Напоминание

«Экологические вопросы в школьном курсе химии»


Автор: Сторможов Игорь Викторович
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида №6» г.Симферополя
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: «Экологические вопросы в школьном курсе химии»
Раздел: полное образование





Назад




«Экологические вопросы в школьном курсе химии»

На протяжении всей истории общества отношение человека к

природе менялось в зависимости от характера, направленности и масштабов

человеческой

деятельности.

Отношения

прямого

потребления

природных

веществ

заменялись

отношениями

«покорения»

природы,

интенсивной

эксплуатацией ее ресурсов.

В современную эпоху происходит переход от идеи абсолютного

господства

над

природой

к

идее

отношений

общества

и

природы

как

отношений «партнеров». Предотвратить экологический кризис можно только

при

условии,

если

человек

научится

сознательно

применять

в

широких

масштабах принципы экологической саморегуляции и предвидеть не только

непосредственные, но и отдаленные последствия своего вмешательства в

природу.

В основе оценки воздействия многих антропогенных факторов на

самого человека и окружающую его среду лежит понимание химических

процессов. Именно поэтому я считаю, что в школьном образовании важное

место

должен

занимать

химический

аспект

экологических

знаний.

Его

изучение в традиционном курсе химии позволит понять причины деградации

биологических систем вследствие изменения качества окружающей среды.

На основании изучения истории атомов на нашей планете можно сопоставить

два

различных

процесса

биогеохимической

миграции

элементов

и

техногенной, что в свою очередь позволит оценить уровень антропогенной

нагрузки на биосферу. Выявление путей круговоротов веществ в природе

способствует решению задачи наиболее естественного и «безболезненного»

вхождения промышленного производства в природные циклы. Химия может

объяснить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, водоеме, почве,

в организме человека, какое воздействие оказывает оно само и продукты его

превращений

на

природные

системы.

Химические

знания

являются

неотъемлемой частью знаний об основах охраны природы, рационального

природопользования и гуманного преобразования окружающей среды.

Велика роль химии в формировании фундаментальных знаний

о природе, развитии методов исследования. Химия указывает пути получения

новых

экологически

безопасных

веществ

и

материалов.

Цель

познания

природы

состоит

в

удовлетворении

запросов

общественной

практики,

материальных и духовных потребностей человека.

В последнее время в обществе появилось искаженное представление

о

химии

(науке

и

промышленности)

как

первопричине

кризисной

экологической ситуации. Полагают, что все беды на Земле происходят из-за

чрезмерного увлечения химизацией и что единственной мерой оздоровления

природной среды станет отказ от развития химической индустрии. Такой

однобокий,

неконструктивный

подход

вызывает

устойчиво

негативное

отношение к химии как к науке в целом, снижает интерес к ее познанию.

Кроме того, ученик приучается находить причины всех несчастий в чем-то

или ком-то другом, не принимая во внимание свои собственные поступки, не

анализируя

сущность

возникшего

конфликта,

а

ведь

ответственность

человека

базируется

прежде

всего

на

критической

оценке

своей

деятельности.

Чтобы обеспечить рациональное поведение, а во многих случаях и

элементарную безопасность свою и окружающих, чтобы не наносить ущерба

природе,

необходимо

формировать

у

школьников

определенную

систему

взглядов

и

навыков.

Эт а

задача

может

быть

решена

ч е р е з

экологоориентированный курс химии средней школы.

Экологоориентированный

курс

химии

дает

возможность

привлечь

школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной

среды,

воспитать

у

них

чувство

личной

ответственности

за

сохранение

природы.

Содержание

такого

курса

помимо

теоретического

материала

и

химического эксперимента включает расчетные и экспериментальные задачи,

экскурсии,

наблюдения

за

природой,

краеведческую

работу.

Необходимо

формировать представления о химических параметрах окружающей среды,

их нормах и пределах изменения в результате хозяйственной деятельности

человека, о контроле за качеством среды и химических способах ее защиты.

Преподавать курс можно в разных вариантах. Один вариант

предусматривает систематическое включение экологической информации в

конкретные темы, другой – предполагает ознакомление учащихся с общими

экологическими

закономерностями

и

законами,

предваряющими

изучение

химии.



В раздел образования