Автор: Семенцова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №4
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру"
Раздел: дошкольное образование
ЛГМАДОУ ДСОВ №4 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» г. Лангепас
Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру
Подготовила: воспитатель I кв. категории Семенцова Г.В.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых
играх
отражаются
представления
детей
об
окружающем
мире,
взаимоотношениях
и
профессиональных
обязанностях
людей.
Ребёнок
переносится
из
повседневной
рутины:
примеряет
интересную
роль,
использует
образы
памяти
и
фантазию
для
действия
в
придуманной
ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является
элементом образовательного процесса в детском саду.
В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью
формируются
важные
личностные
качества
и
развиваются
умственные
способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов
обучения:
закладывается
культура
взаимоотношений
внутри
коллектива,
прививается
уважение
к
труду
взрослых
и
различным
профессиям,
закладываются
простые
социальные
компетенции
(как
вести
себя
в
обществе).
Сюжетно
–
ролевая
игра
способствует:
закреплению
навыков
пользования
инициативной
речью;
совершенствованию
разговорной
речи,
формированию грамматического строя речи
Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее
развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Таблица: задачи сюжетно-ролевой игры
Возрастная
категория
детей
Задачи
3–4 года
Формирование умения действовать в соответствии с
предложенным сценарием.
Развитие фантазии, способности придумывать простой сюжет
в условиях вымышленной ситуации.
Обогащение активного словарного запаса.
4–5 лет
Развитие коммуникативных способностей.
Формирование умения самостоятельно распределять роли,
подбирать предметы для игры.
Обогащение социального опыта детей (правила поведения в
библиотеке, магазине, общественном транспорте,
поликлинике и т. д.).
Развитие навыка диалогической речи.
5–6 лет
Развитие умения самостоятельно определять правила,
импровизировать во время игры.
Побуждение к использованию образов и сюжетов
художественных произведений в играх (из сказок и рассказов,
фильмов и мультфильмов).
Активизация диалогической речи.
6–7 лет
Развитие творческих способностей детей: желание
использовать в игре музыкальные инструменты, добавлять
элементы танца, пения.
Создание устойчивого интереса к профессиональной
деятельности взрослых (игры в сотрудников полиции,
спасателей, врачей, космонавтов, учёных и т. д.).
Создание мотивации к изготовлению декораций и атрибутов
для будущих игр.
Виды сюжетно-ролевых игр
По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-
ролевые
игры
делятся
на
творческие,
сюжетно-дидактические
и
интерактивные.
В
творческой
сюжетно-ролевой
игре
дети
максимально
фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных
жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях
вымышленных
обстоятельств. Дети
перевоплощаются
по
игровому
замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами,
модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору
они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр
или музей, обед в кафе.
Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения,
в
ней
синтезируется
творческая
деятельность
детей
с
изучением
наглядных
материалов,
практическим
применением
полученных
на
занятиях
знаний. Воспитатель
всегда
руководит
игрой
этого
вида:
озвучивает
обязанности
для
каждой
роли,
наблюдает
за
ходом
игры,
корректирует выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические
игры строятся на основе игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин»,
«Детский
сад»,
«Банк»,
«Столовая».
Игра
приобретает
дополнительное
содержание: познавательное (отличие фруктов и овощей в игре «Столовая»
или «Огород»), математическое (посчитать количество предметов в игровой
ситуации)
Например Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.
Я
рассматривала
картины
“Продавец”
из
серии
“Кем
быть?”,
рассматривание иллюстраций о труде продавца. ( на доске)
Читала произведения на эту тему, беседовала с детьми о профессии.
Проигрывали действия продавца, покупателя.
Изготавливали атрибуты с детьми и родителями: чеки, деньги, корзинки,
сумки.
Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.
Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью
родителей.
Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.
“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги,
благодарит)
По
тематике
сюжетно-ролевые
игры
условно
делятся
на
деловые,
современные, игры по интересам мальчиков и девочек.
Деловая игра — это воссоздание детьми содержания профессиональной
деятельности
взрослых.
Деловые
игры
направлены
на
формирование
культуры
отношений
в
обществе
и
первичных
представлений
о
профессиональной
этике.
Дети
должны
понимать,
что
важны
не
только
начальники,
капитаны,
директора,
но
и
каждый
член
команды.
Ответственность
в
выполнении
профессиональных
обязанностей
и
с л а ж е н н о с т ь
в
р а б о т е
к о л л е к т и в а
Примеры
деловых
игр
для
младших
и
средних
дошкольников:
«Парикмахерская», «Продуктовый магазин», «Кафе», «Почта», «Гараж», «В
автобусе»,
«Путешествие
на
корабле».
Деловые
игры
для
старших
дошкольников
требуют
умения
действовать
по
сговору
и
слаженно:
«Операционная»,
«Школа»,
«Опытная
лаборатория»,
«Спасательная
бригада», «Космический экипаж».
Современная сюжетно-ролевая игра Детское сознание впитывающее: в
памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято
вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании
различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве
современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из
телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются
новые атрибуты. И мы можем наблюдать, как дети играют в «Гипермаркет»,
«Салон сотовой связи», «Приют для животных» и т. д..
Современная сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» копирует модель
профессиональных взаимоотношений «банковский оператор — клиент».
Игра подходит для старших дошкольников, имеющих представление об
оказании услуг в сберегательном банке (посещали с родителями): оплата
квитанций, оформление банковской карты, выдача наличных, перевод средств
и др.
Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх
обогащает игровой опыт дошкольников. На экран проецируются фотографии
реальных мест (морские, города и представители далёкий стран) и
фантастические сюжеты (иллюстрации волшебной страны, эпохи динозавров,
инопланетных рас).
На интерактивной доске во время сюжетно-ролевой игры «Космическое
путешествие» показывала видеофрагменты запуска ракеты и пребывания
экипажа внутри корабля. Эти данные использовала на занятии по ФЭМП Для
развития игрового сюжета используются пейзажи различных космических
явлений: метеоритный дождь, полёт кометы. Воспитанникам предлагала
выполнить задания на интерактивной доске по теме занятия.
Игры разделяются по интересам — для мальчиков и для девочек — в
возрасте
4–5
лет. Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки
дома,
традиционно
женские
профессии
(медсестра,
няня,
воспитатель,
сотрудник
столовой).
Для
сюжетно-ролевых
игр
девочек
требуется
небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к ним
(коляски,
кроватки,
посуда,
одежда).
Мальчики
воспроизводят
в
играх
мужскую модель поведения: защита население (игры военной тематики, в
полицейских, пожарных), строительство, занятия с техникой и транспортом.
Со старшими дошкольниками воспитателю необходимо организовывать
совместные
сюжетно-ролевые
игры
мальчиков
и
девочек,
чтобы
формировалось представление о важности взаимодействия мужчин и
женщин
в
быту,
о
профессионализме
независимо
от
половой
принадлежности. В играх «Семья» и «Встречаем гостей» дети примеряют
различные
возрастные
роли
(малыши,
родители,
тёти
и
дяди,
старшее
поколение родственников), развивают культуру общения со взрослыми, с
гостями, напоминают, что домашние дела выполняются всеми членами семьи
(мама готовит, стирает, гладит, папа чинит, делает ремонт, дети помогают).
Патриотической подготовке воспитанников способствует игра в «Войну»:
дети
осознают
значение
каждого
участника
в
этой
сложной
ситуации,
девочкам отводятся роли на походной кухне и пункте медицинской помощи.
Когда проводить сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры обычно проводим между занятиями и в свободное
время во второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.
Часто сюжетно-ролевые игры включаю в структуру речевых и творческих
занятий. Моя роль заключается в проговаривании условий и плана игры и в
контроле
за
действиями
детей,
поскольку
игра
в
этом
случае
является
инструментом обучения.
Сюжетно-ролевая
игра
выступает
как
средство
развития
речи.
На
речевом занятии дети изучают наглядные материалы по названной теме,
беседуют с воспитателем, узнают новые слова и поясняют их значение. Я
предлагаю детям поиграть, активно используя в диалогах новые слова.
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» применяется на речевом
занятии по теме «Поликлиника» Дети распределяют роли: стоматолог,
педиатр, окулист, пациенты. Даю задание: в диалоге врача и пациента
должны
быть
использованы
слова
по
теме
занятия
(названия
медицинский
специальностей,
«осмотр»,
«симптомы»,
«диагноз»,
«рецепт»).
В сюжетно-ролевой игре дети применяют знания, полученные на речевом
занятии по медицинской тематике.
Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и
игрушек Ребята с удовольствием изготавливают материалы для игр своими
руками: продукты из пластилина (теста), нарисованные картинки заменители.
Использование
самодельных
предметов
в
играх
вызывает
у
детей
неподдельный
интерес
и
стимулирует
воображение. Дети
часто
сами
создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель,
элементы
из
конструктора
как
инструменты
для
строительства
и
др.
Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и
баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и
коробки
с
этикетками
—
для
наполнения
полок
продуктового
магазина,
флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей — для салона красоты.
Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки,
строительные
каски,
фартуки,
головные
уборы.
Ролевые
костюмы
для
детских
игр
несложно
сделать
самостоятельно:
добавить
к
фартукам
символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для
сюжетных игр-инсценировок.
Игровая
деятельность
бурно
развивается
с
использованием
реальных
предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально
приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды мы
используем
неработающие
бытовые
и
технические
приборы,
журналы
и
книги, пустую тару с этикетками.
Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует
развитию
личностных
качеств
воспитанников.
В
сюжетно-ролевых
играх
дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют
первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду
человека, в играх развивается речь детей. Дети проявляют инициативность в
разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают
творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.