Автор: Коробова Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 с.Некрасовка
Населённый пункт: Хабаровский край, Хабаровский район
Наименование материала: Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Дифференциация звуков [c] - [з] в подготовительной к школе группе
Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:
«Дифференциация звуков [с] – [з]»
ФИО:
Возраст: 6 лет
Лог. Заключение: ОНР 3 уровень
Цель: Ребенок будет учится различать звуки с-з на слух в слогах, словах и
предложениях
Задачи:
1) Корригировать произношение звуков [с] – [з] в слогах, словах,
предложениях
2) Развивать слуховую память,
3) Развивать фонематическое восприятие
4) Развивать умение соотносить звуки с буквами
5) Воспитывать доброжелательность
Оборудование: картинка Буратино, письмо Буратино, цветовой тест Люшера,
аудиозапись «Эхо», изображение Карабаса, игральный кубик, сундучок,
ключик, записки с заданиями.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуй! Сегодня я хочу тебе предложить отправиться в
путешествие в “Страну Грамоты”. Путешествовать мы будем во времени.
Но для этого нам необходимы волшебные цветные билеты (цветовой тест
Люшера).
Все билеты у меня в конверте. Они разные – желтые, зеленые и красные,
коричневые, черные и голубые – выбери который тебе кажется самым
красивым.
Ребенок: выбирает
Логопед: Теперь ты готов к путешествию!
2)Сообщение темы и целей урока
Логопед: Посмотри ! Почтовый голубь нам принес письмо. Это письмо от
Буратино! Давай-ка откроем его и зачитаем! (Выставляется картинка
Буратино, логопед открывает конверт и читает письмо).
Милый друг!
Будущий школьник!
Пишет Буратино
По такому поводу:
Злой, коварный Карабас
В страну Грамоты попал.
Натворил он много бед,
Ключик золотой забрал!
Поспеши поскорей
Буквам – звукам помоги!
У злого Карабаса
Ключик мой ты забери.
Логопед: Ну что поможем?
Ребенок: Поможем
3. Артикуляционная гимнастика “Сказка о Веселом Язычке”
Логопед: В “Страну Грамоты” мы сможем попасть только тогда, когда
пройдем необычные препятствия, которые приготовил нам злой Карабас. И в
этом нам поможет Веселый Язычок.
– Давай заглянем к нему в гости?
– Ты помнишь где живет Веселый Язычок?
Ребенок : За алыми губами, за белыми зубами. Во рту.
Логопед: Правильно! В некотором царстве, в некотором государстве, за
алыми губами, за белыми зубами живет Веселый Язычок. Он каждое утро
широко открывал окошко. Здоровался с солнышком.
-Покажи, как Язычок здоровается с солнышком(поднять кончик языка вверх,
опустить вниз)
Ребенок: выполняет упражнение
Логопед: Язычок каждое утро умывался холодной водой из-под крана и
чистил свои зубки, чтобы никогда не болеть, быть сильным, смелым,
выносливым.
– Он улыбался, подставлял ладошки к водичке, слушал её песенку – “С-С-С”
Ребенок: выполняет упражнение
Логопед: Умывшись, Язычок стал чистить нижние зубки. Приводит себя в
порядок. Папа подарил ему три великолепные щетки (Улыбнуться,
приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала
движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх.)
Ребенок: выполняет упражнение
Логопед: Молодец!
4) Характеристика звуков
Логопед: Перед тем как выполнить наше первое задание давай вспомним что
мы изучали на прошлом занятии
Ребенок: Мы учились различать звуки [С] – [З].
Логопед: Правильно! Расскажи мне о звуке С
Ребенок: Звук [С] – согласный, твердый, глухой.
Логопед : А теперь про звук З
Ребенок : Звук [З] – согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Молодец! Ну, а теперь пришло время заданий Карабаса! Готова?!
Ребенок: Готова!
5) Связь звуков с буквами
Логопед: Карабас очень хочет знать какими буквами обозначаются звуки [С]
и [З]
Ребенок: Звуки на письме обозначаются буквами С и З.
Логопед: Давай покажем Карабасу как они пишутся
Ребенок: пишет в тетради буквы С и З
6)Дифференциация звуков в слогах.
Логопед: Ой! Где это мы сейчас? Что это за темный лес?! Что это за
отголоски слышатся там вдали. Ты слышишь? (Включается аудиозапись
«Эхо».)
Ребенок: Внимательно слушает
Логопед: Это же Эхо! Оно повторяет наши каждые звуки. А сейчас мы с
тобой поиграем в игру “Эхо”.
– Я буду проговаривать слоги, а ты должна их правильно повторить за мной.
Са-За, За-Са, За-Са-За, За-Са-За,
За-За-За, Са-Са-За, Со-Со-Зо,
Са-За-са-За, Са-За-За-са, За-Са-За-Са.
Ребенок: выполняет задание
7) Физ.минутка
Логопед: Давай немножко отдохнем
Ребнок: Хорошо
Логопед: Повторяй за мной
Шел по берегу петух
( шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной)
Подскользнулся, в речку – бух!
( круговое движение руками, присесть)
Будет знать петух, что впредь
(ритмичный подъем, погрозить пальцем)
Надо под ноги смотреть.
( наклон вперед)
8. Дифференциация звуков в словах
Логопед: Карабас-Барабас заколдовал все буквы. Нам нужно угадать
зашифрованное слово. Он указал, что последняя буква в названии – это буква
И. А отгадать поможет кубик. Твоя задача, бросить кубик и открыть букву,
какое число выпадет на кубике, та буква и откроется.
Ребенок: Бросает кубик и открывает буквы
Логопед: Буквы и звуки расколдовали, нужное слово отгадали. Это слово?
Ребенок: ЗАПИСКИ.
Логопед: Какие знакомые тебе звуки и буквы можно выделить в данном
слове?
Ребенок: С и З
9. Дифференциация звуков в предложениях
Логопед: У нас с тобой новое задание от Карабаса!
Послушай это стихотворение:
Зайка, заинька косой,
Что ж ты бегаешь босой?
Подожди меня в лесу –
Я ботинки принесу.
Ребенок: Слушает
Логопед: Назови слова со звуком [С] и [З].
Ребенок: Зайка, заинька, косой, босой, в лесу, принесу.
Логопед: Повторяй за мной стихотворение, постарайся его запомнить
Ребенок: повторяет вместе с логопедом несколько раз, затем пробует
воспроизвести его самостоятельно.
Логопед: Карабас - Барабас доволен тобой , он говорит что ключик который
мы ищем находится в сундучке, давай найдем его!?
Ребенок: Ищет сундучок
Логопед: А вот и ключик! Здесь есть для тебя послание, давай прочитаем?
Ребенок :Давай
Вам открылся сундучок неспроста,
Все задания вы сделали друзья,
В “Стране Грамоты” порядок навели,
Ключик Буратино вы нашли.
Логопед: Молодец! Буратино благодарит тебя и говорит большое спасибо.
10)Домашнее задание
Логопед:
Солнце книзу закатилось
Царство всё навеселилось
Да по избам разбрелось.
– И нам пора возвращаться
-Закрывай глазки мы отправляемся домой!
Логопед: Теперь самое время дать тебе интересное задание на дом:
1. Произнеси слоги
Зы - сы
Свя - звя
Сбе - зве
Свю - звю
Сбе - зве
2.произнеси слова:
Зина - сима
Зимний-синий
Бузина-бусина
Зима-синева
Газета-кассета
Злить-слить
Змей-смей
Поздно-после
Козлик-ослик
Гвозди - кости
3. Произносить предложения:
Лиза, посади соню на скамейку.
Вася возит песок.
Зина и сима катаются на санках.
Хоть сама и снег, и лед, а уходит, слезы льет (зима).
Зоя сидит на санках.
Сима и зина под зонтиком.
На скамейке гвозди.
Везет сенька саньку с зинкой на санках.
Санки скок, сеньку с ног, саньку в бок
4. Расскрась буквы С и З
11) Итоги
Логопед: Скажи, тебе понравилось наше путешествие в страну «Грамоты»
Ребенок: Да
Логопед: А что ты там делала?
Ребенок: Я помогала Буратино вернуть ключик и показала Карабасу что есть
буквы и звуки С З
Логопед: А чему тебя научило это путешествие?
Ребенок: Я научилась узнавать звуки С и З на слух и на письме
Логопед: Хорошо, наше занятие закончилось. До свиданье!
Ребенок: До свидания!