Автор: Калинина Марина Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 54 Колпинского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: п. Металлострой г. Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта НОД в старшей группе на тему «Для чего нужна одежда человеку и животным?»
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта НОД в старшей группе
на тему «Для чего нужна одежда человеку и животным?»
Цель для педагога:
Познакомить детей с тем, из чего, из каких тканей шьют одежду, как делают ткани, что
такое традиционный народный костюм.
Задачи для педагога:
1.
Образовательные
уточнять представления детей об особенностях строения разного вида одежды;
способствовать формированию у детей представления о некоторых профессиях,
устанавливать зависимость между цветом одежды и профессиями.
Обогащать активный словарь за счет слов, обозначающих детали одежды и названий
разных тканей (воротник, манжеты, рукав, хлястик, оборка, ситец, лен, шерсть, хлопок).
2.
Развивающие:
Развивать умение использовать разные способы обследование объектов;
Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить
примеры и аналогии.
3.
Воспитательные:
Создать условия для выражения своих чувств и мыслей от чтения стихотворения;
Воспитывать стремление к опрятности и аккуратности, учить понимать связь между
ситуацией и своим поведением.
Цель для детей:
побывать на экскурсии в музее одежды
Задачи для детей:
1.
Объяснить друг другу, какая разница между будничной, повседневной, рабочей и
праздничной одеждой.
2.
Правильно собрать разрезанные силуэты одежды и назвать части.
3.
Послушать стихотворение и сделать выводы.
4.
Определить, какого цвета может быть одежда у людей разных профессий.
5.
Рассмотреть образцы тканей и провести небольшие эксперименты.
6.
Просмотреть презентацию «Старинная одежда».
Форма проведения: коллективная
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Используемые технологии, приемы, педагогические средства:
- моделирование игровой ситуации с целью создания мотивации – экскурсия в музей
одежды;
- презентация «Такая разная одежда», «Старинная одежда»;
- игровые приемы: игра с мячом, дид. игра «Собери силуэты»;
- мотивация речевой активности и познавательной активности: рассуждение, обмен
мнениями, актуализация личного опыта детей;
- приемы педагогической поддержки – побуждающие и направляющие диалоги для
активизации речевой активности, проблемная ситуация;
- авансирование на успех: печатки, «Коробочка добрых дел», награда - раскраски,
как
итог – составление коллекции.
Материал
и
оборудование: презентация на тему «Такая разная одежда»; конверты с
разрезными
силуэтами
одежды
и
ее
деталями;
печатки:
мишка,
сердечко,
машинка;
иллюстрации
к
стихотворению
Э.
Успенского
«Про
нарядных
девочек»;
«Коробочка
добрых
дел»,
пуговицы;
коллекция
лоскутков
-
образцов
разной
ткани;
картинки
с
изображением хлопка на каждого ребенка; кусочки ваты на каждого ребенка.
Ход деятельности:
Мотивация детей к деятельности
Специфика детской деятельности
Создание мотивации
- Дети, я приглашаю вас сегодня в музей
одежды. Я буду экскурсоводом, а вы
посетители.
1 слайд -
Первый зал нашего музея – это
одежда повседневная, рабочая, праздничная
- какая разница между будничной,
повседневной, рабочей и праздничной
одеждой?
Дети становятся для просмотра
презентации.
Актуализация личного опыта детей.
Рассматривают, как одежду украшают, какая
одежда им нравиться.
1 ч.
- давайте пройдем в следующий зал.
Каждый из вас может открыть конверт и
выполнить задание: правильно собрать
разрезанный силуэт одежды и назвать части
одежды.
Итог: кто сделал правильно и сумел назвать
части или повторить части одежды, на
своем конверте делает отметку печаткой (на
выбор)
Дети подходят к столам, на которых лежат
конверты с разрезанными силуэтами
разной одежды.
Рассматривают и называют с помощью
воспитателя детали одежды на картинках
(воротник, манжеты, рукав, хлястик),
помогают друг другу.
2ч.
- а мы переходим в следующий зал, где
можно посидеть и послушать
Дети садятся на стульчики полукругом
возле мольберта.
стихотворение.
Чтение стихотворения Э.Успенского «Про
нарядных девочек» с показывание
иллюстраций. (1 часть)
«Кружева, воротнички,
Пуговички, ленточки
Просто первоклассные
Платьица атласные.
Туфельки, шнурочки,
А в руках цветочки!
Папочки и мамочки,
Вот какие дамочки!
В рукавах платочки,
Просто ангелочки».
Вопросы: как были одеты эти девочки,
понравились ли они им и почему?
Чтение 2 части стихотворения (показ
иллюстраций)
«А вчера две этих дамы
Не желали слушать мамы.
Плакали и хныкали
И ногами дрыгали.
Кошку мучили вдвоём
И плевались киселём».
Вопросы:
Нравятся ли эти девочки вам сейчас, что
изменилось?
Итог: вы показали, что знаете правила
культуры поведения, можете объяснить
хорошие и плохие поступки. В музее ведете
себя достойно, поэтому можете наполнить
нашу «Копилочку добрых дел» пуговками.
Ответы детей.
Дети самостоятельно делают вывод о том,
как важно хорошо себя вести.
Дети опускают пуговицы в «Коробочку
добрых дел».
3ч.
- пройдем в следующий зал. Здесь у нас
собрана особенная одежда. Она нужна
людям разных профессий.
Проблемная ситуация:
- белая одежда нужна тем, кто работает на
дорогах… Правильно?
Игра с мячом «Назови правильно»
Дети подходят к магнитной доске, на
которой вывешены картинки людей разных
профессий.
Дети поправляют воспитателя и
вспоминают, какая особенная одежда нужна
людям разных профессий.
Встают в круг для игры с мячом. Надо
бросить мяч и назвать цвет, тот, кто ловит
мяч, должен назвать профессию.
Белая одежда – поварам, врачам и
медсестрам, оранжевая, тем, кто работает
на дорогах, непромокаемая одежда –
рыбакам. Обсуждают, кому нужна
пятнистая одежда зелено-бурого цвета,
почему и т.д.
Итог: вы показали хорошие знания, много
знаете, умеете наблюдать. Музей вам дарит
раскраски «Такие разные профессии».
4 ч.
- а мы переходим в следующий зал, где
собрана коллекция разных тканей.
- в нашей стране есть город Иваново, в
котором делают знаменитые ткани.
- некоторые нити делают из хлопка. Показ
иллюстраций.
- показать детям, как можно скрутить
ниточку из кусочка ваты, затем предложить
детям самим попробовать.
Вопросы к детям: из чего ещё можно
сделать нити? Такая ткань называется
шерстяная. Показ образцов.
Дети подходят к столам, каждый берет
любой лоскуток, рассматривают, выясняют,
что ткани состоят из нитей.
Выдергивают несколько ниточек из кусочка
льняной или хлопчатобумажной ткани,
рассматривают, что получилось, как
ниточки переплетаются между собой.
Дети рассматривают образцы этих тканей,
обмениваются впечатлениями.
Дети рассматривают картинки с
изображением этого растения, обращают
внимание на то, что хлопок похож на вату.
Дети берут по кусочку ваты и скручивают
ниточку.
- ответы детей: из шерсти животных
- рассматривание образцов шерстяной
ткани.
5 ч.
А сейчас пройдем в следующий зал для
просмотра презентации «Старинная
одежда»:
Сейчас мы посмотрим, как одевались люди
в прошлом, какая одежда была у наших
предков, какие сарафаны носили раньше,
что такое кафтан. Кофты, которые мы
носим сейчас - родственница кафтана.
Длинные до колена кафтаны, которые
раньше носили мужчины, сейчас никто уже
не носит. А кофтой в старину называли
короткий кафтан, который могли носить
только девочки и женщины.
Итог: вы побывали в музее одежды, много
узнали и многому научились, можете теперь
сами быть экскурсоводами.
Дети садятся на стульчики для просмотра
презентации.
Дети просматривают слайды, обмениваются
впечатлениями.
Дети составляют коллекции лоскутков-
образцов разных тканей: льняных,
хлопчатобумажных, шерстяных и др.,
рассматривают раскраски, обмениваются
впечатлениями.