Автор: Болдырева Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ ИО "Заларинский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: п. Залари
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: среднее профессиональное
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
I. Вступительная часть.
Развитие
творческих
способностей
есть
один
из
способов
мотивации
студентов
в
процессе
обучения.
Мы
живём
в
век
научно-технической
революции, и жизнь во всех её проявлениях становится сложнее: она требует от
человека
не
шаблонных,
привычных
действий,
а
подвижности
мышления,
быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых
задач.
В школе начинается процесс становления качеств творческой личности, а
преподаватели
СПО
продолжают
начатое
нашими
коллегами
–
школьными
учителями. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Актуальность темы «Развитие творческих способностей
учащихся на уроках русского языка и литературы».
Актуальность этой темы исходит из следующих проблем: снижение общей
культуры
обучающихся,
снижение
грамотности,
интереса
к
вышеуказанным
предметам, к чтению и звучащему слову; размытость, а нередко и отсутствие,
нравственного
ориентира.
И
сегодняшние
реалии
нашей
жизни,
новые
экономические
методы
хозяйствования,
переход
к
рыночной
экономике
настоятельно
требуют
специалистов,
стиль
работы
которых
определялся
бы
инициативой
и
предприимчивостью.
По
словам
Василия
Александровича
Сухомлинского,
«творческий
подход
учителя
к
учебному
процессу
способен
пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты».
Целью деятельности в рамках заявленной темы является:
воспитание развитой, творческой личности, способной к самопознанию и к
саморазвитию.
Задачи заключаются:
- в формировании у студентов умения творчески мыслить, анализировать,
логически правильно выражать мысли;
-
в
содействии
в
овладении
ими
грамотной
речью,
развитии
их
читательского таланта;
- в создании ситуации межличностного общения.
Современный выпускник, учитывая те условия, в которых ему предстоит жить
и работать, должен обладать определенными качествами личности:
-
гибко
адаптироваться
в
меняющихся
жизненных
ситуациях,
уметь
самостоятельно
приобретать
необходимые
знания,
умело
применять
их
на
практике;
- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы,
устанавливать закономерности, анализировать;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы,
быть способным выдвигать новые идеи;
-
самостоятельно
работать
над
развитием
собственной
нравственности,
интеллекта, культурного уровня;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах,
уметь работать сообща в разных областях, и при этом легко выходить из любых
спорных и конфликтных ситуаций, которые, неизбежно возникают при работе в
группе даже в рамках выполнения какого-либо творческого задания на уроке,
скажем, литературы.
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения
каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем не в процесс
пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого
учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким
образом и для каких целей эти знания могут быть применены [1]. Это возможность
работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это
возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее
всестороннего исследования.
II. Основная часть.
Основной задачей на уроках русского языка и литературы я считаю –
научить
умению
целесообразно
и
правильно
пользоваться
лексическими
средствами для выражении своих мыслей. В каждом человеке нужно развивать
способность
владеть
словом,
понимать
слово,
рассматривать
его
с
разных
сторон. Ребят необходимо ставить в позицию автора или соавтора, создавать
условия для самовыражения, давать возможность раскрыть свою личность,
применяя
свой
жизненный
и
читательский
опыт,
выявлять
отношение
к
происходящему.
1.
Роль самостоятельной работы в процессе развития
творческого потенциала.
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой: научить студентов
самостоятельно
мыслить,
грамотно
выражать
свои
мысли
в
устной
и
письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в
спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с группой.
Какие же использовать методы и приёмы, чтобы человек учился с желанием и
одновременно развивал свои творческие способности?
Основные приёмы
развития
творческих
способностей:
написание
сочинений, рассуждений, игры на уроках, кроссворды, творческие задания на
дом.
При
этом
важно,
чтобы
практические
задания
выполнялись
не
механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу
сами обучающиеся вносили элементы творчества.
Основная цель самостоятельной работы содержится в том, чтобы научить
детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь
положительно сказывается на усвоении учебного материала.
Творческие самостоятельные работы занимают большое место в моем
преподавании.
Работа
творческого
характера
повышает
интерес
к
учению,
развивает
наблюдательность,
учит
самостоятельно
достигать
поставленные
цели [4]. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются
индивидуальные
качества
обучающихся,
особенности
их
языка
и,
конечно,
выявляются пробелы в знаниях.
2.
Использование игр на уроках.
Решить
эти
задачи
помогают
и
игровые
технологии.
Цель
игровых
технологий – приобрести конкретные навыки, перевести знания в опыт. Игры,
которые
я
применяю
на
уроках
-
это
упражнения
близкие
к
обычным
упражнениям.
Обычно
это
задания
довольно
трудные
и
скучные,
но
необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных
орфографических
навыков. И
здесь
игровая
форма
работы
помогает
преодолеть трудности. И фраза студентов: «Давайте снова сегодня поиграем», -
сказанная
в
начале
новой
пары,
как
мне
думается,
свидетельствует
об
успешности подобных уроков. Даже если это предложение никак не согласуется
с моим планом занятия – все равно приятно слышать. На уроках русского языка
я в основном использую классификацию игр, основанную на тематическом
принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические
игры,
лексико-фразеологические,
игры
по
морфемике
и
словообразованию,
синтаксические. Н а п р и м е р , игры-упражнения. Они
с о в е р ш е н с т ву ют
познавательные
способности
обучающихся,
способствуют
закреплению
учебного
материала,
развивают
умение
применять
его
в
новых
условиях.
Пример игры-упражнения:
Чайнворд на тему «Местоимение»
Почти все слова в этом чайнворде – местоимения. Отгадайте, какие это
слова.
1. Личное местоимение 3-го лица мужского рода. (Он.)
2.
Личное
местоимение
1-го
лица
множественного
числа
в
дательном
падеже. (Нам.)
3.
Назовите
часть
речи,
которая
употребляется
вместо
имени
существительного, прилагательного или числительного. (Местоимение.)
4. Личное местоимение 3-го лица единственного числа мужского рода
родительного падежа. (Его.)
5. Местоимение, которое изменяется по родам. (Он.)
6. Личное местоимение 1-го лица множественного числа родительного
падежа. (Нас.)
7. Указательное местоимение с количественным значением. (Столько.)
8. Название разряда местоимений, сходных с вопросительным в дательном
падеже единственного числа мужского рода. (Относительному.)
9.
Название
разряда
местоимений,
к
которому
относится
местоимение
«тот» в творительном падеже множественного числа. (Указательные.)
Игра «Запятые, не теряйтесь!»
Без запятых дается запоминающийся фрагмент текста художественного
произведения,
знакомство
с
которым
предстоит
в
ближайшее
время.
Необходимо решить пунктуационные задачи. Текст должен быть интересным,
запоминающимся.
Например,
высказывание
князя
Андрея
о
войне
или
его
диалог с Пьером о женитьбе.
Игра
«Перевод
с
русского
на
русский» Весь
текст
состоит
из
фразеологизмов
на
тему
«Язык
и
речь»
+
слова
намеренно
напечатаны
с
ошибками, которые необходимо обнаружить и исправить, попутно выполняя
«перевод».
3. Уроки развития речи.
Умение
анализировать,
обобщать,
логически
правильно,
чётко
и
эмоционально
строить
свою
речь,
необходимо
при
написании
хорошего
сочинения.
Поэтому
мы
должны
помочь
обучающимся
развить
речевую
деятельность.
Игра «Путешествие в город Художников»
На
репродукциях
картин
(формат
А4)
изображены
иллюстрации
к
произведениям русской литературы.
К ним прилагаются карточки с очень
краткой
информацией
об
авторе,
намеки
на
содержание
изображения,
интересные факты из истории создания произведения, фрагменты текста. Среди
множества репродукций и отрывков текстов, необходимо найти те, которые
имеют непосредственное отношение к произведению, изучаемому на данном
занятии.
Или новый поворот этого упражнения, который придумали двое студентов,
работавшие по картине «Демон сидящий» (изучение поэмы «Демон» М.Ю.
Лермонтов).
Суть
их
нового
импровизированного
задания
заключалась
в
составлении вопросов (не менее 10-ти) по данной картине. Изначально они
готовили только сообщение и презентацию. И в процессе
работы решили
продолжить эту тему и подготовили для одногруппников вопросы. Например:
- Какие цвета использует художник, чтобы показать физическую силу и
загар Демона;
- Докажите, что герой на картине находится перед выбором жизненного
пути и т.п.
Это
уже
ближе
к
урокам
по
развитию
речи
–
мини-рассуждения
по
картине, с опорными словами или с началом рассуждения. На том же занятии
мы спонтанно вернулись к личности А.С. Пушкина, точнее к его портретному
изображению О. Кипренского. Задание студенты сформулировали следующим
образом: найти 10 интересных фактов из жизни поэта в год написания данного
портрета.
«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - утверждал Ф.И.
Буслаев [2]. Считаю, что эта инициатива, предложенная самими обучающимися,
помогает мне делать уроки интереснее, поскольку живопись, обладает мощной
способностью
приобщения
к
общечеловеческим
духовным
ценностям
и
формирования
творческого
отношения
к
действительности.
А
это
дает
дополнительные знания, расширяет кругозор, повышает уровень культуры и
просто несет разнообразие в преподавание и изучение сложного предмета.
Игра «Мемуары»
Мемуары - это воспоминания о прошлых событиях [5]. Их обычно пишут
люди, прожившие яркую и интересную жизнь.
Вам предлагается (на выбор) написать мемуары от лица:
- старого дуба, который увидел князь Андрей при первой встрече;
- старого дуба, который увидел князь Андрей при второй встрече;
- знамени, выпавшего из рук раненого Андрея Болконского;
- кольца с сердоликом из ст. А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман»
(Если в группе выбирают эту тему, я нахожу время для показа видео этого
стихотворения из проекта Кинопоэзия. Я рекомендовала бы всем использовать этот
потрясающий ресурс на уроках литературы. Ведь сегодня слово на бумаге не
популярно, т.к. современные дети - визуалы, а когда слово звучит, вдобавок оно
визуализировано, при этом все не уходит в клип и мельтешение – все-таки это
мини-фильм
с
замыслом,
сценарием,
монтажом
–
вот
тогда
стихотворение,
упакованное
в
видео
историю,
раскрывается
и
вызывает
неподдельную
заинтересованность.
На
мой
взгляд,
проект
Кинопоэзия
это
очень
хороший
инструмент при изучении художественного слова).
- тернового венца из ст. «Смерть поэта»
- колосьев из ст. «Несжатая полоса» и т.п.
Мемуары
должны
быть
небольшими
по
объему
и
интересными
для
одногрупников.
При
выполнении
этого
задания,
проводится
словарная
работа
и
идет
активное пополнение лексического запаса студентов.
Речевая
деятельность
-
это
активный,
целенаправленный
процесс
создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых
средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
4.
Использование музыкального материала
Композитор
Модест
Петрович
Мусоргский
считал
музыку
«художественным
воспроизведением
человеческой
речи
во
всех
тончайших
изгибах
ее»
[6].
Связь
между
литературой
и
музыкой
неразрывна, это мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в
основе которых лежит музыкальная тематика. Но у сочетания звуков есть
преимущества перед сочетаниями словом: в музыке в тысячу раз больше
эмоциональных
оттенков.
Связь
музыки
и
литературы
существует
издревле, это объясняет постоянство устремленности двух искусств друг
к другу [3].
«Музыкальное
сочинение» –
задание
состоит
в
перечислении
ассоциаций,
которые
возникают
в
сознании
во
время
прослушивания
конкретного музыкального произведения.
В
этом
году
у
меня
появилась
техническая
возможность
для
прослушивания
аудиоматериалов
в
учебном
кабинете,
и
мы
с
удовольствием
в
качестве
смены
деятельности
выполняем
это
упражнение. Для него я
использую сборник фортепьянных пьес П.И.
Чайковского «Времена года». Он состоит из 12 небольших музыкальных
зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Очень ненавязчивые
истории,
к
ним
легко
подключаться
и
нетрудно
выходить
из
прослушивания подобных произведений.
«Поэт
и
композитор»
-
предварительно
раздается
текст
тематической песни, например, «Генералам Гражданской войны посвящается»
(при изучении на II курсе темы «Революция и Гражданская война в литературе
20-х годов»). Задание: найти в Интернет клип на эту песню, внимательно
прослушать
ее,
и
ответить
на
вопрос
-
Какой
художественный
метод
использовали автор текста и композитор при ее создании? Как этот метод
называется в литературоведении? Дайте ответ с пояснениями. Какие средства
художественной и синтаксической выразительности, стилистические фигуры
содержатся
в
данном
тексте?
Для
чего
в
художественной
литературе
(и
в
данном тексте в т. ч.) авторы используют тропы?
Очень легко использовать естественность синтеза литературы и музыки в
учебном процессе. Музыка очень органично вписывается в уроки литературы и
помогает создавать у молодых людей целостное представление о мире.
III. Заключительная часть.
Наличие
творческих
интересов
у
обучающихся
способствует
росту
их
активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов
учения,
активной
жизненной
позиции,
что
в
совокупности
и
вызывает
повышение эффективности процесса обучения [7].
Вывод.
Развитие художественно - творческих способностей личности
является актуальной проблемой педагогики и психологии. На своих
уроках мы должны стремиться к развитию творческих способностей,
мировоззрения
и
убеждений
студентов,
то
есть
способствовать
воспитанию нравственной личности.
При
этом
выстраивать
процесс
обучения таким образом, чтобы студент являлся активным участником
– субъектом педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Богоявлинская Д.Б. «Интеллектуальная активность как проблема
творчества», 2005.
2. Буслаев Ф.И. «Исторические очерки русской народной словесности и
искусства» (первый том, 1861)
3. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей
учащихся», 2007 г.
4. Зак А .З. «Методы развития способностей у детей», 1994 г.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь. М,2000г.
6. «М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников» “Музыка”, 1989г.
7. Хуторский А.В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.