Напоминание

Практическое занятие по УД Профессиональная этика юриста. Решение ситуативных заданий по теме "Этика как наука о морали"


Автор: Кенарева Наталья Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ЧУ ПО Юридический полицейский колледж Карельский филиал
Населённый пункт: Республика Карелия, г. Петрозаводск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практическое занятие по УД Профессиональная этика юриста. Решение ситуативных заданий по теме "Этика как наука о морали"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Практическое занятие №1

Решение ситуативных заданий по теме «Этика как наука о морали»

Истинное красноречие пренебрегает

красноречием, истинная нравственность

пренебрегает нравственностью.

Б. Паскаль

Цель: сформировать навыки по оценке своих поступков и поступков окружающих с

точки зрения норм морали; по анализу социально значимых проблем и процессов с точки

зрения этических ценностей и норм.

Наглядные пособия: раздаточный материал по теме практического занятия,

материал с

условиями ситуативных задач

Ход занятия:

1. Методические указания

2. Проблемные вопросы

3. Ситуативные задания

4. Заключение (рефлексия)

Методические указания:

Используя

раздаточный

материал

по

теме

практического

занятия,

ответьте

на

проблемные вопросы и выполните ситуативные задания.

Проблемные вопросы:

1. Среди определений этики есть следующие:

1) Этика — это эстетика души (Пьер Риверди);

2) Этика есть философия убеждения (И. Кант).

Как вы их понимаете? Какое из них, на ваш взгляд, наиболее удачное?

Как бы вы сами определили, что такое этика?

2. Приведем два высказывания:

1) Этика — это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям (Б.

Рассел);

2) Моральные нормы вырабатываются (изобретаются) людьми как средство ограничения

законов рационального расчета (экзистенциального эгоизма) (А. А. Зиновьев).

Проанализируйте

приведенные

высказывания.

В

чем

их

авторы

видят

причину

возникновения этики и морали? Нет ли между ними противоречий? Назовите причины

возникновения этики и морали.

1

3.

Проанализируйте предложенные ситуации. Проранжируйте их от наиболее осуждаемого

вами

к

наименее

осуждаемому

(нейтральному)

поведению,

вплоть

до

полностью

одобряемого и поддерживаемого:

1) отмщение человеку, неосмотрительные действия которого стали причиной гибели близкого

родственника;

2) охота на животных при наличии соответствующей лицензии;

3) кара за умышленное убийство родственника;

4) самоубийство;

5) лишение жизни другого человека как самооборона, для защиты жизни других людей;

6) уничтожение домашних паразитов;

7) убийство противника на войне;

8)

выполнение

просьбы

неизлечимо

больного

человека,

испытывающего

невыносимые

страдания (эвтаназия);

9)

прерывание

беременности

(аборт)

вне

медицинского

учреждения

на

поздних

сроках

беременности;

10) приведение в исполнение вступившего в законную силу приговора суда (смертная казнь);

11) исполнение приказа о подрыве стратегических объектов противника, находящихся вблизи

населенных пунктов, в результате чего погибают мирные жители.

4. Рассмотрите следующие способы искажения информации.

Что, на ваш взгляд, не является ложью?

Проранжируйте

предложенные

варианты

поведения

от

наиболее

осуждаемого

вами

к

наименее осуждаемому (нейтральному):

1) утверждение, обратное правде;

2) вымысел, не основанный на действительном событии;

3) умолчание о знании информации;

4) утаивание части информации;

5) самообман;

6) ложь во спасение;

7) блеф (например, создание преувеличенного представления у окружающих о наличии чего-

либо (имущества, информации и т.д.));

8) самооговор;

9) небольшая ложь для достижения большего блага;

10) ложь из спортивного интереса, нейтральная по последствиям для

окружающих.

2

5. Англичане говорят: Из двух зол выбирать не стоит.

А что говорит, на сей счет русская народная пословица?

6. Определите, о какой категории справедливости идет речь в приведенных выражениях.

Укажите, при возможности, какие концепции справедливости в них представлены (с общей

характеристикой существующих категорий и концепций справедливости можно ознакомиться

в Приложении А):

"От каждого - по способностям, каждому - по потребностям" (Сен-Симон, Э. Кабе).

"Равенство-начало справедливости" (Сенека);

"Кому много дано, с того много и взыщется" (Библия).

"Кто не работает, тот не ест".

"Суд - это имитация справедливости путем юридической процедуры". (В. Котов);

"Мерилом справедливости не может быть большинство голосов" (Ф. Шиллер);

"Равенство всех - это вопиющая несправедливость, так как при этом величайшим людям

приходится становиться слишком малыми" (Ф. Ницше);

"Оплати за обиду справедливостью, оплати за доброту добротой" (Конфуций).

"Справедливость

-

это

твердое

и

постоянное

желание

каждому

воздавать

по

заслугам"

(Юстиниан).

8. Персидская легенда гласит:

"Деревенский кузнец убил человека, и кадий приговорил его к смертной казни. Жители

деревни толпой пришли к кадию и заявили:

- Кузнец у нас один. Если ты его казнишь, кто же будет подковывать наших мулов и ослов?

Пусть казнят вместо него бакалейщика, он нам не так нужен.

Кадий подумал и ответил:

- Зачем же убивать бакалейщика? Он тоже один. Давайте, казним одного из служителей бани

- ведь их там двое."

Какой смысл заключен в этой легенде? Какая категория справедливости обсуждалась? Какой

концепцией справедливости руководствовались в данном случае? (Категории и концепции

справедливости представлены в Приложении А).

3

Честность

"Лжецу нужна хорошая память".

Квинтилиан

1. Сравните две группы высказываний. Какая из них Вам ближе?

1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

(русская пословица).

1. Умная ложь лучше глупой правды. (русская

пословица).

2. Только правда, как бы она ни была тяжела,

- легка. (А. Блок)

2.

Лучше

ложь,

приносящая

пользу,

чем

правда,

сеющая

раздоры

( у й г у р с ка я

пословица).

3.

Ложь

приносит

больше

страданий,

чем

самая тягостная истина. (А. Зегерс).

3. Ложь, направленная к доброй цели, лучше

правды, возбуждающей вражду. (таджикская

пословица).

4.

Где

правда,

там

и

счастье.

(русская

пословица)

4.

И

ложь

иногда

во

спасение

(русская

пословица).

Честь, достоинство, долг

Наш долг - это право, которое другие имеют на нас.

Ф. Ницше

1. Вставьте пропущенное слово, выбрав из двух предложенных вариантов наиболее, на Ваш

взгляд, соответствующее по смыслу. Обоснуйте свой выбор.

"Когда виновный __________ (признает, не признает) свою вину, он спасает единственное,

что стоит спасать - свою честь". ( В. Гюго).

2. "Приказ о совершении безнравственного поступка недействителен."

Как Вы считаете, справедливо по отношению к современному российскому праву это старое

латинское юридическое изречение? Ответ обоснуйте ссылками на законодательные нормы.

Счастье, смысл жизни

1.

Герой к/ф "Доживем до понедельника" считал, что "Счастье - это когда тебя понимают".

Согласны ли Вы с этим?

Ознакомьтесь

с

основными

известными

историческими

концепциями,

предлагающими

модели

смысла

жизни

(их

общая

характеристика

представлена

в

Приложении Б) и определите, к какой из них наиболее близка эта позиция.

Совесть

Высшее правосудие - это совесть.

4

В. Гюго

1. Сопоставьте высказывания в каждой группе:

Совесть

-

зритель

и

судья

добродетели.

(античный афоризм).

Чистая совесть есть изобретение дьявола (А.

Шварц).

Есть

два

желания,

исполнение

которых

может составить истинное счастье человека, -

быть полезным и иметь спокойную совесть.

(Л.Н. Толстой)

Совесть

у

него

чистая.

Не

бывшая

в

употреблении. (Е. Лец.)

Как Вы их понимаете? Какие из приведенных высказываний Вам ближе? Как бы Вы сами

определили, что такое совесть?

2.

Как Вы считаете, что является более значимым моральным регулятором поведения людей:

совесть или общественное осуждение?

Ситуационные задания:

Задание 1. Запишите три нравственные ценности, которые вы считаете наиболее значимыми

в жизни.

Задание 2. Изучив информацию Приложения В.

Выберите одну, и дайте ей характеристику в

соответствии с тремя основными направлениями этического исследования.

Заключение (рефлексия):

На уроке я работал (а)

активно \\ пассивно

Своей работой на уроке я

доволен \\ не доволен

Материал урока мне был

понятен \\не понятен

полезен \\ безполезен

интересен \\ скучен

Цель урока я

достиг \\ недостиг

5



В раздел образования