Напоминание

Приемы педагогических технологий в свете ФГОС второго поколения


Автор: Илямаков Александр Петрович
Должность: учитель физической культуры, учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СШ№17
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы педагогических технологий в свете ФГОС второго поколения
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Модернизация

Российского

образования

в

настоящее

время

связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на

основе

актуализации

личностного

потенциала

учащихся.

Поэтому

представляется

перспективным

использование современных

технологий

обучения. Педагогическая технология – это такое построение деятельности

педагога,

в

которой

все

входящие

в

него

действия

представлены

в

определенной

последовательности

и

целостности,

а

выполнение

предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый

характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли

самостоятельной

работы

учащихся,

но

и

нацеленности

технологий

на

развитие

творческого

потенциала

личности,

индивидуализации

и

дифференциации

учебного

процесса,

содействие

эффективному

самоконтролю и самооценке результатов обучения. Приоритетом обучения

должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений

и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и

уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать

с

другими.

Сегодня

каждый

педагог

ищет

наиболее

эффективные

пути

усовершенствования

образовательного

проце сс а,

п о в ы ш е н и я

заинтересованности

учащихся. В концепции ФГОС общего образования

выделен

культурно-исторический

системно

-

деятельностный

подход

к

образованию

учащихся.

Поэтому

наиболее

эффективными

будут

те

технологии,

которые

направлены

на

познавательное,

коммуникативное,

социальное

и

личностное

развитие

школьника. Среди

многообразия

современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые,

на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена. В

своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения,

проектную деятельность, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и

другие.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного

обучения

или

без

его

элементов.

Актуальность

данной

технологии

определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности,

активизации

познавательных

интересов

учащихся,

что

становится

возможным

при

разрешении

возникающих

противоречий,

создании

проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у

учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями,

новыми способами действий, умениями и навыками.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на

эмоциональную

сферу

учащихся,

создаёт

благоприятные

условия

для

развития

коммуникативных

спо собно стей

детей,

развития

их

индивидуальности

и

творческого

мышления.

Кроме

того,

умение

видеть

проблемы,

задавать

вопросы,

выдвигать

гипотезы,

давать

определение

понятиям,

проводить

наблюдения

и

эксперименты,

делать

выводы

и

умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт

к

достижению

таких

образовательных

результатов,

как

способность

к

самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в

быстро изменяющемся мире .

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов

развития творческого мышления младших школьников.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков

учащихся,

умений

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие критического и творческого мышления.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для

выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом

возрасте

формируется

комплекс

ценностей,

качеств,

способностей,

потребностей

личности,

лежащих

в

основе

ее

творческого

отношения

к

действительности.

В

ходе

выполнения

проекта

школьники

учатся

самостоятельно

приобретать

знания,

получают

опыт

познавательной

и

учебной деятельности.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться,

проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность,

направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим

учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство

обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт

учащимся

опыт

поиска

информации,

практического

применения

самообучения,

саморазвития,

самореализации

и

самоанализа

своей

деятельности.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию

общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе,

сотрудничать. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить,

но

и

учиться

умению

слушать,

принимать

другое

мнение

и

спокойно

отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и

мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать,

классифицировать

.Это

исследовательские

навыки:

учиться

проводить

исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Урок с использованием информационных технологий становится

более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное

усвоение

знаний;

улучшается

уровень

наглядности

на

уроке.

Конечно,

достигнуть

этого

можно

и

другими

методами

(плакаты,

карты,

таблицы,

записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо

более высокий уровень наглядности.

[ При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее

достигаются общие цели образования,

легче формируются компетенции в

области

коммуникации:

умение

собирать

факты,

их

сопоставлять,

организовывать

,

выражать

свои

мысли

на

бумаге

и

устно,

логически

рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-

то новое,

делать выбор и принимать решения,

повышается интерес к

изучаемым предметам.]

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто

бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и

трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра

используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия

темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей

технологии.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает

возможность

моделировать

разные

ситуации

жизни,

искать

выход.

Игра

важна

как

сфера

реализации

себя

как

личности,

это

деятельность

коммуникативная.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как на уроке,

так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного

отношения

к

своему

здоровью

необходимое

условие

успешности

современного человека.

Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным

приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки

стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как

cохранить и укрепить здоровье?

Комплексное использование данных технологий в учебном и воспитательном

процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой

и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь

способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Таким образом, при внедрении педагогических технологий в

образовательный

процесс

начальной

школы

достигается

устойчивое

позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование социально

ценных форм и привычек поведения , идёт ориентирование педагогов и

учащихся

на

духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

(личностные

результаты);

усвоение

содержания

учебных

предметов

(предметные

результаты);

формирование

универсальных

учебных

д е й с т в и й

(метапредметные результаты).

Изменения в

Российском образовании и

преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к

процессу обучения . [В современных условиях жизни не достаточно просто

владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в

большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В

современном

динамично

развивающемся

информационном

обществе

нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение

самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. ]

Использование новых технологий преобразит преподавание традиционных

учебных

предметов,

оптимизирует

процессы

понимания

и

запоминания

учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий

уровень интерес детей к учёбе. Применение новых технологий раскрывает

неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся,

обеспечивая

интеллектуальное

развитие

каждого

ребенка;

обеспечивается

эффективная

организация

познавательной

деятельности

учащихся.

Это

способствует значительному повышению качества образования, что ведет к

решению главной задачи образовательной политики.

Литература

1.

Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал

«Начальная школа» №1, 2008.

2.

Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. –

Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.

3.

Папшева Л.В. Технологическая культура учителя начальных классов. -

Журнал «Начальная школа» №10, 2003.

4.

Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная

школа» №11, 2000.

5.

Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе.

Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56 с.



В раздел образования