Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЗООЛОГИИ


Автор: Аликашева Дарья Вячеславовна
Должность: студентка магистратуры
Учебное заведение: ОГПУ
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЗООЛОГИИ
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО

ЗООЛОГИИ

Актуальность

использования

информационно-компьютерных

технологий (ИКТ) на внеклассных занятиях по зоологии обусловлена тем,

что данные технологии позволяют организовать обучение школьников на

качественно

новом

уровне.

Средства

ИКТ

открывают

перспективные

возможности

для

всестороннего

развития

личности

обучающихся,

удовлетворения их интеллектуальных интересов и развития способностей.

Отдельные аспекты проблемы использования ИКТ на внеклассных занятиях

по зоологии рассматривали такие педагоги, как: Н.В. Бордовская [1], О.Л.

Галицина [2], Л.А. Попова [3], И.Р. Сафина [4].

Использование ИКТ в процессе обучения зоологии позволяет педагогу

решить

следующие

задачи:

интенсифицировать

учебно-воспитательный

процесс;

дифференцировать

подачу

учебного

материала;

обеспечить

интеграцию

предметной

области

зоологии

с

другими

школьными

дисциплинами;

стимулировать

развитие

творческого

потенциала

обучающихся;

обеспечить

формирование

информационной

культуры

школьников [4].

Эффективное

использование

ИКТ

на

внеклассных

занятиях

по

зоологии возможно при соблюдении следующих условий:

- имеющейся материальной базе (компьютеры, программы, принтер,

сканер и т. п);

-

высоком

уровне

информационной

культуры

педагога

(уровень

уверенного пользователя);

-

достаточном

уровне

информационной

культуре

обучающихся

(от

этого зависит достижение успеха работы педагога);

- необходимого педагогического опыта (педагог должен владеть всем

арсеналом традиционных и современных методик) [2].

1

Главной

задачей

внеклассных

занятий

по

зоологии

выступает

не

столько овладение суммой знаний в предметной области зоологии, сколько

развитие

познавательного

интереса

обучающихся

к

зоологии,

развитие

творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование у них

умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.

Для решения данных задач необходим доступ к разнообразным источникам

информации, который обеспечивает использование на занятиях средств ИКТ

[1].

Использование

средств

ИКТ

на

внеклассных

занятиях

по

зоологии

имеет следующие преимущества:

-

рассматривается

значительный

объем

материала,

охватывающий

разные разделы курса зоологии;

-

повышается

наглядность

подачи

материала

за

счет

цвета,

звука,

движения;

- возможность демонстрации тех биологических процессов, которые не

могут

быть

продемонстрированы

обучающимся

(например,

процесс

эволюции; этапы развития животного мира и пр.);

- ускорение на 10-15% темпа занятия за счет усиления эмоциональной

составляющей;

-

обучающиеся

проявляют

интерес

к

предмету

и

легко

усваивают

материал (повышается качество знаний);

-

компьютерные

обучающие

технологии

позволяют

развивать

самостоятельность;

- развивается творческая активность обучающихся;

-

развивается

воображение

и

модельное

видение

(любая

учебная

компьютерная

программа

является

моделью

в

гносеологическом

смысле

слова);

- появляется возможность индивидуализировать обучение не только по

темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия обучающихся;

2

- появляется возможность организовывать дистанционные внеклассные

занятия (вебинары, конференции и пр.).

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что использование ИКТ на

внеклассных занятиях по зоологии позволяет обеспечить:

а) адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных

особенностей обучающихся);

б) одновременную работу группы обучающихся за компьютером; в)

интерактивность

(взаимодействие

ЭВМ

и

школьника,

имитирующее

в

определенной степени реальное общение);

г) контроль индивидуальной работы обучающихся во внеурочное время

[3].

На внеклассных занятиях по зоологии использование ИКТ возможно в

таких

направлениях:

во-первых:

информационная

поддержка

занятия

с

помощью

программного

обеспечения

(обучающие

программы,

мультимедийные презентации, просмотр различных кино- и видеороликов,

анимаций

и

пр.);

во-вторых:

разработка

занятий

с

применением

мультимедийного

проектора,

который

помогает

иллюстрировать

сложный

теоретический материал; в-третьих: проведение виртуальных конференций,

вебинаров, круглых столов и пр.; в-четвертых: создание и демонстрация

ученических

презентаций

в

рамках

иллюстрации

результатов

проектно-

исследовательской, поисковой и творческой деятельности.

Таким

образом,

использование

средств

ИКТ

позволяет

вывести

внеклассные занятия по зоологии на качественно новый уровень, поскольку

активизирует

проце сс

обучения

путем

использования

новых

привлекательных

форм

представления

учебной

информации,

благодаря

новизне и не традиционности подачи материала. Использование ИКТ на

внеклассных занятиях обеспечивает наглядность материала и способствует

развитию

у

обучающихся

самостоятельной

поисковой,

проектно-

исследовательской и творческой деятельности.

3

Использованная литература

1.

Бордовская,

Н.В.

Информационно-компьютерные

технологии

в

системе образования [Текст]: монография. / Н.В. Бордовская. – М.: Кнорус,

2014. – 269 с.

2. Голицына, О.Л. Информационные технологии [Текст]: Учебник /

О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – М.: Форум,

ИНФРА-М, 2013. – 608 c.

3.

Попова,

Л.А.

Сборник

«Мастерская

учителя

биологии»

[Текст]:

монография / Л.А. Попова. – М.: ВАКО, 2009. – 136 с.

4. Сафина, И.Р. Интерактивные методы обучения как средство развития

личности на уроках биологии (педагогическая идея) [Текст] / И. Р. Сафина.

Пыть – Ях, 2011. – 27 с.

4



В раздел образования