Напоминание

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации"


Автор: Байчорова Аминат Аскербиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: ЯНАО,г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Крепыш»

муниципального образования город Ноябрьск

«Развитие мелкой моторики детей младшего

дошкольного возраста по средствам использования

элементов нетрадиционных техник в аппликации»
Воспитатель: Байчорова А.А.
Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображению, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка (З.А. Богатеевой, М.А. Гусаковой, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, И.В. Новикова, Р.М. Чумичева и др.). Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются: - развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей; - создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут «подсказывать» детям оригинальные сюжеты; - многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволяет активизировать творческое экспериментирование (И.А. Лыкова); - простота некоторых техник облегает получение результата. Технология рассматривается, как совокупность предметов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь). Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). Изобразительные техники понимаются, как совокупность методов, приемов создания художественного объекта изобразительными средствами. Традиционными способами создания аппликации являются использование бумаги и картона, менее широко используются кожа, как материал. К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различного материала (пищевые продукты – макароны, крупы, соль, сахар); сочетание различных материалов, например, засушенные листья и нитки; «необычные» способы обработки материалов. Анализ литературы показал (Казакова Р.Г., Белобрыкина О.А., Кожохина С.К., Комарова Т.С., Петухова Г.В., Шклярова М.С.), что общепринятого определения термина «нетрадиционные изобразительные техники» на данный момент нет. Вместе с тем, характеризуя нетрадиционные
изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей: а) для создания образа используются не только обычно применяемые изобразительные материалы (цветная бумага, картон), но и сочетание данных материалов; б) применяются дополнительные материалы, вещества (вата, салфетка, скорлупа); в) используются приёмы, инструменты создания изображения. В разработках И.В. Новиковой, Л.В. Базулиной, Н.В. Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использованием различного материала. Большое значение в развитии ребенка отводится разнообразию материала, который рождает у детей оригинальные идеи, развивает воображение и фантазию, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в игре. В занятиях предлагают использовать следующий материал: пенопласт, ракушки, бисер, ткань, пуговицы, шишки, скорлупу яиц, бересту и многое другое. В методических разработках предлагается ознакомление детей с нетрадиционными способами аппликации – аппликация на ткани, из опилок, из крупы, из перьев птиц, из стружки, из бисера, из листьев и многое другое. Оригинальные композиции можно создать из пуха камыша, тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций начинают с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем ее поверхность намазывают клеем и сверху накладывают пух растрепленного камыша. Глаза животных обозначают накладными бусинками, пуговицами, семечками подсолнуха. Таким же способом создают панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок или скорлупы можно применять и окрашенный материал (анилиновые красители разных оттенков). Дополнительно наклеивают умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату. Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различных технологий развития аппликации: как на уровне активизации замысла, так и на технологическом уровне (оригинальное использование материалов). Вместе с тем во всех технологиях используются различные
изобразительные техники: техника «коллаж» - сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения (
возможные

тематики:
«Птица-Осень», «Небосвод», «Зимняя сказка»); техника «обрывная аппликация» (возможная тематика: «Мой любимый Снеговик», «Мишка косолапый»); техника «скатывание бумаги» (тематика: «Ягнёнок», «Барашек»); техника «аппликация из листьев» (тематика: «Рыбки в аквариуме», «Бабочки», «Листопад»); техника «аппликация из ниток» (тематика: «Морские волны», «Мой любимый зайка», «На дне морском»); техника «аппликация из скорлупы яиц» (возможная тематика: «Снеговик», «Цыпленок», «Мишка»); техника «аппликация из макарон» (тематика: «Цветы на лугу», «Бабочка прилетела», «Радуга-дуга»); техника «аппликация из крупы» (тематика: «Волшебный цветок», «Медведь», «Мышка-норушка»). Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих педагогических условиях: доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению детьми; использование различных методов и приёмов, в младшем возрасте это чаще игровые приёмы, с игровыми персонажами и сюрпризными моментами; коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение; использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно- пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них. Результативность. Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют: - накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами); - обогащение изобразительного, эстетического опыта; - развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании); - экспериментированию с различными материалами; - развитию воображения, творчества ребенка; - развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).
Анализ исследований, методических разработок, общеобразовательной п р о г р а м м ы «Детство» позволяют говорить о сочет аемо сти и интегративности данной технологии в педагогическом процессе и позволяет определить преимущества развития аппликации в процессе освоения нетрадиционных техник детьми младшего дошкольного возраста. 1.Нетрадиционная изобразительная техника – сродни экспериментированию с материалами, на основе которой возникает и поддерживается интерес детей к аппликации. 2.Варианты нетрадиционных изобразительных техник рассчитаны на интеграцию задач развития детей (эстетического, когнитивного, эмоционального, сенсорного) 3.Нетрадиционные изобразительные техники, в ряде случаев, не требуют развитых специальных технических умений, что облегчает процесс апплицирования. 4.Использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник способствует принятию замысла, созданию оригинального образа, более глубокому освоению средств выразительности. 5. Нетрадиционные техники в младшем дошкольном возрасте благоприятно влияют, на развитие мелкой моторики, что является актуальным на данном этапе развития, т.к. это взаимосвязано с развитием речи и является сенситивным периодом для детей 3 лет.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники