Автор: Алексеева Ольга Рудольфовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "ЧАТТ"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная направленность впреподавании русского языка
Раздел: среднее профессиональное
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА
В нашем автотранспортном техникуме ведется обучение студентов по
разным специальностям: Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем
и
агрегатов
автомобилей;
Строительство
и
эксплуатация
автомобильных
дорог
и
аэродромов;
Организация
и
управление
на
транспорте(по
видам).Несмотря
на
то,
что
грамотное
владение
русским
языком
необходимо
абсолютно
для
каждого
будущего
специалиста,
предметное содержание на разных специальностях отличается друг от друга.
Обучение русскому языку в техникуме осуществляется для студентов,
поступивших
на
базе
основного
общего
образования
в
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
среднего
о б щ е го
о б р а з о в а н и я
с
о с н о в о й
н а
п р и м е р н у ю
п р о г р а м м у
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Русский
язык»
для
профессиональных образовательных организаций. Студенты, поступившие
на базе среднего общего образования, изучают дисциплину «Русский язык и
культура речи».
Основной целью изучения дисциплины «Русский язык» для студентов
всех специальностей является обучение грамотному владению языком как в
повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Очень
часто
можно
наблюдать,
что
интерес
к
русскому
языку
у
обучающихся
ослабевает.
Для
того,
чтобы
мотивировать
студентов
на
учебную
деятельность,
повысить
уровень
их
грамотности,
необходимо
показать,
как
знания
по
русскому
языку
помогают
овладевать
будущей
специальностью. При решении этой задачи важную роль играет принцип
профессиональной направленности.
Профессиональная направленность процесса изучения русского языка
обеспечивает
достаточную
подготовку
студентов
к
восприятию
лекций
преподавателей
различных
дисциплин
и
чтению
учебной
литературы
по
специальности,
участию
в
реальной
учебно-профе ссиона льной
коммуникации
с
преподавателями
на
практических
занятиях,
зачётах,
экзаменах.
Реализация
принципа
профе ссиональной
н ап р а вл е н н о с т и
осуществляется,
главным
образом,
путём
подбора
материалов,
затрагивающих
профессиональную
сферу
деятельности
будущих
специалистов, а также форм и методов их использования. В свою очередь, это
побуждает
преподавателя
к
поиску
технических
и
научно-популярных
текстов для занятий.
Овладение
специальностью
начинается
с
терминологии,
которая
зачастую вызывает трудности у обучающихся. В связи с этим на уроках
русского языка важна работа по обогащению терминологического запаса
обучающихся.
Например, на занятии по теме»Слово в лексической системе языка»
студенты
пытаются
определить
лексическое
значение
профессиональных
слов
по
своей
специальности.
Для
студентов специальности Техническое
обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей даются
следующие задания:
1 задание. Найдите и исправьте ошибки. Определите их значение.
А
Анти-блокировочная система, акумулятор, клапан,
тахограф
Б Протектор, коробка передачь, сципление, пакрышка
В Цылиндр, мощьность, бортовой компъютер, автосигнализация
Г Хетчбек, климат – кантроль,
спидаметр, порктроник
Д Пикаб, минивэн,
клирэнс,
круис – контроль
2 задание.
Составить предложения с данными словами
Словарь
Антиблокировочная система – система, предотвращающая блокировку колес
транспортного средства при торможении.
Автосигнализация – электронное устройство, установленного в автомобиль,
предназначенное для его защиты от угона.Дифференциал – это механическое устройство,
которое делит момент входного вала между выходными осями.
Климат – контроль – система автоматического переключения режимов работы и обдува
кондиционера и печки в соответствии с заданными условиями в салоне.
Минивэн – небольшой микроавтобус с тремя рядами сидений.
Пикап – грузопассажирская модификация легкового автомобиля с открытым кузовом.
Протектор – элемент шины колеса, защищающий от прокола и служащий для сцепки с
дорогой.
Парктроник – парковочный радар.
Спидометр – измерительный прибор для определения скорости движения автомобиля.
Тахограф – контрольный бортовой регистрирующий прибор, предназначенный для
контроля и регистрации скорости движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха
экипажа.
Хетчбэк – легковой автомобиль с двумя рядами сидений, с тремя или пятью дверьми.
Круиз – контроль – устройство, поддерживающее определенную скорость движения.
Клиренс – дорожный просвет или расстояние от низшей точки автомобиля до земли.
Бортовой компьютер – электронная система, которая отображает мгновенные параметры(
текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру в салоне и
наружного воздуха, остаток топлива в баке и др.).
Пытаемся определить значения слов самостоятельно, но потом
записываем в словарь профессиональных терминов.
Обучающиеся с интересом высказывают предположения о значениях
данных
слов,
показывая
тем
самым
свою
осведомленность
в
профессиональной сфере.
Также на своих занятиях часто провожу словарные диктанты по закреплению
определенной изученной орфограммы с использованием профессиональной
лексики.
Н а п р и м е р ,
н а
з а н я т и и
п о
т е м е
«Правописание
сложных
прилагательных»
студентам
предлагается
записать
в
словарь
основные
механизмы
автомобиля.(иллюстрации
демонстрируются
соответстующих
агрегатов).
(слайд 7) кривошипно-шатунный механизм
(слайд 8) газораспределительный механизм,
(слайд 9) двухтактный бензиновый двигатель,
(слайд 10) электромагнитный клапан,
(слайд 11)центробежный насос,
(слайд 12)газобаллонная установка,
(слайд 13) гидромеханическая трансмиссия,
(слайд 14)червячно-секторный рулевой механизм,
(слайд 15)форкамерно-факельное зажигание.
Задание.
Составить предложения с данными словами или составить текст с
использованием терминов.
Обучающиеся с интересом выполняют такие задания. Я даю задание,
чтобы
они
сами
участвовали
в
составлении
словарных
диктантов
на
заданную орфограмму.
Важной становится работа над профессионально-ориентированными
текстами.
Обучающиеся
получают
новую
информацию
и
систематически
пополняют терминологический словарный запас. Для своей работы тексты
беру
из
художественной
и
специальной
литературы-учебников
по
специальным дисциплинам.
Н а
с в о и х
у р о к а х ,
в
з а в и с и м о с т и
о т
с п е ц и а л ь н о с т и ,
подбираю
определённый
текст,
к
которому
задаются
вопросы.
Так,
обучающимся
по
специальности
«Техническое
обслуживание
и
ремонт
д в и г а т е л е й ,
с и с т е м
и
а г р е г а т о в
а в т о м о б и л е й »
б ы л и
предложены следующие вопросы и задания:
-Что интересного вы узнали о своей специальности? - Что нового услышали
из истории автомобиля?
Найдите и выпишите сложные прилагательные с существительными из
текста, относящиеся к специальности автомеханика
История автомобиля
История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием
паросиловых машин, способных перевозить человека. В 1806 году появились
первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания
на
английском
горючем
газе,
что
привело
к
появлению
повсеместно
используемого сегодня газолинового или бензинового двигателя внутреннего
сгорания. Машины, работающие на электричестве, ненадолго появились в
начале XX века, но почти полностью исчезли из поля зрения вплоть до начала
XXI века, когда снова возникла
на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора.
заинтересованность в малотоксичном и экологически чистом транспорте.
(слайд 16) Фердинанд Вербист построил первый автомобиль на паровом ходу
около 1672 года как игрушку для китайского императора. Автомобиль был
небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он
был первым работающим паровым транспортом («автомобиль»).
(слайд
17)Немецкий
инженер
Карл
Бенц,
изобретатель
множества
автомобильных
технологий,
считается
изобретателем
и
современного
автомобиля.(слайд 18)Четырёхтактный бензиновый (газолиновый) двигатель
внутреннего
сгорания,
который
представляет
самую
распространённую
форму
современного
самоходного
движения
—
разработка
немецкого
изобретателя
Николауса
Отто.
Подобный
четырёхтактный
дизельный
двигатель
был
также
изобретён
немцем
Рудольфом
Дизелем.(слайд
19)Автомобиль на электрической батарее обязан своим появлением одному из
изобретателей электрического мотора венгру Аньош Йедлику и изобрётшему
в 1858 году свинцово-кислотную батарею Гастону Планте.
(слайд 20) Самым первым русским автомехаником по праву можно считать
Кулибина. Он создал первый в мире прообраз автомобиля - самобегательную
коляску. Это была трехколесная повозка, имевшая весьма совершенное для
своего времени рулевое управление и главное - трехступенчатую коробку
передач. Скорость аппарата составляла до 10 км/ч. Двигателем служил слуга,
нажимавший педали на запятках. Некоторые историки называли эту коляску
автомобилем с мускульным двигателем.
Следующее задание-«Корректор».
«Корректор». Исправьте ошибки, допущенные в тексте
«В конце века керосиновые лампы переделывались на электрические.
По
петербургким
улицам
всё
ещо
бегали
конки
и
спотыкались
«донкихотовские» коночные клячи. По Гороховой до Александровского сада
ходила
«каретка»-самый
древний
вид
общественого
экипажа.
Только
по
Невскому,
гремя
званками,
насились
новые,
жолтые,
в
отличие
от
грязнобордовых,
курьерские
конки
на
крупных
и
сытых
конях.(
“Шум
времени” О. Мандельштам).
В процессе профессионально направленного обучения обучающиеся
у ч а т с я
о р ф о г р а ф и ч е с к и
г р а м о т н о
п и с а т ь ,
в о с п р и н и м а т ь
смысловую информацию текста профессионального содержания, и убеждает
их в том, что знание русского языка им необходимо.
При
изучении
раздела
«Синтаксис
и
пунктуация»дается
задание:
ПДД
разбиты
на
логические
части,
которые
следует
собрать,
чтобы
сформулировать правило
«Грамотный водитель»
Задание: ПДД разбиты на логические части, которые следует собрать, чтобы
сформулировать правило.
12.7/Помехи/запрещается
открывать/
другим
участникам
/
транспортного
средства, / двери/ если это создает/ дорожного движения/.
9.10 /Движущегося впереди/ позволила бы /избежать столкновения/ водитель
должен/ транспортного средства, которая/ соблюдать такую дистанцию до/.
5.2/Транспортного
средства/
запрещается/
во
время
его/пассажирам/
открывать двери/ движения.
4.1/ Их отсутствии – по/ двигаться по/ пешеходы должны/ тротуарам или/ их
отсутствии – по/ пешеходным дорожкам, а при/.
Правильный вариант
12.7 Запрещается открывать / двери / транспортного средства, / если это
создает / помехи / другим участникам / дорожного движения.
9.10
Водитель
должен
/
соблюдать
такую
дистанцию
до
/движущегося
впереди
/транспортного
средства,
которая
/
позволила
бы
/избежать
столкновения.
5.2 Пассажирам / запрещается / открывать двери / транспортного средства /во
время его / движения.
4.1
Пешеходы
должны
/
двигаться
по
/
тротуарам
или
/
пешеходным
дорожкам, а при / их отсутствии - по / обочинам.
Обучение терминологической и профессиональной лексики проходит
и в виде самостоятельной работы. Обучающимся предлагаются задания:
1)Составить словарь профессиональных терминов;
2 ) С о с т а в и т ь
с а м о с т о я т е л ь н о
т е к с т
с
и с п о л ь з о в а н и е м
профессиональной
терминологии
–
текст
-
описание
«Технические
характеристики автомобиля»;
3)Написание
сочинений-миниатюр»Моя
профессиональная
карьера»,
«Почему я выбрал эту специальность», «Значимость и роль моей будущей
профессиональной деятельности для общества», «Роль моей специальности в
решении
современных
экологических
проблем
и
сохранении
природной
среды обитания»
4)Составление кроссвордов по специальности;
5) Создание текста-рекламы своей специальности
Такая работа способствует закреплению специальной терминологии,
развитию профессиональных знаний. А задание по написанию сочинений
вызывает
живой
интерес
студентов
и
помогает
раскрыть
их
творческий
потенциал
Из всего сказанного следует вывод, что занятия по русскому языку
способствуют формированию общих компетенций:
1)
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2)
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
3)
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами, руководством, потребителями.
4)
Брать
на
себя
ответственность
за
работу
членов
команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
5)
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Таким
образом,
в
процессе
обучения
наблюдается
интеграция
русского языка и литературы с предметами специальных дисциплин, что
убеждает обучающихся в том, что знание предметов гуманитарного цикла
имеет
прямое
отношение
к
выбранной
специальности
и
способствует
качественной подготовке будущего выпускника.