Автор: Сластенина Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные формы физического воспитания и оздоровления дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ №18
Подготовила: Сластенина М.Н.
Воспитатель МБДОУ №18
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
–
технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса
в ДОУ: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к
ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и
воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к
здоровью
и
жизни
человека,
знаний
о
здоровье
и
умений
оберегать,
поддерживать
и
сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно
и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,
связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Главная цель нашей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье через
физическое
воспитание. Здоровье,
полученное
в
дошкольном
возрасте,
является
фундаментом общего развития человека.
Воспитывая
у
детей
потребность,
ежедневно
двигаться,
выполнять
физические
упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы здоровья, гармоничного развития
ребёнка.
В
последние
годы
заметно
возросло
количество
физически
ослабленных
детей.
Мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: меньше играют в
подвижные игры, родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, совсем не
заботясь о физическом развитии.
Одной
из
важнейших
теоретических
и
практических
задач
физкультурно
–
оздоровительной работы в МБДОУ №18 является внедрение и использование в процессе
физического развития детей инновационных здоровьесберегающих технологий.
Основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на физкультурные
занятия.
У нас в ДОУ нет отдельного спортивного зала, поэтому физкультурные занятия мы
проводим в группах. Перед занятием проветриваем группу, сдвигаем мебель. Оборудование
находится в физкультурных уголках.
Традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна. Необходимо искать
новые формы, методы и приёмы физического развития детей.
Поэтому
мы
соединили
положительные
качества
традиционной
программы
и
внедрили инновационные технологии. Использование в процессе физического воспитания
дошкольников
известных
физкультурно
–
оздоровительных
методик
и
инновационных
технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей, способствуют коррекции не
только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Эта
система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счёт введения
увлекательных форм работы во все части занятий и здоровьесберегающих технологий таких
как:
Утренняя
гимнастика,
является
одним
из
важных
компонентов
двигательного режима, её организация направлена на поднятие эмоционального и
мышечного тонуса детей.
Ежедневное
выполнение
физических
упражнений
способствует
проявлению
определённых волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать
день с утренней гимнастики.
Пальчиковая
гимнастика,
которая
является
действенным
способом
повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям.
Дыхательная
гимнастика,(
Стрельниковой
А.Н.)
проводится
в
различных
формах
физкультурно
–
оздоровительной
работы.
Она
построена
по
принципу дыхания при сжатых легких и применяется для того, чтобы эффективней
решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их
сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а так же выносливость при
физических
нагрузках.
Считалось,
что
кроме
кислородного
питания
с
помощью
дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.
Гимнастика
для
глаз.
Нагрузка
на
глаза
у
современного
ребёнка
огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для
глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.
Босохождение
по
массажным
дорожкам.
Дорожки
составлены
из
пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые
коврики).
Релаксация – упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы
релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и
степень
психического
возбуждения,
позволяют
ослабить
или
нейтрализовать
вызванное стрессом психическое и мышечное настроение. Релаксация проводится во
время заключительной части занятий. Для этого используется спокойная классическая
музыка, звуки природы.
Подвижные
и
спортивные
игры
–
используются
как
часть
физкультурного
занятия
и
на
физкультурно-оздоровительных
мероприятиях.
Игры
могут быть как малой, так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный
для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.
Профилактические упражнения – используются упражнения, способствующие
профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки..
Стретчинг
–
включение
упражнений
на
растяжку.
Такие
упражнения
повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы
Су-Джок
терапия
-
приёмам
Су-Джок
терапии
являются
массаж
кистей
специальными
шариками
и
эластичными
кольцами,
массаж
стоп.
Применяется
в
заключительной части занятия. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания
ребёнка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику
пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют
общему укреплению организма.
Самомассаж – проводится с использованием массажных мячиков во время
разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет
на психику ребенка
Партерная
гимнастика
– это
комплекс
специально
подобранных
физических
упражнений,
основной
особенностью
которых
является
то,
что
они
выполняются на полу. То есть партерная гимнастика включает в себя различные
упражнения, в положении сидя, лёжа, лёжа на боку, что обеспечивает отсутствие
компрессионной нагрузки на суставы.
Фитбол-гимнастика
–
упражнения
с
использованием
мячей
фитболов.
Способствует укреплению мышц торса, что является профилактикой нарушений осанки.
Комплексное
использование
технологий
даёт
положительный
результат
в
оздоровлении детей.
Как показывает практика, внедряя комплексное сочетание традиционных программ и
инновационных технологий в систему занятий физической культурой, у детей повышается
интерес к занятиям, повышается уровень их физической подготовленности, развиваются
физические качества, укрепляется костно – мышечная система дошкольников.
Положительное
психоэмоциональное
состояние
детей
на
занятиях
благоприятно
сказывается на здоровье каждого ребёнка.