Напоминание

Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста


Автор: Ирина Ивановна Караваева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №44
Населённый пункт: город Сухой Лог
Наименование материала: статья
Тема: Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.

Проблема формирования и развития познавательной активности

волновала

многих

учёных

прошлого,

которые

стремились

раскрывать

основные

приёмы

процесса

развития

познавательной

активности

детей.

Современные

исследования

педагогов

и

психологов,

направленные

на

изучение

различных

аспектов

обучения

детей

дошкольного

возраста,

показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом

зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им

знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции

самого

ребенка,

его

активности.

Совершенно

очевидно,

что

результат

познавательной

активности

тогда

выше,

когда

налицо

психологически

и

педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом

процессе активности педагога и ребенка.

Раскроем

понятия

«познание»,

«активность»,

«познавательная

а к т и в н о с т ь » .

П о з н а н и е

- специфическая

деятельность

человека,

ориентированная

на

открытие

законов

природы

и

общества,

тайн

бытия

человека

и

мира

вообще,

обнаружение

возможных

способов

действия

с предметами, явлениями и путей достижения целей. Понятие «активность»

примерно одинаково часто применяется в психологии и смежных науках для

обозначения

трех

неодинаковых

явлений:

активность

-

деятельность,

активность

-

готовность

к деятельности

и активность

-

инициативность.

В выделенных

трех

вариантах

(а их,

бесспорно,

намного

больше)

при

существенных

различиях

есть

и общая

часть:

та,

где

они

взаимно

перекрываются.

Общим,

совпадающим

является

указание

на наличие

энергии, ее мобилизованность.

В педагогическом словаре познавательная

активность определяется как деятельностное состояние личности, которое

характеризуется

стремлением

к

учению,

умственному

напряжению

и

проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Каждый

ребенок

появляется

на

свет

с

врожденной

познавательной

направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах

к

новым

условиям

жизнедеятельности.

Постепенно

познавательная

направленность

переходит

в

познавательную

активность

состояние

внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в

поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об

окружающем мире.

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего,

в

умении

ребенка

принимать

от

взрослого

и

самостоятельно

ставить

познавательную

задачу,

составлять

план

действий,

отбирать

средства

и

способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов,

производить

определенные

действия

и

операции,

получать

результаты

и

понимать

необходимость

их

проверки.

Таким

образом,

получается,

что

познавательная активность является действием волевым, целенаправленным

и процесс познавательной деятельности определяется не внешней (моторной)

деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем

внутренней

(мыслительной)

активности,

которая

несет

в

себе

элементы

творчества.

В основе познавательной активности лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес - форма проявления познавательной потребности,

обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности

и

тем

самым

способствующая

ориентировке,

ознакомлению

с

новыми

фактами, более полному и глубокому отображению действительности.

Ребенку, который имеет различные познавательные интересы присуща

познавательная

активность,

но

ее

мера

и

направленность

не

одинаковы.

Поэтому, чтобы определить меру познавательной активности Е.И.Щербакова

выделяет у дошкольников ее проявления в соответствии с тем, как ребенок

организует и регулирует процесс своего знакомства с окружающим. Она

считает, что эти положения показывают: познавательную активность нельзя

рассматривать как действие волевое целенаправленное, где цель выходит за

рамки непосредственной ситуации.

Е.И. Щербакова

предложила показатели познавательной активности

дошкольников:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2.

Явно

выраженное

стремление

выполнять

разнообразные,

особенно

сложные задания.

3.

Желание

продолжить

занятие

(нередко

такие

дети

сами

являются

инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий,

достижении результата, осуществление контроля.

5.

Использование

знаний

в

самостоятельной

деятельности

(игре,

труде,

конструировании).

6.

Обращение

к

воспитателю

с

вопросами,

направленными

на

познавательный интерес.

7. Качество знаний и умений.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны

объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Выделить

и

охарактеризовать

познавательную

активность

ребенка,

значит, определить уровень ее развития. Д.Б. Годовикова предполагает для

этого, во-первых, определить область объектов, на которые она направлена

(содержание), во-вторых, характер организации поисков. Она считает, что

познавательная

активность

это

стремление

получить

знания

о

явлениях

окружающего мира, это и познавательная потребность, и побуждаемая ею

познавательная

деятельность.

Познавательная

активность,

по

ее

мнению,

имеет отчетливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить

и

о

характере

ее

организации.

Чем

заинтересован

ребенок,

какова

интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями,

можно судить по 4-м показателям:

1.Внимание и особый интерес к предметам.

2.Эмоциональное

отношение

к

предметам

(удивление,

недоумение,

лукавство, то есть разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом).

3.Действия,

направленные

на

распознавательные

устройства

предмета,

понимание

его

функционального

назначения.

Общее

количество

этих

действий – свидетельство интенсивности обследования. Но особенно важно

качество

действий,

прежде

всего

их

разнообразие

и

смена

одних

типов

другими, паузы, во время которых ребенок раздумывает об этом предмете.

4. Постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет.

Из

этого

следует,

что

Д.Б.

Годовикова

выделяет

проявления

познавательной активности в соответствии с тем, как ребенок осуществляет

процесс

своего

знакомства

с

окружающим,

что,

по

ее

мнению,

свидетельствует о готовности преодолевать трудности и препятствия на пути

к распознанию сути предмета.

Несмотря

на

значительное

внимание,

уделяемое

проблеме

исследователями,

на

сегодняшний

день

нет

общепризнанного

понимания

структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система

выделения

показателей,

критериев

познавательной

активности.

Анализ

литературы

показал,

что

наиболее

аргументировано

выделение

авторами

следующих

компонентов

структуры

познавательной

активно сти:

эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный.

Компоненты структуры познавательной активности

Компонент

Содержание

Критерий

Эмоциональный

Особенности

эмоционального

подкрепления

индивидуального

опыта

познания.

В н е ш н е е

в ы р а ж е н и е

эмоций

(радость

-

горе,

увлечение - безучастность и

т.д.)

Волевой

В о л е в ы е

у с и л и я ,

н а п р а в л е н н ы е

н а

достижения

сознательно

п о с т а в л е н н о й

ц е л и ,

связанные

с

преодолением

внешних

и

в н у т р е н н и х

препятствий

Стремление, настойчивость,

устойчивость

(преодоление

трудностей).

Мотивационный

М о т и в ы ,

п о т р е б н о с т и ,

установки,

интересы,

цели,

результат.

Отношение к заданию.

Отношение

к

результату

деятельности.

Содержательно-

процессуальный

Объем

знаний,

умений,

навыков, способов действий

и готовность их применить.

Оптимальность

деятельности

(скорость

и

к а ч е с т в о

в ы п о л н е н и я

заданий).

Выделенные компоненты познавательной активности могут находиться

на

различных

уровнях

развития,

но

при

этом

они,

как

части

системы,

находятся в сложных отношениях, то есть

взаимовлияют и взаимозависят

друг от друга.

Так,

например,

положительное

эмоциональное

отношение

к

познавательной

деятельности

стимулирует

развитие

содержательно-

процессуального компонента и наоборот, значительный объем знаний умений

и

навыков

создает

позитивный

настрой

по

отношению

к

учебной

деятельности.

Таким

образом,

познавательная

активность

на

протяжении

дошкольного

возраста

проходит

сложный

путь

развития

от

простых

ориентировок,

которые

вызваны

новизной

предмета,

к

стремлению

разрешить

противоречие

между

сложившимися

знаниями

и

навыками,

которые возникают в процессе познавательной деятельности детей.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники