Автор: Сафина Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №166
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нетрадиционные способы оздоровления, или лечение с творческим самовыражением. Оздоровительные игры для дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение города Иркутска детский сад № 166
664082, город Иркутск, мкр. Университетский д.32 т.36-80-97
Методическая разработка
Нетрадиционные способы оздоровления,
или лечение с творческим самовыражением
Оздоровительные игры для дошкольников
Подготовила: Сафина Н.В.
март 2019
Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и
подключить внутренние резервы организма ребенка.
Часто бывает, что ребенок болен и не может активно двигаться, но он не настолько болен,
чтобы оставаться в постели.
В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому,
что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором или компьютером утомляет его, и
он начинает хандрить. А хандра, уныние и плохое настроение отнимают сил ничуть не
меньше, чем ангина.
Не позволяйте ребенку становиться пассивным и безучастным, если он в состоянии
развлечь себя.
Есть много способов заставить работать воображение больного ребенка и помочь ему
начать творить. Это важно, так как, начиная творить, фантазировать, ребенок включается в
состояние творческого процесса. Это состояние вполне доступно ребенку, так как за него
отвечает правое полушарие головного мозга, которое у детей до 12 лет доминирует, в
отличие от взрослых, у которых доминирует левое полушарие головного мозга,
отвечающее за логику и эталоны поведения.
Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени (мы его не
замечаем), становятся менее интенсивными или исчезают болевые ощущения, человек
уходит в свой внутренний мир. Пропадает усталость, ребенок желает закончить свое
произведение. Интерес и энтузиазм творчества повышают адаптивные функции
организма, включают внутренние резервы, помогающие выздоравливать. Иначе процесс
творческой активности можно назвать «активной медитацией».
Игры-задания, которые помогут вашему ребенку раскрыть свои внутренние резервы и
окунуться в состояние творческого процесса.
«Игрушка – подушка»
Цель игры:
развитие творческой фантазии и изобретательности;
обучение тому, как делать простые самобытные вещи.
Необходимые материалы:
листы тонкой бумаги больших размеров (обои, старые афиши, плакаты, календари),
ножницы, степлер и скрепки, гуашь и кисти.
Ход: «Сегодня мы будем делать игрушки, которые можно подарить другу, брату или
сестре. Они необычные, легкие. Такие игрушки несложно сделать в любом количестве».
Для этого нужно взять 2 листа бумаги и сложить их вместе. На ней нужно нарисовать
силуэт животного, автомобиля, рыбы и др. Силуэт должен быть обобщенным, без
выходящих за его линию деталей. Если это кошка, то лучше сделать ее спящей,
свернувшейся калачиком в комочек, лапки подрисовать потом.
Когда силуэты нарисованы, их нужно вырезать ножницами по контуру. С помощью
степлера скрепить детали по краю, оставив отверстие. В образовавшееся отверстие
набивается бумага (старые газеты) осторожно, чтобы не порвать игрушку. Подушка не
должна быть слишком толстой или тонкой. Теперь ее можно закрасить и дорисовать
недостающие детали.
Игрушки – подушки получаются легкие, их можно подвесить к потолку.
«Витрина магазина»
Цель игры:
обучение отбору материала (фотографии, рисунки, шрифты) из журналов и газет, по
какому-либо признаку относящегося к определенной теме;
обучение составлению из него коллажей;
формирование представления о наиболее важных законах композиции, доступных для
данного возраста, представления об искусстве современного дизайна.
Необходимые материалы:
цветной картон, клей ПВА, старые журналы и газеты, кусочки цветной самоклеящейся
пленки.
Ход: «Сегодня мы попали в город с множеством разных магазинов. Но вот беда – Маше
нужно в книжный, а Пете – в кондитерский, Ване – туда, где продают игрушки. А где
какой магазин, мы не знаем, все они похожи друг на друга, у всех есть дверь и большие
окна. Вот если бы поработали художники и оформили витрины магазинов, мы сразу
догадались бы, куда нам идти.
Давайте сами поработаем художниками. Выбирайте название своего магазина, а витрину
нам заменит лист цветного картона».
Далее каждый выбирает то, что ему нужно для своего магазина: фотографии, картинки,
шрифты, бумагу и т.д. Все это вырезают ножницами и составляют коллаж.
Бумажный коллаж легок в изготовлении и даст большой простор фантазии.
Детям нужна помощь, т.к. в этом возрасте основные законы композиции не усваиваются.
Нужно рассказать детям, что главное, а что второстепенное и где разместить вырезанные
силуэты.
После того как композиция найдена, и все вещи заняли свои места, их нужно приклеить к
картону, затем украсить буквами, сердечками, звездочками из самоклеящейся пленки.
«Живопись с помощью пальцев».
Цель игры: развитие мелкой моторики; разрядка эмоционального напряжения; развитие
воображения.
Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, потому что
успокаивает его и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не
требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как
эмоции.
С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне,
происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Живопись помогает адекватно
выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это прекрасно
видно в работах.
У детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно
кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их
размазывание по ватману позволяют ребенку более полно включиться в процесс
творчества, подключают внутренние резервы организма.
В этом возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, то есть желание все потрогать,
часто пресекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетворение потребности
запачкаться (и за это не будут ругать!) – очень важные моменты. Предварительно, конечно,
необходимо надеть на ребенка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть
поверхность стола клеенкой.
Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать.
Расспросите, что именно он нарисовал, кто и что изображено на рисунке.
«Игры с песком».
Цель игры: развитие мелкой моторики, разрядка эмоционального напряжения,
стимулирование новых кинестетических ощущений, развитие воображения.
Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка,
обеспечивают его психологический комфорт; развитие мелкой моторики и тактильной
чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, способствует
формированию произвольного внимания и памяти; ребенок учится прислушиваться к
своим ощущениям и проговаривать их.
Для игры с песком в помещении необходимы: водонепроницаемый деревянный ящик
50*70*8 см; чистый просеянный песок (лучше прокалить его в духовке); песок заполняет
1/3 ящика; вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок.
Вариант игры «Отпечатки рук».
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый делают отпечатки кистей рук:
внутренней и внешней стороны. Взрослый рассказывает: «Мне приятно. Я чувствую
прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, я ощущаю песчинки. А что чувствуешь
ты?».
Когда ребенок расскажет о своих ощущениях, можно перевернуть руку ладонью вверх,
выполнить зигзагообразные движения или круговые, создать отпечатки ладоней, кулачков
и т.д., пройтись по поверхности отдельно каждым пальцем, затем по два, по три и т.д.,
поиграть на поверхности песка, как на клавиатуре компьютера или пианино. Для
сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать те же движения на
поверхности стола.