемственности
дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и
учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять
малыша, погладить по головке. И ребёнок тянется к своему воспитателю.
Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель.
Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и
учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в
детском саду.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию
преемственных связей детского сада и школы является чёткое понимание
целей, задач и содержания осуществления преемственности,
доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного
возраста:
Воспитание нравственного человека;
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, физическое,
психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает
решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие
его положительного самоощущения;
Развитие инициативности, любознательности, произвольности,
способности к творческому самовыражению;
Формирование различных знаний об окружающем мире,
стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой
активности детей в различных видах деятельности;
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и
детьми разного возраста).
Основные задачи сотрудничества МДОУ д/с «Алёнушка» и школы:
Устанавливаем и стремимся к единству взглядов на воспитательный
процесс между детским садом, семьёй и школой;
Вырабатываем общие цели и воспитательные задачи путём достижения
намеченных результатов;
Создаём условия для благоприятного взаимодействия всех участников
воспитательно – образовательного процесса – воспитателей, учителей,
детей и родителей;
Всестороннее психолого – педагогическое просвещение родителей в
течение всего года;
Оказываем психологическую помощь в осознании собственных
семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению
проблем при поступлении ребёнка в школу;
Формируем в семьях позитивное отношение к активной общественной
и социальной деятельности детей.
Новым подходом в образовательной программе стала реализация содержания
основной общеобразовательной программы на комплексно – тематическом
принципе построения образовательного процесса. Данный принцип
позволяет нам интегрировать содержание программы в различные виды
детской деятельности ( игровой, коммуникативной, продуктивной,
музыкально – художественной, трудовой, двигательной, познавательно –
исследовательской и других, что способствует формированию у ребёнка
целостной картины мира с учётом возрастных особенностей, повышает
качество освоения программного материала. Внедряем данный принцип,
расширяем свои возможности, активно используем при организации
образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания,
который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формирует
умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно –
исследовательской деятельности, что позволяет искать способы их решения.
Учитываем ведущий вид мышления дошкольников – наглядно – действенное,
наглядно – образное – одним из ведущих методов, используемых нами при
организации познавательной деятельности в процессе реализации
образовательной программы является метод наглядного моделирования,
который позволяет обучать детей умению использовать знаково –
символические средства изучаемой информации ( создание моделей, схем).
Мы думаем, что всё это помогает ребёнку осваивать явления окружающего
мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также
формируем у детей понимание связей между явлениями окружающего мира,
их особенности, устанавливаем умения и причинно – следственные связи.
Одним из итоговых результатов дошкольного образования становится
развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять
(ставить) цели и задачи деятельности, искать средства её осуществления,
добиваться получения результата.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей,
обозначенные в вышеуказанных нормативных документах требуют нового
подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы,
построения новой модели выпускника, что позволяет нам обеспечить
непрерывность образовательного процесса.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре
ООП, условиям её реализации и принятие новых Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального
школьного образования – важный этап преемственности деятельности
детского сада и школы.
Работу по преемственности детского сада со школой мы осуществляем
по трём основным направлениям:
Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями
ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»,
поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных
технологий, используемых педагогами ДОУ и школы );
Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация
совместных мероприятий);
Работа с родителями (получение информации, необходимой для
подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам
своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Формы осуществления преемственности:
1.Работа с детьми:
Экскурсии в школу;
Посещение школьного музея, библиотеки;
Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками
начальной школы;
Выставки рисунков и поделок;
Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики
начальной и средней школы);
Участие в театрализованной деятельности;
Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий,
организованных при школе (занятия с психологом, логопедом,
музыкальным руководителем и другими специалистами школы).
2.Взаимодействие педагогов:
Семинары, мастер – классы;
Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и
учителей;
Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых
уроков в школе;
Педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования
играет сотрудничество с родителями:
3.Сотрудничество с родителями:
Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями
школы;
Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
Консультации с педагогами ДОУ и школы;
Встречи родителей с будущими учителями;
Дни открытых дверей;
Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия
семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и в период адаптации к
школе;
Семейные вечера, тематические досуги;
Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки,
почтовый ящик вопросов и ответов).
Ожидаемые результаты.
Для результата реализации программы сотрудничества мы создаём
комфортную преемственность предметно – развивающей образовательной
среды:
Обеспечивающей высокое качество образования, его доступность,
открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их
родителей (законных представителей) и всего общества, духовно –
нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
Гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся и воспитанников;
Комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам ( в том
числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим
работникам.
Интегративные качества ребёнка – дошкольника, которые обозначены
в Федеральных государственных требованиях к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, можно
обозначить как Портрет выпускника ДОУ.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:
Физически развитый, овладевший основными культурно –
гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные
физические качества…;
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире…;
Эмоционально отзывчивый…;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками…;
Способный управлять своим поведением и планировать свои
действия…;
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы,
адекватные возрасту)…;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе…;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и
выполнять его инструкции…;
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления
различных видов детской деятельности.
Литература:
1.
Р.А.Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при
обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва,
Школьная пресса, 2008г.;
2.
Д. Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в
детском возрасте. Вопросы психологии. – 1971г. -№ 4.
3.
Концепция содержания непрерывного образования ( дошкольное и
начальное звено). Содержание образования в двенадцатилетней школе.
– М., 2000.
4.
В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова «Дошкольное образование как
ступень системы общего образования: Научная концепция
/ М., 2005.