Напоминание

"Игры и упражнения по формированию словообразовательных и словоизменительных навыков у детей дошкольного возраста"


Автор: Якунина Галина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 629 дошкольное отделение №3
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры и упражнения по формированию словообразовательных и словоизменительных навыков у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА

№ 629

дошкольное отделение №3

Консультация для педагогов и родителей

Игры и упражнения

по формированию

словообразовательных и

словоизменительных навыков

у детей дошкольного возраста

Учитель-логопед

Якунина Галина Ивановна

Москва – 2019

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребёнок

все стремится познать через игру.

Игра

-

это

отражение

детьми

взрослого,

реального

мира.

Она

содержит

в

себе

большие

возможности

для

обучения

детей

в

дошкольном учреждении.

В

процессе

игры

уточняются

и

углубляются

знания

и

представления детей.

Игра

не

только

закрепляет

уже

имеющиеся

у

детей

знания

и

представления,

но

и

является

своеобразной

формой

активной

познавательной деятельности.

В дошкольном возрасте именно игра способствует

разностороннему развитию ребёнка.

Игра для детей – учёба, игра для них – труд, серьёзная форма

воспитания.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего.

Играя,

они

изучают

цвета,

форму,

свойства

материалов,

пространственные отношения.

В игре ребёнок получает первый опыт коллективного мышления.

Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью

(Л.С. Выготский, А.В. Запарожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова,

Д.Б.

Эльконин)

и

основным

средством

воспитания

и

обучения

детей.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место

принадлежит дидактической

игре,

как

одной

из

наиболее

приемлемых форм воспитания и обучения.

В

дидактической

игре

познавательные

задачи

соединяются

с

игровыми.

1

Дидактические игры - это разновидность игр в целях обучения и

воспитания

детей.

Дидактические

игры

специально

созданы

педагогами

для

обучения

детей.

Они

направлены

на

решение

конкретных задач обучения детей.

Это один из методов активного обучения дошкольников.

Ребёнок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он

ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребёнок

любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным,

играя

в

дидактические

игры,

ребёнок

обучается,

сам

того

не

подозревая.

Дидактическая

игра

это

одно

из

средств

обучения

детей

дошкольного возраста. Она даёт возможность осуществлять задачи

воспитания и обучения через доступную и привлекательную для

детей форму деятельности.

Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами.

Игры

с

правилами имеют

готовое

содержание

и

заранее

установленную последовательность действий.

Главное

их

отличие

-

это

решение

поставленной

задачи,

соблюдение правил.

Дидактическая игра имеет две функции в процессе обучения.

Первая функция - совершенствование и закрепление знаний.

При этом ребёнок не просто воспроизводит знания в том виде,

в

ка ком

о н и

б ы л и

у с во е н ы ,

а

т р а н с ф о р м и р у е т,

преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от

игровой ситуации.

Вторая функция дидактической игры заключается в том, что

дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

2

Основные особенности дидактических игр

Дидактические

игры

это обучающие

игры.

Они

создаются

взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

Для

детей,

принимающих

участие

в

игре,

воспитательно-

образовательное значение дидактической игры не выступает

открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия,

правила.

Познавательное содержание дидактической игры обусловлено

программным

содержанием

и

всегда

сочетается

с

игровой

формой.

Структура дидактической игры

В дидактической игре выделяются структурные компоненты:

дидактическая

задача

(цель),

состоящая

из

игровой

и

обучающей;

содержание игры;

игровые правила;

игровые действия;

окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая

(обучающая)

задача

-

это

основной

элемент

дидактической игры, которому подчинены все остальные.

Содержание

игр может

быть

самым

разнообразным,

в

основе

дидактиче ской

игры

может

лежать

вся

о к руж а ю щ а я

действительность.

Игровые

действия

-

это

основа

игры,

способ

проявления

активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама

игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры.

3

Игровые

действия

должны

вызвать

у

детей

радость,

чувство

удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и

занимательным.

Игровым действиям детей нужно учить.

Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в

игре, показ самого действия, раскрытие образа.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания.

В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают

педагогу управлять игрой.

Правила

влияют

на

решение

дидактической

задачи,

незаметно

ограничивают

действия

детей,

направляя

их

внимание

на

выполнение конкретной задачи.

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма

может быть разнообразной: подсчёт очков, похвала, определение

лучшего

ребенка,

победителя,

общий

итог

по

реализации

поставленной задачи.

Виды дидактических игр

1) Классические

2) Развивающие

3) Логико- математические

4) Сюжетно-ролевые

5) Обучающие

Дидактические игры (в зависимости от материала):

1) Игры с предметами

2) Настольно-печатные игры

3) Словесные игры

4

В повседневной жизни создаются условия для практики речевого

общения.

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Известно,

что дидактические игры и упражнения – лучшее средство для

формирования грамматически правильной речи.

Дидактические

игры

эффективное

средство

закрепления

грамматических навыков.

Дидактические

игры

могут

проводиться

как

с

игрушками,

предметами и картинками, так и без наглядного материала – в

форме

словесных

игр,

построенных

на

словах

и

действиях

играющих.

Бл а год а р я

д и д а кт и ч е с к и м

и г р а м ,

и х

д и н а м и ч н о с т и ,

эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают

возможность

много

раз

упражнять

в

повторении

нужных

словоформ.

Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребёнок

не сможет, не овладев грамматическим строем.

Проблема формирования грамматического строя речи является

одной из самых актуальных.

Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через неё

ребёнок учится правильно говорить.

Формирование

грамматического

строя

речи

ребёнка

является

основой успешного обучения в школе.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах.

Морфология

это

раздел

грамматики,

который

изучает

грамматические свойства слова и его формы, грамматические

значения в пределах слова.

Словообразование

образование

слова

на

базе

другого

однокоренного

слова

(или

других

слов),

с

помощью

специальных средств, присущих языку: приставки, суффикса

или соединения двух основ.

5

Словоизменение - образование разных форм одного слова с

помощью окончаний.

К. Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет

формировать привычку правильной разговорной речи. По словам

К.Д. Ушинского, грамматика - это логика языка. Она помогает

облекать

мысли

в

материальную

оболочку,

делает

речь

организованной и понятной для окружающих.

И с с л е д о в а т е л и

( К . Д . Уш и н с к и й ,

Н . И . Ж и н к и н ,

Н.С.Рожде ственский,

Д.Б.Эльконин,

А.Н.

Гв о з д е в ) .

подчёркивают значение работы над грамматикой родного языка

Они рассматривали формирование грамматического строя речи в

тесной связи с развитием мыслительных процессов.

А.Н.

Гвоздев

постоянно

фиксировал

внимание

на

понимании

ребён ком слова,

его

грамматической

формы,

осознании

неправильности в своей и чужой речи.

6

Игры и упражнения по формированию

словообразовательных навыков

Грамматическая категория

Дидактические игры и упражнения

Тема: Уменьшительно-ласкательное

значение имени существительных

Игры: «Большой – маленький», «У

кого кто?» «Назови ласково», «Две

куклы», «Сложи картинку из

кубиков»

Тема: Приставочные глаголы

Игры: «Подскажи действия», «Игра с

водой», «Скажи наоборот»,

«Грамматические сказки», «Кто что

делает?»

Тема: Относительные

прилагательные

Игры: «Заготовки на зиму», «Из чего

сделано?», «Какой лист?», «Что?

Откуда? Почему?»

Тема: Притяжательные

прилагательные

Игра «Чьи? Чья? Чей? Чьё?», «Чей

хвост? Чья голова?»

Тема: Сравнительная степень

прилагательных

Игра «Закончи предложение»,

«Разложи по порядку»

Тема: Образование сложных слов

Игра «Сложи слово»

Тема: Родственные слова

Игра «В гости к родственникам»

7

Игры и упражнения по формированию

словоизменительных навыков

Грамматическая категория

Дидактические игры и

упражнения

Тема: Именительный падеж имени

существительного

Игры: «Один – много», «Что растёт

в лесу?», «У кого похожая

картинка?», «Измени слово», «Кто?

Что?»

Тема: Родительный падеж

единственного числа имени

существительного

Игры: «С какого дерева упал

листок?», «Чего нет?»

Тема: Родительный падеж

множественного числа имени

существительного

Игры: «Чего много? Кого много?»,

«Угадай, чего не стало?», «Чего

много в магазине?»

Тема: Дательный падеж

единственного и множественного

числа имени существительного

Игры: «Кому что нужно для

работы?», «Кому мы помогаем?»

Тема: Винительный падеж имени

существительного единственного

числа

Игры: «Кто самый

наблюдательный?», «Исправь

ошибки Незнайки»

Тема: Творительный падеж

единственного и множественного

числа имени существительного

Игра: «Кто чем работает?», «Когда

это бывает?», «Кто за кем?»

Тема: Предложно-падежные

конструкции

Игры: «Забота», «Помоги

животным найти свой домик»,

«Подбери по смыслу»

Тема: 3-е лицо единственного и

множественного числа глагола

настоящего времени

Игры: «Догадайся, что делает

девочка и что отвечает?», «Измени

слово», «Закончи предложение»

8

Дидактические игры

9

10

Список литературы

1.

Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.:

Просвещение, 2001.

2.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского

сада/сост. А.К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 2003.

3.

Игры в логопедической работе с детьми" под ред. В.И.

Селиверстова - М., 1982.

4.

Е.В. Новикова "Секреты предлогов и падежей", учебно-

практическое пособие, М., 2001.

5.

Г.С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи",

М., "Просвещение", 1983.

6.

И.А. Кравченко "Игры и упражнения со звуками и словами",

М., 1999.

7.

И.С. Лопухина "Логопедия, 550 занимательных упражнений

для развития речи.", М., "Аквариум", 1995.

8.

А.И Максакова, Г.А. Туманова "Учите, играя" (Игры и

упражнения со звучащим словом)". М., "Просвещение", 1983.

9.

Работа логопеда с дошкольниками (игры, упражнения) под

ред. С.Е. Большаковой., М., Ассоциация "Профессиональное

образование", 1996.

10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – Москва,

2007

11



В раздел образования