Напоминание

"Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Абдряшитов Линар Джиганшевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №28" города Ульяновска
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: полное образование





Назад




«Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья». По данным официальной статистики Минздравсоцразвития России, снижается количество здоровых детей во всех возрастных и половых группах. В 2010 г . в сравнении с 2005 г . вырос показатель общей заболеваемости детей в возрастных группах:  от 0 до 1 года – на 2%;  от 1 года до 14 лет – на 7%;  от 15 до 17 лет – на 19,3%. В современной научной литературе к окончанию школы отмечается значительный рост числа хронических заболеваний среди старшеклассников: в 7,7 раза – костно-мышечной системы; в 6 раз – системы кровообращения; в 2,2 раза – мочеполовой системы; в 2 раза – органов зрения и т . д. Все это требует серьезной работы с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В настоящее время вопросы организации работы с обучающимися данной категории регламентированы письмом Минобразования России от 31.10.2003 № 1351263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». В 2011г. экспертным советом Минобрнауки России по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации была рассмотрена и рекомендована для использования в образовательном процессе Программа для обучающихся классов общеобразовательных школ, отнесенных к специальной медицинской группе «А». Изучив официальные документы, исходя из многолетнего опыта работы с детьми группы «А», мы выделили самые важные, на наш взгляд, особенности проведения уроков физической культуры с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Прежде всего, в процессе проведения уроков физической культуры учитель должен строить занятия с учетом комплексной оценки состояния двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основывается на определении группы здоровья. Определение группы здоровья проводится по совокупности ряда критериев и дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка. Группу здоровья определяет педиатр, учитывая данные осмотров специалистов. При отнесении детей ко 2–5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу. Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная "А" (оздоровительная) и специальная "Б" (реабилитационная). Комплектование медицинских групп
осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма (по типу реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку) и уровня физической подготовленности обучающегося. Заключение о состоянии здоровья по результатам профилактических врачебных осмотров заносится в медицинскую карту (форма 026/у-2000) ребенка и включает диагноз (основное и сопутствующие заболевания), оценку физического и нервно- психического развития, резистентности организма, а также рекомендации по физическому воспитанию. Функциональные возможности организма обучающихся определяются медицинским работником общеобразовательного учреждения в начале учебного года по результатам выполнения пробы с дозированной физической нагрузкой. Проба проводится перед определением уровня физической подготовленности (далее - ФП) детям основной медицинской группы (по данным медицинского заключения предыдущего учебного года у детей 2-11 классов и медицинского заключения перед поступлением в общеобразовательное учреждение для первоклассников). В конце учебного года перед итоговым определением уровня ФП проба с дозированной физической нагрузкой проводится всем детям, не имеющим медицинских противопоказаний к ее выполнению. В случае заболевания (травмы) ребенка, возникшего в течение учебного года и сопровождающегося значительными нарушениями в состоянии его здоровья, для решения вопроса о назначении медицинской группы необходимо до возобновления занятий физической культурой повторно провести пробу с дозированной физической нагрузкой для оценки функциональных возможностей организма. Уровень ФП определяется ежегодно преподавателем по физической культуре в начале и в конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений. Определение уровня ФП детей разрешается только при наличии допуска от врача.
К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят
обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, соответствующим возрасту и полу.
К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой

относят
обучающихся: без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, не соответствующим возрасту и полу; с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку; часто болеющих (3 и более раз в год);
К специальной медицинской группе "А" (оздоровительной группе) для занятий


физической культурой относят
обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья функционального и органического генеза в стадии компенсации.
К специальной медицинской группе "Б" (реабилитационной группе) для занятий

физической культурой относят
обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации. Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой проводится врачом-педиатром образовательного учреждения на основании заключения каждого специалиста, участвующего в проведении профилактических врачебных осмотров, в котором даются рекомендации по физическим нагрузкам и обязательно указывается медицинская группа для занятий по физической культуре. Врачами- специалистами учитывается не только нозологическая форма заболевания, но и стадия болезни, степень выраженности нарушений функций организма и вероятность развития осложнений. При организации занятий обучающихся специальной медицинской группы "А" следует учитывать их возраст и нозологические формы заболевания. Рекомендуется выделять следующие подгруппы: обучающиеся с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, нервной и эндокринной системы; заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы; заболеваниями костно-мышечной системы и органа зрения. Целесообразно комплектовать медицинские группы по классам (I-II, III-IV, V-VIII, IX- XI). При недостаточном количестве обучающихся следует объединять учеников трех- четырех классов (I-IV, V-VIII, IХ-XI). Оптимальное наполнение специальной медицинской группы "А" : 15-20 детей. Изменение медицинской группы для занятий физической культурой устанавливается врачом-педиатром школы по представлению преподавателя по физической культуре на основании особенностей динамики показателей состояния здоровья, функциональных возможностей организма и ФП. При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы "А" в подготовительную и из подготовительной медицинской группы в основную. Перед началом занятия физической культурой преподавателю следует проконтролировать самочувствие обучающихся. Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при: - наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение; - остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и др.); -травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.; -опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период); - выраженном нарушении носового дыхания; - выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).
Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий физической культурой и, чаще всего, носят временный характер. Занятия физической культурой с обучающимися специальной медицинской группы "А" проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. В физическом воспитании обучающихся специальной медицинской группы "А" применяются разнообразные формы организации занятий: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя (выполнение комплекса оздоровительной и корригирующей гимнастики, пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры малой интенсивности, посещение бассейна и др.). Основной формой занятий является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор средств и методов обучения и воспитания, способов организации обучающихся специальной медицинской группы "А". На уроках решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Уроки физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы "А" должны быть направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств. В силу особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями физическое воспитание имеет свою специфику, направленную на коррекцию различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей. На занятиях физической культурой, наряду с физическими упражнениями коррекционной направленности, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для выше обозначенной категории детей. Положительными особенностями корригирующих упражнений являются: 1. глубокая биологичность - движения свойственны всему живому; 2. отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке); 3. возможность длительного применения; 4. универсальность и широкий диапазон воздействия на организм; 5. положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка; 6. стимулирующее влияние на все органы и системы организма. От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно- восстановительной работе с детьми, имеющими различные нарушения. При этом необходимо учитывать сопутствующие диагнозы, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.
Несмотря на индивидуализацию занятий физической культурой для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существуют общие правила, которых необходимо придерживаться: 1. Следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений). 2. Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним. 3. Упражнения должны охватывать различные мышечные группы. 4. В занятие необходимо включать дыхательные и общеукрепляющие упражнения. 5. Перед занятием помещение надо хорошо проветривать. 6. Проводить строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки). 7. При появлении признаков утомления занятие необходимо прекратить и в дальнейшем пересмотреть характер нагрузки. 8. Регулярно проводить врачебно-педагогический контроль за детьми на уроках физической культуры. При планировании и проведении занятий с детьми данной категории должны быть учтены особенности организма учащихся, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке. Систематические, разнообразные занятия физическими упражнениями в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дают устойчивое повышение двигательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья, улучшение состояния здоровья. Урок физкультуры состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Поскольку у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить длительность подготовительной части занятия до 30-35% общего времени занятия, оставляя на основную часть до 40-50%, на заключительную - 20-25%. При проведении занятий необходим контроль за переносимостью нагрузки. В середине занятия показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) должен быть увеличен не более чем на 25% по сравнению с пульсом до начала занятий. Физиологическая кривая, которая строится на основании пульса, должна быть многовершинной, т. е. плавный подъем и понижение сменяются в течение занятий несколько раз. Восстановление пульса в течение 3-4 минут после упражнений – показатель хорошей переносимости нагрузки. При появлении в процессе упражнений или после них патологической реакции пульса занятия нужно прекратить и пересмотреть характер нагрузки. Процесс адаптации детей к нарастающей физической нагрузке должен происходить постепенно. Для самих обучающихся с ограниченными возможностями основная цель лечебно - физкультурной деятельности состоит в коррекции двигательных нарушений и приобретении жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщении их к
социальной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей адаптивной физической культуры. Занятия физической культурой направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияют на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие двигательной моторики, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость). В ходе работы мною, как учителем по физической культуре, были определены следующие задачи: 1. Наладить взаимосвязь с родителями детей для развития интереса к физической культуре и спорту посредством консультаций, открытых занятий для родителей. 2. Формировать умение у детей слушать учителя по физкультуре и выполнять задания на различных уровнях сложности: здесь используются упражнения, построенные на образах и представлениях, подражаниях звукам в играх разной степени подвижности; 3. Подобрать такие основные виды движений, которые способствовали бы формированию двигательного умения с учетом возраста. Здесь следует помнить о том, что повышение эмоционального напряжения может стать причиной рецидива (страх, неуверенность, нерешительность); 4. Развивать внимание, зрительную и слуховую память во время занятий физкультурой; 5. Дать представление о здоровом образе жизни; Занятия должны включать в себя
дыхательные гимнастики
и точечный массаж, элементы «весёлого тренинга» (специальные коррекционные упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия) и
релаксацию.
При обучении детей с ограниченными возможностями новому движению, кроме обязательного показа, требуется словесная инструкция и совместное проговаривание с одновременным использованием пассивных движений, т.е. в постоянной помощи, двигательном стимулировании. Одновременно следует учитывать замедленный темп усвоения ими новых движений но не отказываться от намеченных целей, а иногда сузить задачу и уменьшить требования, предъявляемые к технике упражнения. Поэтому в процессе обучения новым и закрепления ранее изученных движений рекомендуется постепенно изменять условия их выполнения, чтобы научить обобщению. Таким образом, словесная инструкция, обязательный показ, совместное проговаривание, вплоть до использования метода пассивных движений и упражнений с постепенным усложнением приемов их выполнения обязательны. При этом особое внимание обращается на ознакомление с новыми упражнениями, т.е. необходим и медленный показ зеркальным методом, совместное проговаривание, возможно даже пассивное выполнение задания. Важнейшее условие правильной речи – это плавный, длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную
полость от брюшной. Главная ее функция – создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:  нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного – средняя);  верхнее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);  верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются только верхушки легкого и немного – средняя часть);  смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные виды дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких). Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть – зависит от типа дыхания. Следует помнить, что у мальчиков и девочек дыхание в этом возрасте одинаковое. Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только поверхностный объем воздуха; при глубоком – помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания. На занятиях физкультурой мы закрепляем диафрагмальное дыхание в играх и упражнениях. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье. На уроках обучающиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы "А", а также научиться использовать данные самоконтроля для оценки своего здоровья. При разработке содержания урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы "А" необходимо определить средства и методы решения каждой из задач урока, уточнить необходимый инвентарь, разработать методы организации занимающихся при решении каждой из задач, определить критерии оценки деятельности обучающихся на уроке. На каждом занятии педагогу следует создавать благоприятную обстановку,
уверенность, что средствами физической культуры обучающиеся могут восстановить свое здоровье. Обучающиеся должны знать, с какой целью выполняется то или иное упражнение, что способствует более сознательному и активному выполнению заданий на уроке и в домашних условиях. По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения физических упражнений, степени освоения программного материала, необходимо оценивать успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры. При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой. Итоговая отметка по физической культуре обучающимся специальной медицинской группы "А" выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно- оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания.


В раздел образования