Автор: Кошелева Анастасия Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 225
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей и педагогов
Тема: Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс
для родителей и педагогов:
«Артикуляционная гимнастика –
основа правильного произношения»
Подготовила и провела: учитель-логопед
Кошелева Анастасия Андреевна
г. Ярославль
2019 г.
«Артикуляционная гимнастика – основа правильного
произношения»
Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой
мышцы,
гимнастика
просто
необходима.
Мы
правильно
произносим
различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря
силе,
хорошей
подвижности
и
дифференцированной
работе
органов
артикуляционного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный
двигательный навык. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и
подвижные органы речи – язык, губы, нёбо.
Артикуляционная
гимнастика
является
основой
формирования
речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.
Артикуляционная
гимнастика
–
это
комплекс
специальных
упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней
челюсти),
необходимых
для
правильного
звукопроизношения.
Эти
упражнения
помогают
подготовить
ребенка
к
правильному
произношению звука, над которым будет проводиться непосредственная
работа. Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, как с целью
профилактики нарушений, так и с целью развития.
Артикуляционные
упражнения
бывают статическими
(удержание
органов
артикуляции
в
определённой
позе)
и динамическими
(многократное повторение одного и того же движения). Какие вы можете
назвать
статические
упражнения
(ответы
родителей),
динамические
упражнения (ответы родителей).
Проводя
артикуляционную
гимнастику
необходимо
выполнять
следующие рекомендации:
1.
Проводится ежедневно по 5-7 минут;
2.
Артикуляционная гимнастика проводится сидя перед зеркалом
(лучший вариант, когда ребенок видит в зеркале и себя, и взрослого) с
обязательным соблюдением правильной осанки. Тело не должно быть
напряжено, плечи не поднимаются, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
3.
Артикуляционные
движения
выполняются
медленно,
неторопливо,
т.к.
ребенку
необходим
зрительный
контроль,
но
постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики
увеличивается. Полезно задавать вопросы:
- Что делают зубки?
- Что делает язычок? Где он находится?
4.
Каждое упражнение выполняется под счёт до 10 раз.
5.
Запрещено принуждать ребенка, заставлять заниматься. Все
упражнения
проводить
в
форме
игры
(показ
картинок,
символов,
стихотворные
тексты,
«Сказки
о
весёлом
язычке»,
бегемотик
Жужа).
Таким
образом,
занятие
становится
интересным,
увлекательным,
эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат.
У ребенка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это
вызывает у него отказ от дальнейшей работы. Поэтому не фиксируйте
внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его,
вернитесь к более простым хорошо усвоенным упражнениям, подчеркнув,
что когда-то они тоже не получались. Всегда находите за что похвалить
ребенка, даже если вы не добились нужного результата.
Теперь
переходим
непосредственно
к
упражнениям.
Давайте
возьмём зеркала и представим себя на месте ваших детей.
Статические упражнения
1.
«Заборчик».
Улыбнуться,
обнажив
верхние
и
нижние
сомкнутые
зубы.
Пропеть звук «и».
2.
«Хоботок» («Трубочка»).
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Пропеть звук «у».
3.
«Лопаточка» («Блинчик».)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край
языка на нижнюю губу.
4.
«Иголочка» («Змейка»).
Приоткрыть
рот,
как
можно
дальше
высунуть
вперёд
узкий,
напряжённый язык.
5.
«Киска сердится» («Горка»).
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние
зубы. Выгнуть язык горкой.
6.
«Чашечка».
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу.
Края языка поднимаются вверх, и язык принимает форму чашечки.
Динамические упражнения
1.
«Вкусное варенье».
Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизывать верхнюю
губу сверху вниз. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
2.
«Накажем непослушный язычок».
Улыбнуться,
приоткрыть
рот,
спокойно
положить
язык
на
нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя».
3.
«Почистим зубки».
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «чистим» нижние,
затем
верхние
зубы
с
внутренней
стороны,
делая
движения
языком
вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
4.
«Маляр».
Улыбнуться,
открыть
рот.
Широким
языком
погладить
нёбо,
делая
движения
языком
вперёд-назад.
Губы
и
нижняя
челюсть
неподвижны. Кончик языка не высовывается изо рта.
5.
«Часики».
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить из одного
уголка рта в другой («тик-так»). Нижняя челюсть неподвижна.
6.
«Грибок».
Улыбнуться,
открыть
рот,
присосать
язык
к
нёбу,
чтобы
подъязычная связка была натянута.
7.
«Лошадка».
Улыбнуться, открыть рот, пощёлкать кончиком языка.
8.
«Качели».
Улыбнуться, открыть рот. Поочерёдно упираться языком то в
верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна.
9.
«Индюк».
Приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и
производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад,
стараясь не отрывать язык от губы. Включить голос, слышится «бл-бл».
Я
хочу
предложить
вам
изготовить артикуляционный куб. Он
представляет из себя кубик с прозрачными кармашками для предметных
картинок.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Правила проведения артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут 2 раза в день.
2. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением
правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере
овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Каждое упражнение выполняется под счёт до 10 раз.
Артикуляционные упражнения.
Упражнения для челюстей.
1. «Птенчики» (Широко открыть рот и подержать его открытым 10-15 секунд.)
2. «Зубки замёрзли» (Лёгкое постукивание зубами - губы разомкнуты.)
Упражнения для губ
1. « Улыбка» (Растягивание сомкнутых губ) Удерживать под счет до 10.
2. « Заборчик» (Растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и
верхние, и нижние резцы.) Удерживать под счет до 10.
3. «Хоботок» (Вытягивание губ вперёд) Удерживать под счет до 10.
4. «Бублик» (Округление губ) Удерживать под счет до 10.
5. « Улыбка» - «Хоботок»
6. « Заборчик»- «Бублик»
Упражнения для языка.
(Выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.)
1. «Язычок спит в домике» (Рот широко открыт, язык лежит внизу. Удерживать под счет до 10.)
2. «Язычок запрыгал вверх-вниз» (Рот широко открыт, язык поднимается за верхние зубы,
опускается за нижние зубы.)
3. « Футбол» (Рот широко открыт, язык упирается в правую щёку, затем - в левую.)
4.
«Лопатка» (Рот
широко
открыт,
широкий,
распластанный
язык
лежит
на
нижней
губе,
подержать 10-15 секунд.)
5. «Непослушный язычок» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык лежит на нижней
губе, пошлёпать по языку губами и произносить «пя-пя-пя».)
6. «Качели» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык делает движение вверх к носику,
вниз- к подбородку.)
7. «Часики» (Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой на
счёт «раз-два».)
8. «Вкусное варенье» (Улыбнуться, широко открыть рот. Не закрывая рот, облизывать языком
верхнюю губу сверху-вниз.)
9. «Ковшик» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, затем
поднимаем его кверху к верхней губе, подержать 10-15 секунд.)
10. «Чашечка» (Рот широко открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка
загнуть в форме чашечки.)
11. «Лакаем молоко» (Рот широко открыт, широкий язык облизывает верхнюю губу.)
12. «Почистим нижние зубки, верхние зубки» (Рот широко открыт, широкий язык двигается по
внутренней стороне нижних зубов снизу-вверх, верхних зубов - сверху вниз.)
13. «Маляр» (Рот широко открыт, широкий язык гладит верхнее нёбо.)
14. «Лошадка» (Рот широко открыт, широкий язык щёлкает по верхнему нёбу.)
15. «Автомат» (Зубы заборчиком, кончик языка ударяет в сомкнутые зубы со звуком «д-д-д».)
16. «Пулемёт» (Зубы заборчиком, кончик языка ударяет в сомкнутые зубы со звуком «т-т-т».)
17. «Барабанщики» (Рот широко открыт, широкий язык ударяет по верхнему нёбу со звуком «д-
д-д-д» в быстром темпе.)
18. «Заводим моторчик» (Рот открыт, широкий язык щёлкает по верхнему нёбу «дрррр –дррр –
дррр», постепенно убыстряя темп.)