Автор: Суворина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Медвежонок"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы проявления агрессивного поведения дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Суворина С.В.
МБДОУ «Детский сад «Медвежонок», г. Тамбова
Ребенок вырастает тем, кем успел стать до пяти лет.
В.А.Сухомлинский
Проблема агрессии является широко обсуждаемой в современном мире,
особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и
формировании новых.
Детская агрессивность – это актуальная проблема в наши дни, к которой
растет интерес у многих специалистов. Агрессия – активная форма выражения
эмоции
гнева,
проявляющаяся
через
причинение
ущерба
человеку
или
предмету.
Отечественные
психологи
М.Н.
Жарова
(2001),
О.Ю.
Михайлова
(2000), А.А. Реан (1999) и др. отмечают, что наиболее доказательными на
сегодняшней день являются фрустрационная теория и концепция социального
научения агрессии.
По форме агрессии подразделяются на физическую (избиение, ранение) и
вербальную (оскорбление, отказ общаться), прямую и косвенную.
Необходимо
выяснить
механизмы
возникновения
и
принципы
функционирования агрессивного, асоциального поведения.
Основными
факторами,
определяющими
формирование
детской
агрессивности, являются семья, сверстники, средства массовой информации.
Дети
учатся
агрессивному
поведению
в
основном
путем
наблюдения
агрессивных
действий
других
людей.
Общество,
больное
агрессией
и
нетерпимостью, заражает и своё молодое поколение. Опасность состоит в том,
что
у
нового
поколения
болезнь
может
стать
врожденной
и
массовой,
превратиться из социальной патологии в социальную норму.
В
последнее
время
увеличилось
число
дошкольников
с
агрессивным
поведением,
повышенным
уровнем
тревожности,
проявлением
гнева,
неумением владеть своими эмоциями. Вследствие этого появляются проблемы
во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Дети замыкаются в себе или,
наоборот, проявляют бурную агрессию по отношению к детям в группе.
Агрессивные проявления могут выражаться как в словесной (ребенок
кричит, угрожает, оскорбляет сверстников), так и в физической форме (ребенок
нападает на детей или взрослых, дерется, толкается, бросает предметы, ломает
игрушки,
разрушает
результаты
работы
другого
ребенка).
Проявление
агрессивности
может
носить
и
непрямой
характер:
ребенок
игнорирует
просьбы,
«не
слышит»
вас,
ябедничает,
провоцирует
сверстника,
чтобы
обидчику «досталось» от взрослых.
Такое грубое и «ершистое» поведение ребенка трудно понять и принять
детям и взрослым. Педагогу трудно работать с такими детьми и зачастую он не
знает,
как
справиться
с
их
поведением,
а
родители
–
как
реагировать
на
агрессивное поведение своих чад.
Агрессивность,
сложившаяся
в
детстве,
остается
устойчивой
и
сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
В
отечественной
психологии
в
качестве
основной
причины
непатологической
агрессии
ребёнка
дошкольного
возраста
рассматривается
педагогическая
запущенность.
Педагогическая
запущенность
–
э т о
устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей,
обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибок в воспитании.
В
семейном
воспитании
недостаточно
внимания
уделяется
тому,
что
ребенок смотрит по телевизору, в какие компьютерные игры играет, каких
литературных и киногероев обожает. Ребёнок предоставлен сам себе, детское
самосознание не сформировано, поэтому дети, как самые впечатлительные и
неискушенные зрители, подвергаются наибольшему воздействию со стороны
СМИ. К сожалению, увиденные на экране герои могут
нести
негативную
информацию.
Подкрепление
агрессивных
действий
формирует
агрессивные
привычки и тормозит развитие социальных умений. В последние годы особое
внимание уделяется изучению влияния телепередач, кино и мультфильмов на
возникновение агрессивного поведения у детей. Установлено, что просмотр
телепередач с элементами насилия усиливает проявления агрессии у детей.
Причины агрессивности различны, это
-
увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде
повреждений головного мозга ребенка;
- ухудшение социальных условий жизни детей;
- темперамент ребенка – уровень активности и вспыльчивости;
- сцены насилия на экране телевизора;
-
применение
родителями
силовых
дисциплинарных
методов
(наказание,
угрозы, скандалы);
- негативизм матери по отношению к ребенку – враждебность, отчужденность,
холодность и безразличие к ребенку;
- агрессивное поведение других детей.
Детскую агрессивность могут формировать: семья, общество, персонажи
мультфильмов, фильмов и книг, игрушки.
В
детстве
агрессия
чаще
вызывается ограничением,
препятствием,
запретами взрослого к достижению цели. Если запретов слишком много и они
жесткие, то гнев уйдет внутрь и будет разрушать ребенка, скажется на его
психическом и физическом здоровье.
В нут рення я причина
агрессивности
–
появление
внут реннего
дискомфорта.
Человек,
у
которого
все
хорошо,
не
ведет
себя
агрессивно.
Агрессивным
детям
свойственно
постоянное
ощущение
т ревоги,
отверженности
себя,
несправедливости
окружающего
мира
и
неадекватная
самооценка (чаще всего заниженная).
Таким
детям
необходима
помощь
взрослого,
искренняя
симпатия,
принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств
и мотивов поведения. Нужно делать акцент на достоинствах ребенка и его
успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), вернуть
самоуважение и позитивную самооценку.
Коррекционную работу по снижению агрессивности у детей необходимо
проводить в четырех направлениях:
- работать с гневом — обучать ребенка общепринятым и неопасным для
окружающих способам выражения своего гнева;
- обучать самоконтролю — вырабатывать у ребенка навыки владения собой в
ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
- работать с чувствами — учить осознавать собственные эмоции и эмоции
других
людей,
формировать
способность
к
сопереживанию,
сочувствию,
доверию к окружающим;
-
прививать
конструктивные
навыки
общения
—
обучать
адекватным
поведенческим
реакциям
в
проблемной
ситуации,
способам
выхода
из
конфликта.
В
литературе
описаны
различные
формы
и
методы
профилактики
и
коррекции агрессивного поведения детей. К ним относятся: игровая терапия,
сказкотерапия,
релаксация,
психогимнастика,
проективный
рисунок
и
рисование пальцами, лепка из глины и пластилина, куклотерапия (мягкие куклы
«Бобо», «Жу-жу», подушки), игры с песком и водой.
Хотелось
бы
выделить,
на
мой
взгляд,
очень
полезные
для
снятия
агрессии - игры с песком и водой. Песочная терапия для детей — это игровой
способ рассказать о проблемах, показать свои страхи и постараться избавиться
от них, преодолеть эмоциональное напряжение.
К.Г.
Юнг
–
основоположник
методики
песочной
терапии.
На
основе
теории
«психического
иммунитета»
и
способности
сознания
к
исцелению,
трансформации и самосохранению была создана песочная терапия.
К.Г.Юнг
утверждал,
что
процесс
"игры
в
песок"
высвобождает
заблокированную
энергию
и
"активизирует
возможности
самоисцеления,
заложенные в человеческой психике". Картины, созданные на песке нашими
руками,
являются
отражением
бессознательного.
Они
–
как
сны,
но
их,
в
отличие
от
сна,
можно
пощупать.
К.Г.Юнг
объяснял
факт,
что
наше
бессознательное общается с нами символами, подсказками. С их помощью мы
выводим наружу свои переживания, внутренние проблемы. Малыши открыты,
они не удерживают в своей душе массу проблем. Обычно маленьких детей
может мучить одна проблема, которая в ходе песочной терапии обязательно
«выльется» на песчаную поверхность. Игры с песком особо подходят детям,
которые
не
могут
выразить
свои
переживания
словами,
с
заниженной
самооценкой, с повышенной тревожностью и застенчивостью.
Эта методика помогает здоровым детям преодолеть кризисы переходных
периодов, небольшие затруднения с речью, понизить уровень агрессии. Она
замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре
благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные
окончания,
находящиеся
в
подушечках
пальцев),
фантазию,
мышление,
творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком
успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится
живительная солнечная энергия, которая подзаряжает позитивными эмоциями.
Уже после нескольких сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт,
становятся менее агрессивными, начинают свободнее проявлять свои эмоции.
Развивающие
занятия
с
песком
эффективнее
стандартных
приёмов
обучения.
Ребёнок,
выполняя
самостоятельные
рисунки
на
песке,
быстрее
осваивает буквы и цифры, усваивает понятия "справа" и "слева", временные
понятия дня и ночи, времена года; ему становится интересно, а интересное –
лучше
запоминается,
вызывает
положительные
эмоции.
Малыш
старается
сделать правильно, красиво, аккуратно и, что важно, быстро.
При создании разных композиций на песке не нужны художественные
навыки, такие, как в рисовании. Следовательно, ребенок не будет
расстраиваться из-за ошибок и неуверенности в собственных силах. На
«песочном» занятии дети раскованны, веселы и воодушевлены: они создают
собственный мир, и делать это бесконечно приятно. В некоторых песочных
столах используется цветовая подсветка, что уже считается цветотреапией. Не
секрет, что цвет влияет на наше настроение, эмоциональное, психологическое и
физическое здоровье. Цветотерапия способствует стимуляции
интеллектуального и эмоционального развития дошкольников, приобретению
детьми навыков психофизической релаксации.
Цель
песочной
терапии:
выявить
и
охарактеризовать
особенности
личности
ребенка;
настроить
на
понимание
себя
и
своего
«Я»
в
мире
и
жизненной деятельности; научиться создавать модель своих фантазий на песке
и пояснять их; проанализировать коммуникативные трудности (способность
ребенка к общению и умение выражать словесно свои мысли); избавить от
страхов, тревоги и психологических травм.
Таким образом, с помощью песочной терапии и других методов можно
снизить тревожность и уровень агрессивного поведения ребенка, научить его
выражать свои эмоции, общаться и творчески развиваться. Её так же можно
использовать в коррекционно-развивающей работе с агрессивными детьми и
детьми с ОВЗ. Это поможет в работе не только психологу, но и логопеду,
воспитателю, родителям.
Существуют
определённые
упражнения
для
снятия
агрессивного
поведения детей: «Каратист», «Добрые – злые кошки», «Упрямая подушка»,
«Брыкание», «Кукла Бобо», «Ладонь, на ладонь». На мой взгляд, интересным и
простым, является упражнение «Мешочек криков».
Цель:
направить
энергию
ребенка
на
специальные
игры,
снять
напряжение, вспышку гнева, злости.
Если
ребенок
возмущен,
взволнован,
разозлен,
словом,
просто
не
в
состоянии
говорить
с
вами
спокойно,
предложите
ему
воспользоваться
«мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот
мешочек,
то
он
может
кричать
и
визжать
в
него
столько,
сколько
ему
необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с
окружающими
спокойным
голосом,
обсуждая
произошедшее.
Однако
использовать мешочек позднее для мирных целей будет крайне нежелательно.
Для оказания помощи агрессивным детям необходимо проводить работу с
родителями.
Формирование
психолого-педагогической
компетентности
родителей
идет
через
информационно-просветительскую
раб оту:
информирование (что такое агрессия, причины её проявления, чем опасна для
ребенка); обучение эффективным способам общения со своим ребенком.
Детство
–
это
особый
период
закладки
фундамента
личности,
время
первичной социализации. Н.П. Дубинин писал: «От правильного, разумного
сочетания воспитания детей в семье и обществе зависит чрезвычайно много.
Семья
по-прежнему
остается
важной
воспитательной
ячейкой
в
нашем
обществе.
В
семье
человек
учиться
быть
добрым.
Настоящую
доброту
в
человеке
воспитывает,
прежде
всего,
Мать,
которую
ничем
и
никакими
любящими воспитателями заменить нельзя».
Литература
1.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001, - 352с.
2.
Изард, К.Э. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2006, – 464с.
3.
Калинина, О.В. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2007,
- 160 с.
4.
Колосова, С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, - 224с.