Автор: Мельникова Елена Сергеевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 258
Населённый пункт: БАРНАУЛ
Наименование материала: статья
Тема: Влияние двигательной активности на здоровье ребенка
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Влияние двигательной активности на
здоровье ребенка.
Чтобы ребёнок был здоров, он должен много и с удовольствием двигаться.
Но потребность детей в движении не всегда реализуется на должном уровне.
Ограничение их двигательной активности, как в семье, так и в детском саду
вызвано возрастными познавательными интересами, стремлением насытить мозг
ребёнка всё возрастающим объёмом информации: компьютерные игры, просмотр
телепередач и видео, часто без всяких временных и тематических ограничений со
стороны
взрослых;
дополнительные
занятия
в
студиях
развития.
Даже,
если
родители занимаются с ребёнком дома, то предпочтение отдаётся «сидячим»
играм:
мозаики,
лото,
пазлы,
конструкторы.
При
этом
не
принимается
во
внимание следующее: стать усидчивым ребёнок может только в том случае, если
будет полностью удовлетворёна его естественная потребность в движении. Дети
овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статистикой. Всё
это приводит к тому, что у ребёнка уменьшается естественная потребность в
движении,
снижается
двигательная
активность
вообще.
А
в
результате
развиваются расстройства ЦНС и внутренних органов, ожирение, формируются
дефекты
осанки.
Следовательно,
необходима
правильная
организация
двигательного
режима
ребёнка
с
одновременным
обеспечением
разнообразия
двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений не
только в детском саду, но и в условиях семьи на выходных в праздничные дни и
отпуске.
Двигательный
режим
дома
должен
включать
самостоятельную
двигательную деятельность и организованные физкультурные мероприятия:
утренняя
гимнастика,
гимнастика
после
сна,
физические
упражнения.
подвижные
игры,
спортивные
игры
и
развлечения
в
помещении
и
на
прогулки.
Делать зарядку по утрам – очень полезная привычка, которая
помогает сохранить фигуру, сбросить лишний вес и продлевает жизнь.
Однако, выбирая упражнения, надо помнить, что зарядка – это не обычная
тренировка.
Утренняя
гимнастика
–
это
разминка
для
организма.
Она
помогает
кровеносной
системе
настроиться
на
дневную
активность
и
улучшает
снабжение
мышц,
мозга,
внутренних
органов
и
тканей
кислородом. После сна циркуляция крови по всему тела снижена, легкие
сужены, нервная система заторможена. Давать себе серьезную нагрузку
типа бега или силовых упражнений сразу после пробуждения нельзя –
организм с ней не справится, высок риск получить травму или даже
нарушить баланс различных систем. А вот после утренней зарядки можно
хоть в спортзал, хоть на работу. Таким образом, цель утренней зарядки –
постепенно улучшить циркуляцию крови по всему телу. Это ускорит обмен
веществ.
Общие правила для домашней зарядки
•
Утренняя
зарядка
не
может
полноценно
заменить
подвижные
игры
или
специальные физические упражнения
• Одежда для зарядки не должна стеснять движения
•
Во
время
занятий
предложите
ребёнку
сначала,
например,
сделать
одно
упражнение для рук и плечевого пояса, затем 2 – 3 упражнения для туловища и 2
– 3 упражнения для ног.
• Заканчивать гимнастику лучше всего спокойной ходьбой
• Продолжительность занятий с младшими детьми должна составлять около 5
минут, а со старшими детьми около 8 минут.
• Не следует включать в домашнюю зарядку упражнения, требующие от ребёнка
напряжённого внимания.
• Занятия должны иметь определённую последовательность. Первые упражнения
не должны требовать большие затраты сил, а последующие можно выполнять с
большей нагрузкой.
•
Упражнения,
вовлекающие
большие
группы
мышц
требуют
меньшего
количества повторений.
•
Если
ребёнок
теряет
интерес
к
каким-то
упражнениям,
постарайтесь
их
заменить.
Зарядка должна заинтересовать малышей. Делать скучные упражнения двух-
трехлетним крошкам быстро надоест. Чтобы этого не произошло проводите
занятия в игровой форме.
После дневного сна рекомендуется провести гимнастику для профилактики
нарушения осанки, плоскостопия, упражнения на дыхания (профилактика
заболеваний верхних дыхательных систем) и закаливающие процедуры для
повышения устойчивости организма к постоянно изменяющимся условиям среды.
Во время прогулки необходимо провести с ребенком в подвижные
игры и упражнения спортивного характера. Выбор физических упражнений
зависит от возраста ребенка его самочувствия и физической подготовленности.
Желательно
чтоб
они
отличались
по
своему
влиянию
на
организм
ребенка,
развивали различные группы мышц. Необходима постепенная смена движений
руками на движения ногами и туловищем. Основные движения следует выполнять
ежедневно по 2 – 3 вида, лучше это делать на прогулки детской или школьной
спортивной
площадке,
оборудованной
лесенками,
лавочками,
бревнами
и
т.д.
Дома хорошо организовать спортивный уголок в комнате.
В
процессе
занятий
родителями
с
ребенком
необходимо
соблюдать
дозировку, для старших дошкольников 20-30 минут, следить за самочувствием
ребенка.
Если
лицо
ребенка
покраснеет
и
участиться
дыхание
-
это
свидетельствует
о
нормальной
физической
нагрузки.
Не
допускайте
переутомления, когда ребенок начнет потеть, сильно участиться дыхание и будет
нарушаться координация, следует уменьшить нагрузку.
В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с
его строением, свойствами, возможностями. У ребят значительно улучшаются
показатели
ловкости,
они
овладевают
более
сложными
движениями,
быстро
приспосабливаются
к
изменяющимся
условиям.
Ежедневное
использование
физических
упражнений
организует
и
дисциплинирует
ребенка,
формирует
интерес
к
физическим
упражнениям,
привычку
их
выполнять,
вырабатывает
такие
качества,
как
воля,
смелость,
умение
доводить
дело
до
конца,
решительность.
Таким
образом,
достаточная
двигательная
активность
благотворно
сказывается
не
только
на
физическом,
но
и
на
всех
остальных
сторонах развития ребёнка.