Напоминание

К вопросу о жилищном устройстве детей-сирот и лиц из их числа


Автор: Мудрогеленко Наиля Измайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: СПб ГБПОУ ЛСИТ
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о жилищном устройстве детей-сирот и лиц из их числа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




К вопросу о жилищном устройстве

детей-сирот и лиц из их числа

Как известно, с 1 января 2013 года вступил в силу «новый" порядок

жилищного

обеспечения

детей-сирот,

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей, лиц из их числа

-

в соответствии

с законом

№ 15-ФЗ от

29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской

Федерации

в

части

обеспечения

жилыми

помещениями

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе в

Жилищный Кодекс РФ и Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных

гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей».

Федеральный

закон

15-ФЗ

принят

29.02.2012

года

-

в

целях

устранения

неоднородности

правоприменения

в

сфере

обеспечения

жилыми помещениями детей-сирот, который вступил в силу с 01.01.2013

г о д а . Этот

закон

также

предусматривает

создание

нового

вида

специализированного

жилищного

фонда

только

для

детей-сирот,

предоставление детям-сиротам права на обеспечение жильем и сохранения за

лицами, достигшими 23 лет, права на предоставление жилого помещения.

Министерство

образования

и

науки

разработало

Методические

рекомендации по применению этого Федерального закона для органов

исполнительной власти субъектов РФ.

Вносимые

изменения

в

законы

о

жилье

сиротам

согласуются

с

Национальной

стратегией

в

интересах

детей,

в

целях

формирования

государственной политики по улучшению положения детей, в частности –

положения детей-сирот и лиц из их числа.

Суть вводимых с 01.01.2013 года изменений (кратко):

С

2013

года

сиротам

и

лицам

из

их

числа

предоставляются

благоустроенные жилые помещения по договорам найма (не социального

найма!) сроком на пять лет.

Жилые помещения могут получить дети-сироты, внесенные в Список детей-

сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот (не

обязательно

состоящие

на

учете

нуждающихся

в

улучшении

жилищных

условий).

Определены (на федеральном уровне и более конкретно – на региональных

уровнях)

правила

формирования

Списка

сирот,

нуждающихся

в

предоставлении

жилого

помещения,

утверждены

основания

нуждаемости

детей-сирот

в

предоставлении

жилья

(главное

отличие

от

правил

учета

нуждающихся в улучшении жилищных условий)

Сироты проживают 5 лет по договору найма, через пять лет решается

вопрос

о

переводе

жилья

из

специализированного

жилищного

фонда

в

социальный найм

(тем самым невозможно потерять жилье сиротами в

первые пять лет самостоятельного проживания).

С 01.01.2013 года на протяжении последних шести лет социальными

педагогами велась работа по предоставлению жилья сиротам в соответствии

с

введенными

изменениями

в

законодательстве.

За

эти

годы

постоянно

вводились изменения, уточнения в федеральные и региональные законы и

нормативные акты.

Следует

признать,

что

и

социальным

педагогам,

и

представителям

исполнительной

власти,

и

попечителям

детей-сирот

было

непросто

«измениться», привыкнуть к новому порядку предоставления жилья сиротам.

Наблюдались и «разночтения» положений нового порядка предоставления

жилья.

Увеличилось количество обращений в суды с исковыми заявлениями к

органам

исполнительной

власти

«О

признании

нуждаемости

в

предоставлении жилого помещения сироте», «Об обязании предоставить

жилое помещение сироте».

Суды также решали спорные вопросы оснований нуждаемости сироты в

предоставления жилых помешений неоднозначно.

Одной

из

причин

«разночтения»,

«разнопонимания»,

различного

толкования вводимых изменения – я считаю – является невозможность «сразу

и вдруг» определить все возможные трудные обстоятельства жизни сирот.

Не все ситуации можно «разложить по полочкам».

Еще одна причина, как ни странно – наличие Методических рекомендаций

Министерства образования и науки, о которых говорилось выше. Не все

положения,

основания

невозможности

проживания

сироты

«в

ранее

закрепленном

жилом

помещении»,

представленные

в

«Методических

рекомендаций»,

с

точностью

до

буквы,

вошли

в

измененные

законы

по

предоставлению

жилья

сиротам.

И

если

при

обращении

социального

педагога

(или

иного

представителя

сироты)

заявитель

ссылался

на

Методические рекомендации Минобрнауки, ответ зачастую формулируется

таким образом: «Это же просто рекомендации».

Одними из наиболее

часто встречаемых

разночтений

являются

следующие положения, представленные в «Методических рекомендациях» и

нуждающиеся в судебном разбирательстве:

- определение места жительства сироты (отличное от места регистрации !), в

соответствии с чем сирота может подавать заявление о включении в Список в

соответствующий регион

- возможность включения в список «взрослых» детей-сирот, то есть лиц из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые

достигли возраста 23 лет, но имели право в свое время быть обеспеченными

жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 федерального закона № 159-ФЗ «О

дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

оставшимся без попечения родителей»).

04.04.2019

года

вышло

Постановление

правительства

Российской

Федерации № 397

«О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей,

лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей,

лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и

достигли

возраста

23

лет,

которые

подлежат

обеспечению

жилыми

помещениями,

исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

из

списка

в

субъекте

Российской

Федерации

по

прежнему

месту

жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации

по новому месту жительства».

Уже

одно

это

наименование

постановления

говорит

о

том,

что

правительство РФ продолжает работу по «улучшению» законодательства в

отношении предоставления жилья сиротам, приведению его в соответствие с

Методическими рекомендациями Министерства образования и науки (2012

года и 2014 года).

27.09.2019 года вышло Постановление правительства Санкт-Петербурга №

693

«О

внесении

изменений

в

постановления

Правительства

Санкт-

Петербурга от 30.12.2003 № 175, от 20.08.2013 № 596, от 19.12.2017 № 1098

и распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 № 133-рп».



В раздел образования