Рабочая программа курса по выбору "Основы работы на компьютере"
Автор: Полякова Людмила Викторовна Должность: учитель Учебное заведение: СОГБОУ "Починковская школа-интернат Населённый пункт: д.Прудки, Починковский район, Смоленская область Наименование материала: Рабочая программа Тема: Рабочая программа курса по выбору "Основы работы на компьютере" Раздел: среднее профессиональное
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Рассмотрено
Руководитель МО____/Е.В.Буданова/
«_______»августа 2015 г.
Согласовано
Зам.директора_____/И.Г.Самохвалова/
«___» августа 2015 г.
Утверждено
Директор _____/И.П.Чепурышкин/
«____» августа 2015 г.
Рабочая программа курса по выбору
«Основы работы на компьютере»
Класс: 4
Разработчик:
Полякова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
Починок
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору « Основы работы на компьютере 4 класс»
составлена на основе :
1. « Программа основного образования по информатике и информационным
технологиям» (Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва 2005
год).
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015
№576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
марта 2014 г. №253;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014
№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования» на 2014-2015
учебный год;
4. Учебного плана школы-интерната на 2015-2016 учебный год;
Цели и задачи предмета
Цель программы:
-
формирование
основ
информационно-коммуникационной
компетентности
(овладение
навыками
работы
на
компьютере,
умением
работать
с
различными
видами
информации.).
Задачи программы:
1.
Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией
(формирование
умений
грамотно
пользоваться
источниками
информации,
правильно
организовать информационный процесс).
2.
Дать
учащимся
представления
о
современном
информационном
обществе,
информационной безопасности личности и государства.
3.
Дать
первоначальное
представление
о
компьютере
и
современных
информационных и коммуникационных технологиях.
4.
Научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT.
5.
Заложить первоначальные знания и навыки использования компьютера для
основной учебной деятельности.
6.
Развивать
творческие
и
интеллектуальные
способности
детей,
используя
знания компьютерных технологий.
7.
Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие
мыслительных
операций
в
процессе
игровой
деятельности
(умение
анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их, соединять части в
целое
в
соответствии
с
конструкцией
объектов
–
умение
осуществлять
операцию
синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);
развитие
зрительно-двигательной
и
кратковременной
памяти;
пространственного
расположения
предметов
и
пространственных
двигательных
реакций,
связанных
с
управлением;
совершенствование мелкой и крупной моторики руки;
развитие
речи
учащихся,
организующей
и
направляющей
их
умственную
и
практическую деятельность, функцию общения;
обучение работе по инструкции педагога и самостоятельному
планированию своей
деятельности;
формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;
развитие
умственной
работоспособности
ребенка,
быстрого
и
качественного
выполнения заданий;
адаптация
функциональных
систем
организма
ребенка
к
новым
условиям
в
связи
с
компьютерной деятельностью.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-
методического комплекта :
1. «Путеводителя по компьютерному обучению для школьника» (авторы Т.А. Юркова.,
Д.М.Ушаков);
2. «Компьютер в руках дефектолога» (Лапшин В.А. Дефектология.-1999-№3);
3. « Новый подход к известному средству» (Соболева Е.М. Дефектология.-1996-№3);
4. «Занимательная информатика в играх и задачах» ( Горячев В.А. и др.);
5.«
Программа
основного
образования
по
информатике
и
информационным
технологиям» (Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва 2005
год).
Общая характеристика учебного предмета
В
любой
сфере
деятельности
человека
используется
компьютер.
Дети
с
ограниченными возможностями – это дети, которые имеют инвалидность или различные
заболевания, в том числе и хронические. Ограниченные возможности ребёнка значительно
ограничивают их жизнедеятельность,
приводят к социальной дезадаптации
вследствие
нарушения
их
развития
и
роста,
способностей
к
обучению,
общению,
трудовой
деятельности в будущем.
В
современных
социально-экономических
условиях
развития
общества
перед
педагогической наукой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и
воспитания
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Успешное
обучение
и
воспитание этих детей является предпосылкой полноценной социально- трудовой адаптации
их
в
обществе,
в
этом
им
поможет
компьютеризация.
Разумеется,
информационные
технологии не способны избавить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья от его
недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что
ему
становятся
доступны
неведомые
раньше
знания,
умения,
формы
общения,
игры,
управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Обучение детей с ограниченными возможностями работе на компьютере осложняется:
отсутствием
программ
по
обучению
работе на компьютере для детей с
ограниченными возможностями;
отсутствием методик по обучению работе на компьютере для детей с ограниченными
возможностями.
Приоритетное
направление –
это
овладение
детьми
навыками
работы
на
компьютере.
В программе рассматривается четыре направления:
Мировоззренческое.
Ключевое слово - информация. Дается представление об информационных процессах,
о
передаче,
хранении
и
выдаче
информации.
В
результате
должны
сформироваться
элементарные умения видеть и анализировать информационные процессы.
Практическое.
Ключевое
слово
– компьютер. Формируется
представление
о
компьютере
как
об
универсальной
информационной
машине.
Рассматриваются
разнообразные
применения
ЭВМ, дети приобретают навыки общения с машиной.
Алгоритмическое.
Ключевое
слово
– алгоритм. Предлагаются алгоритмы решения различных задач
методом проб и ошибок. Программируются алгоритмы для простейших исполнителей.
В
результате
формируются
представления
об
алгоритмах,
складываются
элементы
операционного стиля мышления.
Исследовательское.
Ключевое
слово
- творчество. На занятиях
дети как настоящие исследователи,
наблюдают объекты и их поведение - информационные процессы. На основе наблюдений
выдвигают гипотезу, проверяют ее, а затем превращают в создаваемый ими алгоритм.
Эти четыре основные линии проходят через все темы курса.
В
реабилитационном
процессе
ребёнка
немаловажную
роль
играет
обучение
в
компьютерном
классе.
У
детей
наблюдается
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных и творческих способностей. Ребёнку с ограниченными возможностями
легче
адаптироваться
в
жизни
и
почувствовать
себя
полезным
обществу.
Улучшается
восприятие мира.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной работы, программа и методика
преподавания предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд
тем постепенно усложняется и расширяется, что способствует более детальному развитию
психомоторных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование компьютера позволяет решить такие проблемы, как индивидуальный
подход
к
каждому
ребенку,
учитывая
особенности
его
развития;
диалоговый
характер
обучения; коррекция в любой момент процесса обучения, отслеживание положительной или
отрицательной
динамики
в
развитии;
неограниченное
содержание
обучения
его
интерпретаций и приложений. Особое внимание учащихся следует обращать на соблюдение
правил поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план обучающегося на изучение курса по выбору «Основы работы на
компьютере» в 4 классе отводит 1 час в неделю, всего 34 урока.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
1.
правила техники безопасности;
2.
основные устройства ПК;
3.
правила работы за компьютером;
4.
виды информации и действия с ней;
5.
назначение и возможности графического редактора PAINT;
6.
возможности текстового редактора WORD;
7.
назначение и работу программы Power Point;
8.
понятия локальных и глобальных сетей;
должны уметь:
9.
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
10.
включить, выключить компьютер;
11.
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
12.
свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
13.
запускать
нужные
программы,
выбирать
пункты
меню,
правильно
закрыть
программу.
14.
работать с программами Word, Paint, , Power Point;
15.
создавать презентацию, используя все возможности Power Point.
Содержание программы учебного предмета
Введение
Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.
Знакомство с компьютером
Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Диагностика ИК-
компетентности учащихся. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и
управление
компьютерной
мышью.
Клавиши
клавиатуры,
значение
клавиатуры
и
ее
функции. Элементы операционной системы
Учимся рисовать
Графический
редактор Paint.
Панель опций, панель инструментов, палитра, область
выделения. Разработка и редактирование изображения. Копирование, печать рисунков.
Создаем текст
Программа WORD, окно программы, элементы окна, программы, документа.
Ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры
шрифта,
цвет
текста,
применение
эффектов,
текст-
объявление.
Создание
текста
поздравительной
открытки.
Выделение,
копирование,
перемещение,
удаление
текста,
редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art.
Создаем презентацию
Программа Power Point, слайд, мультимедийная презентация. Панель инструментов,
сохранение
документа,
завершение
работы.
Создание
презентации,
добавление
текста,
оформление слайда, изменение дизайна.
Настройка анимации, вставка фигур. Создание собственной презентации на заданную
тему.
Тематическое планирование по курсу по выбору « Основы работы на
компьютере» в 4 классе (34 часа)
Тематическое планирование разработано на основе « Программа основного
образования по информатике и информационным технологиям» (Министерство образования
и науки Российской Федерации. – Москва 2005 год).
№
п/п
Тема
Количество
часов
1
Введение
1
2
Знакомство с компьютером
6
3
Учимся рисовать
8
4
Создаём текст
9
5
Создаем презентацию
10
Итого
34
Календарно-тематическое планирование по курсу « Основы работы на
компьютере» в 4 классе (34 часа)
Раздел
№ урока
Тема урока
Дата
по
плану
по
факту
Введение
( 1 час)
1
Компьютер и безопасность.
Знакомство с
компьютером
( 6 часов)
1
Роль компьютера в жизни человека.
2
Основные устройства компьютера.
3
Управляем мышью.
4
Наш помощник- клавиатура.
5-6
Знакомимся с операционной системой.
Учимся
рисовать
(8 часов)
1-2
Графический
редактор Paint.
Назначение,
возможности, местоположение. Панель опций,
панель инструментов.
3
Разработка изображений.
4-6
Разработка и редактирование изображения.
7-8
Копирование, печать рисунков.
Создаём
текст
(9 часов)
1-2
Знакомство с программой WORD
3-4
Набор и редактирование текста.
5-6
Оформление текста-объявления, текста
поздравительной открытки.
7
Работа с фрагментами текста.
8-9
Вставка и редактирование рисунков и
надписей.
Создаем
презентацию
( 10 часов)
1
Знакомство с программой Power Point.
2-4
Создание и дизайн слайда.
5-7
Вставка фигур, рисунков, настройка
анимации.
8-10
Создание презентации на заданную тему.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. « Программа основного образования по информатике и информационным
технологиям» (Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва 2005
год).
2.«Путеводителя по компьютерному обучению для школьника» (авторы Т.А. Юркова.,
Д.М.Ушаков).
3.«Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В.
Макаровой, Питер, 2014 г.