Автор: Герасимова Светлана Семеновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №186
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность
Раздел: дошкольное образование
С.С. Герасимова
Барнаул, МБДОУ «Детский сад № 186»
«Развитие социально – эмоциональной сферы дошкольников
через музыкально-ритмическую деятельность»
Современное состояние образовательного процесса в целом и
регионального
в
частности
характеризуется
тем,
что
наиболее
значимым
направлением
в
его
реформировании
и
модернизации
является
замена
традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития личности.
В
этих
условиях
всё
актуальнее
становится
эмоциональное
развитие,
воспитание
души
и
тела
через
музыку
и
пластику.
Приобретая
опыт
пластической интерпритации музыки, ребёнок овладевает разнообразными
двигательными
навыками
и
умениями,
а
также
опытом
творческого
осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Чем раньше
дать
детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем
более гармоничным, естественным и успешным в таком виде деятельности,
как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление
его личности. Всё это обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие
всех его субъектов (детей, педагогов, родителей) на основе использования
современных программ и технологий.
Детство является периодом наиболее благоприятным, сензитивным для
становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого
периода невосполнимо. Общение с музыкой, картинами великих художников, с
литературными
произведениями
формирует
творческую
личность,
создает
благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л.
Выготского, «умных» эмоций.
Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о
возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Музыка
помогает
детям
познать
мир,
воспитывает
не
только
их
художественный
вкус
и
творческое
воображение,
но
и
любовь
к
жизни,
внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и
других стран. Так формируется полноценная личность, человек способный
чувствовать и сострадать.
В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные
действия,
которые
ведут
к
определенному
внешнему
результату,
и
внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания
психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).
Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех
видов
музыкальной
деятельности
в
наибольшей
же
степени
-
через
музыкально-ритмические движения.
Музыкально - ритмические движения, один из видов музыкальной
деятельности,
в
котором
содержание
музыки,
ее
характер
передаются
в
1
движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более
глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издревле
применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция).
Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает
музыку,
чувствует
смену
её
настроения,
закрепляет
знания
o
средствах
музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции,
интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его
духовный мир.
Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяют
решить одновременно много разных задач.
Например, яркая художественная музыка, под которую двигаются
дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические
потребности;
-
быстрая
смена
разнообразных
двигательных
упражнений,
тренирует
внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений
- музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию
и творческое воображение.
Для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач
необходимо обеспечить психологический комфорт, чувство защищённости
каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так,
проявить своё неумение.
Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы
организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими
возможностями. Это - музыкально-тематические, доминантные, сюжетно -
игровые занятия, различные виды развлечений.
Занятия по восприятию музыки (слушание) проводятся в форме
доминантных, музыкально-тематических занятий. Работа состоит в слушании
музыки с подробным анализом.
Задачи по движению решаются на доминантных занятиях. Они состоят
из подготовительной, основной и заключительной части.
Подготовительная часть - занимает 1/4 от всего занятия
- это разминка для формирования красивой осанки, пластики;
- упражнения на развитие основных умений и навыков, на раскрепощение
двигательного
аппарата:
(«Шалтай-болтай»
(английская
народная
песня),
«Поймай листочек, снежинку», «Весенний дождик»)
- речевые игры, в зависимости от поставленных задач (развитие двигательной
активности), ориентировка в пространстве, развитие ритмического слуха.
Основная часть - 2/4 времени - совершенствует ранее полученные
навыки, применение их в творческой ситуации.
Заключительная - часть времени, снимает напряжение, излишнюю
эмоциональность. Используются
игры, забавы, свободные действия под
музыку.
Самое
главное,
чтобы
дети
не
теряли
интереса
к
музыкальной
деятельности.
2
Органическое соединение движения и музыки формирует атмосферу
положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка,
делают его поведение естественным и красивым.
Во многом успех музыкального развития детей зависит от качества
используемого репертуара. Репертуар должен соответствовать физическим,
психическим особенностям ребёнка.
Очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства,
музыка должна быть художественной, яркой, вызывающей эмоциональный
отклик у детей, разнообразной по жанрам, стилю, исполнению.
Можно
использовать произведения П. И. Чайковского, Р. Шумана, А. Хачатуряна, Г.
Свиридова, М. Глинки, С. Прокофьева, Э Грига, И. Штрауса. Репертуар по
восприятию сгруппировать по темам «Песня, танец, марш», «Природа и
музыка», «Музыка рассказывает о животных и птицах».
Доступность содержания музыкального произведения определяется
тем,
насколько
это
произведение
близко
и
понятно
дошкольникам,
их
жизненному опыту. (Например, для младших дошкольников - мир игрушек,
окружающей
природы,
произведения,
которые
вызывают
положительные
эмоции;
для
старших
-
мир
волшебных
сказок,
динамика
переживания
различных состояний и т.д.)
На занятиях по движению особое внимание уделяется точности
определений
и
понятий.
Используя
на
занятиях
то
или
иное
понятие,
раскрывается суть не только какого-то движения, действия, но и самого
ребёнка.
Постепенно от занятия к занятию дети входят в мир движения не
только
через
исполнительство,
но
и
через
развитие
мыслительной
деятельности, воспитания их памяти и внимания. Использование на занятиях
точных понятий помогают знакомить детей с различными движениями не
только посредством показа, но и объяснения. Дети 5-6 лет уже способны на
основе
закреплённых
понятий
выполнить
то
или
иное
задание
без
предварительного показа педагогом.
В сюжетно-игровых занятиях ребята отправляются
в гости в
музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания
на
занятии
должны
иметь
игровую
форму.
Например,
для
повторения
упражнения
применяется
приём
"эхо",
для
выполнения
ритмических
упражнений, дети превращаются в радистов, для пополнения словаря эмоций
играют в "копилку".
Содержание занятий пронизано линией сквозного развития, одно
событие
(задание)
вытекает
из
другого.
Занятия
получаются
очень
содержательными и интересными. Это важно для запоминания материала. В
тоже время следует помнить, что у дошкольников процессы возбуждения
преобладают над процессами торможения. Поэтому важно не перенасыщать
занятия,
так
как
излишне
эмоциональный
материал
оставляет
смутные,
расплывчатые
воспоминания,
эмоциональные
перегрузки
приводят
к
3
разбалансированности
поведения,
что
влияет
на
качество
внимания
и
запоминания.
Важно продумать и точно распределить физическую и эмоциональную
нагрузку детей. В зависимости от времени проведения занятий (первая или
вторая
половина
дня)
и
даже
особенностей
времени
года
должна
корректироваться динамика занятий: насыщенность содержания, чередования
видов деятельности, активная и пассивная роль детей во время занятий.
Закрепить полученные сведения, знания дети могут на развлечениях:
«В музыкальной гостиной», «Две осени» «Его величество вальс».
Дети исполняют те произведения, которые они уже освоили и которые
им
хочется
повторить.
Для
более
эмоционального,
выразительного
исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов.
Обязательным
условием является учёт индивидуальных
способностей и интересов самих детей. Приобщать движению под музыку
всех
детей
–
не
только
способных
и
одарённых
в
музыкальном
и
двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно
помочь обрести чувство уверенности в своих силах, путём подбора для них
такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его
«изюминка» и индивидуальность.
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения необходимо
использовать различные методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки)
и
наглядно-зрительным
(показ
иллюстрации,
картинок,
совместное
исполнение движений, применение наглядных пособий).
Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при
восприятии оркестровую красочность.
Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить
впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы,
близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.
С помощью словесного метода детям прививается любовь к музыке,
расширяются
представления
о
некоторых
явлениях
действительности,
обогащается
их
внутренний
мир,
чувства,
формируются
нравственные
качества, интересы.
Практический метод в социально - эмоциональном развитии также
очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно
пережил
свои
впечатления,
необходимо
сочетать
восприятие
музыки
с
практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку
через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.
Используются также некоторые приёмы:
Показ с пояснением.
Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все
пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и
очень точными, емкими, яркими.
Игровые приемы.
4
Делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают
активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек,
картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой прием «эхо», «мои- руки,
ваши-ноги».
Приём погружения в музыку.
Воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся
на занятии.
Вопросы к детям.
Активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы
педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой
целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).
Оценка качества детского исполнения.
Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои
ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но
делать это деликатно.
Совместное исполнение движений способствует созданию общего
приподнятого
настроения,
единое
ритмичное
дыхание
регулирует
психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На
групповых занятиях оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила
которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен,
артистичен показ педагога. В этом состоянии дети, как бы автоматически
копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей -
мимику, тончайшие нюансы исполнения)
В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные
двигательные
навыки
и
умения,
благодаря
"вовлекающему
показу"
дети
справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить
самостоятельно
или
при
фрагментарном
показе
со
словесными
объяснениями.
Однако степень сложности двигательных упражнений, с которыми
дети
справляются
в
процессе
подражания,
небезгранична.
Чтобы
ее
определить нужно уметь "заглянуть" в "зону ближайшего развития" ребенка
(по Л.С.Выготскому).
В процессе совместного исполнения важно дать детям возможность
ощутить свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих
повторениях
движения
уточнить,
закрепить.
Конечно,
у
всех
детей
это
происходит по-разному. Важно, не искать никаких замечаний, не фиксировать
внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно
сложные элементы упражнений будут освоены.
Результатом является правильность, выразительность исполнения
упражнений, их самостоятельное выполнение в других игровых ситуациях.
Часто дети придумывают очень выразительные движения, если же помощь
необходима, нужно её оказать, но при этом важно не сковывать у детей
проявления их самостоятельности.
5
У детей появляется уверенность в своих силах, в том, что движение под
музыку приносит истинную радость, повышается
интерес к музыкальной
деятельности, в частности, к совместному исполнению движений.
Библиографический список:
Модернизация системы образования;
Государственные образовательные стандарты;
Буренина А. и. «Ритмическая пластика для дошкольников» С-Петербург,
1994;
Ветлугина
Н.А.
«Музыкальное
воспитание
в
детском
саду»
-
М.,
Просвещение, 1981;
Дьяченко
о.
М.
«Выразительное
движение»
-
Москва,
Научный
центр
Венгера, 1996 г.;
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И «Воспитание ребёнка-ДОШКОЛЬНИКа» М.,
ГИЦ:, Владос, 2003
Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие как музыкознания» - М., 1980;
Радьпюва
О.П.,
Катинене
А.И.,
Полавандишвили
М.Л.
«Музыкальное
воспитание
дошкольников»,
под.ред.О.П.Радыновой
-
М.,Просвещение:
Владос, 1994;
Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., Л., 1977;
6