Автор: Халитова Анна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС№13
Населённый пункт: город Полярный, Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Использование здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми первой младшей группы»
Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой,
интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать.
У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше
приспосабливается
к
смене
условий
и
адекватно
воспринимает
предъявленные к нему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка к
формированию характера, развития воли, природных способностей.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья.
Существуют
разнообразные
формы
и
виды
деятельно сти,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним
из
средств
решения
задач
по
сохранению,
поддержанию
и
обогащению
здоровья детей становятся здоровьесберегающие технологии.
В
своей
работе я
использую
разнообразные
здоровьесберегающие
технологии, направленные на сохранение и повышение резервов детского
здоровья. А именно:
Утренняя гимнастика;
Подвижные игры;
Пальчиковые игры и упражнения;
Дыхательная гимнастика;
Зрительная гимнастика;
Бодрящая гимнастика;
Закаливание.
Утренняя
зарядка
в
детском
саду
является
ежедневным
занятием,
направленным
на
выполнение
различных
комплексов
физических
упражнений.
Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные
задачи,
а
именно:
«разбудить»
организм
ребенка,
настроить
его
на
действенный
лад,
стимулировать
работу
внутренних
органов
и
органов
чувств,
способствовать
укреплению
косно-мышечного
аппарата,
профилактике нарушений осанки и плоскостопия, оздоровлению организма в
целом.
Утренняя гимнастика ценна тем, что у детей вырабатывается привычка
и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения.
Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает
возможность переключить внимание на совместные формы деятельности.
Подвижная игра оказывает всестороннее воздействие на физическое
развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность
вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена,
повышает жизненный тонус.
Оздоровительный эффект тесно связан с положительными эмоциями
детей и благотворно влияет на психику ребенка. Например, любимые всеми
детьми «Мишка косолапый», «Курочка-хохлатка», «Самолеты».
В своей практике я использую пальчиковую гимнастику и самомассаж
кистей рук.
Разучивание
текстов
с
использованием
«пальчиковой»
гимнастики
стимулирует
развитие
речи,
пространственного
мышления,
внимания,
воображения,
воспитывает
быстроту
реакции
и
эмоциональную
выразительность. Дети с удовольствием играют в «Ладушки», «Сороку –
ворону» и загибают пальчики под стихотворные тексты.
Игровой
самомассаж
–
это
уникальная
тактильная
гимнастика,
благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов,
расположенных
на
коже.
Он
является
эффективным
средством
совершенствования
таких
психических
функций,
как
внимание,
память,
зрительно
–
моторная
координация,
а
также
развитие
речевой
сферы.
Например, я использую, такое игровое упражнение, как «Веселые ежи». На
каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями.
Поверхности
«иголочек»
касаются
не
только
пальцы,
но
и
ладони.
Направления движения – к себе.
«Гладь мои ладошки еж,
Ты колючий ну и что ж.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить».
Следующая технология, которую я использую в работе с детьми, это
бодрящая гимнастика. Она направлена на постепенный переход ото сна к
бодрствованию.
По окончании дневного сна я провожу упражнения, которые помогают
детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднять мышечный
тонус.
Ведь пробуждение
является
одним
из
важнейших
моментов,
способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для
ребенка. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков
и резких движений. Комплекс упражнений включает в себя такие элементы,
как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы
пальчиковой
гимнастики,
гимнастики
для
глаз,
элементы
дыхательной
гимнастики.
Еще
я
использую
массажные
дорожки
для
профилактики
плоскостопия,
ступая
по
которым
стопа
ребёнка
получает
специальную
разминку
для
мышц,
поддерживающих
её
в
правильном
положении,
одновременно происходит массаж нижней части стопы.
Дыхательная гимнастика.
Дыхание - это один из важнейших физиологических процессов. От
дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная
деятельность, работоспособность и выносливость.
Цель
проведения
дыхательной
гимнастики
—
это,
прежде
всего,
укрепление
их
здоровья. Систематическое
проведение
дыхательной
гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной
мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и
другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по
формированию у дошкольников здорового образа жизни. Мы с детьми дуем
на вертушки, сдуваем листочки, снежинки с ладошки и т.д.
Зрительная гимнастика. Глаза ребёнка являются основным источником
знаний о внешнем мире, поэтому заслуживают исключительного внимания и
бережного отношения. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им
пользоваться - важнейшая задача.
Гимнастика
для
глаз
снимает
зрительное
напряжение,
повышает
зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует
предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также
более
быстрому
восстановлению
работоспособности
и
эффективному
усвоению
учебного
материала.
Цель
гимнастики
для
глаз:
профилактика
нарушения зрения.
Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на
организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим
по
силе
и
длительности
воздействиям.
В
своей
работе
я
использую
следующие
приемы
закаливания:
сон
без
маечек,
умывание
лица
и
рук
прохладной водой, босохождение после сна. Без регулярности в проведении
любое закаливание неэффективно. Только систематические закаливающие
процедуры без привязки к времени года дают положительный результат.