Напоминание

Теоретические основы музейной педагогики. Модель музейной педагогики в составе дидактической системы ОУ


Автор: Саткулова Галина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФКОУ "МКК "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая работа
Тема: Теоретические основы музейной педагогики. Модель музейной педагогики в составе дидактической системы ОУ
Раздел: среднее образование





Назад




ФКОУ "МКК "Пансион воспитанниц МО РФ"

Теоретические основы музейной педагогики. Модель музейной педагогики в составе

дидактической системы ОУ

Музейная педагогика

В нашей стране это понятие начало употребляться с начала 1970 годов.

А. Разгон в 1982 году на конференции в г.Иваново «Музей и школа»

первым сказал о том, что создание такого научного термина, как

«музейная педагогика, представляется насущной практической

задачей»

Актуальность темы

1.Общество в условиях мирового экономического кризиса нуждается

все в большей степени в единой идеологической концепции,

опирающейся на идею спасения нации, сохранения её истории.

Один из возможных удачных путей реализации этой концепции

создание творческих объединений учащихся, клубов, обществ, музеев.

2. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством

в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-

историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя

как субъекта культуры.

3.Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт

рационального познания переплетается с чувственным, вызывает

необходимость существования музейной педагогики.

В настоящее время музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея,

становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-

патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном

процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на

сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев –

суть новой Образовательной парадигмы XXI века.

Педагогический словарь даёт следующее

определение музейной педагогике:

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности

культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев

на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с

образовательными учреждениями».

Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:

«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики,

психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует

музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и

восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики

являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического

воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а

также с определением музея в системе учреждения образования».

Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке

музееведения, педагогики, психологии.

Опытно-экспериментальная работа ОУ

При разработке инновационного проекта во внедрению программ воспитания школьников

средствами музейной педагогики администрация учебного общеобразовательного учреждения

и авторы-разработчики, составители проектов встретились с определёнными трудностями. Для

того, чтобы помочь преодолеть эти трудности, мы для себя создали модель музейной

педагогики в составе дидактической системы школы.

В первую очередь определили структуру модели музейной педагогики, которая включает в

себя:

цель,

задачи,

направления,

специальные требования,

формы и методы работы,

принципы,

музейные педагогические технологии.

Цель музейной педагогики -создание условий для развития личности

путём включения её в многообразную деятельность школьного музея

Задачи музейной педагогики:

Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения

успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности

реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою

неповторимую индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной

практики;

Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной

компетентности музейного педагога;

Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата

музейной педагогики

Направления деятельности школьного музея:

Поисково-собирательское.

Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской

работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно

разрабатывать любую тему, интересующую школьников.

Экспозиционное (оформительское)

Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:

-Разработка концепции будущей экспозиции ;

-Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции

Экскурсионное

коллективный осмотр музея под руководством ответственного по заранее намеченной

теме и специальному маршруту в сочетании показа и рассказа об истории экспонатов

Культурно-массовые мероприятия, дела

проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой

Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с

местным населением.

Формы и методы работы

В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и

методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе,

обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью.

Конечно мы понимаем, что успехи воспитательной деятельности связаны, прежде

всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать

познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, поэтому на втором

этапе нашей опытно-экспериментальной работы больше внимания будем уделять

внедрению музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс, формированию

гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели

современной школы, выполняющей социальный заказ общества и нашей опытно-

экспериментальной работы.



В раздел образования