Автор: Ахмедова Луиза Вахаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г Когалым ,Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях современной дошкольной образовательной организации."
Раздел: дошкольное образование
Ахмедова Луиза Вахаевна,
воспитатель МАДОУ г.Когалым
Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в
условиях современной дошкольной образовательной организации
Аннотация: в данной статье освещены теоретические и практические вопросы
использования
разнообразных
форм
и
методов
взаимодействия
с
семьями
воспитанников
в
условиях
современной
дошкольной
образовательной
организации.
Проблема
взаимодействия
семьи
и
дошкольной
образовательной
организации широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования,
которые были проведены Е.П. Арнаутовой, Г.Н. Годиной, В.П. Дубровой и
другими
авторами,
позволили
выявить
ряд
проблем,
существующих
во
взаимодействии
современной
дошкольной
образовательной
организации
с
семьей, кроме того, разработаны содержательные и организационные аспекты
проблемы
взаимодействия
детского
сада
и
семьи.
В
ряде
работ
были
представлены
методические
рекомендации
для
работников
дошкольной
образовательной организации по проведению работы с родителями на основе
сотрудничества и взаимодействия.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и практики,
наряду с положительными моментами, выявил проблемы, важными из которых
являются следующие: недостаточный уровень компетентности воспитателей,
отсутствие в дошкольных образовательных учреждениях системы работы по
взаимодействию педагогов и родителей, низкий уровень информированности
родителей,
слабое
использование
педагогами
современных
компьютерных
технологий. В связи с этим считаем важным изучение и внедрение в практику
работы дошкольных образовательных организаций различных форм и методов
организации
взаимодействия
педагогов
дошкольной
образовательной
организации с семьями воспитанников.
Под
взаимодействием
будем
понимать
осуществление
комплекса
систематических,
постоянных
действий,
целью
которых
является
вызов
соответствующей реакции со стороны других людей [2].
Под
организацией
взаимодействия
п е д а го го в
д о ш ко л ь н о й
образовательной организации с семьями воспитанников понимается процесс
организованной совокупности направлений, форм, методов, направляющих и
преобразующих
детскую
жизнь.
Данный
процесс
выстраивается
с
учетом
возможно более полного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с
ней [3].
Проблемами
взаимодействия
педагогов
с
семьей
занимались
такие
ученые, как Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова и др. В исследованиях данных
авторов достаточно полно представлены формы взаимодействия педагогов с
семьями воспитанников [1].
На примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения
МАДОУ
д/с
«Березка»
были
рассмотрены
особенности
организации
взаимодействия
современной
дошкольной
образовательной
организации с родителями дошкольников.
На
современном
этапе
в
дошкольной
образовательной
организации
сложилась определенная система в работе с семьями воспитанников на всех
возрастных
этапах
дошкольного
детства.
Важная
роль
взаимодействию
педагогического коллектива и семьи дошкольников отмечается в группах детей
старшего дошкольного возраста, так как данный этап является важным в плане
подготовки детей к обучению в школе. Осуществляется совместная работа
педагогов и родителей по моральной, физической, интеллектуальной подготовке
детей,
создаются
условия,
направленные
на
формирование
предпосылок
школьного
обучения
и
социализации.
В
связи
с
этим
более
подробно
остановимся
на
организации
взаимодействия
педагогов
дошкольной
образовательной организации с семьями воспитанников в старшем дошкольном
возрасте.
В подготовительной к школе группе в МАДОУ д/с «Березка» основными
направлениями
работы
с
родителями
являются:
познавательное,
наглядно-
информационное, досуговое.
Познавательное
направление
позволяет
познакомить
родителей
с
особенностями
возрастного
и
психологического
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста,
сформировать
у
родителей
практические
навыки
воспитания
детей,
обогатить
знаниями,
касающимися
вопросов
воспитания
детей старшего дошкольного возраста. По данному направлению в дошкольной
образовательной организации было проведено родительское собрание на тему:
«Скоро
в
школу»
и
несколько
индивидуальных
консультаций,
общая
тема
которых была «Подготовка к школе в условиях семьи».
Наглядно-информационное направление позволяет организовать общение
педагогического
коллектива
дошкольной
образовательной
организации
и
родителей,
при
этом
осуществляется
решение
задач,
направленных
на
ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания
детей
в
условиях
дошкольной
образовательной
организации,
способствуют
правильной оценке деятельности воспитателей, пересмотру методов и приёмов
семейного воспитания, более объективному видению деятельности педагогов.
Данное направление даёт возможность донести до семей воспитанников
любую
информацию
в
легкой
и
доступной
форме,
тактично
напомнить
о
родительских обязанностях и их ответственности. В соответствии с данным
направлением, в подготовительной к школе группе оформляются уголки для
родителей,
тематика
которых
затрагивает
основные
моменты
подготовки
к
школе:
«Возрастные
особенности
детей
6-7
лет»,
«Развитие
речи
детей»,
«Ознакомление дошкольников с пространством и временем» и т.д. Кроме того,
воспитателями
периодически
оформляются
папки-передвижки
по
сезонным
изменениям в природе, правилам дорожного движения, буклеты, в которых
представлены игры и рекомендации родителям по речевому, познавательному,
физическому, художественно-эстетическому развитию детей.
Досуговое
направление
в
дошкольной
образовательной
организации
способствует установлению теплых доверительных отношений между всеми
участниками
образовательного
процесса,
налаживанию
эмоционального
контакта между педагогами и семьями воспитанников, между родителями и
детьми.
Досуговое
направление
является
самым
привлекательным,
востребованным, но и самым трудным по организации. Данное направление
реализуются через проведение праздников для дошкольников, в организации
которых
активное
участие
принимают
родители,
кроме
того,
широко
используется
проведение
совместных
праздников,
так,
к
примеру,
были
проведены совместные праздники «8 марта», «Мама, папа, я – спортивная
семья», «Новый год» и др.
В процессе организации работы с родителями в подготовительной группе
воспитателями
используются
разнообразные
формы
работы:
проводятся
коллективные
родительские
собрания,
индивидуальные
консультации,
применяются наглядно-информационные формы, организуются праздники.
В
условиях
дошкольной
образовательной
организации
используются
разнообразные
методы
работы
с
родителями
дошкольников.
Широко
используется
метод
активизации
родителей.
Данный
метод
направлен
на
возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным
жизненным
опытом,
желания
семей
воспитанников
активно
участвовать
в
обсуждении предлагаемого им материала.
Таким образом, при анализе деятельности МАДОУ д/с «Березка» было
выявлено,
что
одним
из
направлений
деятельности
детского
сада
является
организация
взаимодействия
педагогов
дошкольной
образовательной
организации
с
семьями
воспитанников. В
течение
учебного
года
для
организации
взаимодействия
педагогов
ДОО
с
семьями
воспитанников
применяются такие формы работы, как коллективные родительские собрания,
индивидуальные консультации, наглядно-информационные формы, праздники.
Также в дошкольной образовательной организации активно используется метод
активизации
родителей,
целью
которого
является
формирование
активной
позиции родителей, актуализация их знаний.
Список использованной литературы
1.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001. С. 264
2.
Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного
учреждения и семьи в условиях малого города. М.: Управление ДОУ, №5. 2004.
С. 18.
3.
Осипов Г.В. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. 303 с.