Напоминание

Социокультурный опыт воспитания духовности и поддержки индивидуальности ребенка в образовательной среде ДОУ


Автор: Калинина Марина Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 54 Колпинского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: п. Металлострой г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Социокультурный опыт воспитания духовности и поддержки индивидуальности ребенка в образовательной среде ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социокультурный опыт воспитания духовности и поддержки индивидуальности ребенка в

образовательной среде ДОУ

Калинина Марина Георгиевна, воспитатель ГБДОУ №54

Осознанное восприятия мира начинается в среднем-старшем дошкольном возрасте. Именно

поэтому

этот

возраст

считается

одним

из

благоприятных

периодов

воспитания,

в

котором

закладываются основные принципы гуманной жизни. На основе сотрудничества семьи и ДОУ в этот

период

формируются

основы

для

воспитания

ДУХОВНО

–НРАВСТВЕННОЙ

личности,

стремящейся к духовному росту, доброте, способной противостоять злу.

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?

Во-первых,

поддерживаем

у

ребенка

положительную

самооценку,

т.е.

исходим

из

представлений, что «не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки». Каждый ребенок

талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.

Во-вторых,

содействуем

эмоциональному

благополучию

ребенка,

так

как

в

хорошем

эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.

В-третьих, помогаем ребенку управлять своим временем. Даем ребенку право выбора, чем ему

заниматься, учим его планировать свое время.

В-четвертых, образовательную среду организуем

таким образом, чтобы решить проблемы

развития

индивидуальности

и

творческих

способностей

дошкольников.

Создаем

условия

для

разнообразных видов деятельности, способствующих развитию мотивации личности к познанию и

творчеству, формированию общей культуры и самоутверждению.

Образовательную среду нашей группы мы рассматриваем как часть социокультурной среды

развития ребенка, которая подразумевает целостность специально организованных педагогических

условий развития личности (ЧТО? КАК? ДЛЯ ЧЕГО?).

В чем заключается различие: предметно пространственная среда и образовательная среда?

ЧТО?

Развивающая

предметно-пространственная

среда –

это

составная

ч а с т ь

образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью,

инвентарем, играми, игрушками и др.

КАК? Как мы будем создание условий для самовыражения и самореализации личности (центры

активности)

ДЛЯ ЧЕГО? Мы будем это делать - для поддержки индивидуальности каждого ребенка

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ образовательной среды группы

1.

Принцип комфортности

Мы

отвели достаточно места для таких центров как: строительства -

центр «Мы -

строители»,

сюжетно

ролевых

игр

центр

«Семья»,

искусства

«Чудо-ручки»,

литературный

«Волшебный сундучок». Эти центры всегда открыты, здесь мы предлагаем большое количество

материалов для продуктивного сотрудничества детей, для развития социальных компетенций.

Центр

математики

и

развивающих

игр

«Познавай-ка»

и

«Развивай-ка»

и

центр

науки

«Любознай-ка» меньше по площади, а вовремя активной работы их можно расширить.

Для группового сбора отвели достаточно просторное место. Большой ковер для комфортного

размещения всех детей, где они в свободном общении чувствуют себя достаточно комфортно. Стена,

которая

находится

в

этом

пространстве,

функциональна,

используется

для

осознанного

и

ответственного выбора (видов деятельности, партнеров, материалов)

Средняя группа - «Доска выбора», с помощью которой дети обозначают свой выбор центра

активности.

Это

круг

с

разделенными

частями,

каждая

часть

обозначена

цветом

и

картинкой

соответствующей

определенному

центру

активности,

куда

дети

помещают

фишки

со

своей

фотографией, обозначая свой выбор.

Старшая группа – предполагает выбор и партнеров для деятельности утром и вечером, т.е в

течение дня. У ребенка есть возможность договориться с кем, когда и для чего он планирует ту или

иную деятельность.

Выбор партнёров может происходить как организованно (например, разрезные картинки по

теме недели, по браслетам (двух цветов),жетонам, так и спонтанно, по взаимной симпатии жетонам, в

команду – по разрезным картинкам, пазлам, цифрам.

Материалы и задания в центрах разной сложности (на выбор), меняются в зависимости от

темы недели .

Материалы в центрах хранятся в понятном порядке для детей – в открытых пластиковых

коробках, контейнерах, корзинах или банках. Некоторые снабжены метками с помощью крупных

надписей печатными буквами.

Каждый день в соответствии с темой недели в центрах появляются новые дополнительные

материалы

необходимые

для

реализации

этой

темы.

Мы

их

готовим

заранее,

планируем

их

подготовку, в том числе и с помощью родителей. Помощь родителей позволяет у детей получить

шансы для более успешного результата своей работы.

2. Принцип достаточности

Материалов и заданий должно быть столько, чтобы тема, развивающаяся в группе, могла

иметь продолжение и активно обогащаться за счет новых материалов, давая новые возможности

детям для познания. Для этого создаем поисковые ситуации для детей: «найти то, что нам надо», а

так же подключаем родителей для поиска нужной информации, книг, игрушек, предметов быта и т.д.

По мере развития какой – нибудь определенной темы родители приносят для детей в группу

самые разные материалы «напрокат». Все это интересно разглядывать, трогать, взвешивать, читать

то,

что

написано.

Возникает

много

вопросов,

т.е.

создается

у

детей

реальный

интерес

к

происходящему

3. Принцип доступности и защищенности

Материалы и задания находятся в удобном для детей месте, в открытых контейнерах. Есть

место, где дети хранят личные вещи, персональные коробочки. Распоряжаясь материалами и своими

личными вещами по своему усмотрению, дети учатся не только ответственности (материалы или

игрушки понадобятся другому ребенку, он будет искать в этом месте), но и понимают, что порядок в

хранении нужен им самим.

С помощью карточек дети выкладывают режим дня, предстоящие дела в течение дня…..

Мы убедились, что для каждого ребенка ожидание предстоящих событий и дел очень важно,

так ка дает чувство защищенности и уверенности, и конечно, помогает детям сосредоточиться и над

задумкой и над своим временем.

4. Принцип баланса инициатив детей и взрослых

Каждый ребенок должен быть активным участником

всех событий, которые происходят в

течение дня. С этой целью мы стараемся давать детям возможность высказать свои предложения,

свои инициативы, внимательно выслушиваем и поощряем детей.

Например: тема недели «Натюрморт (фрукты, овощи, ягоды)», - что - бы узнать о пользе

овощей для организма человека, кто – то из детей предложил сделать овощной торт. Обсудили, что

такое торт, для чего делают торты, что для этого надо найти дома, принести, какие понадобятся

овощи, какое оборудование, в каком виде можно использовать овощи и многое другое, что было

интересно детям.

«Правила группы» придумывают сами дети в зависимости от возникающих проблем (не

кусаться, один говорит - остальные молчат) Значимые для детей правила обговариваются и детьми

выбирается место, куда поместить правило.

Занесение с прогулки в данный момент листьев для рассматривания под лупой, для сравнения

между собой, для счета, для гербария, для коллекции, для отпечатков. Зимой – занесение снега (для

наблюдений за его таянием), веточек деревьев.

После знакомства с древней посудой, дети стали собирать камни для экспериментов.

Свои рисунки дети помещаются туда, куда удобно ребенку (на магнитную доску, на стену, в

стаканчик, в раздевалку)

КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ?

Для

поддержки

успешности

(сравнение

сегодняшних

достижений

ребенка

с

его

вчерашними достижениями, стимулирование самооценки):

Детские

работы

выставлены

на

уровне,

удобном

детям

для

рассматривания

и

обмена

мнениями- стенд в раздевалке и в группе на магнитной доске.

Ежегодное интервью «Кто я? Что я люблю? Что я могу? Что мне нравиться или нет», «Что

означает мое имя?», «Родословная моей семьи»,находится в портфолио и ребенок может сравнить

себя вчерашнего с сегодняшним.

Стенд

«Солнышко»,

где

в

центре

находится

фотография

ребенка,

а

по

краям

лучики

с

лучшими его качествами - проговаривание своих качеств «Какой я?» заставляет поверить в свои

силы и повысить самооценку.

Использования бейджиков с именами детей во время дежурства

Наличие «работающих» стендов для регулирования групповых правил, позитивного принятия

себя:

«Работающие» стенды «Наше солнышко», «Звезда недели», «Выставка рисунков», это доска

почета,

на

которую

вывешиваются

фотографии

детей,

проявивших

себя

в

каком-то

виде

деятельности. Каждый ребенок течение года имеет возможность побывать победителем (конкурсы,

спектакли).

Стенд «Трудолюбивые почемучки», включающий в себя «Дни недели», «Части суток», «Мы

дежурим» ..

«Пиктограмма дня» - выстраивание детьми планов на день.

Для реализации индивидуальных образовательных траекторий:

Для фиксирования результатов деятельности существуют индивидуальные блокноты, в

которые дети приклеивают наклейки (разные по теме, смайлики) за труд. поручения, дежурство,

работу на занятиях и т. д.

Для детей, имеющих проблемы в речи, используем мнемотаблицы, схемы пальчиковых игр по

теме недели, составление рассказов по семейным газетам, коллажам (Печём разные вкусности), игры

на развитие моторики: «Обведи по точкам», «Проведи дорожки», «Дорисуй детали»

Для детей у которых слабо развита крупная и мелкая моторика пальцев, в группе подобраны

игры со схемами

При помощи наблюдения

за детьми выяснили, что Паша С. очень увлекается акулами, а

Артем Б. – любит наблюдать за изменениями в природе не только на улице, но и в помещении, глядя

в окно.

Для поддержки их успешности (Артем Б. – ИОМ, Паша

не любит рисовать, лепить,

недостаточно

самостоятелен

в

процессе

такой

деятельности)

сделан

центр

любителей

акул

и

видеорегистратор облаков. В центре любителей акул – всевозможные задания: дорисуй, закрась,

обведи

т.д.,

которые

Паша

охотно

выполняет.

Артем

помимо

того,

что

сам

наблюдает

по

видеорегистратору

за

облаками,

может

уже

рассказать

и

детям,

даже

привлечь

к

общению

некоторых.

Целесообразная достаточность материалов в центрах и наличие мотивирующих факторов для

самостоятельной

деятельности

на

примере

темы

недели

«

За

что

любят

книжки

девчонки

и

мальчишки»:

- центр «Волшебный сундучок» - материалы стимулирующие развитие

познавательнойактивности детей: детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и

растительном мире планеты, детские журналы. Портреты детских писателей и выставка книг К.

Чуковского, С. Маршака, А Барто, В Сутеева, русские народные сказки.

- центр «Любознайка» - бумага разной фактуры, степлер, дырокол для изготовления книжек,

блокнотов. «Аптечка» для ремонта книг (бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка, скотч,

кисточка, салфетка)

- центр «Умелые ручки» - раскраски по сказкам, схемы изготовления сказочных героев из

олетполукруга, «Подумай и дорисуй, какого героя не хватает», «Обведи предмет» (проблемные

вопросы)

- центр «В гостях у сказки» - карта путешествий по сказкам (раскраска), мнемотаблицы для

пересказывания и драматизации сказок, маски, задания – пазлы «Что сначала, что потом», «Узнай

сказку по иллюстрации», «Перескажи по иллюстрации сказку», «Сочини историю» (ситуации)

Таким образом, формирование и поддержка детской инициативы позволяет расширить личный

опыт детей, им есть о чем рассказать другим детям, самим проверить этот опыт деятельности,

гордиться своими достижениями. Все это и есть - социокультурный опыт воспитания духовности и

поддержки индивидуальности ребенка в образовательной среде ДОУ.



В раздел образования