Напоминание

Инновационная площадка в детском саду


Автор: Ледяева Валентина Николаевна
Должность: руководитель СПДС
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Подстепки СПДС
Населённый пункт: Самарская обл., Ставропольский р-н, с. Подстепки
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная площадка в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Инновационная площадка в детском саду»

Ледяева В.Н. – руководитель СПДС «Золотой ключик»

Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения

немыслима без серьезной опоры на научные достижения в области педагогики,

без внедрения новых технологий, широкого применения инновационной и

экспериментальной деятельности. Это обуславливается тем, что независимо от

статуса образовательного учреждения деятельность педагогического коллектива

всегда направлена на поиск качества образования. Но решать эту проблему можно

лишь при внедрении в практику новых подходов к организации образовательного

процесса, при наличии высокого уровня профессионализма педагогов.

Воспитание таких педагогов, приведение профессионального уровня развития

кадров в соответствие с выдвинутыми требованиями, на наш взгляд, и является

целью методической работы в детском саду.

В нашем дошкольном учреждении СПДС «Золотой ключик» с. Подстепки,

перед методической службой поставлена цель: создание условий для

совершенствования профессионального мастерства и удовлетворение творческих

потребностей педагогов, целенаправленное воздействие на педагогический

коллектив, а через него – на воспитательно-образовательный процесс для

достижения качественных изменений , перехода его на новый уровень развития в

соответствии с ФГОС ДО.

Объективная необходимость в начале экспериментальной работы дошкольного

учреждения обусловлена следующими причинами:

- запросами современного общества и семьи;

- обеспечение функционирования СПДС в инновационном режиме развития;

- неудовлетворенностью педагогов существующими методами обучения и

результатами образовательного процесса.

В 2010 года наш детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки под

руководством доцента кафедры дошкольного образования ИПК ПРО г. Ульяновск,

сертифицированного специалиста Международной ассоциации ТРИЗ, кандидата

педагогических наук, Т.А.Сидорчук включился в экспериментальную работу,

цель которой адаптация методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ к работе с

дошкольниками. Тема: « Моделирование мыслительных действий как содержание

дошкольного образования при развитии интегративных качеств личности

ребенка».

Почему была выбрана именно эта технология? Педагогический коллектив

СПДС привлекли методологические основы ТРИЗ-технологии. В процессе

аналитической деятельности было установлено, что ее цель - формирование

системности и диалектичности мышления, основные принципы совпадают с

собственными ценностями педагогов в отношении образования и развития детей

и соответствовали сохранению вида и приоритета дошкольного учреждения, а

основные педагогические средства – система творческих заданий - позволяют

эффективно осуществлять образовательный процесс.

В соответствии с целью и задачами экспериментальной деятельности был

составлен план работы экспериментальной площадки на учебный год,

включающий организационно-педагогическую работу, методическое и

материально-техническое обеспечение, различные аспекты взаимодействия с

учреждениями социально-педагогической среды. Соответственно перед

методической службой СПДС были поставлены задачи:

1.

повышение профессионального мастерства кадров, формирования умений

педагогов работать с помощью методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ;

2.

подготовка методического обеспечения для осуществления инновационной

деятельности;

3.

экспериментальная апробация методов и приемов развития мышления,

воображения и речи дошкольников;

4.

оказание индивидуальной помощи в проведении исследовательской

деятельности педагогом - консультантом;

5.

организация работы с семьей для повышения заинтересованности

родителей вопросами развития детей с помощью современной

образовательной технологии (проектная деятельность).

2

Для организации эффективной методической работы в нашем дошкольном

учреждении выработаны определенные подходы к ее осуществлению:

Прежде всего, это системный подход к ее построению. Мы рассматриваем

дошкольное образовательное учреждение как сложную социально-

педагогическую систему, развитие которой определяется как внешними, так

и внутренними факторами. Применительно к адаптируемой технологии,

важно было продумать систему работы по использованию методов и

приемов ТРИЗ-технологии в рамках реализуемой комплексной программы.

Дифференцированный подход подразумевает создание в СПДС такой

образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий

потенциал каждого педагога. Ориентация на человека и его потребности,

учет личностных качеств педагогов, создание в СПДС условий,

обеспечивающих развитие каждого сотрудника, мотивация на эффективную

деятельность – вот суть дифференцированного подхода к организации

педагогического процесса в нашем деском саду.

Исследовательский подход. Главным здесь является повышение научной

обоснованности всех принимаемых решений в области содержания и

организации воспитательно-образовательного процесса. Для этого

необходимы объективность в оценке информации и доказательность

принимаемых выводов.

Прогностический подход подразумевает при организации методической

работы обязательное отражение в целях и планируемых действиях не

только сегодняшние, но и будущие требования к детскому саду и изменение

условий его деятельности, то есть способность соответствовать

изменяющимся требованиям и условиям функционирования учреждения.

Комплексный подход предполагает согласованную и непротиворечивую

реализацию всех задач методической работы, а также обеспечения единства

и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации

педагогических кадров.

3

Система методической работа в СПДС «Золотой ключик» строится на

принципах сотрудничества, индивидуально-дифференцированного подхода к

педагогам, вариативности форм и методов методической работы в целях

обеспечения оптимальных условий для профессионального и личностного

развития педагогов.

Для осуществления экспериментальной деятельности в СПДС была создана и

успешно действует творческая группа, объединяющая педагогов адаптирующих

ТРИЗ - технологию.

По мере наработки практического опыта педагогами в методическом

кабинете создавалась картотека инновационного опыта. В картотеке инноваций

собиралась информация об участниках экспериментальной работы и их

инновационной деятельности. С момента вступления СПДС в эксперимент был

организован и функционирует по настоящее время методический

консультативный пункт, основной целью которого является оказание помощи

педагогам-экспериментаторам.

В методическом кабинете была оформлена постоянно действующая

выставка «Работаем по ТРИЗ - технологии», которая постоянно пополнялась

различными материалами: рекомендациями по использованию моделей ОТСМ-

ТРИЗ, новинками методической литературы, описанием дидактических игр и

творческих задач, памятками и др.

Результатом работы творческой группы явилось пополнение методкабинета

рекомендациями по оборудованию предметно-пространственной среды

дидактическими пособиями для разных возрастных групп, разработка

перспективных планов, подборка игровых упражнений, детских проектов,

подготовка презентации материалов экспериментальной работы. В

экспериментальных группах для родителей были оформлены стенды

«Познавательное развитие детей через ТРИЗ технологию», информирующие о

содержании работы с детьми, достигнутых успехах с фотографиями и

рекомендациями.

4

Организованная таким образом работа с воспитателями позволила нам

добиться определенных результатов на окружном и Всероссийском уровне.

Начиная с 2010 года педагоги ежегодно участвуют во Всероссийских

конференциях и стажировках г. Нижний Новгород, Череповец, Чапаевск,

Ульяновск . С 2011 года участвуем во Всероссийском конкурсе детского проекта

«Мой проект» в г. Ульяновск . В 2016 году коллектив организовал на базе СПДС

«Золотой ключик» открытый окружной конкурс детских исследовательских

проектов «Мыслители нашего времени».

Мы увидели, что распространение инновационного педагогического опыта

внутри дошкольного учреждения вызвала у педагогов интерес к использованию

средств ОТСМ-ТРИЗ в работе с детьми, повысила уровень профессиональной

компетентности педагогического коллектива. Это, несомненно, поможет в

дальнейшем обеспечить переход всего детского сада на работу по современной

образовательной технологии, что в перспективе приведет к повышению

творческого потенциала дошкольного учреждения, став мощным средством

обеспечения качества образовательного процесса.

Мы убедились, экспериментальная работа в СПДС – это особая атмосфера

профессионального творчества воспитателей, всего педагогического коллектива.

Она способствует развитию у педагогов умения самоанализа, рефлексии

личностно-профессиональных достижений, построению воспитательно-

образовательного процесса в соответствии с полученными результатами. В

результате инновационной деятельности формируется передовой педагогический

опыт, что значительно повышает эффективность методической работы в детском

саду и качество образования в целом.

Перспективы нашей работы :

- дальнейшее освоение методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ;

- увеличение степени участия педагогов в научно-исследовательской работе;

- обобщение и систематизация результатов исследования;

- распространения инновационного педагогического опыта.

Список использованной литературы.

5

1. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми

дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.

2. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей

дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. -

Обнинск: ООО “Росток”, 1998. -64 с.

С. В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко Развитие творческого мышления,

воображения и речи дошкольников

6



В раздел образования