Напоминание

"Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях современной дошкольной образовательной организации."


Автор: Ахмедова Луиза Вахаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г Когалым ,Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях современной дошкольной образовательной организации."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ахмедова Луиза Вахаевна,

воспитатель МАДОУ г.Когалым

Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в

условиях современной дошкольной образовательной организации

Аннотация: в данной статье освещены теоретические и практические вопросы

использования

разнообразных

форм

и

методов

взаимодействия

с

семьями

воспитанников

в

условиях

современной

дошкольной

образовательной

организации.

Проблема

взаимодействия

семьи

и

дошкольной

образовательной

организации широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования,

которые были проведены Е.П. Арнаутовой, Г.Н. Годиной, В.П. Дубровой и

другими

авторами,

позволили

выявить

ряд

проблем,

существующих

во

взаимодействии

современной

дошкольной

образовательной

организации

с

семьей, кроме того, разработаны содержательные и организационные аспекты

проблемы

взаимодействия

детского

сада

и

семьи.

В

ряде

работ

были

представлены

методические

рекомендации

для

работников

дошкольной

образовательной организации по проведению работы с родителями на основе

сотрудничества и взаимодействия.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и практики,

наряду с положительными моментами, выявил проблемы, важными из которых

являются следующие: недостаточный уровень компетентности воспитателей,

отсутствие в дошкольных образовательных учреждениях системы работы по

взаимодействию педагогов и родителей, низкий уровень информированности

родителей,

слабое

использование

педагогами

современных

компьютерных

технологий. В связи с этим считаем важным изучение и внедрение в практику

работы дошкольных образовательных организаций различных форм и методов

организации

взаимодействия

педагогов

дошкольной

образовательной

организации с семьями воспитанников.

Под

взаимодействием

будем

понимать

осуществление

комплекса

систематических,

постоянных

действий,

целью

которых

является

вызов

соответствующей реакции со стороны других людей [2].

Под

организацией

взаимодействия

п е д а го го в

д о ш ко л ь н о й

образовательной организации с семьями воспитанников понимается процесс

организованной совокупности направлений, форм, методов, направляющих и

преобразующих

детскую

жизнь.

Данный

процесс

выстраивается

с

учетом

возможно более полного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с

ней [3].

Проблемами

взаимодействия

педагогов

с

семьей

занимались

такие

ученые, как Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова и др. В исследованиях данных

авторов достаточно полно представлены формы взаимодействия педагогов с

семьями воспитанников [1].

На примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения

МАДОУ

д/с

«Березка»

были

рассмотрены

особенности

организации

взаимодействия

современной

дошкольной

образовательной

организации с родителями дошкольников.

На

современном

этапе

в

дошкольной

образовательной

организации

сложилась определенная система в работе с семьями воспитанников на всех

возрастных

этапах

дошкольного

детства.

Важная

роль

взаимодействию

педагогического коллектива и семьи дошкольников отмечается в группах детей

старшего дошкольного возраста, так как данный этап является важным в плане

подготовки детей к обучению в школе. Осуществляется совместная работа

педагогов и родителей по моральной, физической, интеллектуальной подготовке

детей,

создаются

условия,

направленные

на

формирование

предпосылок

школьного

обучения

и

социализации.

В

связи

с

этим

более

подробно

остановимся

на

организации

взаимодействия

педагогов

дошкольной

образовательной организации с семьями воспитанников в старшем дошкольном

возрасте.

В подготовительной к школе группе в МАДОУ д/с «Березка» основными

направлениями

работы

с

родителями

являются:

познавательное,

наглядно-

информационное, досуговое.

Познавательное

направление

позволяет

познакомить

родителей

с

особенностями

возрастного

и

психологического

развития

детей

старшего

дошкольного

возраста,

сформировать

у

родителей

практические

навыки

воспитания

детей,

обогатить

знаниями,

касающимися

вопросов

воспитания

детей старшего дошкольного возраста. По данному направлению в дошкольной

образовательной организации было проведено родительское собрание на тему:

«Скоро

в

школу»

и

несколько

индивидуальных

консультаций,

общая

тема

которых была «Подготовка к школе в условиях семьи».

Наглядно-информационное направление позволяет организовать общение

педагогического

коллектива

дошкольной

образовательной

организации

и

родителей,

при

этом

осуществляется

решение

задач,

направленных

на

ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания

детей

в

условиях

дошкольной

образовательной

организации,

способствуют

правильной оценке деятельности воспитателей, пересмотру методов и приёмов

семейного воспитания, более объективному видению деятельности педагогов.

Данное направление даёт возможность донести до семей воспитанников

любую

информацию

в

легкой

и

доступной

форме,

тактично

напомнить

о

родительских обязанностях и их ответственности. В соответствии с данным

направлением, в подготовительной к школе группе оформляются уголки для

родителей,

тематика

которых

затрагивает

основные

моменты

подготовки

к

школе:

«Возрастные

особенности

детей

6-7

лет»,

«Развитие

речи

детей»,

«Ознакомление дошкольников с пространством и временем» и т.д. Кроме того,

воспитателями

периодически

оформляются

папки-передвижки

по

сезонным

изменениям в природе, правилам дорожного движения, буклеты, в которых

представлены игры и рекомендации родителям по речевому, познавательному,

физическому, художественно-эстетическому развитию детей.

Досуговое

направление

в

дошкольной

образовательной

организации

способствует установлению теплых доверительных отношений между всеми

участниками

образовательного

процесса,

налаживанию

эмоционального

контакта между педагогами и семьями воспитанников, между родителями и

детьми.

Досуговое

направление

является

самым

привлекательным,

востребованным, но и самым трудным по организации. Данное направление

реализуются через проведение праздников для дошкольников, в организации

которых

активное

участие

принимают

родители,

кроме

того,

широко

используется

проведение

совместных

праздников,

так,

к

примеру,

были

проведены совместные праздники «8 марта», «Мама, папа, я – спортивная

семья», «Новый год» и др.

В процессе организации работы с родителями в подготовительной группе

воспитателями

используются

разнообразные

формы

работы:

проводятся

коллективные

родительские

собрания,

индивидуальные

консультации,

применяются наглядно-информационные формы, организуются праздники.

В

условиях

дошкольной

образовательной

организации

используются

разнообразные

методы

работы

с

родителями

дошкольников.

Широко

используется

метод

активизации

родителей.

Данный

метод

направлен

на

возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным

жизненным

опытом,

желания

семей

воспитанников

активно

участвовать

в

обсуждении предлагаемого им материала.

Таким образом, при анализе деятельности МАДОУ д/с «Березка» было

выявлено,

что

одним

из

направлений

деятельности

детского

сада

является

организация

взаимодействия

педагогов

дошкольной

образовательной

организации

с

семьями

воспитанников. В

течение

учебного

года

для

организации

взаимодействия

педагогов

ДОО

с

семьями

воспитанников

применяются такие формы работы, как коллективные родительские собрания,

индивидуальные консультации, наглядно-информационные формы, праздники.

Также в дошкольной образовательной организации активно используется метод

активизации

родителей,

целью

которого

является

формирование

активной

позиции родителей, актуализация их знаний.

Список использованной литературы

1.

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001. С. 264

2.

Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного

учреждения и семьи в условиях малого города. М.: Управление ДОУ, №5. 2004.

С. 18.

3.

Осипов Г.В. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. 303 с.



В раздел образования