Автор: Саткулова Галина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФКОУ "МКК "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая работа
Тема: Теоретические основы музейной педагогики. Модель музейной педагогики в составе дидактической системы ОУ
Раздел: среднее образование
ФКОУ "МКК "Пансион воспитанниц МО РФ"
Теоретические основы музейной педагогики. Модель музейной педагогики в составе
дидактической системы ОУ
Музейная педагогика
В нашей стране это понятие начало употребляться с начала 1970 годов.
А. Разгон в 1982 году на конференции в г.Иваново «Музей и школа»
первым сказал о том, что создание такого научного термина, как
«музейная педагогика, представляется насущной практической
задачей»
Актуальность темы
1.Общество в условиях мирового экономического кризиса нуждается
все в большей степени в единой идеологической концепции,
опирающейся на идею спасения нации, сохранения её истории.
Один из возможных удачных путей реализации этой концепции
создание творческих объединений учащихся, клубов, обществ, музеев.
2. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством
в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-
историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя
как субъекта культуры.
3.Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт
рационального познания переплетается с чувственным, вызывает
необходимость существования музейной педагогики.
В настоящее время музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея,
становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-
патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном
процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на
сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев –
суть новой Образовательной парадигмы XXI века.
Педагогический словарь даёт следующее
определение музейной педагогике:
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности
культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев
на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с
образовательными учреждениями».
Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:
«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики,
психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует
музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и
восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики
являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического
воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а
также с определением музея в системе учреждения образования».
Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке
музееведения, педагогики, психологии.
Опытно-экспериментальная работа ОУ
При разработке инновационного проекта во внедрению программ воспитания школьников
средствами музейной педагогики администрация учебного общеобразовательного учреждения
и авторы-разработчики, составители проектов встретились с определёнными трудностями. Для
того, чтобы помочь преодолеть эти трудности, мы для себя создали модель музейной
педагогики в составе дидактической системы школы.
В первую очередь определили структуру модели музейной педагогики, которая включает в
себя:
•
цель,
•
задачи,
•
направления,
•
специальные требования,
•
формы и методы работы,
•
принципы,
•
музейные педагогические технологии.
Цель музейной педагогики -создание условий для развития личности
путём включения её в многообразную деятельность школьного музея
Задачи музейной педагогики:
•
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
•
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
•
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения
успешно адаптироваться в окружающем мире;
•
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности
реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою
неповторимую индивидуальность;
•
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной
практики;
•
Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной
компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата
музейной педагогики
Направления деятельности школьного музея:
Поисково-собирательское.
Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской
работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно
разрабатывать любую тему, интересующую школьников.
Экспозиционное (оформительское)
Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
-Разработка концепции будущей экспозиции ;
-Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции
Экскурсионное
коллективный осмотр музея под руководством ответственного по заранее намеченной
теме и специальному маршруту в сочетании показа и рассказа об истории экспонатов
Культурно-массовые мероприятия, дела
проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой
Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с
местным населением.
Формы и методы работы
В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и
методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе,
обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью.
Конечно мы понимаем, что успехи воспитательной деятельности связаны, прежде
всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать
познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, поэтому на втором
этапе нашей опытно-экспериментальной работы больше внимания будем уделять
внедрению музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс, формированию
гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели
современной школы, выполняющей социальный заказ общества и нашей опытно-
экспериментальной работы.