Автор: Калинина Марина Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 54 Колпинского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: п. Металлострой г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Социокультурный опыт воспитания духовности и поддержки индивидуальности ребенка в образовательной среде ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Социокультурный опыт воспитания духовности и поддержки индивидуальности ребенка в
образовательной среде ДОУ
Калинина Марина Георгиевна, воспитатель ГБДОУ №54
Осознанное восприятия мира начинается в среднем-старшем дошкольном возрасте. Именно
поэтому
этот
возраст
считается
одним
из
благоприятных
периодов
воспитания,
в
котором
закладываются основные принципы гуманной жизни. На основе сотрудничества семьи и ДОУ в этот
период
формируются
основы
для
воспитания
ДУХОВНО
–НРАВСТВЕННОЙ
личности,
стремящейся к духовному росту, доброте, способной противостоять злу.
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?
Во-первых,
поддерживаем
у
ребенка
положительную
самооценку,
т.е.
исходим
из
представлений, что «не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки». Каждый ребенок
талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.
Во-вторых,
содействуем
эмоциональному
благополучию
ребенка,
так
как
в
хорошем
эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.
В-третьих, помогаем ребенку управлять своим временем. Даем ребенку право выбора, чем ему
заниматься, учим его планировать свое время.
В-четвертых, образовательную среду организуем
таким образом, чтобы решить проблемы
развития
индивидуальности
и
творческих
способностей
дошкольников.
Создаем
условия
для
разнообразных видов деятельности, способствующих развитию мотивации личности к познанию и
творчеству, формированию общей культуры и самоутверждению.
Образовательную среду нашей группы мы рассматриваем как часть социокультурной среды
развития ребенка, которая подразумевает целостность специально организованных педагогических
условий развития личности (ЧТО? КАК? ДЛЯ ЧЕГО?).
В чем заключается различие: предметно пространственная среда и образовательная среда?
ЧТО?
Развивающая
предметно-пространственная
среда –
это
составная
ч а с т ь
образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью,
инвентарем, играми, игрушками и др.
КАК? Как мы будем создание условий для самовыражения и самореализации личности (центры
активности)
ДЛЯ ЧЕГО? Мы будем это делать - для поддержки индивидуальности каждого ребенка
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ образовательной среды группы
1.
Принцип комфортности
Мы
отвели достаточно места для таких центров как: строительства -
центр «Мы -
строители»,
сюжетно
–
ролевых
игр
–
центр
«Семья»,
искусства
«Чудо-ручки»,
литературный
«Волшебный сундучок». Эти центры всегда открыты, здесь мы предлагаем большое количество
материалов для продуктивного сотрудничества детей, для развития социальных компетенций.
Центр
математики
и
развивающих
игр
«Познавай-ка»
и
«Развивай-ка»
и
центр
науки
«Любознай-ка» меньше по площади, а вовремя активной работы их можно расширить.
Для группового сбора отвели достаточно просторное место. Большой ковер для комфортного
размещения всех детей, где они в свободном общении чувствуют себя достаточно комфортно. Стена,
которая
находится
в
этом
пространстве,
функциональна,
используется
для
осознанного
и
ответственного выбора (видов деятельности, партнеров, материалов)
Средняя группа - «Доска выбора», с помощью которой дети обозначают свой выбор центра
активности.
Это
круг
с
разделенными
частями,
каждая
часть
обозначена
цветом
и
картинкой
соответствующей
определенному
центру
активности,
куда
дети
помещают
фишки
со
своей
фотографией, обозначая свой выбор.
Старшая группа – предполагает выбор и партнеров для деятельности утром и вечером, т.е в
течение дня. У ребенка есть возможность договориться с кем, когда и для чего он планирует ту или
иную деятельность.
Выбор партнёров может происходить как организованно (например, разрезные картинки по
теме недели, по браслетам (двух цветов),жетонам, так и спонтанно, по взаимной симпатии жетонам, в
команду – по разрезным картинкам, пазлам, цифрам.
Материалы и задания в центрах разной сложности (на выбор), меняются в зависимости от
темы недели .
Материалы в центрах хранятся в понятном порядке для детей – в открытых пластиковых
коробках, контейнерах, корзинах или банках. Некоторые снабжены метками с помощью крупных
надписей печатными буквами.
Каждый день в соответствии с темой недели в центрах появляются новые дополнительные
материалы
необходимые
для
реализации
этой
темы.
Мы
их
готовим
заранее,
планируем
их
подготовку, в том числе и с помощью родителей. Помощь родителей позволяет у детей получить
шансы для более успешного результата своей работы.
2. Принцип достаточности
Материалов и заданий должно быть столько, чтобы тема, развивающаяся в группе, могла
иметь продолжение и активно обогащаться за счет новых материалов, давая новые возможности
детям для познания. Для этого создаем поисковые ситуации для детей: «найти то, что нам надо», а
так же подключаем родителей для поиска нужной информации, книг, игрушек, предметов быта и т.д.
По мере развития какой – нибудь определенной темы родители приносят для детей в группу
самые разные материалы «напрокат». Все это интересно разглядывать, трогать, взвешивать, читать
то,
что
написано.
Возникает
много
вопросов,
т.е.
создается
у
детей
реальный
интерес
к
происходящему
3. Принцип доступности и защищенности
Материалы и задания находятся в удобном для детей месте, в открытых контейнерах. Есть
место, где дети хранят личные вещи, персональные коробочки. Распоряжаясь материалами и своими
личными вещами по своему усмотрению, дети учатся не только ответственности (материалы или
игрушки понадобятся другому ребенку, он будет искать в этом месте), но и понимают, что порядок в
хранении нужен им самим.
С помощью карточек дети выкладывают режим дня, предстоящие дела в течение дня…..
Мы убедились, что для каждого ребенка ожидание предстоящих событий и дел очень важно,
так ка дает чувство защищенности и уверенности, и конечно, помогает детям сосредоточиться и над
задумкой и над своим временем.
4. Принцип баланса инициатив детей и взрослых
Каждый ребенок должен быть активным участником
всех событий, которые происходят в
течение дня. С этой целью мы стараемся давать детям возможность высказать свои предложения,
свои инициативы, внимательно выслушиваем и поощряем детей.
Например: тема недели «Натюрморт (фрукты, овощи, ягоды)», - что - бы узнать о пользе
овощей для организма человека, кто – то из детей предложил сделать овощной торт. Обсудили, что
такое торт, для чего делают торты, что для этого надо найти дома, принести, какие понадобятся
овощи, какое оборудование, в каком виде можно использовать овощи и многое другое, что было
интересно детям.
«Правила группы» придумывают сами дети в зависимости от возникающих проблем (не
кусаться, один говорит - остальные молчат) Значимые для детей правила обговариваются и детьми
выбирается место, куда поместить правило.
Занесение с прогулки в данный момент листьев для рассматривания под лупой, для сравнения
между собой, для счета, для гербария, для коллекции, для отпечатков. Зимой – занесение снега (для
наблюдений за его таянием), веточек деревьев.
После знакомства с древней посудой, дети стали собирать камни для экспериментов.
Свои рисунки дети помещаются туда, куда удобно ребенку (на магнитную доску, на стену, в
стаканчик, в раздевалку)
КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ?
Для
поддержки
успешности
(сравнение
сегодняшних
достижений
ребенка
с
его
вчерашними достижениями, стимулирование самооценки):
Детские
работы
выставлены
на
уровне,
удобном
детям
для
рассматривания
и
обмена
мнениями- стенд в раздевалке и в группе на магнитной доске.
Ежегодное интервью «Кто я? Что я люблю? Что я могу? Что мне нравиться или нет», «Что
означает мое имя?», «Родословная моей семьи»,находится в портфолио и ребенок может сравнить
себя вчерашнего с сегодняшним.
Стенд
«Солнышко»,
где
в
центре
находится
фотография
ребенка,
а
по
краям
лучики
с
лучшими его качествами - проговаривание своих качеств «Какой я?» заставляет поверить в свои
силы и повысить самооценку.
Использования бейджиков с именами детей во время дежурства
Наличие «работающих» стендов для регулирования групповых правил, позитивного принятия
себя:
«Работающие» стенды «Наше солнышко», «Звезда недели», «Выставка рисунков», это доска
почета,
на
которую
вывешиваются
фотографии
детей,
проявивших
себя
в
каком-то
виде
деятельности. Каждый ребенок течение года имеет возможность побывать победителем (конкурсы,
спектакли).
Стенд «Трудолюбивые почемучки», включающий в себя «Дни недели», «Части суток», «Мы
дежурим» ..
«Пиктограмма дня» - выстраивание детьми планов на день.
Для реализации индивидуальных образовательных траекторий:
Для фиксирования результатов деятельности существуют индивидуальные блокноты, в
которые дети приклеивают наклейки (разные по теме, смайлики) за труд. поручения, дежурство,
работу на занятиях и т. д.
Для детей, имеющих проблемы в речи, используем мнемотаблицы, схемы пальчиковых игр по
теме недели, составление рассказов по семейным газетам, коллажам (Печём разные вкусности), игры
на развитие моторики: «Обведи по точкам», «Проведи дорожки», «Дорисуй детали»
Для детей у которых слабо развита крупная и мелкая моторика пальцев, в группе подобраны
игры со схемами
При помощи наблюдения
за детьми выяснили, что Паша С. очень увлекается акулами, а
Артем Б. – любит наблюдать за изменениями в природе не только на улице, но и в помещении, глядя
в окно.
Для поддержки их успешности (Артем Б. – ИОМ, Паша
не любит рисовать, лепить,
недостаточно
самостоятелен
в
процессе
такой
деятельности)
сделан
центр
любителей
акул
и
видеорегистратор облаков. В центре любителей акул – всевозможные задания: дорисуй, закрась,
обведи
т.д.,
которые
Паша
охотно
выполняет.
Артем
помимо
того,
что
сам
наблюдает
по
видеорегистратору
за
облаками,
может
уже
рассказать
и
детям,
даже
привлечь
к
общению
некоторых.
Целесообразная достаточность материалов в центрах и наличие мотивирующих факторов для
самостоятельной
деятельности
на
примере
темы
недели
«
За
что
любят
книжки
девчонки
и
мальчишки»:
- центр «Волшебный сундучок» - материалы стимулирующие развитие
познавательнойактивности детей: детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и
растительном мире планеты, детские журналы. Портреты детских писателей и выставка книг К.
Чуковского, С. Маршака, А Барто, В Сутеева, русские народные сказки.
- центр «Любознайка» - бумага разной фактуры, степлер, дырокол для изготовления книжек,
блокнотов. «Аптечка» для ремонта книг (бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка, скотч,
кисточка, салфетка)
- центр «Умелые ручки» - раскраски по сказкам, схемы изготовления сказочных героев из
олетполукруга, «Подумай и дорисуй, какого героя не хватает», «Обведи предмет» (проблемные
вопросы)
- центр «В гостях у сказки» - карта путешествий по сказкам (раскраска), мнемотаблицы для
пересказывания и драматизации сказок, маски, задания – пазлы «Что сначала, что потом», «Узнай
сказку по иллюстрации», «Перескажи по иллюстрации сказку», «Сочини историю» (ситуации)
Таким образом, формирование и поддержка детской инициативы позволяет расширить личный
опыт детей, им есть о чем рассказать другим детям, самим проверить этот опыт деятельности,
гордиться своими достижениями. Все это и есть - социокультурный опыт воспитания духовности и
поддержки индивидуальности ребенка в образовательной среде ДОУ.