Автор: Евсеева Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Верхнесинячихинская СОШ №3"
Населённый пункт: рп. Верхняя Синячиха, Алапаевского района, Свердловской области
Наименование материала: Формы и методы работы с агрессивными детьми
Тема: Коррекция агрессивных проявлений учащихся
Раздел: среднее образование
Формы и методы работы психолога с
агрессивными детьми
Евсеева Е.В.
педагог-психолог,
МОУ «ВССОШ № 3»
Вот сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
«Поздно заметили»… «Поздно учли»…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Агрессия в школе
(школьный буллинг)
Школьный буллинг – длительный
процесс сознательного жесткого
отношения, физического и (или)
психического, со стороны одного или
группы детей к другому ребенку (другим
детям).
Школьное насилие
Школьное насилие
Насмешки, присвоение кличек,
бесконечные замечания,
необъективные оценки,
высмеивание, унижение в
присутствии других детей,
отторжение, изоляция,
отказ от общения с жертвой и пр.
Избиение, нанесение удара,
шлепки, подзатыльники,
порча и отнятие вещей и др.
Эмоциональное
Эмоциональное
насилие
насилие
Физическое
Физическое
насилие
насилие
Проявления агрессии
в школе:
•
Физическая агрессия;
•
Словесный буллинг;
•
Запугивание;
•
Изоляция;
•
Вымогательство;
•
Повреждение имущества.
•
Унижения ученика, который не успевает/преуспевает в
учёбе или уязвим в других отношениях.
•
Негативных или саркастических высказываний по
поводу внешности/ происхождения ученика.
•
Устрашающие и угрожающие жесты или выражения.
Агрессор и жертва, какие они?
Типичные черты учащихся,
склонных к агрессии
(Д. Ольвеус).
1.
испытывают сильную потребность
господствовать и подчинять себе других
учеников, добиваясь таким путем своих целей;
2.
импульсивны и легко приходят в ярость;
3.
часто вызывающе и агрессивно ведут себя по
отношению к взрослым, включая родителей и
учителей;
4.
не испытывают сочувствия к своим жертвам;
5.
если это мальчики, они обычно физически
сильнее других мальчиков;
6.
Если это девочки, они обычно имеют высокий
статус в классе, либо успех во внеурочной
деятельности (чаще спортивной)
Типичные черты учащихся, склонных к агрессии
(по И. Колмену)
-на уроке постоянно привлекает к себе внимание,
вступает в пререкания при получении отрицательной
отметки, вспыльчив и груб;
-манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети
его боятся или заискивают перед ним;
- может лгать или жульничать, чтобы избежать
ответственности за свои действия;
-на его поведение поступают жалобы как от детей, так и
взрослых;
-прогуливает школу, часто бывает в компании
сверстников из других школ
-
входит в состав небольшой девиантной группы,
терроризирующей класс или школу;
- спекулирует на непонимании, враждебной среде,
избегает общественно-полезной деятельности,
поскольку это может быть истолковано как признак
слабости.
Наиболее часто «жертвами»
становятся дети, имеющие:
физические недостатки – носящие очки, со
сниженным слухом или с двигательными
нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не
может защитить себя, физически слабее своих
ровесников;
– особенности поведения – замкнутые,
чувствительные, застенчивые, тревожные дети или
дети с импульсивным поведением, не уверены в
себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
– особенности внешности – рыжие волосы веснушки,
оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма
готовы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни
одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми,
нежели со сверстниками;
– страх перед школой;
– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез
(недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения
речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение
письменной речи), дислексия (нарушение чтения),
дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
– низкий интеллект и трудности в обучении.
Поведение жертвы определяется по
следующим показателям (И. Колмен)
•
его школьные принадлежности (учебники,
тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны
по классу, или спрятаны;
•
на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда
отвечает, в классе начинают распространяться
шум, помехи, комментарии;
•
во время перемены, в столовой, держится в
стороне от других школьников, скрывается,
убегает от сверстников и старших школьников,
старается находиться недалеко от учителей,
взрослых;
•
его оскорбляют, дразнят, дают обидные
прозвища, на агрессивные действия с его
стороны
Поведение жертвы определяется по
следующим показателям (И. Колмен)
(продолжение)
•
на других детей он реагирует глупой улыбкой,
старается отшутиться, убежать, плачет;
•
хорошо ладит с учителями и плохо со
сверстниками;
•
опаздывает к началу занятий или поздно
покидает школу;
•
во время групповых игр, занятий, его игнорируют
или выбирают последним.
Сравнительная таблица психологических портретов
жертвы, агрессора и уверенного в себе ребенка
Жертва
Жертва
Приносит себя в жертву, подавляет свои желания,
Приносит себя в жертву, подавляет свои желания,
чувства
и
эмоции,
страдает,
испытывает
тревогу;
позволяет
чувства
и
эмоции,
страдает,
испытывает
тревогу;
позволяет
другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает
другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает
своих
целей
своих
целей
Чувствует
симпатию,
вину
или
презрение
по
Чувствует
симпатию,
вину
или
презрение
по
отношению
к
соперникам,
достигает
своих
целей
за
счет
отношению
к
соперникам,
достигает
своих
целей
за
счет
усидчивости и интеграции вне школы
усидчивости и интеграции вне школы
Агрессор
Агрессор
Добивается
своих
целей
за
счет
других
детей;
Добивается
своих
целей
за
счет
других
детей;
предпочитает
демонстративно
выражать
свои
эмоции
и
предпочитает
демонстративно
выражать
свои
эмоции
и
причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет,
причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет,
если его мнение игнорируют
если его мнение игнорируют
Чувствует себя победителем, чаще
Чувствует себя победителем, чаще
нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в
нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в
изоляции от сверстников
изоляции от сверстников
Уверенный в себе ребенок
Уверенный в себе ребенок
Утверждает собственную позицию;
Утверждает собственную позицию;
действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства;
действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства;
уважает
права
других
людей,
своих
целей
обычно
достигает,
уважает
права
других
людей,
своих
целей
обычно
достигает,
сохраняет уважение к себе и другим
сохраняет уважение к себе и другим
Ощущает уважение к своим
Ощущает уважение к своим
нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства;
нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства;
имеет
возможность
достигать
цели;
стойко
переносит
имеет
возможность
достигать
цели;
стойко
переносит
конфликтные ситуации
конфликтные ситуации
Основные направления помощи
Работа с агрессорами
(потенциальными и
выявленными)
Работа с «жертвами»
(возможными
«жертвами»)
Направления работы
Уровень конкретной ситуации
Уровень психологического
сопровождения учащихся
Программа психо-коррекционной и
развивающей работы
Коррекция
Коррекция
агрессивного
агрессивного
поведения детей
поведения детей
(направления
(направления
работы)
работы)
4
3
2
1
Аксеологическое
(понимание себя и других)
Инструментальное
(
формирование личностной рефлексии
)
Потребностно-мотивационное
(выбор и ответственность
за него, потребность в
самоизменении
Развивающее
(формирование новообразований)
Схема работы
Коррекция
Коррекция
агрессивного
агрессивного
поведения детей
поведения детей
Обучение
Обучение
конструктивным
конструктивным
поведенческим
поведенческим
реакциям
реакциям
Обучение навыкам
Обучение навыкам
распознавания
распознавания
гнева
гнева
Обучение техникам и
Обучение техникам и
способам
способам
отреагирования гнева
отреагирования гнева
Развитие эмпатии
Развитие эмпатии
Формы работы
•
Индивидуальная
•
Групповая
индивидуальное консультирование,
групповые занятия, консультирование
родителей (педагогов).
Методы работы с агрессорами
•
Методы коррекции:
-
игры и упражнения, направленные на
усвоение новых форм поведения;
-проигрывание и решение ситуаций;
-упражнения на выход агрессии;
-упражнения на эмоциональный контакт
-упражнения на взаимодействие в команде и
принятие группового решения;
+изъятие из привычного окружения;
+творческое самовыражение (рисование,
музыка, движения);
+сублимирование агрессии в деятельность
(труд, общественную деятельность,
спорт)
+участие в тренинговых группах.
•
Методы торможения:
*перенос – активности в другую
деятельность, (вызывающую интерес)
*регрессия (создание трудных условий,
препятствующих продолжению
агрессии;
*метод вживания в ситуацию
(сказкотерапия, ролевая игра –роли,
противоположные поведению)
*метод создания «тупика» в ситуации
*метод ориентирующих ситуаций (когда
ты поступал так.. это всегда
заканчивалось…)
*метод эмоционального переноса(на то,
что значимо…)
*метод воспоминания «горького»
прошлого.
1. ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ И
ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.
2.СОЗДАНИЕ В ГРУППЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
КОМФОРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
3.ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА ВЫРАЖАТЬ СВОИ
ЧУВСТВА СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫМ
СПОСОБОМ.
4.ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ.
5.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ.
6.ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СОТРУДНИЧЕСТВА.
7.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАБОТЕ С
АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
АГЕЕВА И.А. КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ В ШКОЛЕ / И.А. АГЕЕВА. - СПБ.: РЕЧЬ, 2004. - 184 С.
2. АЗАРОВА Л.А. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: УЧЕБ-МЕТОД. КОМПЛЕКС / Л.А.
АЗАРОВА, В.А. СЯТКОВСКИЙ. - МИНСК: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 С. С.42-50.
3. АЛЕКСЕЕВА Е.Е. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО
ПСИХОЛОГА / Е.Е. АЛЕКСЕЕВА // ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ. - 2004. - №4.
4. АЛФИМОВА М.В. ПСИХОГЕНЕТИКА АГРЕССИВНОСТИ / М.В. АЛФИМОВА, В.И. ТРУБНИКОВ //
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ. - 2000. - № 6.
5. БЕРКОВИЦ Л. АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И КОНТРОЛЬ / Л. БЕРКОВИЦ. - М.:ОЛМА-
ПРЕСС, 2007. - 510 С.
6. БЭРОН Р. АГРЕССИЯ / Р. БЭРОН, Д. РИЧАРДСОН. - СПБ: ПИТЕР, 1999. - 352 С.
7. БИТЯНОВА М.Р. РАБОТА ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / М.Р. БИТЯНОВА И ДР. - М.:
ГЕНЕЗИС, 2007. - 347 С.
8. БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / ПОД РЕД. В.П. ЗИНЧЕНКО, Б.Г. МЕЩЕРЕКОВА. - М.:
ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003 - 672 С.
9. БРЕСЛАВ Г.М. ПСИХОТЕРАПИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ : МЕТОД.
ПОСОБИЕ ДЛЯ ВРАЧЕЙ / Г.М. БРЕСЛАВ. - СПБ.: КОМЗДРАВ, 2004. - 334 С.
10. ВЫГОТСКИЙ Л.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / Л.С. ВЫГОТСКИЙ. - М.: АСТ, 2008. - 671 С.
11. ДЕМКО Е.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И
КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ : ДИС. КАНД.ПЕД. НАУК / Е.В. ДЕМКО. - АРМАВИР,
2005.
12. ДОЛГОВА А.Г. АГРЕССИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ. /
А.Г. ДОЛГОВА. - М.: ГЕНЕЗИС, 2009. - 216 С.
13. ЕНИКОЛОПОВ С.Н. ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / С.Н. ЕНИКОЛОПОВ //
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. - 2001. - № 1.
14. КЛЕЙБЕРГ Ю.А. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ /
Ю.А. КЛЕЙБЕРГ. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2001.-160 С.
15. КОВАЛЕВА И.В. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА /
И.В. КОВАЛЕВА. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008. - 48 С.
Литература: