Оздоровление детей дошкольного возраста посредством выполнения кинезиологических упражнений
Автор: Челухина Алла Михайловна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБУ детский сад №45 "Яблонька" Населённый пункт: Самарская область, город Тольятти Наименование материала: статья Тема: Оздоровление детей дошкольного возраста посредством выполнения кинезиологических упражнений Раздел: дошкольное образование
Оздоровление детей дошкольного возраста посредством выполнения
кинезиологических упражнений.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение.
Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий,
тесно связанных между собой системой нервных волокон. Мозолистое тело
необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного
полушария в другое. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных
процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.
Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не
наоборот.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –
гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию
движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое,
логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации,
постановку целей и построений программ. Всем хорошо известно, что
работой левого полушария управляет правая рука и наоборот. Проекционная
зона, отвечающая за тонкие движения пальцев рук и артикуляционную
моторику, находится в левом полушарии. Это заложено генетически. Поэтому
так важно у детей развивать ведущую правую руку.
Важно развивать оба полушария, потому что межполушарное взаимодействие
является основой развития интеллекта. Этому способствуют
кинезиологические упражнения. Они влияют не только на развитие
умственных способностей и физического здоровья, они позволяют
активизировать различные отделы коры больших полушарий, что
способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в
различных областях психики, в том числе решает многие проблемы речевого
развития. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у
ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и
крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к
произвольному контролю.
Межполушарное взаимодействие (мозолистое тело) возможно развивать при
помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры и упражнения,
от простого к сложному. С пяти лет даем комплекс пальчиковых
кинезиологических упражнений:
1. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,
средний и т.д.
Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак – ребро – ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на
плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на
плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола,
распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с
педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной
программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем –
двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в
выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак –
ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
3. Горизонтальная восьмерка. Вытянуть перед собой правую руку на уровне
глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы
вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно
большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за
кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е.
одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым
изо рта языком.
4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в
обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно
обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении
этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда
деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится
эффективность работы всего мозга.
5. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок,
выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец
должен двигаться точно и чётко, не допуская сопутствующих движений.
Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны
участвовать все пальцы обеих рук.
7. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону,
кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого
одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен
позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Развитие функциональных возможностей
кистей и пальцев рук, коррекция нарушений тонкой (мелкой) моторики.
В педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы
становления моторики кисти и пальцев рук: опорность на раскрытую кисть
(1-ое полугодие), осуществление произвольного захвата предметов кистью
(1-ый год), включение пальцевого захвата (двумя и тремя пальцами –
щепотью), противопоставление пальцев (указательного, большого),
дифференцированные движения пальцев рук.
Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют
следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки,
издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин;
рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков
пальца на бумагу.
Для тренировки противопоставления и отведения-приведения большого
пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих
игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или
надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с маленькими
куклами, надевающимися на пальцы.
Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: работа с
прищепками, собирание предметов различной величины (сначала крупных,
затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за
ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при
закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком.
Для тренировки захвата предметов тремя пальцами полезны такие игры.
Цель: развитие трех пальчиков, которые будут держать ручку, карандаш.
1. «Посыпаем дорожки».
Предлагают ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе
шириной 3-5 см. Следует ограничить ее чем-либо, например, полосками
бумаги.
Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому.
Посыпать надо тремя пальцами, сложив их «щепоткой», не выходя за края
дорожки.
2.«Открой и закрой».
Ставят перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками
(банки должны отличаться размерами и формой). Предлагают открыть все
баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки
закручиваются, следят, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
3.«Разложи бусины»
Высыпают в миску бусинки двух цветов. Предлагаем: «Давай в одно блюдце
сложим все бусинки красного цвета, а в другое все зеленые». Перекладывать
бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (показывают ребенку).
Обязательно доводят работу до конца - этот навык очень важен, поэтому на
первых порах берут меньше бусинок и большего размера.
4. «Собираем грибы в лесу»
Раскладывают по полу кусочки поролона (желательно разноцветного,
размером 2-3 см, можно использовать крупные пуговицы одинакового
диаметра 2-3 см, но разного цвета) и предлагают малышу: «Вот тебе
корзинка, попробуй собрать все грибы на полянке». Показывают, как брать
кусочки поролона тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы» надо по
одному класть в корзинку.
Необходимо проследить, чтобы ребенок собрал все грибы - это развивает
внимание и приучает к аккуратности. (Можно выполнять упражнение
поочередно правой и левой рукой.)
5. «Выловим из воды».
Наливают в миску воды и бросают несколько мелких плавающих предметов:
кусочки пробки, веточки и т.д. Предлагают малышу с помощью ложки или
сита выловить все предметы и сложить их в тарелку, стоящую справа от
миски. Ложку необходимо держать правильно в правой руке.
6. «Лепим колобки, колбаски, блинчики, колечки и баранки».
Дают малышу небольшой размятый кусок пластилина, предлагают скатать
шарики, «колбаски», «блинчики». На одном занятии показывают только одно
«угощение». Когда ребенок освоит все «угощения», можно лепить всю «еду»
на одном занятии и из пластилина разных цветов. Скатывать «колобки»,
«колбаски» надо между ладоней.
7. Рисуем на подносе.
Высыпьте на поднос манную крупу и проведите пальцем вертикальную
линию сверху вниз. Затем возьмите ладонь ребенка в свою руку и помогите
малышу повторить ваш «рисунок». Немного потренировавшись, предложите
ребенку провести вертикальные линии самостоятельно. Похвалите малыша, а
затем научите его проводить горизонтальные линии.
8. Разноцветные прищепки
На плоскостные фигуры прицепляем прищепки в разной последовательности
и на разном расстоянии.
Механическое сдавливание подушечек пальцев прищепками направлено на
активизацию незрелых клеток коры головного мозга. Показан этот прием
детям с задержками в психоречевом и двигательном развитии.
9. Выкладывание узора из ниток на бархатной бумаге
На бумаге из бархата выкладывается определенный силуэт животного или
любой предмет. Сделать это несложно, поскольку бархатная бумага хорошо
притягивает к себе нить.
Для формирования тонких движений руки, совершенствования двигательных
навыков, развития моторных координаций можно использовать различные
формы спортивных игр. Хорошие результаты по развитию тонкой моторики
рук показывают упражнения с малыми мячами и утяжеленными мешочками.
Существует целая система упражнений с этими предметами для развития
мелкой моторики: упражнения в перекладывании предмета; упражнение в
подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле упражнение в сортировке
с разным количеством предметов; упражнение в бросках и ловле предметов в
парах; групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и
ловле предмета. Кроме того, хорошо показали себя упражнения с
массажными мячиками и колечками разных размеров.