Автор: Мудрогеленко Наиля Измайловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: СПб ГБПОУ ЛСИТ
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о жилищном устройстве детей-сирот и лиц из их числа
Раздел: среднее профессиональное
К вопросу о жилищном устройстве
детей-сирот и лиц из их числа
Как известно, с 1 января 2013 года вступил в силу «новый" порядок
жилищного
обеспечения
детей-сирот,
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей, лиц из их числа
-
в соответствии
с законом
№ 15-ФЗ от
29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской
Федерации
в
части
обеспечения
жилыми
помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе в
Жилищный Кодекс РФ и Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей».
Федеральный
закон
№
15-ФЗ
принят
29.02.2012
года
-
в
целях
устранения
неоднородности
правоприменения
в
сфере
обеспечения
жилыми помещениями детей-сирот, который вступил в силу с 01.01.2013
г о д а . Этот
закон
также
предусматривает
создание
нового
вида
специализированного
жилищного
фонда
только
для
детей-сирот,
предоставление детям-сиротам права на обеспечение жильем и сохранения за
лицами, достигшими 23 лет, права на предоставление жилого помещения.
Министерство
образования
и
науки
разработало
Методические
рекомендации по применению этого Федерального закона для органов
исполнительной власти субъектов РФ.
Вносимые
изменения
в
законы
о
жилье
сиротам
согласуются
с
Национальной
стратегией
в
интересах
детей,
в
целях
формирования
государственной политики по улучшению положения детей, в частности –
положения детей-сирот и лиц из их числа.
Суть вводимых с 01.01.2013 года изменений (кратко):
С
2013
года
сиротам
и
лицам
из
их
числа
предоставляются
благоустроенные жилые помещения по договорам найма (не социального
найма!) сроком на пять лет.
Жилые помещения могут получить дети-сироты, внесенные в Список детей-
сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот (не
обязательно
состоящие
на
учете
нуждающихся
в
улучшении
жилищных
условий).
Определены (на федеральном уровне и более конкретно – на региональных
уровнях)
правила
формирования
Списка
сирот,
нуждающихся
в
предоставлении
жилого
помещения,
утверждены
основания
нуждаемости
детей-сирот
в
предоставлении
жилья
(главное
отличие
от
правил
учета
нуждающихся в улучшении жилищных условий)
Сироты проживают 5 лет по договору найма, через пять лет решается
вопрос
о
переводе
жилья
из
специализированного
жилищного
фонда
в
социальный найм
(тем самым невозможно потерять жилье сиротами в
первые пять лет самостоятельного проживания).
С 01.01.2013 года на протяжении последних шести лет социальными
педагогами велась работа по предоставлению жилья сиротам в соответствии
с
введенными
изменениями
в
законодательстве.
За
эти
годы
постоянно
вводились изменения, уточнения в федеральные и региональные законы и
нормативные акты.
Следует
признать,
что
и
социальным
педагогам,
и
представителям
исполнительной
власти,
и
попечителям
детей-сирот
было
непросто
«измениться», привыкнуть к новому порядку предоставления жилья сиротам.
Наблюдались и «разночтения» положений нового порядка предоставления
жилья.
Увеличилось количество обращений в суды с исковыми заявлениями к
органам
исполнительной
власти
«О
признании
нуждаемости
в
предоставлении жилого помещения сироте», «Об обязании предоставить
жилое помещение сироте».
Суды также решали спорные вопросы оснований нуждаемости сироты в
предоставления жилых помешений неоднозначно.
Одной
из
причин
«разночтения»,
«разнопонимания»,
различного
толкования вводимых изменения – я считаю – является невозможность «сразу
и вдруг» определить все возможные трудные обстоятельства жизни сирот.
Не все ситуации можно «разложить по полочкам».
Еще одна причина, как ни странно – наличие Методических рекомендаций
Министерства образования и науки, о которых говорилось выше. Не все
положения,
основания
невозможности
проживания
сироты
«в
ранее
закрепленном
жилом
помещении»,
представленные
в
«Методических
рекомендаций»,
с
точностью
до
буквы,
вошли
в
измененные
законы
по
предоставлению
жилья
сиротам.
И
если
при
обращении
социального
педагога
(или
иного
представителя
сироты)
заявитель
ссылался
на
Методические рекомендации Минобрнауки, ответ зачастую формулируется
таким образом: «Это же просто рекомендации».
Одними из наиболее
часто встречаемых
разночтений
являются
следующие положения, представленные в «Методических рекомендациях» и
нуждающиеся в судебном разбирательстве:
- определение места жительства сироты (отличное от места регистрации !), в
соответствии с чем сирота может подавать заявление о включении в Список в
соответствующий регион
- возможность включения в список «взрослых» детей-сирот, то есть лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
достигли возраста 23 лет, но имели право в свое время быть обеспеченными
жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 федерального закона № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшимся без попечения родителей»).
04.04.2019
года
вышло
Постановление
правительства
Российской
Федерации № 397
«О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
достигли
возраста
23
лет,
которые
подлежат
обеспечению
жилыми
помещениями,
исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
из
списка
в
субъекте
Российской
Федерации
по
прежнему
месту
жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации
по новому месту жительства».
Уже
одно
это
наименование
постановления
говорит
о
том,
что
правительство РФ продолжает работу по «улучшению» законодательства в
отношении предоставления жилья сиротам, приведению его в соответствие с
Методическими рекомендациями Министерства образования и науки (2012
года и 2014 года).
27.09.2019 года вышло Постановление правительства Санкт-Петербурга №
693
«О
внесении
изменений
в
постановления
Правительства
Санкт-
Петербурга от 30.12.2003 № 175, от 20.08.2013 № 596, от 19.12.2017 № 1098
и распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 № 133-рп».