Напоминание

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством выполнения кинезиологических упражнений


Автор: Челухина Алла Михайловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБУ детский сад №45 "Яблонька"
Населённый пункт: Самарская область, город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Оздоровление детей дошкольного возраста посредством выполнения кинезиологических упражнений
Раздел: дошкольное образование





Назад





Оздоровление детей дошкольного возраста посредством выполнения

кинезиологических упражнений.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Всем хорошо известно, что работой левого полушария управляет правая рука и наоборот. Проекционная зона, отвечающая за тонкие движения пальцев рук и артикуляционную моторику, находится в левом полушарии. Это заложено генетически. Поэтому так важно у детей развивать ведущую правую руку. Важно развивать оба полушария, потому что межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта. Этому способствуют кинезиологические упражнения. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики, в том числе решает многие проблемы речевого развития. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Межполушарное взаимодействие (мозолистое тело) возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры и упражнения, от простого к сложному. С пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений: 1. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 2. Кулак – ребро – ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на
плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя. 3. Горизонтальная восьмерка. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком. 4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. 5. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская сопутствующих движений. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. 7. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений тонкой (мелкой) моторики. В педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опорность на раскрытую кисть (1-ое полугодие), осуществление произвольного захвата предметов кистью (1-ый год), включение пальцевого захвата (двумя и тремя пальцами – щепотью), противопоставление пальцев (указательного, большого), дифференцированные движения пальцев рук. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин;
рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения-приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: работа с прищепками, собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Для тренировки захвата предметов тремя пальцами полезны такие игры. Цель: развитие трех пальчиков, которые будут держать ручку, карандаш. 1. «Посыпаем дорожки». Предлагают ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Следует ограничить ее чем-либо, например, полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Посыпать надо тремя пальцами, сложив их «щепоткой», не выходя за края дорожки. 2.«Открой и закрой». Ставят перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размерами и формой). Предлагают открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, следят, чтобы малыш крутил крышку, а не банку. 3.«Разложи бусины» Высыпают в миску бусинки двух цветов. Предлагаем: «Давай в одно блюдце сложим все бусинки красного цвета, а в другое все зеленые». Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (показывают ребенку). Обязательно доводят работу до конца - этот навык очень важен, поэтому на первых порах берут меньше бусинок и большего размера. 4. «Собираем грибы в лесу» Раскладывают по полу кусочки поролона (желательно разноцветного, размером 2-3 см, можно использовать крупные пуговицы одинакового диаметра 2-3 см, но разного цвета) и предлагают малышу: «Вот тебе корзинка, попробуй собрать все грибы на полянке». Показывают, как брать кусочки поролона тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы» надо по одному класть в корзинку. Необходимо проследить, чтобы ребенок собрал все грибы - это развивает внимание и приучает к аккуратности. (Можно выполнять упражнение поочередно правой и левой рукой.) 5. «Выловим из воды». Наливают в миску воды и бросают несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточки и т.д. Предлагают малышу с помощью ложки или
сита выловить все предметы и сложить их в тарелку, стоящую справа от миски. Ложку необходимо держать правильно в правой руке. 6. «Лепим колобки, колбаски, блинчики, колечки и баранки». Дают малышу небольшой размятый кусок пластилина, предлагают скатать шарики, «колбаски», «блинчики». На одном занятии показывают только одно «угощение». Когда ребенок освоит все «угощения», можно лепить всю «еду» на одном занятии и из пластилина разных цветов. Скатывать «колобки», «колбаски» надо между ладоней. 7. Рисуем на подносе. Высыпьте на поднос манную крупу и проведите пальцем вертикальную линию сверху вниз. Затем возьмите ладонь ребенка в свою руку и помогите малышу повторить ваш «рисунок». Немного потренировавшись, предложите ребенку провести вертикальные линии самостоятельно. Похвалите малыша, а затем научите его проводить горизонтальные линии. 8. Разноцветные прищепки На плоскостные фигуры прицепляем прищепки в разной последовательности и на разном расстоянии. Механическое сдавливание подушечек пальцев прищепками направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга. Показан этот прием детям с задержками в психоречевом и двигательном развитии. 9. Выкладывание узора из ниток на бархатной бумаге На бумаге из бархата выкладывается определенный силуэт животного или любой предмет. Сделать это несложно, поскольку бархатная бумага хорошо притягивает к себе нить. Для формирования тонких движений руки, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций можно использовать различные формы спортивных игр. Хорошие результаты по развитию тонкой моторики рук показывают упражнения с малыми мячами и утяжеленными мешочками. Существует целая система упражнений с этими предметами для развития мелкой моторики: упражнения в перекладывании предмета; упражнение в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле упражнение в сортировке с разным количеством предметов; упражнение в бросках и ловле предметов в парах; групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета. Кроме того, хорошо показали себя упражнения с массажными мячиками и колечками разных размеров.


В раздел образования