Автор: Сторможов Игорь Викторович
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида №6» г.Симферополя
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: «Экологические вопросы в школьном курсе химии»
Раздел: полное образование
«Экологические вопросы в школьном курсе химии»
На протяжении всей истории общества отношение человека к
природе менялось в зависимости от характера, направленности и масштабов
человеческой
деятельности.
Отношения
прямого
потребления
природных
веществ
заменялись
отношениями
«покорения»
природы,
интенсивной
эксплуатацией ее ресурсов.
В современную эпоху происходит переход от идеи абсолютного
господства
над
природой
к
идее
отношений
общества
и
природы
как
отношений «партнеров». Предотвратить экологический кризис можно только
при
условии,
если
человек
научится
сознательно
применять
в
широких
масштабах принципы экологической саморегуляции и предвидеть не только
непосредственные, но и отдаленные последствия своего вмешательства в
природу.
В основе оценки воздействия многих антропогенных факторов на
самого человека и окружающую его среду лежит понимание химических
процессов. Именно поэтому я считаю, что в школьном образовании важное
место
должен
занимать
химический
аспект
экологических
знаний.
Его
изучение в традиционном курсе химии позволит понять причины деградации
биологических систем вследствие изменения качества окружающей среды.
На основании изучения истории атомов на нашей планете можно сопоставить
два
различных
процесса
–
биогеохимической
миграции
элементов
и
техногенной, что в свою очередь позволит оценить уровень антропогенной
нагрузки на биосферу. Выявление путей круговоротов веществ в природе
способствует решению задачи наиболее естественного и «безболезненного»
вхождения промышленного производства в природные циклы. Химия может
объяснить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, водоеме, почве,
в организме человека, какое воздействие оказывает оно само и продукты его
превращений
на
природные
системы.
Химические
знания
являются
неотъемлемой частью знаний об основах охраны природы, рационального
природопользования и гуманного преобразования окружающей среды.
Велика роль химии в формировании фундаментальных знаний
о природе, развитии методов исследования. Химия указывает пути получения
новых
экологически
безопасных
веществ
и
материалов.
Цель
познания
природы
состоит
в
удовлетворении
запросов
общественной
практики,
материальных и духовных потребностей человека.
В последнее время в обществе появилось искаженное представление
о
химии
(науке
и
промышленности)
как
первопричине
кризисной
экологической ситуации. Полагают, что все беды на Земле происходят из-за
чрезмерного увлечения химизацией и что единственной мерой оздоровления
природной среды станет отказ от развития химической индустрии. Такой
однобокий,
неконструктивный
подход
вызывает
устойчиво
негативное
отношение к химии как к науке в целом, снижает интерес к ее познанию.
Кроме того, ученик приучается находить причины всех несчастий в чем-то
или ком-то другом, не принимая во внимание свои собственные поступки, не
анализируя
сущность
возникшего
конфликта,
а
ведь
ответственность
человека
базируется
прежде
всего
на
критической
оценке
своей
деятельности.
Чтобы обеспечить рациональное поведение, а во многих случаях и
элементарную безопасность свою и окружающих, чтобы не наносить ущерба
природе,
необходимо
формировать
у
школьников
определенную
систему
взглядов
и
навыков.
Эт а
задача
может
быть
решена
ч е р е з
экологоориентированный курс химии средней школы.
Экологоориентированный
курс
химии
дает
возможность
привлечь
школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной
среды,
воспитать
у
них
чувство
личной
ответственности
за
сохранение
природы.
Содержание
такого
курса
помимо
теоретического
материала
и
химического эксперимента включает расчетные и экспериментальные задачи,
экскурсии,
наблюдения
за
природой,
краеведческую
работу.
Необходимо
формировать представления о химических параметрах окружающей среды,
их нормах и пределах изменения в результате хозяйственной деятельности
человека, о контроле за качеством среды и химических способах ее защиты.
Преподавать курс можно в разных вариантах. Один вариант
предусматривает систематическое включение экологической информации в
конкретные темы, другой – предполагает ознакомление учащихся с общими
экологическими
закономерностями
и
законами,
предваряющими
изучение
химии.