Автор: Ледяева Валентина Николаевна
Должность: руководитель СПДС
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Подстепки СПДС
Населённый пункт: Самарская обл., Ставропольский р-н, с. Подстепки
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная площадка в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Инновационная площадка в детском саду»
Ледяева В.Н. – руководитель СПДС «Золотой ключик»
Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения
немыслима без серьезной опоры на научные достижения в области педагогики,
без внедрения новых технологий, широкого применения инновационной и
экспериментальной деятельности. Это обуславливается тем, что независимо от
статуса образовательного учреждения деятельность педагогического коллектива
всегда направлена на поиск качества образования. Но решать эту проблему можно
лишь при внедрении в практику новых подходов к организации образовательного
процесса, при наличии высокого уровня профессионализма педагогов.
Воспитание таких педагогов, приведение профессионального уровня развития
кадров в соответствие с выдвинутыми требованиями, на наш взгляд, и является
целью методической работы в детском саду.
В нашем дошкольном учреждении СПДС «Золотой ключик» с. Подстепки,
перед методической службой поставлена цель: создание условий для
совершенствования профессионального мастерства и удовлетворение творческих
потребностей педагогов, целенаправленное воздействие на педагогический
коллектив, а через него – на воспитательно-образовательный процесс для
достижения качественных изменений , перехода его на новый уровень развития в
соответствии с ФГОС ДО.
Объективная необходимость в начале экспериментальной работы дошкольного
учреждения обусловлена следующими причинами:
- запросами современного общества и семьи;
- обеспечение функционирования СПДС в инновационном режиме развития;
- неудовлетворенностью педагогов существующими методами обучения и
результатами образовательного процесса.
В 2010 года наш детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки под
руководством доцента кафедры дошкольного образования ИПК ПРО г. Ульяновск,
сертифицированного специалиста Международной ассоциации ТРИЗ, кандидата
педагогических наук, Т.А.Сидорчук включился в экспериментальную работу,
цель которой адаптация методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ к работе с
дошкольниками. Тема: « Моделирование мыслительных действий как содержание
дошкольного образования при развитии интегративных качеств личности
ребенка».
Почему была выбрана именно эта технология? Педагогический коллектив
СПДС привлекли методологические основы ТРИЗ-технологии. В процессе
аналитической деятельности было установлено, что ее цель - формирование
системности и диалектичности мышления, основные принципы совпадают с
собственными ценностями педагогов в отношении образования и развития детей
и соответствовали сохранению вида и приоритета дошкольного учреждения, а
основные педагогические средства – система творческих заданий - позволяют
эффективно осуществлять образовательный процесс.
В соответствии с целью и задачами экспериментальной деятельности был
составлен план работы экспериментальной площадки на учебный год,
включающий организационно-педагогическую работу, методическое и
материально-техническое обеспечение, различные аспекты взаимодействия с
учреждениями социально-педагогической среды. Соответственно перед
методической службой СПДС были поставлены задачи:
1.
повышение профессионального мастерства кадров, формирования умений
педагогов работать с помощью методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ;
2.
подготовка методического обеспечения для осуществления инновационной
деятельности;
3.
экспериментальная апробация методов и приемов развития мышления,
воображения и речи дошкольников;
4.
оказание индивидуальной помощи в проведении исследовательской
деятельности педагогом - консультантом;
5.
организация работы с семьей для повышения заинтересованности
родителей вопросами развития детей с помощью современной
образовательной технологии (проектная деятельность).
2
Для организации эффективной методической работы в нашем дошкольном
учреждении выработаны определенные подходы к ее осуществлению:
Прежде всего, это системный подход к ее построению. Мы рассматриваем
дошкольное образовательное учреждение как сложную социально-
педагогическую систему, развитие которой определяется как внешними, так
и внутренними факторами. Применительно к адаптируемой технологии,
важно было продумать систему работы по использованию методов и
приемов ТРИЗ-технологии в рамках реализуемой комплексной программы.
Дифференцированный подход подразумевает создание в СПДС такой
образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий
потенциал каждого педагога. Ориентация на человека и его потребности,
учет личностных качеств педагогов, создание в СПДС условий,
обеспечивающих развитие каждого сотрудника, мотивация на эффективную
деятельность – вот суть дифференцированного подхода к организации
педагогического процесса в нашем деском саду.
Исследовательский подход. Главным здесь является повышение научной
обоснованности всех принимаемых решений в области содержания и
организации воспитательно-образовательного процесса. Для этого
необходимы объективность в оценке информации и доказательность
принимаемых выводов.
Прогностический подход подразумевает при организации методической
работы обязательное отражение в целях и планируемых действиях не
только сегодняшние, но и будущие требования к детскому саду и изменение
условий его деятельности, то есть способность соответствовать
изменяющимся требованиям и условиям функционирования учреждения.
Комплексный подход предполагает согласованную и непротиворечивую
реализацию всех задач методической работы, а также обеспечения единства
и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации
педагогических кадров.
3
Система методической работа в СПДС «Золотой ключик» строится на
принципах сотрудничества, индивидуально-дифференцированного подхода к
педагогам, вариативности форм и методов методической работы в целях
обеспечения оптимальных условий для профессионального и личностного
развития педагогов.
Для осуществления экспериментальной деятельности в СПДС была создана и
успешно действует творческая группа, объединяющая педагогов адаптирующих
ТРИЗ - технологию.
По мере наработки практического опыта педагогами в методическом
кабинете создавалась картотека инновационного опыта. В картотеке инноваций
собиралась информация об участниках экспериментальной работы и их
инновационной деятельности. С момента вступления СПДС в эксперимент был
организован и функционирует по настоящее время методический
консультативный пункт, основной целью которого является оказание помощи
педагогам-экспериментаторам.
В методическом кабинете была оформлена постоянно действующая
выставка «Работаем по ТРИЗ - технологии», которая постоянно пополнялась
различными материалами: рекомендациями по использованию моделей ОТСМ-
ТРИЗ, новинками методической литературы, описанием дидактических игр и
творческих задач, памятками и др.
Результатом работы творческой группы явилось пополнение методкабинета
рекомендациями по оборудованию предметно-пространственной среды
дидактическими пособиями для разных возрастных групп, разработка
перспективных планов, подборка игровых упражнений, детских проектов,
подготовка презентации материалов экспериментальной работы. В
экспериментальных группах для родителей были оформлены стенды
«Познавательное развитие детей через ТРИЗ технологию», информирующие о
содержании работы с детьми, достигнутых успехах с фотографиями и
рекомендациями.
4
Организованная таким образом работа с воспитателями позволила нам
добиться определенных результатов на окружном и Всероссийском уровне.
Начиная с 2010 года педагоги ежегодно участвуют во Всероссийских
конференциях и стажировках г. Нижний Новгород, Череповец, Чапаевск,
Ульяновск . С 2011 года участвуем во Всероссийском конкурсе детского проекта
«Мой проект» в г. Ульяновск . В 2016 году коллектив организовал на базе СПДС
«Золотой ключик» открытый окружной конкурс детских исследовательских
проектов «Мыслители нашего времени».
Мы увидели, что распространение инновационного педагогического опыта
внутри дошкольного учреждения вызвала у педагогов интерес к использованию
средств ОТСМ-ТРИЗ в работе с детьми, повысила уровень профессиональной
компетентности педагогического коллектива. Это, несомненно, поможет в
дальнейшем обеспечить переход всего детского сада на работу по современной
образовательной технологии, что в перспективе приведет к повышению
творческого потенциала дошкольного учреждения, став мощным средством
обеспечения качества образовательного процесса.
Мы убедились, экспериментальная работа в СПДС – это особая атмосфера
профессионального творчества воспитателей, всего педагогического коллектива.
Она способствует развитию у педагогов умения самоанализа, рефлексии
личностно-профессиональных достижений, построению воспитательно-
образовательного процесса в соответствии с полученными результатами. В
результате инновационной деятельности формируется передовой педагогический
опыт, что значительно повышает эффективность методической работы в детском
саду и качество образования в целом.
Перспективы нашей работы :
- дальнейшее освоение методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ;
- увеличение степени участия педагогов в научно-исследовательской работе;
- обобщение и систематизация результатов исследования;
- распространения инновационного педагогического опыта.
Список использованной литературы.
5
1. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми
дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.
2. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей
дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. -
Обнинск: ООО “Росток”, 1998. -64 с.
С. В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко Развитие творческого мышления,
воображения и речи дошкольников
6