Напоминание

Непосредственно-образовательная деятельность "Опасные явления природы зимой"


Автор: Романова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Янао, город Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Непосредственно-образовательная деятельность "Опасные явления природы зимой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования Администрации г. Мценска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мценска «Детский сад № 11» 303030,г. Мценска, Орловской области, ул. Московская, 9б 2-29-64
Воспитатель: Громова Юлия Валерьевна.

ТЕМА: Развитие творческих способностей ребенка в рамках

примерной

основной образовательной программы «Мир открытий»
«Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими». Эти слова должны стать для каждого педагога своеобразным девизом работы. Работу по приобщению детей к художественному творчеству следует начинать с подбора соответствующей литературы. Прежде всего, необходимо руководствоваться примерной основной образовательной программой «Мир открытий»;парциальной программой художетвенно - эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» Лыкова И.А; Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации. Лыкова И.А; Журналами «Цветной мир» Изобразительная деятельность и дизайн в детском саду. Руководствуясь ФГОС, необходимо чтобы ХЭР детей происходило как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность включает в себя: образовательную деятельность, игру, наблюдение, экспериментирование. 1
Самостоятельная деятельность предполагалагает наличие обогащенной развивающей среды. Технологическую основу программы «Мир открытий составляет - системно - деятельностный подход, в основе которого лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером его деятельности, предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов(мотивов, целей, действий…),в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности. Помня обо всем перечисленном, Следует руководствоваться структурой построения образовательных ситуаций: – Мотивация: Включение ребенка в познавательную деятельность через игровую ситуацию. Создание ситуации успеха. Постановка цели занятия через раскрытие учебной задачи перед детьми. -Открытие нового материала. Восприятие ЗУН, является основой для открытия нового знания. Акцентирование внимания на затруднениях через столкновения знания с незнанием. Выдвижение идеи. Выбор целей, игровых ситуаций, заданий.

Итог:Фиксация в речи детей новых знаний
.
Осмысление достижений, самооценка. Развитие творческих способностей детей происходит в тесной взаимосвязи со всеми соответствующими ФГОС пятью областями развития. Остановимся подробнее на трех составных частях ХЭР: Рисовании, аппликации, лепке. Программа «Цветные ладошки» предполагает сочетание традиционных техник рисования с нетрадиционными.
Рисование.
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно- выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона. Итак, какие нетрадиционные техники можно использовать? 2
Рисование ладошкой. Способ получения изображения:ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Используя данную технику, создаются и индивидуальные и коллективные композиции, которые помимо развития творческих способностей способствоют сплочению детского коллектива. Интересно проходит совместная деятельность по изготовлению коллективной работы «Ладошки пожеланий». Дети ставят отпечаток ладошки, загадывание при этом пожелание для мамы. (Работа может быть приурочена ко Дню Матери). Рисование пальчиками. Способ получения изображения
:
ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Можно выполнить « Цветок из ладошки», где могут сочетаться двух два способа: и отпечаток ладошкой, и рисование пальчиками. Следующая техника, которую можно использовать - оттиск мятой бумагой. Способ получения изображения
:
ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. Вы можете убедиться, что дети с интересом занимаются этим видом творчества. Отпечаток листьев. Способ получения изображения:

ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Прежде чем сделать отпечатки листочками воспитатель с детьми рассматривают их на прогулке, наблюдают за тем, как они изменяются в разное время года, играют с ними, а потом уже печатают листочки. Не редко такие занятия проходили на прогулке. Последняя техника рисования, которую можно использовать ,– Рисование в технике «ПО-сырому» Так проходили наши занятия по рисованию, а теперь перейдем к следующему разделу. 3

Аппликация,
которая включает в себя аппликацию предметную, декоративную,сюжетно-тематическую. Вначале нужно подготовить материалы для занятия аппликацией: Бумага. Ткань. Нитки. Природный материал: - растительный - песок - крупы. Бросовый материал. Перейдем непосредственно к работе по данному разделу. Песочная фантазия. В апплицировании, можно использовать даже песок. Большую радость у детей вызывает работа с нитками, ватой и подобными материалами. Не забывайте и о работе именно с бумагой. Как и в рисовании, в аппликации чтобы имели место и индивидуальные композиции и групповые, коллективные работы. Например, во 2 младшей группе можно выполнить коллективную работу «Машины на улицах города». Прежде чем заняться апплицированием из природного материала, вместе с детьми на прогулках мы играли возле деревьев (например, прежде чем собрать шишки играли возле елей в игру «С чьей ветки детка…» и т.п.) Рассматривали цветы, перед тем как их засушить. Таким образом, и собирается природный материал. Конечно же, дети с удовольствием и радостью используют в работе материал, подготовленный своими руками. Советую использовать для аппликации различные виды круп. Особое место в программе «Цветные ладошки» занимает апплицирование с тканью. Мы в своей работе данную технику мы называли «Озорной лоскуток». Рассмотрев два вида художественного творчества, которыми можно заниматься с дошкольниками , перехожу к третьему виду-лепке.
Лепка в детском саду
– вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.) При лепке используют пластилин и соленое тесто. Пластилин – упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал. 4
Какие же способы лепки предлагала нам использовать автор программы «Цветные ладошки» И.А.Лыкова? Пластический способ - Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Комбинированный способ. Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ. Например: мы сочетали традиционные материалы для лепки с природным материалом. (Стрекозы из пластилина и засушенных семян ясеня) Весело и занимательно проходит лепка из соленого теста. Например: изготовили хлебобулочные изделия, которые затем использовали для творческих игр. В марте 2014г. на лекции и мастер – классе И.А.Лыкова, отдельной строкой выделяла работу с фольгой, для развития чувства формы. (Обертывание фольгой и лепку из нее) Данный раздел так и назвали: Волшебница фольга. Это занятие увлекательно для детей. Работу необходимо ориентировать на
применение современных

педагогических технологий:
 Здоровьесберегающие технологии: Пальчиковая гимнастика;Гимнастика для глаз; Динамические паузы;  Информационно-коммуникативные технологии, которые применяют и во время динамических пауз (Например: физминутка Емеля, Веселая гусеница), и в образовательной деятельности для объяснения нового материала.  Технологию проектной и исследовательской деятельности. Например, мы выполняли рисунки в рамках проекта посвященного Дню против терроризма » Дети голосуют за мир»  Старайтесь привлекать к проектной деятельности и родителей. У нас, например: имел место проект «В гостях у сказки».
В программе «Мир открытий» важным звеном выделяется

взаимодействие с родителями.
Остановимся на данном вопросе подробнее. Взаимодействие с родителями может происходить посредством:  Анкетирование  Папки-передвижки  Детско-родительские проекты 5
 Выставки детско-родительского творчества  Мастер-классы Например: у нас имел место мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»проходили выставки, конкурсы в которых привлекали к участию родителей. Мы принимали участие в конкурсе: «Из бабушкиного сундучка…», «Новогодняя игрушка», «Мамины руки не знаю скуки», «Осенние фантазии»…и др. Современный детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым количеством организаций, учреждений..
Нашими социальными партнерами стали:
Мценская картинная галерея, краеведческий музей, Школа кружевниц, которые способствовали расширению кругозора дошкольников, обогащению словаря, знакомства с традициями своего народа. Заканчивая свой рассказ, предлагаю вашему вниманию следующие рекомендации для педагогов: используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;  в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;  повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения. «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда» 6
7


В раздел образования