Напоминание

Нетрадиционные способы оздоровления, или лечение с творческим самовыражением. Оздоровительные игры для дошкольников


Автор: Сафина Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №166
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нетрадиционные способы оздоровления, или лечение с творческим самовыражением. Оздоровительные игры для дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение города Иркутска детский сад № 166

664082, город Иркутск, мкр. Университетский д.32 т.36-80-97

Методическая разработка

Нетрадиционные способы оздоровления,

или лечение с творческим самовыражением

Оздоровительные игры для дошкольников

Подготовила: Сафина Н.В.

март 2019

Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и

подключить внутренние резервы организма ребенка.

Часто бывает, что ребенок болен и не может активно двигаться, но он не настолько болен,

чтобы оставаться в постели.

В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому,

что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором или компьютером утомляет его, и

он начинает хандрить. А хандра, уныние и плохое настроение отнимают сил ничуть не

меньше, чем ангина.

Не позволяйте ребенку становиться пассивным и безучастным, если он в состоянии

развлечь себя.

Есть много способов заставить работать воображение больного ребенка и помочь ему

начать творить. Это важно, так как, начиная творить, фантазировать, ребенок включается в

состояние творческого процесса. Это состояние вполне доступно ребенку, так как за него

отвечает правое полушарие головного мозга, которое у детей до 12 лет доминирует, в

отличие от взрослых, у которых доминирует левое полушарие головного мозга,

отвечающее за логику и эталоны поведения.

Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени (мы его не

замечаем), становятся менее интенсивными или исчезают болевые ощущения, человек

уходит в свой внутренний мир. Пропадает усталость, ребенок желает закончить свое

произведение. Интерес и энтузиазм творчества повышают адаптивные функции

организма, включают внутренние резервы, помогающие выздоравливать. Иначе процесс

творческой активности можно назвать «активной медитацией».

Игры-задания, которые помогут вашему ребенку раскрыть свои внутренние резервы и

окунуться в состояние творческого процесса.

«Игрушка – подушка»

Цель игры:

развитие творческой фантазии и изобретательности;

обучение тому, как делать простые самобытные вещи.

Необходимые материалы:

листы тонкой бумаги больших размеров (обои, старые афиши, плакаты, календари),

ножницы, степлер и скрепки, гуашь и кисти.

Ход: «Сегодня мы будем делать игрушки, которые можно подарить другу, брату или

сестре. Они необычные, легкие. Такие игрушки несложно сделать в любом количестве».

Для этого нужно взять 2 листа бумаги и сложить их вместе. На ней нужно нарисовать

силуэт животного, автомобиля, рыбы и др. Силуэт должен быть обобщенным, без

выходящих за его линию деталей. Если это кошка, то лучше сделать ее спящей,

свернувшейся калачиком в комочек, лапки подрисовать потом.

Когда силуэты нарисованы, их нужно вырезать ножницами по контуру. С помощью

степлера скрепить детали по краю, оставив отверстие. В образовавшееся отверстие

набивается бумага (старые газеты) осторожно, чтобы не порвать игрушку. Подушка не

должна быть слишком толстой или тонкой. Теперь ее можно закрасить и дорисовать

недостающие детали.

Игрушки – подушки получаются легкие, их можно подвесить к потолку.

«Витрина магазина»

Цель игры:

обучение отбору материала (фотографии, рисунки, шрифты) из журналов и газет, по

какому-либо признаку относящегося к определенной теме;

обучение составлению из него коллажей;

формирование представления о наиболее важных законах композиции, доступных для

данного возраста, представления об искусстве современного дизайна.

Необходимые материалы:

цветной картон, клей ПВА, старые журналы и газеты, кусочки цветной самоклеящейся

пленки.

Ход: «Сегодня мы попали в город с множеством разных магазинов. Но вот беда – Маше

нужно в книжный, а Пете – в кондитерский, Ване – туда, где продают игрушки. А где

какой магазин, мы не знаем, все они похожи друг на друга, у всех есть дверь и большие

окна. Вот если бы поработали художники и оформили витрины магазинов, мы сразу

догадались бы, куда нам идти.

Давайте сами поработаем художниками. Выбирайте название своего магазина, а витрину

нам заменит лист цветного картона».

Далее каждый выбирает то, что ему нужно для своего магазина: фотографии, картинки,

шрифты, бумагу и т.д. Все это вырезают ножницами и составляют коллаж.

Бумажный коллаж легок в изготовлении и даст большой простор фантазии.

Детям нужна помощь, т.к. в этом возрасте основные законы композиции не усваиваются.

Нужно рассказать детям, что главное, а что второстепенное и где разместить вырезанные

силуэты.

После того как композиция найдена, и все вещи заняли свои места, их нужно приклеить к

картону, затем украсить буквами, сердечками, звездочками из самоклеящейся пленки.

«Живопись с помощью пальцев».

Цель игры: развитие мелкой моторики; разрядка эмоционального напряжения; развитие

воображения.

Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, потому что

успокаивает его и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не

требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как

эмоции.

С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне,

происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Живопись помогает адекватно

выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это прекрасно

видно в работах.

У детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно

кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их

размазывание по ватману позволяют ребенку более полно включиться в процесс

творчества, подключают внутренние резервы организма.

В этом возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, то есть желание все потрогать,

часто пресекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетворение потребности

запачкаться (и за это не будут ругать!) – очень важные моменты. Предварительно, конечно,

необходимо надеть на ребенка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть

поверхность стола клеенкой.

Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать.

Расспросите, что именно он нарисовал, кто и что изображено на рисунке.

«Игры с песком».

Цель игры: развитие мелкой моторики, разрядка эмоционального напряжения,

стимулирование новых кинестетических ощущений, развитие воображения.

Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка,

обеспечивают его психологический комфорт; развитие мелкой моторики и тактильной

чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, способствует

формированию произвольного внимания и памяти; ребенок учится прислушиваться к

своим ощущениям и проговаривать их.

Для игры с песком в помещении необходимы: водонепроницаемый деревянный ящик

50*70*8 см; чистый просеянный песок (лучше прокалить его в духовке); песок заполняет

1/3 ящика; вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок.

Вариант игры «Отпечатки рук».

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый делают отпечатки кистей рук:

внутренней и внешней стороны. Взрослый рассказывает: «Мне приятно. Я чувствую

прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, я ощущаю песчинки. А что чувствуешь

ты?».

Когда ребенок расскажет о своих ощущениях, можно перевернуть руку ладонью вверх,

выполнить зигзагообразные движения или круговые, создать отпечатки ладоней, кулачков

и т.д., пройтись по поверхности отдельно каждым пальцем, затем по два, по три и т.д.,

поиграть на поверхности песка, как на клавиатуре компьютера или пианино. Для

сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать те же движения на

поверхности стола.



В раздел образования