Напоминание

«Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе»


Автор: Колесникова Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Аленушка"
Населённый пункт: Р. п. Дергачи Саратовская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнушка» р. п. Дергачи

Доклад на тему:

«

Реализация преемственности при обучении и

воспитании детей в ДОУ и начальной школе

»

Воспитатель: Колесникова М. В.

13. 04. 2017 г.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л.С.Выготский.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст

– это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Он считал,

что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в

едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема

преемственности в образовании не нова.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее

сложным и уязвивым. И не случайно в настоящее время необходимость

сохранения целостности образовательной среды относится к числу

важнейших приоритетов развития образования в России.

Что же такое преемственность?

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной

ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном

изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение

программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных

знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и

младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего

школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной

деятельности, сформированы ли её предпосылки, а тем, умеет ли ребёнок

читать, считать и т. д..

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают,

что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения,

гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и

применять.

В этом заключается деятельный подход, который лежит в основе

государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение

мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и

находить пути, средства её достижения; помогать ребёнку сформировать у

себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в

образовательном процессе.

Мы не даём детям информацию в готовом виде, так как ребёнок не

пассивный слушатель, а именно признаём активность ребёнка,

сотрудничество воспитателя и ребёнка, что способствует развитию

коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента

учебной деятельности. Ведущая цель подготовки к школе формирует у

дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью –

любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,

творческого самовыражения ребёнка.

При этом обеспечиваем сохранение самоценности дошкольного возраста,

когда закладываются важнейшие черты будущей личности. В своей работе

формируем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые

для благополучной адаптации к школе. Стремимся к организации единого

развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, даём им возможность

быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя знакомятся с формами,

методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая

разница между шестилетним и семилетним ребёнком не столь велика. А

ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной

жизнью школьников расширяет соответствующие представления

воспитанников детского сада, развивает у них интерес к школе, желание

учиться.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного

образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов

друг о друге. И ещё важную роль, в организации преемственности

дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и

учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять

малыша, погладить по головке. И ребёнок тянется к своему воспитателю.

Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель.

Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и

учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в

детском саду.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию

преемственных связей детского сада и школы является чёткое понимание

целей, задач и содержания осуществления преемственности,

доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного

возраста:

Воспитание нравственного человека;

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, физическое,

психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает

решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие

его положительного самоощущения;

Развитие инициативности, любознательности, произвольности,

способности к творческому самовыражению;

Формирование различных знаний об окружающем мире,

стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой

активности детей в различных видах деятельности;

Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и

детьми разного возраста).

Основные задачи сотрудничества МДОУ д/с «Алёнушка» и школы:

Устанавливаем и стремимся к единству взглядов на воспитательный

процесс между детским садом, семьёй и школой;

Вырабатываем общие цели и воспитательные задачи путём достижения

намеченных результатов;

Создаём условия для благоприятного взаимодействия всех участников

воспитательно – образовательного процесса – воспитателей, учителей,

детей и родителей;

Всестороннее психолого – педагогическое просвещение родителей в

течение всего года;

Оказываем психологическую помощь в осознании собственных

семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению

проблем при поступлении ребёнка в школу;

Формируем в семьях позитивное отношение к активной общественной

и социальной деятельности детей.

Новым подходом в образовательной программе стала реализация содержания

основной общеобразовательной программы на комплексно – тематическом

принципе построения образовательного процесса. Данный принцип

позволяет нам интегрировать содержание программы в различные виды

детской деятельности ( игровой, коммуникативной, продуктивной,

музыкально – художественной, трудовой, двигательной, познавательно –

исследовательской и других, что способствует формированию у ребёнка

целостной картины мира с учётом возрастных особенностей, повышает

качество освоения программного материала. Внедряем данный принцип,

расширяем свои возможности, активно используем при организации

образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания,

который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формирует

умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно –

исследовательской деятельности, что позволяет искать способы их решения.

Учитываем ведущий вид мышления дошкольников – наглядно – действенное,

наглядно – образное – одним из ведущих методов, используемых нами при

организации познавательной деятельности в процессе реализации

образовательной программы является метод наглядного моделирования,

который позволяет обучать детей умению использовать знаково –

символические средства изучаемой информации ( создание моделей, схем).

Мы думаем, что всё это помогает ребёнку осваивать явления окружающего

мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также

формируем у детей понимание связей между явлениями окружающего мира,

их особенности, устанавливаем умения и причинно – следственные связи.

Одним из итоговых результатов дошкольного образования становится

развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять

(ставить) цели и задачи деятельности, искать средства её осуществления,

добиваться получения результата.

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей,

обозначенные в вышеуказанных нормативных документах требуют нового

подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы,

построения новой модели выпускника, что позволяет нам обеспечить

непрерывность образовательного процесса.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре

ООП, условиям её реализации и принятие новых Федеральных

Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального

школьного образования – важный этап преемственности деятельности

детского сада и школы.

Работу по преемственности детского сада со школой мы осуществляем

по трём основным направлениям:

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями

ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»,

поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных

технологий, используемых педагогами ДОУ и школы );

Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация

совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для

подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам

своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Формы осуществления преемственности:

1.Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками

начальной школы;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики

начальной и средней школы);

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий,

организованных при школе (занятия с психологом, логопедом,

музыкальным руководителем и другими специалистами школы).

2.Взаимодействие педагогов:

Семинары, мастер – классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и

учителей;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых

уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования

играет сотрудничество с родителями:

3.Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями

школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия

семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и в период адаптации к

школе;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки,

почтовый ящик вопросов и ответов).

Ожидаемые результаты.

Для результата реализации программы сотрудничества мы создаём

комфортную преемственность предметно – развивающей образовательной

среды:

Обеспечивающей высокое качество образования, его доступность,

открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их

родителей (законных представителей) и всего общества, духовно –

нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

Гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и

социального здоровья обучающихся и воспитанников;

Комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам ( в том

числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим

работникам.

Интегративные качества ребёнка – дошкольника, которые обозначены

в Федеральных государственных требованиях к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, можно

обозначить как Портрет выпускника ДОУ.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:

Физически развитый, овладевший основными культурно –

гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные

физические качества…;

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в

окружающем мире…;

Эмоционально отзывчивый…;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с

взрослыми и сверстниками…;

Способный управлять своим поведением и планировать свои

действия…;

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы,

адекватные возрасту)…;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,

государстве, мире и природе…;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и

выполнять его инструкции…;

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка

сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления

различных видов детской деятельности.

Литература:

1.

Р.А.Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при

обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва,

Школьная пресса, 2008г.;

2.

Д. Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в

детском возрасте. Вопросы психологии. – 1971г. -№ 4.

3.

Концепция содержания непрерывного образования ( дошкольное и

начальное звено). Содержание образования в двенадцатилетней школе.

– М., 2000.

4.

В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова «Дошкольное образование как

ступень системы общего образования: Научная концепция

/ М., 2005.



В раздел образования