Напоминание

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Автор: Болдырева Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ ИО "Заларинский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: п. Залари
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

I. Вступительная часть.

Развитие

творческих

способностей

есть

один

из

способов

мотивации

студентов

в

процессе

обучения.

Мы

живём

в

век

научно-технической

революции, и жизнь во всех её проявлениях становится сложнее: она требует от

человека

не

шаблонных,

привычных

действий,

а

подвижности

мышления,

быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых

задач.

В школе начинается процесс становления качеств творческой личности, а

преподаватели

СПО

продолжают

начатое

нашими

коллегами

школьными

учителями. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Актуальность темы «Развитие творческих способностей

учащихся на уроках русского языка и литературы».

Актуальность этой темы исходит из следующих проблем: снижение общей

культуры

обучающихся,

снижение

грамотности,

интереса

к

вышеуказанным

предметам, к чтению и звучащему слову; размытость, а нередко и отсутствие,

нравственного

ориентира.

И

сегодняшние

реалии

нашей

жизни,

новые

экономические

методы

хозяйствования,

переход

к

рыночной

экономике

настоятельно

требуют

специалистов,

стиль

работы

которых

определялся

бы

инициативой

и

предприимчивостью.

По

словам

Василия

Александровича

Сухомлинского,

«творческий

подход

учителя

к

учебному

процессу

способен

пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты».

Целью деятельности в рамках заявленной темы является:

воспитание развитой, творческой личности, способной к самопознанию и к

саморазвитию.

Задачи заключаются:

- в формировании у студентов умения творчески мыслить, анализировать,

логически правильно выражать мысли;

-

в

содействии

в

овладении

ими

грамотной

речью,

развитии

их

читательского таланта;

- в создании ситуации межличностного общения.

Современный выпускник, учитывая те условия, в которых ему предстоит жить

и работать, должен обладать определенными качествами личности:

-

гибко

адаптироваться

в

меняющихся

жизненных

ситуациях,

уметь

самостоятельно

приобретать

необходимые

знания,

умело

применять

их

на

практике;

- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы,

устанавливать закономерности, анализировать;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы,

быть способным выдвигать новые идеи;

-

самостоятельно

работать

над

развитием

собственной

нравственности,

интеллекта, культурного уровня;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах,

уметь работать сообща в разных областях, и при этом легко выходить из любых

спорных и конфликтных ситуаций, которые, неизбежно возникают при работе в

группе даже в рамках выполнения какого-либо творческого задания на уроке,

скажем, литературы.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения

каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем не в процесс

пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого

учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким

образом и для каких целей эти знания могут быть применены [1]. Это возможность

работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это

возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее

всестороннего исследования.

II. Основная часть.

Основной задачей на уроках русского языка и литературы я считаю –

научить

умению

целесообразно

и

правильно

пользоваться

лексическими

средствами для выражении своих мыслей. В каждом человеке нужно развивать

способность

владеть

словом,

понимать

слово,

рассматривать

его

с

разных

сторон. Ребят необходимо ставить в позицию автора или соавтора, создавать

условия для самовыражения, давать возможность раскрыть свою личность,

применяя

свой

жизненный

и

читательский

опыт,

выявлять

отношение

к

происходящему.

1.

Роль самостоятельной работы в процессе развития

творческого потенциала.

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой: научить студентов

самостоятельно

мыслить,

грамотно

выражать

свои

мысли

в

устной

и

письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в

спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с группой.

Какие же использовать методы и приёмы, чтобы человек учился с желанием и

одновременно развивал свои творческие способности?

Основные приёмы

развития

творческих

способностей:

написание

сочинений, рассуждений, игры на уроках, кроссворды, творческие задания на

дом.

При

этом

важно,

чтобы

практические

задания

выполнялись

не

механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу

сами обучающиеся вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы содержится в том, чтобы научить

детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь

положительно сказывается на усвоении учебного материала.

Творческие самостоятельные работы занимают большое место в моем

преподавании.

Работа

творческого

характера

повышает

интерес

к

учению,

развивает

наблюдательность,

учит

самостоятельно

достигать

поставленные

цели [4]. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются

индивидуальные

качества

обучающихся,

особенности

их

языка

и,

конечно,

выявляются пробелы в знаниях.

2.

Использование игр на уроках.

Решить

эти

задачи

помогают

и

игровые

технологии.

Цель

игровых

технологий – приобрести конкретные навыки, перевести знания в опыт. Игры,

которые

я

применяю

на

уроках

-

это

упражнения

близкие

к

обычным

упражнениям.

Обычно

это

задания

довольно

трудные

и

скучные,

но

необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных

орфографических

навыков. И

здесь

игровая

форма

работы

помогает

преодолеть трудности. И фраза студентов: «Давайте снова сегодня поиграем», -

сказанная

в

начале

новой

пары,

как

мне

думается,

свидетельствует

об

успешности подобных уроков. Даже если это предложение никак не согласуется

с моим планом занятия – все равно приятно слышать. На уроках русского языка

я в основном использую классификацию игр, основанную на тематическом

принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические

игры,

лексико-фразеологические,

игры

по

морфемике

и

словообразованию,

синтаксические. Н а п р и м е р , игры-упражнения. Они

с о в е р ш е н с т ву ют

познавательные

способности

обучающихся,

способствуют

закреплению

учебного

материала,

развивают

умение

применять

его

в

новых

условиях.

Пример игры-упражнения:

Чайнворд на тему «Местоимение»

Почти все слова в этом чайнворде – местоимения. Отгадайте, какие это

слова.

1. Личное местоимение 3-го лица мужского рода. (Он.)

2.

Личное

местоимение

1-го

лица

множественного

числа

в

дательном

падеже. (Нам.)

3.

Назовите

часть

речи,

которая

употребляется

вместо

имени

существительного, прилагательного или числительного. (Местоимение.)

4. Личное местоимение 3-го лица единственного числа мужского рода

родительного падежа. (Его.)

5. Местоимение, которое изменяется по родам. (Он.)

6. Личное местоимение 1-го лица множественного числа родительного

падежа. (Нас.)

7. Указательное местоимение с количественным значением. (Столько.)

8. Название разряда местоимений, сходных с вопросительным в дательном

падеже единственного числа мужского рода. (Относительному.)

9.

Название

разряда

местоимений,

к

которому

относится

местоимение

«тот» в творительном падеже множественного числа. (Указательные.)

Игра «Запятые, не теряйтесь!»

Без запятых дается запоминающийся фрагмент текста художественного

произведения,

знакомство

с

которым

предстоит

в

ближайшее

время.

Необходимо решить пунктуационные задачи. Текст должен быть интересным,

запоминающимся.

Например,

высказывание

князя

Андрея

о

войне

или

его

диалог с Пьером о женитьбе.

Игра

«Перевод

с

русского

на

русский» Весь

текст

состоит

из

фразеологизмов

на

тему

«Язык

и

речь»

+

слова

намеренно

напечатаны

с

ошибками, которые необходимо обнаружить и исправить, попутно выполняя

«перевод».

3. Уроки развития речи.

Умение

анализировать,

обобщать,

логически

правильно,

чётко

и

эмоционально

строить

свою

речь,

необходимо

при

написании

хорошего

сочинения.

Поэтому

мы

должны

помочь

обучающимся

развить

речевую

деятельность.

Игра «Путешествие в город Художников»

На

репродукциях

картин

(формат

А4)

изображены

иллюстрации

к

произведениям русской литературы.

К ним прилагаются карточки с очень

краткой

информацией

об

авторе,

намеки

на

содержание

изображения,

интересные факты из истории создания произведения, фрагменты текста. Среди

множества репродукций и отрывков текстов, необходимо найти те, которые

имеют непосредственное отношение к произведению, изучаемому на данном

занятии.

Или новый поворот этого упражнения, который придумали двое студентов,

работавшие по картине «Демон сидящий» (изучение поэмы «Демон» М.Ю.

Лермонтов).

Суть

их

нового

импровизированного

задания

заключалась

в

составлении вопросов (не менее 10-ти) по данной картине. Изначально они

готовили только сообщение и презентацию. И в процессе

работы решили

продолжить эту тему и подготовили для одногруппников вопросы. Например:

- Какие цвета использует художник, чтобы показать физическую силу и

загар Демона;

- Докажите, что герой на картине находится перед выбором жизненного

пути и т.п.

Это

уже

ближе

к

урокам

по

развитию

речи

мини-рассуждения

по

картине, с опорными словами или с началом рассуждения. На том же занятии

мы спонтанно вернулись к личности А.С. Пушкина, точнее к его портретному

изображению О. Кипренского. Задание студенты сформулировали следующим

образом: найти 10 интересных фактов из жизни поэта в год написания данного

портрета.

«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - утверждал Ф.И.

Буслаев [2]. Считаю, что эта инициатива, предложенная самими обучающимися,

помогает мне делать уроки интереснее, поскольку живопись, обладает мощной

способностью

приобщения

к

общечеловеческим

духовным

ценностям

и

формирования

творческого

отношения

к

действительности.

А

это

дает

дополнительные знания, расширяет кругозор, повышает уровень культуры и

просто несет разнообразие в преподавание и изучение сложного предмета.

Игра «Мемуары»

Мемуары - это воспоминания о прошлых событиях [5]. Их обычно пишут

люди, прожившие яркую и интересную жизнь.

Вам предлагается (на выбор) написать мемуары от лица:

- старого дуба, который увидел князь Андрей при первой встрече;

- старого дуба, который увидел князь Андрей при второй встрече;

- знамени, выпавшего из рук раненого Андрея Болконского;

- кольца с сердоликом из ст. А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман»

(Если в группе выбирают эту тему, я нахожу время для показа видео этого

стихотворения из проекта Кинопоэзия. Я рекомендовала бы всем использовать этот

потрясающий ресурс на уроках литературы. Ведь сегодня слово на бумаге не

популярно, т.к. современные дети - визуалы, а когда слово звучит, вдобавок оно

визуализировано, при этом все не уходит в клип и мельтешение – все-таки это

мини-фильм

с

замыслом,

сценарием,

монтажом

вот

тогда

стихотворение,

упакованное

в

видео

историю,

раскрывается

и

вызывает

неподдельную

заинтересованность.

На

мой

взгляд,

проект

Кинопоэзия

это

очень

хороший

инструмент при изучении художественного слова).

- тернового венца из ст. «Смерть поэта»

- колосьев из ст. «Несжатая полоса» и т.п.

Мемуары

должны

быть

небольшими

по

объему

и

интересными

для

одногрупников.

При

выполнении

этого

задания,

проводится

словарная

работа

и

идет

активное пополнение лексического запаса студентов.

Речевая

деятельность

-

это

активный,

целенаправленный

процесс

создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых

средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

4.

Использование музыкального материала

Композитор

Модест

Петрович

Мусоргский

считал

музыку

«художественным

воспроизведением

человеческой

речи

во

всех

тончайших

изгибах

ее»

[6].

Связь

между

литературой

и

музыкой

неразрывна, это мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в

основе которых лежит музыкальная тематика. Но у сочетания звуков есть

преимущества перед сочетаниями словом: в музыке в тысячу раз больше

эмоциональных

оттенков.

Связь

музыки

и

литературы

существует

издревле, это объясняет постоянство устремленности двух искусств друг

к другу [3].

«Музыкальное

сочинение»

задание

состоит

в

перечислении

ассоциаций,

которые

возникают

в

сознании

во

время

прослушивания

конкретного музыкального произведения.

В

этом

году

у

меня

появилась

техническая

возможность

для

прослушивания

аудиоматериалов

в

учебном

кабинете,

и

мы

с

удовольствием

в

качестве

смены

деятельности

выполняем

это

упражнение. Для него я

использую сборник фортепьянных пьес П.И.

Чайковского «Времена года». Он состоит из 12 небольших музыкальных

зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Очень ненавязчивые

истории,

к

ним

легко

подключаться

и

нетрудно

выходить

из

прослушивания подобных произведений.

«Поэт

и

композитор»

-

предварительно

раздается

текст

тематической песни, например, «Генералам Гражданской войны посвящается»

(при изучении на II курсе темы «Революция и Гражданская война в литературе

20-х годов»). Задание: найти в Интернет клип на эту песню, внимательно

прослушать

ее,

и

ответить

на

вопрос

-

Какой

художественный

метод

использовали автор текста и композитор при ее создании? Как этот метод

называется в литературоведении? Дайте ответ с пояснениями. Какие средства

художественной и синтаксической выразительности, стилистические фигуры

содержатся

в

данном

тексте?

Для

чего

в

художественной

литературе

в

данном тексте в т. ч.) авторы используют тропы?

Очень легко использовать естественность синтеза литературы и музыки в

учебном процессе. Музыка очень органично вписывается в уроки литературы и

помогает создавать у молодых людей целостное представление о мире.

III. Заключительная часть.

Наличие

творческих

интересов

у

обучающихся

способствует

росту

их

активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов

учения,

активной

жизненной

позиции,

что

в

совокупности

и

вызывает

повышение эффективности процесса обучения [7].

Вывод.

Развитие художественно - творческих способностей личности

является актуальной проблемой педагогики и психологии. На своих

уроках мы должны стремиться к развитию творческих способностей,

мировоззрения

и

убеждений

студентов,

то

есть

способствовать

воспитанию нравственной личности.

При

этом

выстраивать

процесс

обучения таким образом, чтобы студент являлся активным участником

– субъектом педагогической деятельности.

Список литературы:

1. Богоявлинская Д.Б. «Интеллектуальная активность как проблема

творчества», 2005.

2. Буслаев Ф.И. «Исторические очерки русской народной словесности и

искусства» (первый том, 1861)

3. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей

учащихся», 2007 г.

4. Зак А .З. «Методы развития способностей у детей», 1994 г.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь. М,2000г.

6. «М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников» “Музыка”, 1989г.

7. Хуторский А.В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.



В раздел образования