Напоминание

"Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру"


Автор: Семенцова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №4
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛГМАДОУ ДСОВ №4 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» г. Лангепас

Развитие речи детей через сюжетно - ролевую игру

Подготовила: воспитатель I кв. категории Семенцова Г.В.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых

играх

отражаются

представления

детей

об

окружающем

мире,

взаимоотношениях

и

профессиональных

обязанностях

людей.

Ребёнок

переносится

из

повседневной

рутины:

примеряет

интересную

роль,

использует

образы

памяти

и

фантазию

для

действия

в

придуманной

ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является

элементом образовательного процесса в детском саду.

В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью

формируются

важные

личностные

качества

и

развиваются

умственные

способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов

обучения:

закладывается

культура

взаимоотношений

внутри

коллектива,

прививается

уважение

к

труду

взрослых

и

различным

профессиям,

закладываются

простые

социальные

компетенции

(как

вести

себя

в

обществе).

Сюжетно

ролевая

игра

способствует:

закреплению

навыков

пользования

инициативной

речью;

совершенствованию

разговорной

речи,

формированию грамматического строя речи

Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее

развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

Таблица: задачи сюжетно-ролевой игры

Возрастная

категория

детей

Задачи

3–4 года

Формирование умения действовать в соответствии с

предложенным сценарием.

Развитие фантазии, способности придумывать простой сюжет

в условиях вымышленной ситуации.

Обогащение активного словарного запаса.

4–5 лет

Развитие коммуникативных способностей.

Формирование умения самостоятельно распределять роли,

подбирать предметы для игры.

Обогащение социального опыта детей (правила поведения в

библиотеке, магазине, общественном транспорте,

поликлинике и т. д.).

Развитие навыка диалогической речи.

5–6 лет

Развитие умения самостоятельно определять правила,

импровизировать во время игры.

Побуждение к использованию образов и сюжетов

художественных произведений в играх (из сказок и рассказов,

фильмов и мультфильмов).

Активизация диалогической речи.

6–7 лет

Развитие творческих способностей детей: желание

использовать в игре музыкальные инструменты, добавлять

элементы танца, пения.

Создание устойчивого интереса к профессиональной

деятельности взрослых (игры в сотрудников полиции,

спасателей, врачей, космонавтов, учёных и т. д.).

Создание мотивации к изготовлению декораций и атрибутов

для будущих игр.

Виды сюжетно-ролевых игр

По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-

ролевые

игры

делятся

на

творческие,

сюжетно-дидактические

и

интерактивные.

В

творческой

сюжетно-ролевой

игре

дети

максимально

фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных

жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях

вымышленных

обстоятельств. Дети

перевоплощаются

по

игровому

замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами,

модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору

они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр

или музей, обед в кафе.

Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения,

в

ней

синтезируется

творческая

деятельность

детей

с

изучением

наглядных

материалов,

практическим

применением

полученных

на

занятиях

знаний. Воспитатель

всегда

руководит

игрой

этого

вида:

озвучивает

обязанности

для

каждой

роли,

наблюдает

за

ходом

игры,

корректирует выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические

игры строятся на основе игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин»,

«Детский

сад»,

«Банк»,

«Столовая».

Игра

приобретает

дополнительное

содержание: познавательное (отличие фруктов и овощей в игре «Столовая»

или «Огород»), математическое (посчитать количество предметов в игровой

ситуации)

Например Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.

Я

рассматривала

картины

“Продавец”

из

серии

“Кем

быть?”,

рассматривание иллюстраций о труде продавца. ( на доске)

Читала произведения на эту тему, беседовала с детьми о профессии.

Проигрывали действия продавца, покупателя.

Изготавливали атрибуты с детьми и родителями: чеки, деньги, корзинки,

сумки.

Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.

Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью

родителей.

Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги,

благодарит)

По

тематике

сюжетно-ролевые

игры

условно

делятся

на

деловые,

современные, игры по интересам мальчиков и девочек.

Деловая игра — это воссоздание детьми содержания профессиональной

деятельности

взрослых.

Деловые

игры

направлены

на

формирование

культуры

отношений

в

обществе

и

первичных

представлений

о

профессиональной

этике.

Дети

должны

понимать,

что

важны

не

только

начальники,

капитаны,

директора,

но

и

каждый

член

команды.

Ответственность

в

выполнении

профессиональных

обязанностей

и

с л а ж е н н о с т ь

в

р а б о т е

к о л л е к т и в а

Примеры

деловых

игр

для

младших

и

средних

дошкольников:

«Парикмахерская», «Продуктовый магазин», «Кафе», «Почта», «Гараж», «В

автобусе»,

«Путешествие

на

корабле».

Деловые

игры

для

старших

дошкольников

требуют

умения

действовать

по

сговору

и

слаженно:

«Операционная»,

«Школа»,

«Опытная

лаборатория»,

«Спасательная

бригада», «Космический экипаж».

Современная сюжетно-ролевая игра Детское сознание впитывающее: в

памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято

вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании

различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве

современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из

телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются

новые атрибуты. И мы можем наблюдать, как дети играют в «Гипермаркет»,

«Салон сотовой связи», «Приют для животных» и т. д..

Современная сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» копирует модель

профессиональных взаимоотношений «банковский оператор — клиент».

Игра подходит для старших дошкольников, имеющих представление об

оказании услуг в сберегательном банке (посещали с родителями): оплата

квитанций, оформление банковской карты, выдача наличных, перевод средств

и др.

Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх

обогащает игровой опыт дошкольников. На экран проецируются фотографии

реальных мест (морские, города и представители далёкий стран) и

фантастические сюжеты (иллюстрации волшебной страны, эпохи динозавров,

инопланетных рас).

На интерактивной доске во время сюжетно-ролевой игры «Космическое

путешествие» показывала видеофрагменты запуска ракеты и пребывания

экипажа внутри корабля. Эти данные использовала на занятии по ФЭМП Для

развития игрового сюжета используются пейзажи различных космических

явлений: метеоритный дождь, полёт кометы. Воспитанникам предлагала

выполнить задания на интерактивной доске по теме занятия.

Игры разделяются по интересам — для мальчиков и для девочек — в

возрасте

4–5

лет. Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки

дома,

традиционно

женские

профессии

(медсестра,

няня,

воспитатель,

сотрудник

столовой).

Для

сюжетно-ролевых

игр

девочек

требуется

небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к ним

(коляски,

кроватки,

посуда,

одежда).

Мальчики

воспроизводят

в

играх

мужскую модель поведения: защита население (игры военной тематики, в

полицейских, пожарных), строительство, занятия с техникой и транспортом.

Со старшими дошкольниками воспитателю необходимо организовывать

совместные

сюжетно-ролевые

игры

мальчиков

и

девочек,

чтобы

формировалось представление о важности взаимодействия мужчин и

женщин

в

быту,

о

профессионализме

независимо

от

половой

принадлежности. В играх «Семья» и «Встречаем гостей» дети примеряют

различные

возрастные

роли

(малыши,

родители,

тёти

и

дяди,

старшее

поколение родственников), развивают культуру общения со взрослыми, с

гостями, напоминают, что домашние дела выполняются всеми членами семьи

(мама готовит, стирает, гладит, папа чинит, делает ремонт, дети помогают).

Патриотической подготовке воспитанников способствует игра в «Войну»:

дети

осознают

значение

каждого

участника

в

этой

сложной

ситуации,

девочкам отводятся роли на походной кухне и пункте медицинской помощи.

Когда проводить сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры обычно проводим между занятиями и в свободное

время во второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.

Часто сюжетно-ролевые игры включаю в структуру речевых и творческих

занятий. Моя роль заключается в проговаривании условий и плана игры и в

контроле

за

действиями

детей,

поскольку

игра

в

этом

случае

является

инструментом обучения.

Сюжетно-ролевая

игра

выступает

как

средство

развития

речи.

На

речевом занятии дети изучают наглядные материалы по названной теме,

беседуют с воспитателем, узнают новые слова и поясняют их значение. Я

предлагаю детям поиграть, активно используя в диалогах новые слова.

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» применяется на речевом

занятии по теме «Поликлиника» Дети распределяют роли: стоматолог,

педиатр, окулист, пациенты. Даю задание: в диалоге врача и пациента

должны

быть

использованы

слова

по

теме

занятия

(названия

медицинский

специальностей,

«осмотр»,

«симптомы»,

«диагноз»,

«рецепт»).

В сюжетно-ролевой игре дети применяют знания, полученные на речевом

занятии по медицинской тематике.

Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и

игрушек Ребята с удовольствием изготавливают материалы для игр своими

руками: продукты из пластилина (теста), нарисованные картинки заменители.

Использование

самодельных

предметов

в

играх

вызывает

у

детей

неподдельный

интерес

и

стимулирует

воображение. Дети

часто

сами

создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель,

элементы

из

конструктора

как

инструменты

для

строительства

и

др.

Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и

баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и

коробки

с

этикетками

для

наполнения

полок

продуктового

магазина,

флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей — для салона красоты.

Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки,

строительные

каски,

фартуки,

головные

уборы.

Ролевые

костюмы

для

детских

игр

несложно

сделать

самостоятельно:

добавить

к

фартукам

символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для

сюжетных игр-инсценировок.

Игровая

деятельность

бурно

развивается

с

использованием

реальных

предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально

приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды мы

используем

неработающие

бытовые

и

технические

приборы,

журналы

и

книги, пустую тару с этикетками.

Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует

развитию

личностных

качеств

воспитанников.

В

сюжетно-ролевых

играх

дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют

первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду

человека, в играх развивается речь детей. Дети проявляют инициативность в

разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают

творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.



В раздел образования