Автор: Салей Маргарита Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Презентация обмен опыта по экологическому воспитанию
Тема: " Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проектно - экспериментальной деятельности"а
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №144
общеразвивающего вида города Владивостока»
«Формирование экологической культуры
у детей дошкольного возраста
посредством проектно -
экспериментальной деятельности»
опыт работы по экологическому воспитанию детей
среднего дошкольного возраста
Салей Маргарита Владимировна
воспитатель I квалификационной
категории
Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она
оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И
только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди
людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их
обитания приемлемой для существования.
В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука
комплексная.
Существует три основных направления экологии:
- биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых
организмов с окружающей средой и друг с другом;
- социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;
-
прикладная экология, или охрана природы.
Цель экологического воспитания– формирование человека нового типа с
новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной
гармонии с природой.
Опыт показывает, что уже в среднем дошкольном возрасте дети без особых
усилий усваивают комплекс экологических знаний, которые преподносятся в
доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным
явлениям.
Природа - это единственная книга, каждая
страница которой полна глубокого
содержания. И. В. Гете
Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться
на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен.
Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и
развитием, в какой бы области детский сад не специализировался. На сегодняшний
день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к
природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры -
люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в
настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий
характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый
человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее
сохранения для будущих поколений.
Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития
эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта
взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание
детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте
закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой
частью духовной культуры человека.
Над проблемой экологического воспитания я работаю с 2017г.
В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств,
которые условно можно разделить на три направления:
1) НОД;
2) Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями (беседы,
наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной
литературы, труд в природе);
3) Самостоятельная деятельность детей.
Замечено, что в практике недостаточно широко используется метод
экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование, особенно в
среднем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно –
следственные связи рассматриваемого явления.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-
познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к
условиям своей группы. Распределила подборку практического материала по
разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач,
названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило
мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для
планирования содержания практической деятельности и организации развивающей
среды. Разработала конспекты нод по детскому экспериментированию для детей
младшего и среднего возраста, обобщила и систематизировала материал по
опытнической деятельности.
Результативность педагогического опыта.
1. Повышение уровня экологической культуры детей: повысится уровень
эмоционального развития детей; формирование на этой основе
духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к
действительности; соблюдения норм и правил поведения в природе.
2. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции
родителей как участников педагогического процесса.
3. Повышение личного уровня по вопросам проектной деятельности.
4. Расширились и закрепились знания детей;
5. Дети и взрослые получили большой эмоциональный настрой;
6. Проявился интерес родителей к совместной деятельности;
7. Сформировались навыки зарисовки наблюдаемых объектов.
В дальнейшем, дети сами подталкивали меня к экспериментальной
деятельности своими вопросами, родители также показывают свою
заинтересованность в экологическом воспитании детей.
В отчёте я представила опыт реализации проектов:
«Огород на окошке »
«Обитатели океанов и морей»
«Юные защитники природы»
«Берегите зимующих птицы»
Проект «Огород на окошке »
Проект
«Обитатели морей и океанов»
Проект
«Поисково – исследовательская деятельность.»
Паспорт Горбуши
Проект
«Моделирование морского дна»
Проект
«Помогите зимующим птицам!»
1.3. Новизна представляемого педагогического опыта.
Новизной данного опыта является комплексное использование ранее
известных и современных методик детского экспериментирования, проекты.
Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с
педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую,
исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную
деятельность, они овладевали новыми знаниями. “…дети любят искать, сами
находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а “…творчество –
разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на
ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя
истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания
истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием
их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими
детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована
содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Поэтому одним из перспективных методов является метод проектной
деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к
обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным
областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая
завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе
проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск
в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются
в одно целое. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется
мною в работе с дошкольниками среднего возраста. Этот возрастной этап
характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью,
способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к
совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание
образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие
возможности в организации совместной познавательно-поисковой
деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Работа над проектом имеет большое значение для развития
познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция
между общими способами решения учебных и творческих задач, общими
способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами
деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется
целостное видение картины окружающего мира.
Технологичность
предоставляемого педагогического опыта.
Педагоги других дошкольных учреждений могут использовать в своей работе, как
весь опыт работы, так и отдельные элементы.
Элементы опыта моей работы применяют в практической деятельности педагоги нашего
детского сада.
В группе проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
Создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями
необходимыми для роста и развития, наблюдения труда в природе. Дети вместе с
воспитателем поливают цветы, заботятся о них, каждое утро разговаривают с цветами:-
Как ты, цветок, спал? За нами не скучал? Мы тебя любим, заботимся о тебе.
В детском саду организована «Экологическая тропа». По которой проводятся
экскурсии с детьми, ведется наблюдение, рассматривание, проводится анализ,
собирается материал: камешки, веточки, шишки.
На прогулке дети знакомятся с изменениями в природе по сезонам, проводятся игры с
природным материалом (песок, глина, вода, листья, плоды). Именно на прогулке дети
знакомятся со свойствами песка, глины, воды, снега и др. Кроме этого используются
разнообразные игровые упражнения «Что где растет?», «Угадай и назови», «Загадки о
животных».
Важным аспектом в системе экологического образования является работа с
родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью,
совместными усилиями мы можем решить главную задачу.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников.
Работая с детьми по теме "Экологическое воспитание, я учу
каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю , что
достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.
Формы работы с родителями:
- Беседы о важности воспитания у детей любви к животным, к природе,
к родному краю, советы, какие для этого надо иметь книги,
энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.),
различные видеофильмы.
- Привлечение родителей к участию в конкурсах, развлечениях,
выставках. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки,
фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового
материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и
дети награждаются подарками, благодарственными письмами.
- Оформление стенда по экологии, где помещаются статьи, стихи,
загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с
детьми дома.
- Консультации для родителей,
Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у
нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.
Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется
верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать
все живое.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать
как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей,
направленный на формирование экологической культуры всех
членов семьи.
К организации поисковой и творческой деятельности детей я
подключаю родителей и родственников, так как один ребенок с
этой деятельностью не справится. По теме проекта я предлагаю
детям задания (приготовить рассказ, сказку, альбом с рисунками,
плакат в защиту животных, гербарий, фотографии и т.д.). Ребята
вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание.
Прежде чем раздать задания, я их тщательно продумываю. Важно,
чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с
«желанием и радостью», а в случае необходимости я могу
предоставить справочный, практический материал или
порекомендовать, где его можно найти.
ВЫВОД:
Для экологического образования дошкольников крайне важно рассматривать
окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с
окружающей средой.
Напомним, что под экологическим образованием дошкольников понимают
непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на
формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-
положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном
отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении
определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области
обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных
пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления
осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого
отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии
к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными
объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных
ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи
человека и природы, самоценность и многообразие значений
природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к
природе, формирование навыков рационального
природопользования в повседневной жизни; - формирование
умения и желания сохранять природу и при необходимости
оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также
навыков элементарной природоохранной деятельности в
ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия
некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
В результате работы мы добились положительных результатов и выяснили:
- Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами
обучения и воспитания детей в детском саду.
- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения
дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает
самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя
самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об
интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для
создания новых объектов деятельности.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует
повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает
себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело,
радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию
благоприятных межличностных отношений в группе детей.
- Родители стали активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в
работе с дошкольниками.
Метод проектирования позволил мне изменить стиль работы с
детьми, повысить детскую самостоятельность, активность,
любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс
дошкольного учреждения.
Список литературы.
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва 2005
2. Белоусова Л.Е. Весёлые встречи. Санкт-Петербург 2003
3. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Санкт-Петербург 2000
4. Шорыгина Т.А. «Беседы о дальнем Востоке», «Беседы о том, кто где
живет?», «Беседы о мире морей и океанов» ООО ТЦ «Сфера» 2015
5. Виноградова Н.А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.
6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург 2002
7. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Санкт-Петербург 2010
8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. Москва 2004
9. Иванова А.И. Мир животных (естественно - научные наблюдения и
эксперименты в детском саду). Москва 2009
10. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском
саду Волгоград 2009
11. Николаева С.Н. Юный эколог. Москва 2010
12. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо-всюду (мир животных
и растений). Ярославль 1998
13. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом Экологическое воспитание
дошкольников. Москва 2008
14. Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по
изобразительному искусству Москва 2006
15. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. Санкт-Петербург 2001
16. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Москва 2008
17. Воспитание человека с большой буквы, человека экологически
грамотного.
18. Черных Т.В. Методические рекомендации. Организация
мастерских из цикла « Наука для малышей» Владивосток 2014
19. Берестов Ю. И. , Христофорова Н.К. «Особо охраняемые
природные территории Приморского края» Владивосток 2016
20. Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду» Москва 2010
21. Машкова С.В., Суздалева Г.Н., Егорова Л.А., Березняк Я.К.,
Макаренко Т.А., Магомедова Л.П. Познавательно – исследовательские
занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград 2013.