Школьная примирительная комиссия – новая практика диалога
Автор: Шмакова Татьяна Владимировна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МАОУ СОШ №4 Населённый пункт: г. Сосновобрск Наименование материала: социальный проект Тема: Школьная примирительная комиссия – новая практика диалога Раздел: среднее образование
«ШКОЛЬНАЯ ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ – НОВАЯ ПРАКТИКА ДИАЛОГА».
В настоящее время широко обсуждается возможность внедрения примирительных
процедур как на судебной, так и на досудебной стадии. Одно из направлений, в рамках
которого может начать складываться практика примирения – урегулирование конфликтов в
подростковой среде, школьная медиация.
Цель проекта:
Повышение культуры мирного разрешения конфликтов среди подростков и развитие
социальной насыщенности образовательного пространства в целом: поддержка
гражданской самостоятельности подростков, содействие профилактики правонарушений
среди подростков.
Задачи:
- создание Школьной службы примирения как переговорной площадки для разрешения
школьных конфликтов, основанной на принципах толерантности, равноправия,
самостоятельности подростков;
- проведение тренинговых занятий и социальных акций для подростков по развитию
культуры разрешения конфликтов;
- Организация выступлений для педагогов, родителей и школьников по вопросам
внедрения медиации, способах снижения конфликтности в подростковой среде.
Содержание проекта:
Проект носит образовательный характер, он направлен на формирование культуры
мирного разрешения конфликтов в подростковой среде. Группа в составе психолога,
социального педагога создает Школьную службу примирения. Медиаторами выступают
учащиеся 7-11 классов, прошедшие специальную подготовку. При поддержке Управления
образования г. Сосновоборска необходимо организуется площадка, в рамках которых
приглашенные специалисты готовят медиаторов- школьников. Данная работа направлена
на обучение подростков поведению в конфликтных ситуациях, формирование культуры
работы с конфликтами. Важная составляющая проекта – участие медиаторов из Школьной
службы примирения в разрешении конфликтов, возникающих в школе. Информация о
конфликте поступает либо от школьного психолога, либо от педагогов, администрации,
родительского комитета или самих школьников, если данные стороны заинтересованы в
привлечении медиатора и мирном урегулировании спора. Руководитель проекта
осуществляет управление деятельностью по проекту.
Целевая группа проекта:
- учащихся 7-11 классов школы;
- социальный педагог, школьный психолог; педагоги
К проекту необходимо привлечь следующие организации:
- Управление образования администрации г. Сосновоборска;
- КДН и ЗП администрации г. Сосновоборска;
Планируемые результаты проекта:
- Складывание новой практики разрешения конфликтов в школьной среде (работа службы
примирения в направлении разрешения конфликтов МБОУ СОШ №4
- Обучение подростков основным навыкам работы с конфликтными ситуациями;
- Организация выступлений для педагогов, родителей и школьников с целью продвижения
проекта – как на школьном, так и на муниципальном уровнях;
- Проведение социальной акции по трансляции опыта: самостоятельная подготовка
школьниками под руководством педагогов итогового информационного издания (буклета)
о работе проекта;
- Освещение проекта на сайте школы.
Этапы реализации проекта :
Этап
Содержание деятельности
Сроки
Участники/
исполнители
1.
Изучение ситуации по
правонарушениям и конфликтам
в школе (внутришкольный учет).
Рассмотреть практику разрешения
типичных конфликтов в школе.
Сентябрь 2015 г.
Социальный педагог,
психолог
2.
Материальное обеспечение
деятельности службы
Октябрь 2015 г.
Администрация
школы
3.
Информационные сообщения
(презентации) для педагогического
коллектива (классных
руководителей) и инспекторов ПДН.
Октябрь 2015 г.
Социальный педагог,
психолог
4.
Выпус
к
инфор
мацио
нного
бюлле
теня
(стать
и на
сайте
школы
) о
начале
проек
та.
Октябрь 2015г.
Социальный
педагог, психолог
5.
Информационное сообщение
(презентации) для Совета
старшеклассников и Ребячьего
совета о начале проекта.
Октябрь 2015 г.
Зам. директора по
ВР
6.
Информационные сообщения
(презентации) для родителей (на
родительских, собраниях) о начале
проекта. Просить их предоставлять
информацию в службу о
конфликтах/правонарушениях
Октябрь 2015 г.
Социальный педагог,
психолог
7.
Разработка пакета документов,
обеспечивающих работу службы
(формы заявок и отчетов, журнал
регистрации поступивших заявок,
кодекс сотрудника службы,
информационные листы о работе
службы и т.п.).
Октябрь 2015 г.
Социальный педагог,
психолог
8.
Обучение педагогов - сотрудников и
партнеров службы навыкам ведения
программ восстановительного
правосудия.
Ноябрь 2015 г.
Специалисты Центра
«Сотрудничества на
местном уровне
9.
Обучение педагогов -
сотрудников службы навыкам
проведения мониторинга
качества и результативности
работы Школьной службы
примирения,- составления
отчетности по проекту.
Ноябрь 2015г.
Специалисты Центра
«Сотрудничества на
местном уровне
10.
Презентация проекта среди
учащихся школы. Привлечение и
набор волонтеров для работы в
Детской службе примирения.
Ноябрь 2015 г.
Социальный педагог,
психолог
11.
Обучение детей - волонтеров
службы, ведущих программ
примирения. Создание команды
детей, способных работать в
Ноябрь 2015 г.
Специалисты Центра
«Сотрудничества на
местном уровне
службе примирения, создание
мотивации на приобретение новых
навыков.
12.
Работа службы по разрешению
конфликтных ситуаций. Проведение
подростками программ примирения
среди подростков. Документирование
работы службы (отчеты).
Декабрь –май 2016
г.
Куратор службы,
социальный педагог,
психолог
13.
Подведение итогов. Итоговая
оценка эффективности
деятельности по проекту.
Май 2016 г.
Куратор службы,
социальный педагог,
психолог
Этапы создания Школьной службы примирения
Этап / мероприятие
Ответственные
1. Встречи с администрацией школы - директором и
его заместителями
специалисты Центра
2. Презентация проекта для педагогического
коллектива Школы
специалисты Центра
3. Принятие Школой решения о создании Службы
Школа
4. Заключение договора между Центром и Школой
Центр + Школа
5. Определение куратора площадки в Школе
Школа
6. Определение стратегии и критериев набора
подростков в ШСП
Центр + Школа
7. Определение состава команды подростков для
обучающего тренинга (разработка анкет, проведение
анкетирования)
Центр + Школа
8. Обучающий трехдневный семинар для команды
ШСП (1-я ступень)
специалисты Центра
9. Создание Положения о ШСП в школе, проведение
презентационных мероприятий
команда ШСП совместно с
куратором
10. Супервизорское сопровождение деятельности
площадки (анализ случаев)
специалисты Центра
совместно с командой ШСП и
куратором
11. Тренинг коммуникативных навыков для команды
ШСП
специалисты Центра
12. Включение ШСП в деятельность
профессионального сообщества (Всероссийскую
ассоциацию восстановительной медиации,
Ассоциацию кураторов служб примирения и
медиаторов г. Москвы), участие в конференциях и
других мероприятиях, презентация площадки
Школа
13. Подведение итогов и анализ работы ШСП за
учебный год (семинар)
специалисты Центра
совместно с командой ШСП и
куратором
14. Перевод Службы в самовоспроизводящийся
режим: Обучающий семинар (2-я ступень) - тренинг
для тренеров
специалисты Цен